ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст часто определяется как «второе рождение», рождение социальной личности, готовой вступить в жизнь. По этой причине развитие рефлексии в данном возрасте играет столь значимую роль.
Новые социально-экономические отношения, складывающиеся в республике на данный момент, затронули важнейшие институты нашей жизни, в том числе и образование. Образование на современном этапе рассматривается как путь развития личности. Следовательно, в процессе обучения необходимо создать условия для осознания своей значимости, развивать у ученика способность на основе рефлексивных процессов строить взаимоотношения со сверстниками, познавать свои интеллектуальные возможности, учиться не из-за оценки, а для совершенствования индивидуального жизненного опыта.
Среди ученых-исследователей проблемой изучения рефлексии занимались В.В. Давыдов, О.В. Долженко, В.П. Зинченко, Э.В. Ильенков, М.В. Кларин, Е.Б. Моргунов, О.А. Полещук, Я.М. Пономарев, А.В. Растянников, И.Н. Семенов, В.А. Сластенин, С.Ю. Степанов, В.В. Столин, А.В. Хуторской, И.И. Чеснокова и др. Но данные исследования в большей мере носили теоретический, а не практико-ориентированный характер.
Феномен рефлексии в подростковом возрасте изучали и зарубежные исследователи, такие как С. Бачос, Я. Шнедер, Г. Женева, Н. Кечодж, С. Пиншаэн, Я. Сгнид ,С. Вайтбоне и др.
Рефлексии в подростковом возрасте приписывалась функция исследования собственного самосознания, что позволяло отнести ее к феноменам мыслительного процесса.
Термин «рефлексия» существует в науке сравнительно недавно, однако феномен самоотражения привлекал научную мысль со времен античности (V в. до н. э.), Платон и Аристотель объясняли феномен сознания отпечатыванием объекта на «дощечке разума».
ГЛАВА 1 РЕФЛЕКСИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Возрастные закономерности развития личности подростка
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Однако хронологические границы возраста разными авторами определяется по - разному. Существуют различные точки зрения относительно возрастных границ подросткового возраста. А.Е. Личко разделяет подростковый возраст на 3 периода: младший подростковый возраст – 12-13 лет, средний – 14-15 лет, старший – 16-17 лет Г. Гримм ограничивает подростковый период возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков, а по Дж. Биррену, этот период охватывает 12-17 лет. В классификации Д.Б. Бромлей данный возраст определяется 11-15 годами [19, с.28]. В то же время зарубежные психологи, психотерапевты и другие специалисты дают иную периодизацию подросткового возраста: так, например, и в Европе, и в Соединенных Штатах считают подростковый возраст единым, не делят его на две части и одновременно указывают на то, что у большого количества молодых людей этот период начинается с 13 лет и длится до 20-23 лет[9, с.5].
Многими авторами считается подростковый возраст одним из самых сложных в воспитательном процессе[8;13;14;21]. Объясняется это гормональной перестройкой, которая характерна для процесса полового созревания.
Физическое развитие подростка имеет свои особенности, среди которых быстрый рост, увеличение веса, развитие мускулатуры, окостенение скелета, непропорциональность тела, повышение кровяного давления, быстрое утомление, развитие мозга, нервной системы, внутренних органов.
Данные физические изменения являются серьезной нагрузкой для организма молодого человека, что не применено, сказывается на его характере и поведении.
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Педагогические условия организации рефлексии подростков
Важную роль в учебной деятельности подростка играет учебно-познавательный интерес. Именно он и может обеспечить протекание полноценной учебной деятельности, поскольку он ориентирует ученика непосредственно на процесс решения содержательных задач.
Однако большую роль в формировании рефлексивной способности играют учебные действия контроля и оценки. На это обращает внимание В.В. Репкин.
В учебной деятельности можно выделить два вида контрольных действий: контроль внимания, направленный на исполнение действия по «плану» и рефлексивный контроль, направленный на определение «плана действия» и понимание принципов его построения.
Выполнение действий контроля и оценки предполагает обращение внимания подростков к содержанию собственных действий, к рассмотрению их оснований с точки зрения требуемого задачей результата. Такое рассмотрение подростками оснований собственных действий, называемое рефлексией, служит существенным условием их построения и изменения.
Контроль и оценка тесно связаны между собой. Объясняется это тем, что для проверки работы необходимо выработать алгоритм проверки или алгоритм способа действия. Оценка способа действия для подростка является учебной необходимостью. В данном возрасте, интеллектуальные способности позволяют «изобрести» пошаговый алгоритм, с помощью которого можно максимально эффективно и правильно выполнить работу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рефлексия может выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия); отражать внутреннее состояние ребенка (сенсорная рефлексия); быть средством самопознания.
Применение инновационных технологий обучения на уроках иностранного языка помогает решать проблемы эффективного использования времени урока, повышения мотивации к изучению иностранного языка. Инновационные формы обучения способствуют формированию творчества, познавательной активности, самостоятельности подростков.
Подводя итоги проведенного исследования по теме «Организация рефлексивной деятельности подростков в процессе обучения» можно сделать следующие выводы:
1. Для подросткового возраста характерны как бурные изменения в отношении физиологии, так и в отношении психологии. Главными чертами данного возраста являются интимно-личностное общение, развитие чувства взрослости, Я-концепции, реакции эмансипации, группирования, увлечения, формирование организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, развитие высокого уровня всех познавательных процессов.
2. Основными сферами жизнедеятельности, рефлексируемыми современными подростками являются: Я-интеллектуальное, Я-социальное, Я-телесное, Я-профессиональное самоопределение, Я-духовное. В структуре личностной рефлексии подростков присутствуют когнитивный, эмоциональный, регулятивный и креативный компонент. Характеристика сущностных черт личностной рефлексии подростков, а также ее компонентов, посредством которых она проявляется, позволила сформулировать ее важнейшие функции: интегрирующую, ценностно-ориентационную, адаптивно-адаптирющую и функцию саморазвития.
1 Абдалина, Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография / Л.В.Абдалина. – М.: Изд-во РГСУ,2008–327 с.
2 Андреева, В.И. Педагогика саморазвития / В.И. Андреева. – М.: Сфера, 2004. – 356 с.
3 Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – М.:Прогресс,2000 –325 с.
4 Великанова, А.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо / А.В. Великанова. – Самара: Профи, 2002. – 92с.
5 Вульфов, Б.З. Педагогика рефлексии /Б.З. Вульфов. – М.: Магистр, 1999. – 112 с.
6 Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. – СПб: Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.
7 Загашев, И.О. Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. – СПб.: Альянс, 2003. –. 175 с.
8 Истратова, О.Н. Большая книга подросткового психолога / О.Н. Истратова. – Ростов Н/Д.: Феникс, 2005 – 636с.
9 Катаева-Венгер, Г.И. Трудный возраст подростков / Г.И. Катаева-Венгер. – М.: Школа-Пресс, 2002. – 111с.
10 Критическое мышление, логика, аргументация / Под ред. В.Н. Брюшинкина, В.И. Маркина. – Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. – 173 с.
11 Олисова, Л.Г. Мониторинг в практике развивающего обучения / Л.Г. Олисова. – Томск: Пеленг, 2002 – 254 с.
12 Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М.: Академия, 2001. – 272 с.
13 Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000.– 638с.
14 Реан, А.А. Психология подростка / А.А. Реан. – СПб.: Еврознак, 2003. – 432с.
15 Репкин, В.В. Развивающее обучение: Теория и практика / В.В. Репкин. – Томск: Пеленг, 1997. – 288 с.
16 Словарь психолога-практика / сост. С.Ю. Головин – Мн.: Харвест, 2001 – 800с.
17 Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / С.Ю. Циркун. – М.: Бизнессофт, 2006. – 860с.
18 Федоров, А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза / А.В. Федоров. – М.: ЮНЕСКО 2007. – 616 c.
19 Фельдштейн, Д.И. Психология современного подростка / Д.И. Фельдштейн. – М.: Педагогика, 1987. – 240с.
20 Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. – СПб.:Питер, 2000. – 512 с.
21 Хухлаева, О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2005. – 160с.
22 Щербаков, А.И. Психологические основы формирование личности учащихся / А.И. Щербаков. – СПб.: Питер, 2000. –266 с.
23 Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. / Э. Эриксон. – М.: Прогресс, 1996. – 86 с.