Формирование экономической культуры младших школьников средствами цифровых технологий
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование экономической культуры младших школьников средствами цифровых технологий»
по дисциплине: «Методика преподавания предмета Человек и мир»
2020
45.00 BYN
Формирование экономической культуры младших школьников средствами цифровых технологий
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания предмета Человек и мир
Организация: СШ №1 г. Хойники, ГУО
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Цифровые средства обучения
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика диагностики уровня экономической культуры младших школьников
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты первичной диагностики
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Конспект урока по экономике в 4 классе №1 на тему: « Построим свою фирму»
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Результаты вторичной диагностики
Поделиться
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования экономической культуры младших школьников
1.1 Экономическая культура как педагогическая проблема
1.2 Средства цифровых технологий в работе с учащимися начальных классов современной общеобразовательной школы
Глава 2. Программа формирования экономической культуры младших школьников средствами цифровых технологий
2.1 Формирование экономической культуры младших школьников средствами цифровых технологий
2.2 Опытно-экспериментальная работа по развитию экономической культуры учащихся младшего школьного возраста
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования экономической культуры младших школьников
1.1 Экономическая культура как педагогическая проблема
В период усложнения общественной жизни, когда наша страна находится в новых экономических отношениях, первостепенное значение имеют проблемы культуры, духовного и нравственного возрождения человека и страны в целом. Без такого возрождения общество не может стать цивилизованным, даже если оно успешно преодолеет экономический и политический кризис.
Важность роли культуры в жизни каждого человека и общества трудно переоценить. Способ мышления и действия, общие культурные взгляды и ценности являются основными средствами интеграции изолированных людей в разумно организованное сообщество. Экономическая культура – это и формирование экономически значимых личностных качеств, и принятие обоснованных экономических решений, и развитие экономического мышления на уровне, доступном для младшего школьника, и формирование экономических навыков, связанных с экономической целесообразной деятельностью, присущей младшему школьнику [14].
Экономическая культура подразумевает раннее экономическое воспитание и образование. Экономическое обучение формирует преимущественно систематические теоретические взгляды, а экономическое воспитание формирует убеждения, мотивы, установки, ценностные ориентации личности. Тесно связанные воспитание и обучение формируют у учащихся рационально-эмоциональные духовные качества. Сплав знаний, убеждений и действий человека формирует его новые качества – идеологию, сознание.
Благодаря органическому слиянию процессов экономического образования и воспитания создается «мост» для перехода знаний в убеждения и действия, обеспечивается единство в развитии и взаимном обогащении экономического мышления, практических навыков экономической деятельности и соответствующих социально-психологические качества личности [6, с.56].
Глава 2. Программа формирования экономической культуры младших школьников средствами цифровых технологий
2.1 Формирование экономической культуры младших школьников средствами цифровых технологий
Оценку состояния проблемы применения цифровых технологий в практике работы современной школы в рамках проводимого исследования осуществим на базе ГУО «СШ №1 г.Хойнкик» на примере деятельности учителей начальной школы.
Цифровые средства обучения здесь – обязательный элемент оснащения образовательного процесса и наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения является одним из главных компонентов дидактической системы. Наличие этих ресурсов дало возможность учителям начальной школы не просто использовать их для демонстрации, но и для обучения, что породило специальную систему коммуникации, прямую и обратную связь – ученик становится субъектом процесса обучения.
Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволило учителю работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию, а также предоставляет уникальные возможности для работы и творчества, при этом обеспечивая потрясающую легкость в управлении. Интерактивная доска стала особой средой, из которой учитель может извлечь много образовательных возможностей и строить с ее помощью урок, реализуя необходимую тактику. Кроме того, сохраняется уровень креативности, так как и ученик активно участвует в работе. Образовательный процесс становится более гибким.
В настоящее время учителя ГУО «СШ №1 г.Хойники» достаточно хорошо освоили такое инструментальное средство как PowerPoint 2007. Эта технология позволила им импортировать файлы практически всех типов для создания современного, с богатой графикой и качественным звуком электронного средства обучения. При разработке электронных средств обучения педагогами широко применяется инструмент гиперссылок, параллельных ветвей алгоритма и различные анимационные эффекты. Презентация позволяет достичь поставленной цели во время учебно-воспитательного и образовательного процесса.
Заключение
В ходе исследования разработана и реализована система работы по формированию экономической культуры младших школьников средствами цифровых технологий.
Так, осуществлен теоретический анализ проблемы формирования экономической культуры детей младшего школьного возраста.
Формирование экономической культуры – это организационно-педагогическая деятельность, специально разработанная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. Структура экономической культуры младших школьников представляет собой совокупность основных компонентов: потребностно-мотивационного, информационно-познавательного, личностно-ценностного и деятельностного. Эффективность экономического воспитания младших школьников обеспечивается рядом условий.
Цифровые технические средства обучения – это устройства, которые помогают учителю предоставлять учащимся образовательную информацию, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний и контролировать результаты обучения.
Также изучено состояние проблемы в практике работы общеобразовательной школы.
Цифровые средства обучения, используемые в ГУО «СШ №1 г.Минска» – одно из главных и обязательных условий качественного образования. На базе средней школы функционирует мобильный кабинет – система беспроводной организации сети. В состав мобильного кабинета ГУО «СШ №1 г.Минска» входят: макбук с предустановленным лицензионным программным обеспечением; макбуки с предустановленным лицензионным программным обеспечением. Цифровая лаборатория «Архимед» – это оборудование для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ.
Первичная диагностика уровня экономической культуры показала: в 45% случаев младшие школьники все же обладают достаточно развитой экономической культурой; еще 40% опрошенных показали средний уровень изучаемого критерия, остальные 15% – низкий уровень.
Кроме того, разработана и реализована программа формирования экономической культуры младших школьников средствами цифровых технологий, оценить ее эффективность.
1. Бордовская, Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с.
2. Глазунов, А.Т. Педагогические исследования: содержание, организация и обработка результатов / А.Т. Глазунов. – М.: АПО, 2003. – 78 с.
3. Григорьев, С.Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун. – Томск: ТМЛ-Пресс, 2008. – 286 с.
4. Дёмин, И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности / И.С. Дёмин // Школьные технологии. – 2001. – №5. – С.23-27.
5. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гайдарики, 2007. – 267 с.
6. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. – М.: Академия, 2001. – 256 с.
7. Кудрявцева, Т.Ю. Использование мультимедийных технологий как средства формирования информационной компетентности / Т.Ю. Кудрявцева // Дистанционное и виртуальное обучение. – М.: Изд-во СГУ, 2008. – №2. – С.63-67.
8. Куприянов, М. Дидактический инструментарий новых образовательных технологий / М. Куприянов // Высшее образование в России. – 2001. – №3. – С.39-44.
9. Малышева, Т.В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся / Т.В. Малышева // Учитель в школе. – 2010. – №4. – С.14-16.
10. Медиаобразование: сборник статей // Под ред. Л.С. Зазнобиной. – М.: МИПКРО, 1996. – 167 с.
11. Новосельцева, О.Н. Возможности применения современных средств мультимедиа в образовательном процессе / О.Н. Новосельцева // Педагогическая наука и образование в России и за рубежом. – Таганрог: ГОУ НПО ПУ, 2006. – №2. – С.145-152.
12. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус; под ред. П.И. Пидкасистого. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2014. – 624 с.
13. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В.2 кн. / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 576 с.
14. Прокопьев, И.И. Основы общей педагогики. Дидактика / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Мн.: ТетраСистемс, 2002. – 265 с.
15. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара: Учебная литература; ИД Федоров, 2011. – 224 с.
16. Савенков, А.И. Психология исследовательского обучения / А.И. Савенков. – М.: Академия, 2005. – 134 с.
17. Савенков, А.И. Я – исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников / А.И. Савенков. – Самара: Учебная литература, 2010. – 32 с.
18. Сасова, И.А. Экономика для младших школьников. Пособие для учителя / И.А. Сасова, М.М. Фирсова. – М.: Вита-Пресс, 2007 – 112 с.
19. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
20. Стахович, Л.В. Необходимость повышения финансовой грамотности молодежи как важнейший приоритет государственной политики [Электронный ресурс] / Л.В. Стахович. – Режим доступа: https://iq.hse.ru/more/finance/neobhodimost-povishenia-finansovoj-gramotnosti.
21. Тимушкова, Е.В. Формирование финансовой грамотности в основной общеобразовательной школе / Е.В. Тимушкова. – Челябинск, 2017. – 80 с.
22. Шутилов, Ф.В. Современные компьютерные технологии в образовании. Научная работа / Ф.В. Шутилов // Преподаватель 2000. – №3. – С.33-37.
23. Якушина, Е.В. Новая информационная среда и интерактивное обучение / Е.В. Якушина // Лицейское и гимназическое образование. – 2000. – № 2. – С.44-49.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Цифровые средства обучения
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика диагностики уровня экономической культуры младших школьников
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты первичной диагностики
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Конспект урока по экономике в 4 классе №1 на тему: « Построим свою фирму»
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Результаты вторичной диагностики
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты