ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что становление произвольной сферы является важнейшей линией развития ребенка в дошкольном детстве. Дошкольный возраст является важнейшим этапом развития произвольности психических процессов и деятельности ребенка, развития способности ребенка к саморегуляции, расширению навыков самостоятельности ребенка в быту, развитию волевой сферы.
В онтогенезе произвольное поведение у нормально развивающихся детей формируется к концу старшего дошкольного возраста. Учебная деятельность требует наличия у ребенка определенного уровня развития произвольности поведения, которое проявляется в умении следовать указаниям взрослого, самостоятельно работать по образцу, контролировать свои действия и поступки
Формирование произвольной сферы детей дошкольного возраста обусловлено взаимодействием ряда компонентов, определяющих способность дошкольников самостоятельно организовывать свою деятельность: ставить и удерживать цели; планировать деятельность; выбирать и сохранять способы действий; осуществлять самоконтроль на всех этапах деятельности, оценивать ее процесс и результат.
Проблемой изучения произвольной сферы и поведения детей дошкольного возраста занимались многие ученые, среди которых Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, A.B. Запорожец, О.А. Карабанова, И.С. Мухина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин.
Особенности произвольной сферы дошкольников изучали такие современные исследователи как Е.В. Катульская, О.Ю. Зайцева, О.А. Конопкин, Н.Н. Салагина, О.А. Семенова, Д.А. Кошельков, Р.И. Мачинская, Л.А. Сырвачева, К.А. Куцепалова, О.А. Хвостова, Е.М. Холодилова, С.В. Зотова, Т.М. Яковлева и др.
Однако, анализ литературы свидетельствует о недостаточной освещенности проблемы изучения формирования произвольной сферы у нормально развивающихся старших дошкольников и детей с общим недоразвитием речи.
Изучение произвольной сферы детей старшего дошкольного возраста является актуальным, так как для успешного осуществления учебной деятельности детям необходимо определенное развитие способности к саморегуляции своего поведения. Решение этой проблемы в отношении детей с общим недоразвитием речи, имеет особое практическое значение, что связано с увеличением количества детей с нарушениями речи, на сегодняшний день они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.
Выявив особенности произвольной сфере старших дошкольников с ОНР возможно определение мероприятий по формированию произвольной сферы этих детей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ СФЕРЫ НОРМАТИВНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Понятие произвольной сферы и ее развитие в дошкольном возрасте
Понятие произвольной сфере в современной литературе рассматривается через такие термины как «самоконтроль», «саморегуляция», «произвольная регуляция». Под саморегуляцией понимается целесообразная активность по организации и управлению поведением, деятельностью, психическими состояниями и процессами. Если понятие «самоконтроль» означает лишь осознанные механизмы управления собственным поведением, то саморегуляция – более широкое понятие, охватывающее осознанные и неосознанные процессы регуляции [22, с. 77].
В работе У.В. Ульенковой формирование саморегуляции рассматривается в аспекте общей способности к учению. По мнению автора, саморегуляция – это важнейший фактор, обусловливающий интеллектуальную деятельность детей 6-лет. Уровень сформированности данного конструкта зависит от того, насколько сформировано действие самоконтроля на всех этапах деятельности [21, с. 13].
По мнению Е.Д. Хомской, понятие «произвольная регуляция психической деятельности» означает совокупность таких системных качеств высших психических функций как произвольность, осознанность, опосредованность речью [24, с. 206].
Произвольность высших психических функций предполагает:
– возможность сознательного управления ими (или отдельными их фазами, этапами);
– наличие программы, в соответствии с которой протекает та или иная психическая функция (выработанная самостоятельно или данная в виде инструкции);
– постоянный контроль за ее выполнением (за последовательностью операций и результатами промежуточных фаз) и контроль за окончательным результатом деятельности (для которого необходимо сличение реального результата с предварительно сформированным «образом результата»).
Произвольное управление психическими функциями предполагает наличие соответствующего мотива, без которого ни одна сознательная психическая деятельность невозможна [24, 210].
Произвольная регуляция преимущественно опирается на речевые процессы, то есть является прежде всего речевой регуляцией» [24; с. 213]. Произвольный контроль за высшими психическими функциями тесно связан с их осознанностью. Произвольному контролю подчиняются только те
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ СФЕРЫ НОРМАТИВНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Диагностика произвольной сферы нормативно развивающихся старших дошкольников и с общим недоразвитием речи
С целью выявления особенностей произвольной сферы нормативно развивающихся старших дошкольников и с общим недоразвитием речи была проведена сравнительная диагностика.
Диагностика проводилось на базе дошкольного учреждения образования «Специальный ясли-сад г. Гродно». Всего в исследовании приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста. В экспериментальную группу вошли 15 детей старшего дошкольного возраста с ОНР, контрольную группу составили 15 детей нормативно развивающихся старшего дошкольного возраста.
Обследование произвольной сферы нормативно-развивающихся старших дошкольников и с общим недоразвитием речи осуществлялось с использованием следующих методик:
1. Методика «Диагностики особенностей проявления воли у дошкольников» Р. М. Геворкяна.
Цель: изучить особенности проявления воли у детей старшего дошкольного возраста путем наблюдения.
Показатели уровня воли:
– организация деятельности и поступков без посторонней помощи;
– выполнение решений без напоминаний;
– умение отстоять свое мнение, без проявления упрямства;
– умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность;
– способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Каждый показатель оценивался в баллах: если показатель проявляется в поведении ребёнка редко, то ставят 1 балл, если иногда, то 2 балла, если часто или всегда, то ставят 3 балла.
Сумма баллов, набранная ребёнком, свидетельствует об уровне воли.
2. Методика «Паровозы» Н. Г. Салминой.
Цель: выявить способность детей старшего дошкольного возраста произвольно регулировать свою деятельность.
Ребенку предлагается выполнить 5 заданий.
Показатели уровня произвольной регуляции своей деятельности:
– ориентировка;
– исполнение;
– контроль.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что произвольная регуляция осуществляется на различных уровнях: на уровне регуляции двигательной активности, регуляции психической деятельности, регуляции поведения в целом. Произвольность поведения выступает в качестве основного психологического новообразования старшего дошкольного возраста, которое заключается в стремлении и способности управлять собой и своими поступками. в качестве предпосылок развития произвольной сферы в старшем дошкольном возрасте выступают: развитие способности к подчинению инструкции взрослого, которая требует преодоления непосредственного импульса к действию; возрастающая роль словесной регуляции; овладение целеполаганием, планированием, контролем. Понятие произвольной сферы также рассматривается в тесной связи с изучение психологической готовностью к школьному обучению детей к школьному обучению.
Развитие произвольной сферы у детей с общим недоразвитием речи имеет свои особенности. У дошкольников с ОНР отмечается недоразвитие компонента саморегуляции в произвольной сфере. Основными трудностями дошкольников с ОНР, связанными с саморегуляцией, являются: недостаточное сосредоточение на инструкции, трудности концентрации внимания; неспособность ориентироваться на указания взрослого без зрительной опоры; импульсивность, непонимание программы действий, трудности при удержании условий задачи и при выполнении действий по образцу и при осуществлении самоконтроля и самопроверки. Недостаточная сформированность навыков саморегуляции, произвольного поведения является причиной представляет собой причину трудностей дошкольников с ОНР в адаптации к обучению в школе, при освоении повышенных требований самоорганизации учебной деятельности, овладении структурой учебной деятельности.
Проведенное обследование произвольной сферы старших дошкольников показало, что по сравнению с нормально развивающимися детьми, старшие дошкольники с ОНР имеют более низкий уровень проявлений воли. Старшие дошкольники с ОНР не стремятся к решению задач деятельности, не умеют поставить цель деятельности; не могут организовать свою деятельность, не способны к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач. Низкая сформированность проявлений воли у детей старшего дошкольного возраста с ОНР является одним из показателей несформированности произвольной сферы этих детей.
По сравнению с нормально развивающимися детьми, старшие дошкольники с ОНР имеют более низкий уровень произвольной регуляции деятельности. Они часто нарушали правила выполнения задания, не осуществляли контроль и коррекцию своих действий, не доделывали задания до конца. Недостаточное развитие способности произвольно регулировать
1. Винокурова, М.А. Формирование саморегуляции дошкольников посредством адаптивных замещающих действий / М.А. Винокурова // Сборник материалов междунар. конф. (г.Москва, 2016 г.). – М., 2016. – С. 483-490.
2. Выготский, Л.С. Овладение вниманием // История развития высших психических функций (Собрание сочинений в 6 томах) / Л.С. Выготский. – М., 1983. – Т. 3. – С. 205-238.
3. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе: руководство практического психолога / Н.И. Гуткина. – М.: Академ. проект, 2000. – 184 с.
4. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1990. – 238 с.
5. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 352 с.
6. Карабанова, О.А. Позитивное родительство – путь к развитию / О.А. Карабанова // Педагогическое образование в России, № 11, 2015. – С. 157-161.
7. Катульская, Е.В. Особенности произвольной сферы детей седьмого года жизни / Е.В. Катульская, О.Ю. Зайцева // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). – М., 2016. – С. 106-109.
8. Кисова, В.В. Формирование саморегуляции как компонента психологчисекой подготовки к школьному обучению / В.В. Кисова // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 8. – С. 965-969
9. Кладова, Е.В. Особенности социально-психологической готовности детей с общим недоразвитием речи к школе / Е.В. Кладова // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). – Челябинск, 2011. – С. 26-29.
10. Колдунова, К.П. Особенности логопедической работы по развитию психомоторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / К.П. Колдунова // Молодой ученый. – 2016. – № 7. – С. 651–656.
11. Конопкин, О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. – 2004. – № 2. – С. 127-135.
12. Криницына, Г.М. Педагогическая технология формирования самоконтроля речевой деятельности как одно из средств преодоления общего недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии / Г.М. Криницына. – Екатеринбург: Деловая книга, 2009. – 283 с.
13. Левина, Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей // Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л. С. Волковой. – М.: Владос, 2008. – 520 с.
14. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. – М.: Международный образовательный и психологический Колледж, 1995. – 144 с.
15. Логопедия: учебник / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1998. – 680 с.
16. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2006. – 608с.
17. Салагина, Н.Н. Специфика диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.н. Салагина // Молодой ученый. – 2016. – №1. – С. 750-753.
18. Семенова, О.А. Возрастные изменения произвольной регуляции деятельности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте / О.А. Семенова, Д.А. Кошельков, Р.И. Мачинская. – М.: РАО, 2016. – 63 с.
19. Смирнова, Е.О. Игра и произвольность у современных дошкольников / Е.О. Смирнова, О.В. Гударева // Вопросы психологии. – 2004. – № 4. – С. 19-23.
20. Сырвачева, Л.А. Сравнительное изучение особенностей саморегуляции и произвольного поведения у дошкольников с ОНР и нормой речевого развития / Л.А. Сырвачева, К.А. Куцепалова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 6-2. – С. 196-198.
21. Ульенкова, У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопросы психологии. – 1983. – № 4. – С. 62–69.
22. Хвостова, О.А. Формирование произвольной регуляции деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) / О.А. Хвостова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 23. – С. 76–80.
23. Холодилова, Е.М. Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е.М. Холодилова, С.В. Зотова // Специальное образование. – 2015. – Вып. 11. – Т. 2. – С. 282–286.
24. Хомская, Е.Д. Нейропсихология / Е.Д. Хомская. – СПб.: Питер, 2010. – 992 с.
25. Яковлева, Т.М. К проблеме развития саморегуляции в процессе решения познавательных задач у детей 6 -7 лет с общим недоразвитием речи / Т.М. Яковлева // Материалы научн. конф. «Ломоносов 2016». – М., 2016. – С. 1-3.