Организация игровой деятельности на уроках в начальной школе
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Организация игровой деятельности на уроках в начальной школе»
по дисциплине: «Педагогика»
2020
45.00 BYN
Организация игровой деятельности на уроках в начальной школе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение 1 Виды дидактической игры, используемые нами на этапе формирующего эксперимента
Поделиться
Введение
1. Актуальность использования игровой деятельности на уроках в начальной школе
1.1. Сущность игровой деятельности
1.2. Сущность и виды дидактических игр
1.3. Особенности использования игровой деятельности на уроках в начальной школе
2. Опытно-экспериментальная работа использованию игровых технологий в начальной школе
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Экспериментальная методика игровой деятельности на уроках в начальной школе
2.3. Анализ полученных результатов
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В последние годы современного школьного образования стал более интенсивным поиск и разработка новых идей, методов и способов развития и обучения учащихся. Одним из эффективных средств для общеличностного развития детей выступает игровая деятельность.
Младшие школьники испытывают особенный интерес к тем видам образовательной деятельности, которые обладают необычными, удивительными, неожиданными элементами, что способствует повышению интереса к учебным предметам, и позволяют создать положительную эмоциональную обстановку при проведении занятий.
Игра является одной из ведущей деятельности в младшем школьном возрасте. В такой обстановке ребенок ощущает себя комфортно, что способствует его развитию. Вопросу использования игр и организации игровой деятельности на уроках в начальной школе были посвящены работы многих ученых и исследователей, например:
- структура учебной деятельности детей младшего школьного возраста (Давыдов В.В., Эльконин Д.Б.);
- особенности игры в учебно-познавательном процессе (Г.К. Селевко, В.Г. Коваленко);
- типы и виды дидактических игр (Д.Б. Эльконин, В.И. Минскин, Е.В. Карпова);
Актуальность данной темы заключается в том, что игровая деятельность является одним из оптимальных способов донести учебный материал до сознания младших школьников. С помощью игр дети с самого раннего возраста начинают познавать окружающий мир, его свойства и существующих в нем предметов и явлений. Младший школьный возраст является одним из эффективных возрастов, в обучении которого рекомендуется использовать игровую деятельность в учебном процессе.
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Сущность игровой деятельности
Игра – это деятельность, которая создается ради самой игры, ради удовольствия участия в этой игровой деятельности, что возникает в процессе игры, как таковой [2].
Игра – это то, что отражает отношение человека, его личности к окружающего его миру, к тому, что составляет его жизнь в целом. Игровая деятельность – это не только основная деятельность для младшего школьного возраста, она привлекательная для любого возраста.
Педагог, с помощью игры вполне может развивать познавательные, обучающие и воспитательные процессы. Также может прививать правила и нормы нравственного действия, патриотизма, социализировать ребенка и многое другое. Педагог учит ребят исполнять роли, сам входит в игру, как партнер и лидер игровой деятельности, может выступить в роли организатора, или режиссера. То есть, выступать в качестве инициатора, равноправного партнера в игровой деятельности. Помогать и направлять, а не указывать и диктовать условия.
В середине игрового сюжета самостоятельность человека безгранична, она может заглядывать в будущее, возвращаться в прошлое, многоразово повторять одно и то же действие, приносящее удовлетворение, позволяет ощутить себя желанным, всемогущим, значащим [18].
В игре младший школьник не учится жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью. Он отыгрывает роли и ситуации через фантастические сюжеты, проигрывает возможности и пути решения проблем… игра – многофункциональна и дает огромные возможности. Если войти в игру на равных с ребенком, вполне возможно управлять процессом таким образом, чтобы получить не просто положительный результат, но направить возможности развития ребенка [5].
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Организация и методы исследования
Для проверки эффективности применения дидактических игр в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка была проведена опытно – экспериментальная работа.
Опытно – экспериментальная работа включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
На констатирующем этапе была проведена диагностическая работа для выявления уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий.
На формирующем этапе была проведена работа по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка по теме «Слова с непроверяемым написанием». В уроки включались дидактические игры.
На контрольном этапе была проведена повторная диагностическая работа для проверки уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий и определения эффективности применения дидактической игры по работе над темой «Слова с непроверяемым написанием».
На констатирующем этапе эксперимента проводилась диагностическая работа для выявления уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий, обучающихся 2 класса.
Диагностическая работа составлена по теме «Слова с непроверяемым написанием».
Рассмотрим подробнее содержание и структуру работы, процедуру проведения и анализ полученных материалов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении подведем итоги исследования.
В ходе решения первой задачи раскрыто понятие о игровой деятельности.
Игровая деятельность – это процесс, который создается ради самой игры, ради удовольствия участия в этой игровой деятельности, что возникает в процессе игры, как таковой.
В ходе решения второй задачи исследования выявлена сущность дидактической игры. Дидактическая игра – это сложное многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы, эмоционально-волевая сфера, способности и умения детей. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Положительные эмоции облегчают процесс познания. В дидактической игре на уроках русского языка создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной речевой ситуации, с определенными явлениями и фактами языка, приобретая свой собственный действенный и чувственный опыт.
Мы рассмотрели подходы к дидактической игре разных авторов. Все они сходятся в одном, что это активная учебная деятельность. Это устойчивая структура, элементы которой взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся. Правила помогают направлять игровой процесс. Дидактическую игру различают по чётко поставленной цели и результату.
1. Абдульменова З.З. Дидактические игры в воспитании интереса к русскому языку / З.З. Абдульменова. - Начальная школа. – 2008 - №11 – С. 62-64.
2. Андреева Э.В. Воспитание мотива самообучения у младших школьников: автореферат дисс. канд. пед. наук / Э.В. Андреева. - Пермь, 2010. - 21 c.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
4. Бойнова Н.И. Творческие игры на уроках русского языка / Н.И. Буйнова.- Начальная школа. – 2005 - №10 – С.38- 40.
5. Быстрова Е.А., Львова С.И. Обучение русскому языку в школе: учебное пособие / Е.А. Быстрова, С.И. Львова. – Москва: Дрофа, 2004 – 240 с.
6. Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – Москва: Юрайт, 2016. – 199 с.
7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выгодский. - Психология развития: сб. науч. тр. – Санкт-Петербург: «Сфера», 2001. - C. 56-79.
8. Губанов Е.В. Новый стандарт начального общего образования: оцениваем результаты, инновации, риски. Педагогическая диагностика: науч.-практ. журн / Е.В. Губанов, С.А. Веревко. - Школьные технологии. - 2011. - № 2. - С. 52-62.
9. Карлова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения: Пособие для родителей и педагогов / Е.В. Карлова. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 240 с.
10. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников / О.А. Козлова. - Начальная школа. – 2004 - №11. –. С 49-51.
11. Коновалова О.В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения / О.В Коновалова. Педагогика: традиции и инновации: матер.междунар. науч. конф.- Челябинск: Два комсомольца, 2014- с.35-36.
12. Куликовская Л.К. Дидактические игры на уроках русского языка: пособие для учителей / Л.К. Куликовская. Алмааты: «Теос» , 2006. – 40 с.
13. Лебединцев В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся. Управление начальной школой: качественное образование с первой ступени: журнал / В.Б. Лебединцев. - МЦФЭР. - 2012. - № 4. - С. 33-47.
14. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., перераб. и доп В.М. Мухина.- М.: Академия, 2006. - 608 с.
15. Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя / Л.В. Петрановская- М.: МИРОС-МАИК «Наука. Интерпериодика», 2000-144 с.
16. Пидкасистый П.И. Педагогика Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608с.
17. Подласый И.П. Педагогика: учебник для студ. пед. вузов – 2-е изд., доп. / И.П. Подласый. – Москва: Юрайт, 2011. – 574 с.
18. Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 5 изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 400 с.
19. Савченко А.Я. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников / А.Я. Савченко. - Киев: рад.шк., 2001. - 176 с.
20. Слепович Е.С. Игровая деятельность младших школьников / Е.С. Слепович. - М.: Педагогика, 2010. - 206 с.
21. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры / А.А. Смоленцева. - М., Просвещение, 2012. - 105 с.
22. Тюрина М.К. Игра на уроках русского языка / М.К. Тюрина. - Начальная школа. – 2008 - № 2 С 28-32.
23. Хмилевская Ю.Г. Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников / Ю.Г. Хмилевская. -Начальная школа. – 2012. № 11. С 16-20.
24. Ундзенкова А.В. Русский с увлечением. Сборник занимательных игр и упражнений по русскому языку для занятий с младшими школьниками. Ушинский К.Д. Избранные труды / К.Д. Ушинский. – М.: Дрофа, 2005. – 645 с.
25. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М: ВЛАДОС, 2012. – 228 с.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение 1 Виды дидактической игры, используемые нами на этапе формирующего эксперимента
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты