Использование технологий проблемного обучения в начальной школе
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование технологий проблемного обучения в начальной школе»
по дисциплине: «Педагогика»
2020
45.00 BYN
Использование технологий проблемного обучения в начальной школе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Средняя школа № 20, ГУО (г. Гродно)
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 46.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Сущность проблемного обучения
1.2. Технологии проблемного обучения
1.3. Особенности реализации технологий проблемного обучения в начальной школе
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Организация и методика исследования
2.2. Интерпретация результатов исследования
2.3. Разработка методических рекомендаций по использованию технологий проблемного обучения в начальной школе
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Отражая основные тенденции социально-экономического развития, современная система образования остро нуждается в новейших методах и подходах, направленных на формирование и развитие активной творческой личности, способной придать инновационный характер как образовательному процессу и общественности, так и инновационному развитию взаимозависимой экономики. Важность образования, которое выступает в качестве стратегического ресурса для развития, имеет особое значение в настоящее время, поскольку оно может (или нет) обеспечивать гармоничное, успешное и динамичное развитие общества.
Современная школа использует большой спектр развивающих методов, приемов и технологий. Каждый творчески работающий учитель думает о том, как соответствовать новым требованиям развивающегося общества, как сделать обучение более эффективным.
Значительным потенциалом развития учащихся являются проблемные технологии обучения. Проблемное обучение наиболее полно обеспечивает весь цикл образовательной творческой деятельности, эффективно развивает творческие навыки учащихся, обеспечивает лучшее усвоение знаний, воспитывает инициативную личность или реализует социальный заказ – формирование творческой личности.
Вопросами проблемного обучения и технологии проблемного обучения занимались такие ученые и педагоги, как Ю.К. Бабанский, Е.П. Белкина, В.П. Беспалько, В.Ю. Богданова, О.В. Ишмаева, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.Л. Мельникова, А.П. Панфилова, Г.К. Селевко, Г. И. Щукина, Л.И. Ягодко.
В настоящее время технология обучения на основе проблем нашла большую поддержку среди учителей и преподавателей, работающих над развитием и разрабатывающих различные аспекты внедрения этой технологии в школьную практику.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Сущность проблемного обучения
Под активным обучением понимается «определенные систематические усилия учащихся направлять необходимые знания и навыки через лекции, семинары, обучение, консультации, практические и интерактивные упражнения, задания, кейсы и деловые игры [15, с. 9].
Традиционный метод обучения ставит ребенка в пассивное положение в восприятии и даже в представлении материала, в то время как проблемное обучение включает в себя действия учащегося, то есть ученик понимает, почему он должен чему-то научиться. Проблемно–поисковый метод обучения появился в русской лингодидактике еще в 1970-х годах. При работе с этим методом используются следующие методы обучения: создание проблемных ситуаций в классе, организация коллективного обсуждения возможных решений для них и выполнение упражнений, максимально приближенных к условиям реального общения. Главной особенностью проблемного обучения является реконструкция проблемных ситуаций. Роль учителя изменяется от транслятора знаний к организатору проблемных ситуаций.
Под проблемной ситуацией понимается «совокупность условий (речевых и неречевых), которые побуждают учащихся выполнять действия, определяемые содержанием ситуации» [15].
Цель проблемно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы побудить учеников искать решение самостоятельно. Учащийся сталкивается с проблемой или противоречием между тем, что он знает, и тем, что ему нужно знать, чтобы решить проблему.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Организация и методика исследования
В качестве основной гипотезы исследования мы считаем, что повышение уровня познавательной активности возможно при использовании технологий проблемного обучения.
Формирование познавательной активности учеников является одной из актуальных проблем всего образовательного процесса. В процессе развития познавательной активности выделяют три группы этапов приобретения знаний: начальный (обновление поддерживающих знаний, мотивация и постановка целей, восприятие и понимание), промежуточный (закрепление и применение), конечный (обобщение и систематизация) [4].
Младший школьный возраст является уникальным периодом в развитии личности ребенка. Одним из его аспектов является формирование познавательной активности детей, и для повышения ее уровня и контроля необходимо время от времени диагностировать познавательный интерес [9].
Основываясь на выявленных компонентах познавательной активности, мы провели диагностику.
Когнитивная активность как устойчивая личностная черта определяет учебную деятельность ребенка, инициативу самостоятельно устанавливать когнитивные цели в дополнение к тем, которые ставит учитель. Это по существу определяет исследовательский характер любой формы познавательной деятельности, будь то урок, внеклассная работа или, возможно, домашнее обучение, которое оказывает благотворное влияние на общее развитие ученика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной курсовой работы было исследовать особенности использования проблемного обучения в начальной школе.
На первом этапе мы выявили сущность проблемного обучения. Проблемное обучение – модель обучения, которая включает в себя следующие этапы: постановка проблемы → осознание проблемы → поиск модели решение → решение. Технология проблемного обучения организовывает самостоятельную деятельность детей, приобретать новые знания; помогает укрепить отношения между теорией и практикой; стимулирует познавательную деятельность учащихся, создает интерес к учебному материалу.
Далее мы исследовали особенности реализации технологий проблемного обучения в начальной школе. Проблемное обучение открывает большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности учеников; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, осторожность и решительность и т.п. В начальной школе при применении данной технологии педагоги стремиться создать ситуацию успеха; адаптировать систему образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.
Далее мы провели эксперимент по теме исследования. Мы считаем, что повышение уровня познавательной активности возможно при использовании технологий проблемного обучения. Диагностическая часть нашего исследования проводилась с учащимися 3-го класса в количестве 20 человек на базе ГУО «Средняя школа № 20» в Гродно.
1. Акимова, А. Р. Психологические особенности проявления изобретательности в деятельности менеджеров / А. Р. Акимова, М. И. Волк // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2016. № 1. – С. 71–76.
2. Бабанский, Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников / Ю. К. Бабанский. – Ростов-на-Дону, 2010. – 320 с.
3. Белкина, Е. П. К вопросу о проблемном обучении учеников магистратуры / Е. П. Белкина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2013. – № 3–1 (21). – С. 25–26.
4. Беляев, М. Ф. Основные положения психологии интереса / М. Ф. Беляев // Ученые записки Иркутского пединститута. – Иркутск, 1940. – Вып. № 5. – 212-257 с.
5. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. – М. : Изд-во ин-та проф. обр. Мин-ва обр. России, 1995. – 336 с.
6. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. – М. : Педагогика, 1989. – 190 с.
7. Богданова, В. Ю. Принцип проблемности в модернизации современного урока в начальной школе / В. Ю. Богданова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2011. – № 1. – С. 53-58.
8. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 1972. – 25-30 с.
9. Грозик, Т И. Методологические основы познавательного развития детей / Т. И. Грозик // Дошкольное воспитание. – 2008. – №10. – С. 20-26.
10. Гузеев, В. В. Лекции по педагогической технологии / В. В. Гузеев. – М. : Знание, 1992. – 60 с.
11. Ишмаева, О. В. Технология проблемного обучения как способ повышения качества знаний обучающихся в преподавании экономики / О. В. Ишмаева // Методист. – 2018. – № 1. – С. 24–28.
12. Кудрявцев, Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / Т. В. Кудрявцев. – М.:3нание, 2011. – 80 с.
13. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Директмедиа / А. М. Матюшкин. – 2010. – 392 с.
14. Мельникова, Е. А. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками / Е. Л. Мельникова. – М., 2012. – 15 с.
15. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А. П. Панфилова. – М.: Академия, 2012. – 192 с.
16. Педагогика : учебное пособие для учеников педагогических вузов и педагогических колледжей / Под. Ред. П. И. Педкосистого. – М.: Педагогическое общество России. – 2002. – 640с.
17. Пешкова, В. Е. Педагогика. Часть 4. Теория обучения (Дидактика) / В. Е. Пешкова. – Майкоп, 2010. – 148 с.
18. Подласый, И. П. Педагогика : учеб. для учеников пед. учебных заведений / И. П. Подласый. – М.: Просвещение; ВЛАДОС. – 2014. – 423 с.
19. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
20. Снапковская, С. В. Гуманистические ориентиры педагогических технологий в контексте отечественного опыта / С. В. Снапковская // Технообраз’ 97: Технологии непрерывного педагогического образования и творческого саморазвития учителя: М-лы 11 Респ. науч. конф. (Гродно, 8 – 9 апр. 1997 г.). – Гродно, 1997. – С. 27–29 .
21. Хуторской, А. В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика / А. В. Хуторской. – М.: Международная педагогическая академия. – 2013. – 270 с.
22. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся учебном процессе : учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Г. И. Щукина. – М. : Академия, 2011. – 160 с.
23. Щукина, Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Г. И. Щукина. – М. : Просвещение, 1984. – 176 с.
24. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. – М. : Педагогика, 1988. – 199 с.
25. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М. : Педагогика, 2011. – 83 с.
26. Ягодко, Л. И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе / Л. И. Ягодко // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2012. – № 1. – С. 74-84.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 46.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты