Формирование экологической культуры младших школьников в процессе изучения предмета Человек и мир
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Готовые курсовые работы
на тему: «Формирование экологической культуры младших школьников в процессе изучения предмета Человек и мир»
по дисциплине: «Специальные методики школьного обучения»
2020
30 BYN
Формирование экологической культуры младших школьников в процессе изучения предмета Человек и мир
Тип работы: Готовые курсовые работы
Дисциплина: Специальные методики школьного обучения
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ План-конспекты
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"
1.2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА "ЧЕЛОВЕК И МИР"
2.1. ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.2. СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК И МИР»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В наше время одна из самых актуальных и самых тревожных проблем – взаимодействие человека и природы. И важно правильно сформировать экологическую культуру подрастающего поколения.
Экологическая культура – одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность.
Экологическое воспитание личности предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста. В младшем школьном возрасте продолжается формирование экологической культуры.
Целью экологического воспитания младших школьников является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.
В настоящее время появился ряд исследований в области экологического образования детей младшего школьного возраста, в которых рассматриваются отдельные аспекты формирования экологической культуры.
В это время необходимо воспитание потребностей, поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни, улучшения состояния окружающей среды. Ребенок должен получить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды.
Природа – это необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании основ экологической культуры, в воспитании разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества. Формирование экологической культуры предполагает использование комплексного подхода, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга экологических знаний и овладения практическими умениями.
Учитывая всё выше сказанное, мы считаем, что воспитание экологической культуры у детей младшего школьного возраста – важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.
Цель исследования – обосновать важность формирования экологической культуры младших школьников в процессе изучения предмета "Человек и мир" и разработать оптимальные формы формирования экологической культуры для детей с тяжелыми нарушениями речи.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Характеристика понятия "Экологическая культура"
Одной из основных целей экологического образования является формирование экологической культуры, под которой мы понимаем совокупность экологически развитых областей сознания, эмоций, чувств и деятельности человека.
Сегодня большинство ученых и практиков определяют цель экологического образования и воспитания как формирование экологической культуры личности и общества. В научной литературе существуют различные определения сущности этого качества, но все больше и больше предпочтений отдается подходу, при котором экологическая культура рассматривается как культура отношений человека с природой, другими людьми и с самим собой.
В широком смысле экологическая культура как культура взаимодействия общества и природы существовала на протяжении всей истории человечества. Источники экологической культуры следует искать во время перехода глобальной экосистемы от естественного к социально-естественному состоянию, в момент возникновения социальной формы жизни. Начавшись, развитие культуры не могло быть остановлено. И так возникали нелепые жалобы на прогресс. Но его «оценка воздействия на окружающую среду» необходима. Результатом такого исследования развития культуры станет выявление тенденции к углублению противоречия между природой и обществом по мере его развития.
Экологическая культура является неотъемлемой частью общей культуры человека и включает в себя различные виды деятельности, а также экологическое сознание человека, сформированное в результате этой деятельности (интересы, потребности, отношения, эмоции, переживания, чувства, эстетика, вкусы и т. д.).
Формирование экологических представлений младших школьников происходит в процессе экологического образования и неразрывно связано с ним. Вследствие этого, прежде всего, нужно узнать: что включает в себя понятие «экологическое образование». Есть несколько определений этого понятия. Рассмотрим некоторые из них.
Л.В. Моисеева дает экологическому образованию следующее определение: «Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью» [14].
ГЛАВА 2
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА "ЧЕЛОВЕК И МИР"
2.1. Проведение экскурсий в природу для детей младшего школьного возраста в рамках учебного предмета «Человек и мир»
Экскурсии – это форма и метод воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных привычных условиях (природа, исторические места, предприятия) или в музеях и на выставках. Экскурсия, построенная на принципах визуализации, самодеятельности учащихся и на определенной местности, является одним из наиболее ценных педагогических методов школьной работы. Способствует стимулированию и развитию у учащихся интереса к знаниям, образовательной деятельности, расширению их кругозора, обучению рассматривать факты и явления жизни во взаимосвязи и взаимодействии, сравнивая их друг с другом, делая обобщения и выводы, «видя» реальность. Экскурсии помогают учителю лучше узнать учеников и подружиться с ними.
Для каждого класса по учебной программы тема экскурсии определяется с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся. В начале изучения предмета «Человек и мир» – это наблюдение природных явлений, знакомство с правилами поведения в природе. По мере накопления знаний тема становится все более сложной, на последних этапах совершаются экологические экскурсии, изучаются взаимоотношения организмов в сообществах, взаимоотношения живой и неживой природы, использование человеком природных богатств и их влияние на природу. Неотъемлемой частью любой экскурсии, независимо от ее темы, является ориентация на окружающую среду [20].
Экскурсия, как правило, является единственным способом знакомства путешественника с особенностями музея или выставки, культурного центра, региона, страны.
Все экскурсии включают предмет и объект экскурсии, цель осмотра, экскурсии по региону или городу.
Основным пунктом экскурсии является «экскурсионный показ» объекта экскурсии, а также «история экскурсии», которая представляет собой комментарий к историческому, природному или культурному объекту.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня большинство ученых и практиков определяют цель экологического образования и воспитания как формирование экологической культуры личности и общества. В научной литературе существуют различные определения сущности этого качества, но все больше и больше предпочтений отдается подходу, при котором экологическая культура рассматривается как культура отношений человека с природой, другими людьми и с самим собой.
В широком смысле экологическая культура как культура взаимодействия общества и природы существовала на протяжении всей истории человечества. Источники экологической культуры следует искать во время перехода глобальной экосистемы от естественного к социально-естественному состоянию, в момент возникновения социальной формы жизни. Начавшись, развитие культуры не могло быть остановлено. И так возникали нелепые жалобы на прогресс. Но его «оценка воздействия на окружающую среду» необходима. Результатом такого исследования развития культуры станет выявление тенденции к углублению противоречия между природой и обществом по мере его развития.
Мы понимаем экологическую культуру, как восприятие людьми природы и окружающего мира, при котором обеспечивается сохранение окружающей природной среды. Методами формирования экокультуры являются государственные образовательные стандарты, развитие и научные открытия в области экологической психологии и экологической педагогики, психолого-педагогическое сопровождение и семейное воспитание.
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития основ экологической культуры, формирования ее экологического мировоззрения и сознания, этических норм поведения. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к идеалам красоты, гармонии, эмоционального единства с живой и неживой природой, чувству товарищества и коллективизма, духовному развитию и самопознанию, неформальному восприятию мира и высоким моральным идеалам. Ребенок ощущает боль окружающих, остро ощущает несправедливость своих и чужих поступков, пытается имитировать честные поступки. Тонко чувствительная и легко воспринимаемая психология маленького человека объединяет материальный и духовный миры вместе. Без такого воссоединения невозможно воспитывать и развивать экологическое мировоззрение и сознание. Экологическое сознание ребенка постепенно увеличивается, если стимулируется его интерес к природе. Занятия пробуждают чувства ребенка, вызывают симпатию. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое мнение по этому вопросу.
1. Андреев, М.Д. Экологическая культура как основа гармонизации отношений между обществом и природой / М.Д. Андреев // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 7. – С. 143-145.
2. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. Пособие для воспитателя детского сада / Н. Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2005. – 268 с.
3. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона / О. Е. Громова // Логопед. – 2004. – № 1. – С. 41-47.
4. Залкинд, Э.И. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э.И. Залкинд // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 1. – С. 110-114.
5. Захлебный, А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А.Н. Захлебный, И. Т. Суравегина. – М.: Просвещение, 1984. – 154 с.
6. Зенина, Т.Н. Циклы наблюдений за объектами природы. Старший дошкольный возраст / Т.Н. Зенина. – М. : Центр педагогического образования, 2009. – 90 с.
7. Иванова, Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе / Т.С. Иванова. – М.: ЦГЛ, 2003. – 196 с.
8. Игнатова, В.А. Экологическая культура: учеб. пособие / В.А. Игнатова. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2000. – 212 с.
9. Каско, Е. В. Экологическая культура: теория, практика, компетентность/ Е. В. Каско, Е. В. Каско // Народная асвета. – 2014. – № 6. – С. 20-21.
10. Комов, С. В. Введение в экологию: курс лекций / С.В. Комов. – Екатеринбург: УралЭкоЦентр, 2001. – 220 с.
11. Макаревич, Т. Н. Формирование экологической культуры через активные методы обучения / Т. Н. Макаревич, Т. Н. Макаревич // Праблемы выхавання. – 2010. – № 3. – C. 33-35.
12. Методика обучения предмету "Человек и мир" в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи : пособие / сост. О. В. Гришенкова. – Минск, 2005. – 32 с.
13. Миронов, А.В. Экология в начальном образовании / А.В. Миронов // Начальная школа. – 2017. – № 6. – С. 54-58
14. Моисеева, Л.В. Экологическая картина мира младших школьников: образ и познавательная модель / Л.В. Моисеева. – Екатеринбург: Монография УрГПУ, 2005. – 168с.
15. Моисеева, Л.В. Экологическая субкультура детства: проблемы становления и развития / Л.В. Моисеева. – Екатеринбург: Монография, 2009. – 306 с.
16. Молодова, Л. П. Нравственно-экологическое воспитание младших школьников : Пособие для педагогов дошк. учреждений / Л. П. Молодова. – Минск : Асар, 2001. – 111 с.
17. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: книга для воспитателя детского сада / С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2009. – 225 с.
18. Николаева, С.Н. Ознакомление старших дошкольников с зависимостями, существующими в природе, как средство умственного воспитания: на материале жизни животных / С.Н. Николаева. — М.: Просвещение, 1988. — 292 с.
19. Новицкая, М.Ю. Народная экология в системе экологического образования младших школьников / М.Ю. Новицкая // Начальная школа. – 2017. – № 12. – С. 3-11
20. Павлов, А. А. Система экологической культуры как фактор развития личности школьника / А. А. Павлов, Е. Н. Демьянков, Т. В. Федяева// Педагогическое образование и наука. – 2016. – № 6. – С. 12-16.
21. Панов, В.И. О предмете психологии экологического сознания / В.И. Панов // Прикладная психология. – 2000. – № 6. – С. 8, 13.
22. Петросова, Р. А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб .заведений / Р. А. Петросова, В. П. Голов, В. И. Сивоглазов. – М. : AcademiA, 1999. – 175 с.
23. Пономарева, И.Н. Школьный учебник как система целей и содержания биологического образования / И.Н. Пономарева. – Красноярск.: Изд-во КГПУ, 2012. – 49 с.
24. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду / Н. А. Рыжова. – М.: Карапуз, 2000. – 112 с.
25. Самерсова, Н. В. Воспитание в процессе экологической деятельности : пособие для педагогов социальных, классных руководителей, воспитателей, специалистов системы внешк. воспитания и обучения / Н. В. Самерсова. – Минск : Бел. наука, 2005. – 232 с.
26. Серединская, О. Х. Обучение предмету "Человек и мир" в начальных классах специальных школ : учеб.-метод. пособие для учителей спец. общеобразоват. школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с трудностями в обучении / О. Х. Серединская. – Минск : Местный литературный фонд, 2008. – 175 с.
27. Стальмакова, Л.В. Экологическое просвещение / Л.В. Стальмакова // Пачатковая школа. – 2019. – № 7. – С. 43-46.
28. Формирование коммуникативных умений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках "Человек и мир" : учеб.-метод. пособие / сост. О. В. Грищенкова. – Минск: БГПУ, 2008. – 36 с.
29. Чилдебаев, Ж. Б. Экологизация образования как средство формирования экологической культуры обучающихся / Ж. Б. Чилдебаев, Г. А. Усенова // Педагогическое образование и наука. – 2017. – № 5. – С. 11-15.
30. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. – М.: Изд-во Смысл, 2000. – 456 с.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ План-конспекты
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты