Особенности родительского отношения и эмоционального благополучия у детей с разным уровнем адаптации дошкольного учреждения
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности родительского отношения и эмоционального благополучия у детей с разным уровнем адаптации дошкольного учреждения»
по дисциплине: «Психология»
2020
23.00 BYN
Особенности родительского отношения и эмоционального благополучия у детей с разным уровнем адаптации дошкольного учреждения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе имеется только 1 глава.
Поделиться
Введение
1. Теоретический анализ проблемы родительского отношения и эмоционального благополучия у детей с разным уровнем адаптации дошкольного учреждения
1.1 Проблема эмоционального благополучия у детей раннего возраста с разным уровнем адаптации
1.2 Понятие родительского отношения
1.3 Проблема адаптации ребенка к учреждению дошкольного образования
Список использованных источников
Введение
Каждую ступень развития ребенка следует рассматривать как важную составляющую его развития, ведь в том или ином возрасте ребенок сталкивается с задачами, характерными только для этого периода детства, и от того, насколько успешно эти задачи будут решены, в дальнейшем будет зависеть развитие и становление ребенка как личности. Негативные последствия будут наблюдаться в том случае, если тот или иной возрастной период преодолен ребенком неполноценно, а это, в свою очередь, напрямую зависит от родителей.
Например, если родители (другие близкие взрослые, к которым сформирована привязанность) ограничивают ребенка в возрасте до 3-х лет в ласке, любви и физическом контакте, то это в состоянии привести к отставанию в познании окружающего мира, к снижению активности, проявлению ребенком пассивности и апатии, нарушению коммуникаций с окружающими. Недостаточный эмоциональный опыт на ранних этапах развития приводит к тому, что у ребенка могут возникнуть адаптационные проблемы, малыш будет неуспешен в описании собственных эмоциональных переживаний, распознавании и учете чувств других людей (проявление эмоциональной невосприимчивости). На этот факт обращали внимание многие как отечественные, так и зарубежные педагоги и психологи (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, М. И. Лисина и др.), по мнению которых процесс формирования эмоций человека является важнейшим условием развития его как личности [20].
Эмоциональное благополучие ребенка обусловлено тем, как родители к нему относятся, обеспечивают ли необходимую безопасность, удовлетворяют ли потребности ребенка в принятии.
Под родительской позицией следует понимать интегральное взаимодействие жизненной, личностной и социально-ролевой позиций отца и/или матери. Являясь в период становления родительства производным общих позиций личности, родительская позиция оказывает на них обратное влияние в период зрелости родителя.
Согласно анализу научной литературы, сущность понятия «позиция» рассматривалось в философских трактовках (в качестве жизненной позиции – К.А. Абульхановой-Славской); в социологических и социально- психологических течениях (в качестве социальной позиции – Г.М. Андреевой, И.С. Коном, А.В. Петровским и др.); в психологии личности как позиция личности (А.Г. Асмоловым, Л.И. Божович), в психологии труда, в возрастной и педагогической психологии – в качестве ролевой позиции, внутренней позиции (Л.И. Божович, Н.Е. Веракса, В.С. Мухиной, Л.А. Петровской и др.) [7; 9; 13; 14; 16; 25].
1. Теоретический анализ проблемы родительского отношения и эмоционального благополучия у детей с разным уровнем адаптации дошкольного учреждения
1.1 Проблема эмоционального благополучия у детей раннего возраста с разным уровнем адаптации
Термин «эмоциональное благополучие» все чаще встречается в современной литературе применительно к детям разного возраста, но только некоторые авторы дают его определение [4; 5; 26]. Анализ и обобщение работ этих авторов позволили сформулировать следующее определение эмоционального благополучия.
Эмоциональное благополучие – это стабильное эмоционально-позитивное состояние ребенка, которое выражается в чувстве безопасности, позитивном самосознании в отношениях с другими людьми и служит основой его высокой познавательной активности. Это основа формирования отношения ребенка к миру и развития всех сфер его будущей личности.
В этом случае эмоциональное благополучие можно рассматривать как определенный континуум, один полюс которого соответствует определению, данному выше, а другой представляет различные нарушения эмоционального благополучия. Чаще всего эти нарушения представлены в виде патологических привычек, страхов, нарушения привязанности к матери, проблем со сном, кормления, повышенной слезливости, патологической привязанности к определенным объектам, двигательной расторможенности, агрессивности, повышенного упрямства, возникновения регрессивных форм поведения и снижение познавательной активности, а также задержек в развитии предметной деятельности, речи, самосознания ребенка [5, с. 125].
Вопрос о причинах нарушений эмоционального благополучия достаточно сложен, поскольку требует систематического взгляда на эту проблему.
Так, в психоанализе основой для развития ребенка считается своевременное и качественное удовлетворение матерью биологических потребностей ребенка. Но психологической науке известны случаи нарушения у детей эмоционально-познавательной сферы, хотя их биологические потребности были удовлетворены. Опыт удовольствия при удовлетворении биологических потребностей и стремление к этому является основой психосексуального развития. Первоначально у ребенка развивается «любовь к заботе», которую осуществляет мать, поэтому любовь к матери основана на том факте, что мать является объектом, с которым связаны положительные эмоции, поскольку она удовлетворяет потребности своего ребенка. Мать становится первым объектом привязанности и для всех нужд в целом.
1.2 Понятие родительского отношения
Согласно концепции отношений В.Н. Мясищева, ядром личности является индивидуально-интегрированная система ее субъективно-оценочных, сознательно-избирательных отношений с реальностью, которые представляют собой усвоенный опыт взаимоотношений с другими людьми в социальной среде [14].
Позиция индивида означает, по сути, интеграцию доминирующих избирательных отношений человека в любое существенное для него дело. В.Н. Мясищев выделил три области проявления этих отношений: природные явления (мир вещей); люди и социальные явления; сам субъект – это человек.
Система отношений определяет характер переживаний личности, восприятие реальности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия. Все компоненты психической организации человека так или иначе связаны с отношениями, более того, функциональные возможности человека в организации деятельности могут быть определены только на уровне активно позитивного отношения к его задаче.
Исходя из этих положений, можно интерпретировать родительскую позицию как систему отношений личности родителя к особому виду деятельности – воспитанию детей [14].
Родительское отношение – это система отношений родителя (отца, матери) с: ребенком, самим родителем (отцом, матерью), родительской ролью, родительскими обязанностями в общеобразовательной и воспитательной практике. Родительское отношение определяет совокупность родительских установок и мотивов, которыми руководствуются родители при воспитании ребенка; система целей и ценностей, на которые направлено семейное воспитание, и тем самым определяет характер воспитательной практики в семье.
Отношение к родительству в целом можно охарактеризовать через призму его восприятия родителями как: счастливое, приносящее гордость и радость; тяжелое, приносящее неприятности; требующее усилий для саморазвития, самостоятельного изменения личности отца и матери; способствующее их самореализации.
Отношение к родительской (отцовской, материнской) роли проявляется в принятии, отклонении или двойственном отношении как к своей роли, так и к роли другого родителя; адекватное принятие собственной родительской роли (отца или матери). В то же время важно не только принять собственную роль, но и роль партнера. Непринятие роли отца приводит к изменению родительского положения матери. Сначала оно становится нестабильным с точки зрения социальной роли, а затем перверсивным. Подобный механизм работает для отцов [22, с. 350].
1.3 Проблема адаптации ребенка к учреждению дошкольного образования
Существуют разные определения понятия «адаптация».
По мнению Г.А. Балла, под адаптацией принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям окружающей среды [2].
К. Дарвин установил (1859), что эволюция живых форм осуществляется через эволюцию их адаптации к окружающей среде. С тех пор в биологии была создана концепция, согласно которой адаптация не является чем-то присущим организмам заранее, но всегда возникает и развивается под влиянием трех основных факторов эволюции живых существ – изменчивости, наследственности и естественного отбора [18, с. 19].
Очень важный вклад в развитие концепции адаптации внес Жан Пиаже. Адаптация, согласно Ж. Пиаже, обеспечивает баланс между воздействиями окружающей среды в ходе осуществления деятельности, характерной для человека, процесс которой позволяет человеку удовлетворять насущные потребности и реализовывать важные для него цели, обеспечивая при этом соблюдение максимальной активности человека, его поведение, экологические требования» [23, с. 48].
А. Остроухова определяет адаптивность как «уровень фактической адаптации человека, уровень его социального статуса и самосознания, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Человек может быть гармоничным и приспособленным, или дисгармоничным и неадаптивным».
Дезадаптация всегда психосоматична (и душа, и тело) и протекает в трех формах – невротической (невроз), агрессивно-протестной и капитуляционно-депрессивной (психосоматические заболевания и поведенческие расстройства). Адаптивность зависит от индивидуальных особенностей личности ребенка. Индивидуальные характеристики включают психологические свойства человека, такие как темперамент, способности, эмоциональность [10, с. 28].
Адаптацию можно рассматривать как неотъемлемую часть социализации и как ее механизм. Существует два типа адаптации: психофизиологическая и социально-психологическая. Между ними существует взаимозависимость. Социально-психологическая адаптация – это овладение индивидуальной ролью при выходе в новую социальную ситуацию. По результатам данного процесса социально-психологическая адаптация может быть различной: негативной, позитивной, по механизму реализации – принудительной и добровольной.
1. Авдеева, Н. Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем возрасте / Н.Н. Авдеева // Дошкольное воспитание. – 2005. – №3. – С.101-106.
2. Балл, Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г. А. Балл // Вопросы психологии. – 2000. – №1. – С.22-29.
3. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин, В. С. Аванесов. – СПб.: Речь, 2000. – 440 с.
4. Жигалин, С. С. Родительские позиции как система отношений родителя / С. С. Жигалин // Сборник статей по материалам пятого конгресса молодых ученых и специалистов «Науки о человеке» / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск, СибГМУ. – 2004. – 413 с.
5. Жигалин, С. С. Психологическая сущность и типология родительских позиций / С. С. Жигалин //Наука и образование Зауралья. – 2003. – № 1. – С.125-131.
6. Жигалин, С. С. Особенности материнской и отцовской родительской позиций в аспекте социально-ролевой адекватности семьи подростка / С. С. Жигалин // Международная конференция «Психология общения: социокультурный анализ». – Ростов-н/Д.: Российское психологическое общество; Ин-т Психологии РАН и др., 2003. – С.249-250.
7. Захарова, Е. И. Особенности принятия родительской позиции / Е. И. Захарова, А. И. Строгалина // Психологическая диагностика. – 2005. – № 4. – С. 59-69.
8. Иванова, Е. Л. Не хочу в детский сад! / Е. Л. Иванова, Н. А. Гусева. – М. : Просвещение, 2009. – 78 с.
9. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Академия, 2000. – 342 с.
10. Косенюк, Р. Р. Педагогическая поддержка детей раннего возраста / Р. Р. Косенюк // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2007. – №9. – С.27-31.
11. Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / В. Костина // Дошкольное воспитание. – 2006. – №1. – С.34-36.
12. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева; под ред. О.А. Шаграевой, С.А Козловой. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
13. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития. Детство, отрочество: Учебник для вузов / В. С. Мухина. – М.: ACADEMIA, 2000. – 413 с.
14. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. – Москва-Воронеж: Ин-т практич. психологии, Модэк, 1995. – С. 348.
15. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. – М. : Тривола, 1996. – 345 с.
16. Овчарова, Р. В. Психология родительства : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. В. Овчарова. – М. : Академия, 2005. – 368 с.
17. Павлова, Л. О современной проблеме раннего возраста / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2003. – №8. – С.9-12.
18. Пахомова, Н. У групе – навічок. Адаптацыйны перыяд ў яслях-садзе / Н. Пахомова // Пралеска. – 1999. – №9. – С.19-20.
19. Поветьева, М. Н. Связь типа родительского отношения с личностными качествами родителя и ребенка : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / М. Н. Поветьева. – М., 2003. – 236 с.
20. Попцова, Е. В. Качества матери и психическое развитие ребенка : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13 / Е. В. Попцова. – М., 1995. – 17 с.
21. Римашевская, Н. В. Проспективное исследование материнского поведения и его влияния на психическое развитие детей раннего возраста / Н. В. Римашевская, Л. Ф. Кремнева // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2002(2). – № 3. – С. 7–13.
22. Скобло, Г. В. Система «мать–дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики / Г. В. Скобло, О. Ю. Дубовик // Психология и психоанализ беременности : учеб. пособие по психологии материнства ; ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара : БАХ-РАХ-М, 2003. – С. 346–351.
23. Соловьева, Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада / Е. Соловьева // Дошкольное воспитание. – 1993. – №8. – С.48-52.
24. Спиваковская А. С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви) / А. С. Спиваковская. – М.: Педагогика, 1986. – 160 с.
25. Филиппова, Г. Г. Психология материнства : учеб. пособие / Г. Г. Филиппова. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 239 с.
26. Филипова, Г. Г. Эмоциональное благополучие ребенка. К проблеме определения понятия. / Г. Г. Филипова // Исследовательский Центр Семьи и Детства РАО Научный Центр Психического Здоровья РАМН, 2004. – 22 с.
27. Харитонова, Н. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста / Н. Харитонова // Дошкольное воспитание. – 2006. – №6. – С.3-12.
28. Шматкова, И. В. Психологическая помощь при нарушениях эмоционального благополучия у детей раннего возраста : учебно-методическое пособие для вузов/ И. В. Шматкова; рец. И. Е. Валитова ; УО "Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина". – Брест : БрГУ им. А.С. Пушкина, 2013. – 92 с.
29. Эйдемиллер, Э. Психология и психотерапия семьи / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – 4-е изд., перер. и дополн. – СПб.: Питер, 2008. – 672 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе имеется только 1 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты