Интернет-зависимость подростков как социальная проблема
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Интернет-зависимость подростков как социальная проблема»
по дисциплине: «Социальная работа»
2020
45.00 BYN
Интернет-зависимость подростков как социальная проблема
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная работа
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бланк опросника К. Янг для учащихся 8 класса
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета «Положительное и пагубное влияние Интернета на человека»
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы интернет–зависимости у подростков
1.1 Понятие и признаки интернет–зависимости у подростков
1.2 Причины появления интернет–зависимости у подростков
1.3 Особенности формирования интернет–зависимости детей и подростков как социальная проблема
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы формирования интернет–зависимости у подростков
2.1 Организация и проведение исследования интернет–зависимости среди учащихся
2.2 Разработка и апробация программы коррекции интернет–зависимости у подростков
2.3 Рекомендации педагогу социальному по профилактике интернет–зависимости у подростков
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение А
Приложение Б
ВВЕДЕНИЕ
Пристрастие к Интернету – довольно молодое явление. Рождение Интернета относится к 1970–м годам, но затем он быстро развивался. В последние годы наблюдается «интернетизация» всех сфер общественной и производственной деятельности. Интернет стал необходимым атрибутом офисов, медицинских учреждений, школ, промышленного производства и широко используется в повседневной жизни.
В последнее десятилетие Интернет прочно вошел в повседневную жизнь значительной части белорусов, и доля совсем молодой публики растет с каждым днем. Как показывают данные мониторинга аудитории пользователей Интернета за сентябрь 2015 года – 92% всех подростков в Республике Беларусь имеют доступ к Интернету.
По состоянию на 2018 год количество активных пользователей Интернета в нашей стране составило 5 млн. человек, из них 800 тыс. детей в возрасте до 14 лет. Кроме уже знакомых мониторов, клавиатур, мышей и процессоров, есть еще и «помобильнее» компьютеры: ноутбуки, нетбуки, планшеты, КПК и смартфоны. Доступ в Интернет возможен для любого из этих устройств.
На данный момент вполне можно сказать, что признание удобства интернета может стать привязанностью – порой очень глубокой, патологической – к виртуальному источнику удовольствия. В современном мире подростки уже оценили все преимущества использования компьютера и Интернета, которые оказывают негативное влияние на их социально–психологическое развитие. Во–первых, когда дети выходят в сеть, они становятся уязвимыми перед угрозами и искушениями, которые таятся во «всемирной паутине». По данным МВД, за последние годы количество сайтов с детской порнографией увеличилось почти на треть, а количество таких ресурсов превысило 300 млн. веб–страниц.
В последнее время в социальных сетях появились игры и опасные группы, которые приводят к самоубийствам среди несовершеннолетних. «Тихий дом», «Киты плывут вверх», «Море китов», «Дом китов», «Рина», «Разбуди меня в 4:20», «Фея огня», «Беги или умри» и т.д.) – это смертельные игры, в которых дети и подростки совершают самоубийство и погибают.
Интернет магнетично работает на подростков не только как технический инструмент, но и как спутник, друг, который помогает преодолеть многие проблемы: одиночество, неспособность общаться, неуверенность и страх и т.д. Новый мир бесчисленных возможностей и интересов открывается для подростков, которые «отключают» их от реального мира, «обменивают» их на себя. Однако возникает вопрос: заменит ли виртуальное общение реального собеседника, станет ли виртуальный мир игры более желанным для реального мира со своими проблемами?
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРНЕТ–ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие и признаки интернет–зависимости у подростков
Терминология проблемы еще не до конца определена. Используются такие названия, как «зависимость от сети Интернет» или «интернет–аддикция» (IAD, Internet Behavior Dependency), а также «избыточное/патологическое использование сети Интернет». Синонимы интернет–зависимости: «интернет–аддикция», «виртуальная зависимость», «кибернетическая зависимость», «нетаголизм».
При всем обилии названий специалисты достаточно единообразны в определении поведенческих характеристик, которые могут быть отнесены к данному явлению (или синдрому).
Термин «интернет–зависимость» появился в 1996 году. Американский психолог доктор Иван Голдберг предложил описать неоправданно длительное, возможно патологическое пребывание в Интернете. Термин addictio в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона интерпретируется как склонность, нерушимая привычка. Проблема интернет–зависимости стала очевидной с ростом популярности Интернета и его широкого использования, как в профессиональной жизни, так и в повседневной жизни десятков миллионов людей. Как отмечают израильские психологи Y. Amichai–Hamburger и E. Ben Artzi, «похоже, что нет такого аспекта жизни, который не затрагивал бы Интер– нет» [10, с. 68].
Под интернет–зависимостью понимается подавляющее притяжение к Интернету, которое характеризуется разрушительным воздействием на социальную, бытовую, трудовую, образовательную и другие сферы деятельности.
Исходя из того, что природа интернет–зависимости отличается от химической в том, что физиологическая составляющая полностью отсутствует, а психологическая очень четко проявляется, можно определить интернет–зависимость как нехимическую – навязчивую потребность в пользовании Интернетом, сопровождающуюся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами.
В наиболее общем виде зависимость от Интернета определяется как «нехимическая зависимость от использования Интернета» (М. Гриффитс, 1996). Она характеризуется навязчивым желанием выйти в Интернет в автономном режиме и неспособностью покинуть сеть в режиме онлайн [14].
Другое определение близко по смыслу к предыдущему: интернет–зависимость – это психическое расстройство, одержимость подключением к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета [2, с. 4].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ–ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и проведение исследования интернет–зависимости среди учащихся
Диагностика склонности к зависимому поведению и выявление подростков «группы риска» – начальный этап деятельности по профилактике и коррекции зависимого поведения.
С целью определения Интернет–зависимости у подростков и детей в возрасте 13 – 14 лет нами было проведено диагностическое исследование. Возраст от 13 – 14 лет приходится на обучение в 8 классах общеобразовательной школы. Для проведения исследования нами были выбран 1 классный коллектив. Таким образом, в исследовании участвовало 27 учащихся: из них 15 мальчиков, 12 – девочек.
В своей работе мы использовали методику «Тест интернет–зависимости» Янг Кимберли. Данная методика предназначена для определения степени зависимости от Интернета.
Данная тестовая методика была разработана и апробирована в 1994 году доктором Кимберли Янг, профессором психологии Питсбургского университета в Брэтфорде. Данный тест представляет собой инструмент диагностики и самодиагностики патологического пристрастия к Интернету (вне зависимости от формы этого пристрастия).
Первоначально данный тест состоял из 8 вопросов, на которые нужно было отвечать по принципу да – нет. В случае пяти и более положительных ответов респондент считался Интернет–зависимым. В настоящее время полная версия опросника состоит из 40 пунктов. Адаптация опросника для русского языка была произведена В. Лоскутовой.
Учащимся был предложен бланк опросника К. Янг, состоящий из 40 пунктов (Приложение А).
Обработка результатов тестирования учащихся 8 класса велась следующим образом: на каждый вопрос теста учащиеся должны были дать ответ в соответствии с 5–балльной Шкалой Ликкерта: «никогда» – 1 балл, «редко» – 2 балла, «регулярно» – 3 балла, «часто» – 4 балла, «постоянно» – 5 баллов. Баллы по всем вопросам суммировались определялись итоговые значения с помощью «ключа»:
- 20 – 49 баллов – обычный пользователь Интернета (низкий уровень Интернет–зависимости);
- 50 – 79 баллов – есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом (средний уровень Интернет–зависимости).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования привел к следующим выводам:
Психолог Гольдберг ввел в 1996 году термин «интернет–зависимость», который определялся как подавляющее притяжение к Интернету, характеризующееся разрушительным воздействием на социальную, бытовую, трудовую, образовательную и другие сферы деятельности.
Количество зависящих от Интернета подростков в разных странах колеблется от 1,4% до 17,9%. Наиболее опасным с точки зрения приверженности к аддиктивному поведению является возраст 12– 18 лет. Интернет–зависимость является широко обсуждаемой проблемой, но ее статус как психического расстройства формально не установлен и не включен в классификаторы болезней DSM–IV и МКБ–10. Однако интернет–зависимость почти единогласно признается негативная область трансформации личности.
Интернет–зависимых подростков можно объединить по типам: Интернет–коммуникаторы, Интернет–эротоманы, Интернет–агрессоры, Интернет–гемблеры, Интернет–когнитиваторы, Интернет–покупатели.
Среди основных причин, вызывающих интернет–зависимость у подростков, отметим: низкий уровень социально–психологической адаптации, негативную «Я–концепцию», трудности в коммуникативной деятельности, необученные организаторские навыки.
Любой ребенок и подросток может стать зависимым от интернета, но шансы уменьшаются, если: в семье царит атмосфера дружелюбия, мира, комфорта и доверия; у ребенка разнообразные интересы и увлечения; ребенок может устанавливать позитивные отношения с другими; ребенок может ставить перед собой, по крайней мере, самые низкие цели.
Существует 4 основных признака интернет–зависимости:
- одержимость проверкой электронной почты;
- постоянное стремление к следующему интернет–соединению;
- жалобы других людей на то, что человек проводит слишком много времени в Интернете;
- жалобы других на то, что человек тратит много денег в интернете.
Характеристики поведения ребенка в начальной школе, которые указывают на его зависимость от компьютера, связаны с приоритетами в общении ребенка, нежеланием выполнять домашнюю работу, контролем времени, снижением успеваемости в школе и неуважением к успеху. Основной причиной возникновения компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте является родительские отношения детей в семье, а именно отсутствие эмоциональной поддержки, которая в дальнейшем влияет на социализацию ребенка. Виртуальная реальность позволяет потерять любовь и эмоциональное тепло, все заменители связаны с дружескими отношениями, но так необходимы в этом возрасте.
1. Вачков, И.В., Дерябо, С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
2. Вересаева, О. Психология и интернет на пороге ХХI века// Психологическая газета. – №12. – 1996. – 4–6 с.
3. Войскунский, А.Е. Киберзаболевание в системах виртуальной реальности: ключевые факторы и сенсорная интеграция / Психологический журнал, 2004. – Т. 25. – № 1.
4. Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета// Психологический журнал. – 2004. – № 1. – 90–100 с
5. Войскунский, А.Е. Общение, опосредованное компьютером// Диссертация канд. психол. наук. – М., 2003. – 146 c.
6. Войскунский, А.Е. Психологические исследования феномена интернет–аддикции// Тезисы докладов 2–й Российской конференции по экологической психологии. Москва, 12–14 апреля 2000 г. – М.: Экопсицентр РОСС. – 251–253 с.
7. Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от Интернета// Гуманитарные исследования в Интернете/ Под ред. А.Е. Войскунского. – М., 2000. – 100–131 с.
8. Выгонский, С.И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью. – М.: Феникс, 2010. – 320 с.
9. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я. И. Гилинский. – СПб.: Изд–во «Юридический центр Пресс». – 2004.
10. Егоров, А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор)// Аддиктология. – 2005. – № 1. – 65–77 с.
11. Егоров, А.Ю. Нехимические зависимости. – СПб.: Речь, 2007. – 190 – 52 с.
12. Егоров, А.Ю., Кузнецова, Н.А., Петрова, Е.А. Особенности личности подростка с Интернет зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2005. – Т.5. – 20–27 с.
13. Ёлкина А. Е. Особенности компьютерной зависимости у младших школьников // Молодой ученый. – 2017. – №20. – С. 394 – 396.
14. Жичкина, А.Е. Социально–психологические аспекты общения в Интернете. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol.
15. Жукова М. В. Компьютерная зависимость как один из видов аддиктивной реализации // Вестник Челябинского государственного университета, 2013. – Выпуск 11.
16. Интернет – зависимость в медицинской парадигме/ В.А. Лоскутова// Интернет–зависимость: психологическая природа и динамика развития/ Ред.–сост. А.Е. Воскунский.– М.: Акрополь, 2009.–152–164 с.
17. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития// Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. – 1999. – № 1. – 8–15 с.
18. Лечение компьютерной и Интернет зависимости: психоневрологический центр Зайцева. – Режим доступа: http://pncz.ru/prakticheskaja–dejatelnost/8–nehimicheskie–zavisimosti/31–lechenie–kompjuternoj–i–internet–zavisimosti.html.
19. Лоскутова В.А. Интернет–зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф. канд. мед.наук: 14.00.18. / В.А.Лоскутова: Новосибирская государственная медицинская академия.– Новосибирск., 2004.
20. Лоскутова, В.А. Интернет–зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств. – Новосибирск, 2004. – 42 с.
21. Макартычева, Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. – СПб.: Речь, 2007. – 368 с.
22. Малыгин, В.Л. и др. Особенности личности подростков, склонных к Интернет–зависимому поведению// Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. – 2011. – Т. 111. – № 4. – Вып. 1. – 105–108 с.
23. Мартынова, О.С. Критерии оценки Интернет – зависимости. – Режим доступа: http://www.psyonline.ru/article/dependence/69077/.
24. Одержимые интернетом: Китайская история. Китай специальные центры, где не забалуешь. – Режим доступа: http://habrahabr.ru/post/81072/.
25. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с.
26. Саглам, Ф.А. Профилактика Интернет–аддикции у подростков: методическое пособие. – Казань: Изд–во «Бриг», 2009. – 56 с.
27. Симпозиум «Интернет–зависимость: психологическая природа и динамика развития. – Режим доступа: http://www.psy.msu.ru/science/ conferen–ce/internet/2009/index.html
28. Юрьева, Л.Н., Больбот, Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография. – Днепропетровск: Пороги, 2006. – 196 с.
29. Янг, К. Диагноз – Интернет–зависимость// Мир Интернет. – 2000. – №2. – 24–29 с.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бланк опросника К. Янг для учащихся 8 класса
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета «Положительное и пагубное влияние Интернета на человека»
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты