Использование элементов проблемного обучения при формировании представлений о величинах у учащихся с тяжелыми нарушениями речи младшего школьного возраста
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование элементов проблемного обучения при формировании представлений о величинах у учащихся с тяжелыми нарушениями речи младшего школьного возраста»
по дисциплине: «Специальные методики школьного обучения»
2020
45.00 BYN
Использование элементов проблемного обучения при формировании представлений о величинах у учащихся с тяжелыми нарушениями речи младшего школьного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Специальные методики школьного обучения
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Темы уроков
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Характеристика проблемного обучения
1.2. Особенности формирования представлений о величине у учащихся с тяжелыми нарушениями речи младшего школьного возраста
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Разработка конспектов по использованию элементов проблемного обучения при формировании представлений о величине у учащихся с тяжелыми нарушениями речи младшего школьного возраста
2.2. Разработка дидактических заданий по формированию представлений о величине у учащихся с тяжелыми нарушениями речи младшего школьного возраста (1 класс)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Величины представляют собой наиболее важные понятия математики, которые развивают пространственное представление, дают практические навыки, являются средством обучения жизни.
Начальное знакомство с величинами происходит в начальной школе. Там значение наряду с числом является ведущей концепцией. Величины представляют собой особые свойства реальных объектов или явлений. Обычно изучаются основные значения: длина, стоимость, площадь, объем, масса, скорость, время. Занятия по данной теме способствуют формированию обобщений, совершенствованию направленности и точности действий, воспитанию умения доводить любую работу до конца, формированию навыков самоконтроля.
Актуальность проблемы нашего исследования определяется его высокой математической и прикладной ценностью; повышенными требованиями к формированию представлений об основных единицах измерения, выраженных в существующих программах; недостаточное развитие этой проблемы в методологии и недостатки в знаниях учеников о величинах. Методам формирования представлений о величинах у учеников уделяется большое внимание в работах А. Н. Колмогорова, А. Лебега и других.
Современная учебная программа начальной школы требует от учащихся следующих навыков:
- знать таблицы единиц, принятые обозначения этих единиц и уметь применять эти знания на практике при измерении и при решении задач,
- знать взаимосвязь между такими измерениями, как цена, количество, стоимость товара; скорость, время, расстояние,
- уметь применять эти знания для решения словесных задач,
- уметь рассчитать периметр и площадь прямоугольника (квадрата)
Однако результат обучения показывает, что дети недостаточно понимают материал, связанный со значениями: они не различают размер и единицу измерения, допускают ошибки при сравнении значений, выраженных в единицах двух объектов, плохо осваивают навыки измерения. Это связано с организацией изучения данной темы. В учебниках по традиционной программе недостаточно задач, направленных на объяснение представлений учеников об изучаемой величине, сравнение однородных величин, развитие навыков измерения и навыков сложения и вычитания величин, выраженных в единицах разных наименований.
Особую трудность представляет обучение величинам детей с тяжелыми нарушениями речи, ведь им сложно называть величину предметов.
На помощь приходят новые технологии обучения и воспитания, одной из которых является технология проблемного обучения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Характеристика проблемного обучения
Современная школа использует многочисленные программы, называемые развивающими. Однако разработка может происходить с любой программой. Определяющим фактором в этом отношении являются методы, приемы и технологии, которые использует учитель.
Значительным потенциалом развития является проблемная технология обучения (проблемы технологического диалога). Проблемное обучение наиболее полно обеспечивает весь цикл образовательной творческой деятельности, эффективно развивает творческие навыки учащихся, обеспечивает лучшее усвоение знаний, воспитывает инициативную личность, то есть реализует социальный заказ – формирование творческой личности.
И поэтому каждый творчески работающий учитель думает о том, как адаптироваться к новым требованиям развивающегося общества, как сделать обучение более эффективным.
Таким инструментом является технология проблемного (проблемно-диалогического) обучения, автором которой является Елена Леонидовна Мельникова, которая легко изложила основные моменты проблемно-интерактивного обучения в книге [15]. В настоящее время технология обучения на основе проблем нашла много сторонников среди практикующих учителей и методистов, которые разрабатывают различные аспекты внедрения этой технологии в школьную практику.
Технология проблемного обучения позволяет выстроить урок, чтобы учащиеся не оставались пассивными слушателями и исполнителями, а превращались в активных исследователей проблем образования. Учебная деятельность становится творческой, и поэтому дети лучше усваивают материал, потому что они не получают знания в готовом виде, а открывают его сами. При проблемном обучении проводится, по словам Е.Л. Мельниковой, творческое усвоение знаний. «Это означает, что ребенок проходит четыре звена в научном творчестве: постановка проблемы и поиск ее решения – на этапе внедрения знаний; выражение решения и реализации продукта находится на стадии воспроизведения (произношения) знаний. В то же время, в отличие от научного творчества, ребенок формулирует образовательную проблему, субъективно открывает новые знания и выражает их в простых формах» [14].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Разработка конспектов по использованию элементов проблемного обучения при формировании представлений о величине у учащихся с тяжелыми нарушениями речи младшего школьного возраста
Представим методические рекомендации по составлению конспектов для учащихся с тяжелыми нарушениями речи младшего школьного возраста.
Основной формой учебной работы речевой является урок Он призван, в первую очередь, решать учебные задачи, поэтому его темой являются формулировки программы.
Тема урока (занятия) определяет его образовательные цели, наличие специальной логопедической работы, коррекционные цели и упражнения, направленные на развитие познавательной деятельности – развивающие цели.
Могут быть поставлены следующие цели и задачи урока:
Познакомить детей с новой величиной- ёмкостью и единицей её измерения- литром;
Закрепить понятие «килограмм»;
Актуализировать знания по способу решения задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
В зависимости от этапа и цели работы над той или иной темой выделяются следующие типы уроков (занятий):
урок (занятие) по объяснению новой темы;
урок (занятие) по закреплению полученных знаний, формированию навыка;
урок (занятие) – повторения и систематизации изученного материала.
Как правило, самым распространенным типом урока (занятия) является комбинированный тип который включает в себя все элементы перечисленных типов уроков (занятий).
Урок как единица учебно-воспитательного процесса складывается из ряда относительно самостоятельных этапов совместной деятельности педагога и детей которые составляют его особые структурные компоненты: оргмомент, проверка домашнего задания, повторение, объяснение нового материала, формирование умений и навыков, подведение итога занятия, задавание домашней работы. Каждый из этих структурных компонентов выполняет специфические функции и имеет свое содержание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Технология проблемного обучения позволяет выстроить урок, чтобы учащиеся не оставались пассивными слушателями и исполнителями, а превращались в активных исследователей проблем образования. Учебная деятельность становится творческой, и поэтому дети лучше усваивают материал, потому что они не получают знания в готовом виде, а открывают его сами. При проблемном обучении проводится творческое усвоение знаний. Это означает, что ребенок проходит четыре звена в научном творчестве: постановка проблемы и поиск ее решения – на этапе внедрения знаний; выражение решения и реализации продукта находится на стадии воспроизведения (произношения) знаний. В то же время, в отличие от научного творчества, ребенок формулирует образовательную проблему, субъективно открывает новые знания и выражает их в простых формах.
Дети с нарушениями речи – это дети, которые имеют отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
В процессе изучения величины предметов младшие школьники с ТНР закрепляют и расширяют словарный запас, усваивают терминологию.
Изучение величин имеет большое значение, так как понятие количества является наиболее важным понятием математики. Каждое изучаемое количество – это определенное количество реальных объектов окружающего мира. Измерительные упражнения развивают пространственное восприятие, вооружают учеников важными практическими навыками, которые широко используются в жизни. Поэтому изучение величин является одним из способов соединения математики с жизнью. Значения рассматриваются в тесной связи с изучением натуральных чисел и дробей; обучение измерению связано с обучением считать; новые единицы измерения вводятся после введения соответствующих единиц учета; арифметические операции выполняются над натуральными числами и над числами. Измерительные и графические работы как визуальный инструмент используются при решении задач. Таким образом, изучение величин способствует усвоению многих вопросов курса математики.
Формирование представлений о величине у детей с тяжелыми нарушениями речи характеризуется высокой степенью наглядности и сложным речевым опосредованием. Несмотря на то, что дети умеют создавать сериационный ряд по величине, различают длину, ширину и высоту предмета, им тяжело оперировать имеющимися знаниями, включать их в более сложную деятельность. Знания о величине предполагают обозначение полученных результатов сравнения по протяженности.
1. Акимова, А.Р. Психологические особенности проявления изобретательности в деятельности менеджеров / А.Р. Акимова, М.И. Волк // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2016. – № 1. – С. 71–76.
2. Артищева, Л. В. Логопсихология : учеб.-метод. пособие / Л. В. Артищева. – Казань : Изд-во Казан.ун-та, 2016. – 60 с.
3. Бабанский, Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников / Ю.К. Бабанский. – Ростов–на–Дону, 2010. – 320 с.
4. Баль, Н. Н. Организация образовательной среды для детей с тяжелыми нарушениями речи / Н. Н. Баль. – Минск : БГПУ, 2006. – 152 с.
5. Белкина, Е.П. К вопросу о проблемном обучении студентов магистратуры / Е.П. Белкина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2013. – № 3. – С. 25–26.
6. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики : курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб, заведений / А. В. Белошистая. – М. :Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. -400 с.
7. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика / Г. А. Волкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
8. Зайцева, Л. А. Организация и содержание логопедических занятий в учреждениях образования / Л. А. Зайцева. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», – 79 с.
9. Ишмаева, О.В. Технология проблемного обучения как способ повышения качества знаний обучающихся в преподавании экономики / О.В. Ишмаева // Методист. – 2018. – № 1. – С. 24–28.
10. Калинченко, А. В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи / А. В. Калинченко. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
11. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М.: 3нание, 2008. – 128 с.
12. Кудрявцев, Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / Т.В. Кудрявцев. – М.: 3нание, 2011. – 80 с.
13. Логопедия : учебник / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. :Владос, 1998. – 680 с.
14. Мельникова, Е. Л. Проблемный диалог как технология "открытия" знаний / Е.Л. Мельникова // Сибирский учитель. – 2010. – № 5. – С. 47-52.
15. Мельникова, Е.А. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками / Е.Л. Мельникова. – М., 2012. – 168 с.
16. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб.пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А.П. Панфилова. – М.: Академия, 2012. – 192 с.
17. Погодаева, А. В. Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями / А. В. Погодаева // Молодой ученый. – 2017. – № 15. – С. 625-627.
18. Сабирова, Э.Г. Методика преподавания математики в начальной школе. Конспект лекций / Э.Г. Сабирова. – Казань : КГУ, 2014. – 68 с.
19. Трофименко, Ю.В. Развитие ключевых компетенций в процессе формирования математических понятий начальной школы / Ю.В. Трофименко // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2012. – №1. – С. 96-100.
20. Царева, С.Е. Методика преподавания математики в начальной школе : учебник для учеников учреждений высшего образования, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" (квалификация "бакалавр") / С.Е. Царева. – М. : Академия, 2014. – 496 с.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Темы уроков
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты