ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
1.1 Понятие мышления и приемов мыслительной деятельности
1.2 Специфика формирования мышления в процессе обучения математике
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРИЕМОВ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
2.1 Изучение приемов мыслительной деятельности младших школьников
2.2 Организация работы с детьми по формированию приемов мыслительной деятельности в процессе обучения математике
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена потребностями современного общества в социально активной, творческой личности, формируемой в процессе обучения в школе; необходимостью решения проблемы развития мыслительных способностей учащихся в процессе обучения; важностью педагогической интерпретации достижений психологии для целей обучения и развития школьников как единого процесса на уроках математики; изыскания дидактических возможностей и методических средств формирования приемов мыслительной деятельности как необходимого условия овладения системой понятий математической науки и формирования умений и навыков мышления как основы для развития математических умений и навыков.
Проблема развития мышления исследовалась психологами в общей теории мышления в первой половине XX века, такими как A.B. Брушлинский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.А. Славская, в теории развития мышления такие авторы как Д.Б. Богоявленская, Л.В. Занков, H.A. Менчинская, З.И. Калмыкова, Т.В. Кудрявцев, И.С. Якиманская определили значимость развитиямышления младших школьников. Среди зарубежных психологов XX века, посвятивших этим вопросам большое количество трудов, следует выделить Ж. Пиаже, Э. Де Боне.
К различным аспектам проблемы развития мышления вообще и в процессе обучения в частности, обращались и продолжают обращаться многие исследователи в области психологии, педагогики, логики К.С. Абилов, А.З. Рахимов. Методисты рассматривают пути развития мышления учащихся в ходе изучения различных дисциплин (О. В. Алексеева, Г. А. Бакулина, М. А. Екимова, Н. Д. Есипова, Н. В. Калягина, Е. Н. Полякова и др.).
Объектом исследования является процесс развития мышления младших школьников.
Предметом исследования является формирование приемов мыслительной деятельности в процессе обучения математике.
Цель исследования состоит в исследовании специфики формирования приемов мыслительной деятельности в процессе обучения математике.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
1.1 Понятие мышления и приемов мыслительной деятельности
Мышление представляет собой феномен, который относится к психическим познавательным процессам человекам, обеспечивающий познание окружающей действительности. К настоящему времени не сложилось общепринятого определения понятия «мышление».
Автор культурно-исторической теории Л.С. Выготский понимал развитие мышления ребенка как результат социализации. По мнению психолога, мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза [23, с. 150].
По определению С.Л. Рубинштейна, мышление – это опосредованное, основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований, обобщенное познание объективной реальности. По мнению психолога, мышление сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства. При этом, мышление выявляет взаимосвязи и постигая действительности в этих ее взаимосвязях, глубже познает ее сущность. Переходя от случайных к существенным общим связям, оно раскрывает закономерности или законы действительности [25, с. 48].
Деятельная теория мышления рассматривает мышление как особый вид познавательной деятельности (А.А. Смирнов, А.Н. Леонтьев). Мышление рассматривалось как прижизненно формирующаяся способность к решению различных задач и целесообразному преобразованию действительности [26, с. 18].
Представитель этой теории А.Н. Леонтьев подчеркивал произвольный характер высших форм человеческого мышления. По мнению автора, мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности: логических, математических и других действий и операций. Отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладев языком, понятиями, логикой [10, с. 60].
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРИЕМОВ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
2.1 Изучение приемов мыслительной деятельности младших школьников
Базой исследования стало ... В эксперименте приняли участие 22 ученика 1 класса. Дети были разделены на две группы – контрольную и экспериментальную, в каждую вошли по 11 учащихся.
Исследование проводилось в 3 этапа.
В процессе познания и развития мыслительной деятельности ребенок усваивает приемы мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Они являются основными компонентами мышления. Каждая из них выполняет определенную функцию в процессе мышления и находится в сложной связи с другими приемами.
Все эти приемы не могут проявляться изолированно, вне связи друг с другом, и в зависимости от степени сформированности каждой из них мыслительная деятельность в целом осуществляется с разной степенью результативности.
Основу мышления составляют мыслительные действия. По выполняемым функциям любое действие может быть разделено на три части: ориентировочную, исполнительную, контрольную.
Для выполнения любого действия необходима одновременная реализация всех его частей, и без этого действие не может быть выполнено.
Способы осуществления приемов мыслительной деятельности являются важным показателем уровня развития мышления.
Поэтому целью экспериментального исследования явилось определение уровня развития приемов мыслительной деятельности и разработка и апробация программы развития приемов мыслительной деятельности у детей младшего школьного.
Задачи:
1. Выявить уровень развития приемов мыслительной деятельности у детей подготовительной к школе группы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие мышления в отечественной психологии определяется как опосредованное, основанное на раскрытии связей и отношений, обобщенное познание объективной реальности, которое проявляется в целенаправленном использовании знаний. Видами мышления являются: теоретическое, которое может быть понятийным и образным, и практическое, которое может быть наглядно-образным и наглядно-действенным. Индивидуально-личностные особенности личности обусловливают разный уровень развития определенных видов мышления и проявляются в стиле мышления – типичной системе интеллектуальных стратегий, приемов и операций, которые используется в мыслительной деятельности. Выделяют синтетический, идеалистический, прагматический, аналитический и реалистический стили мышления.
Чтобы деятельность по математике в начальной школе была эффективной и достигла поставленной цели необходимо создать психолого-педагогические условия, которые будут этому способствовать. Представляется, что для занятий с младшими школьниками наиболее адекватными и интересными для них формами работы будут различные дидактические математические игры, логические математические задачи, математические викторины и материал по истории математики.
Можно отметить, что для занятий с младшими школьниками наиболее адекватными и интересными для них формами работы будут различные дидактические математические игры, математические задачи, математические викторины и материал по истории математики.
Базой исследования стало ... В эксперименте приняли участие 22 ученика 1 класса. Дети были разделены на две группы – контрольную и экспериментальную, в каждую вошли по 11 учащихся.
Исследование проводилось в 3 этапа.
В процессе познания и развития мыслительной деятельности ребенок усваивает приемы мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Они являются основными компонентами мышления. Каждая из них выполняет определенную функцию в процессе мышления и находится в сложной связи с другими приемами.
1. Акимова, М. К. Психологическая диагностика / М. К. Акимова. - СПб. : Питер, 2005. - 303 с.
2. Андронов, И.К. Арифметика натуральных чисел / И.К. Андронов. - М.: Гос. уч.-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1954. – 228 с.
3. Бантова, М.А. Система формирования вычислительных навыков / М.А. Бантова // Начальная школа. — 1993. — № 11. — С. 38-43
4. Баринова, О.В. Особенности организации уровневой дифференциации в обучении математике младших школьников / О.В. Баринова. - Пенза, 2012. - 264 с.
5. Вечтомов, Е.М. Решение логических задач как основа развития мышления / Е.М. Вечтомов, Я.В. Петухова // Концепт. - №8. - С. 11 - 25.
6. Данелич, М.Е. Вычислительная техника как средство обучения приемам вычислений / М.Е. Данелич // Начальная школа. - 2012. - №1. - С. 47.
7. Грин, Р. Введение в мир числа / Р. Грин. - М. 2013. - 221 с.
8. Демидова, Т.Е. Моя математика: Учебники для 2го класса. Ч. 2 / Т.Е. Демидова. - М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2015.
9. Емельяненко, М.В. Система развивающих заданий по теме «Умножение многозначного числа на однозначное» // Начальная школа, 2016. — № — С. 47-51.
10. Илларионова, Н. А. Проблема мышления в зарубежных и отечественных теориях / Н. А. Илларионова // Наука и современность. - 2016. - № 46. - С. 59-64.
11. Корниенко, А. Ф. Сущность процессов мышления и мыслительной деятельности / А. В. Корниенко // Научный диалог. - 2013. - № 4. - С. 49-62.
12. Король, А. Я. Формирование практических умений и навыков на уроках математики / А. Я. Король. - Тернополь : Учебная книга - Богдан, 2013. - 136 с.
13. Коротких, В.М. Разноуровневое обучение как средство удовлетворения потребностей и возможностей учащихся / В.М. Коротких // Начальная школа. - 2016. - №3.
14. Лященко, Е. И. К проблеме понимания в обучении математике / Е.И. Лященко // Проблемы и перспективы развития методики обучения математике: Сб. науч. раб. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. - С. 18-21
15. Мякишева, А. В. Взаимосвязь речи и мышления / А. В. Мякишева, К. В. Гайворонская, А. Т. Садыков // Новая наука : опыт, традиции, инновации. - 2016. - № 2. - С. 35-37.
16. Немов, Р.С. Общая психология: учебник для студентов вузов / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
17. Несмачная, И.А. Тест, направленный на выявление уровней развития логического мышления младших школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mfourok.ru/test-po-matematike-na-temu-test-napravlenmy-na-viyavlenie-urovney-razvitiya-logicheskogo-mishleniya-mladshih- shkolnikov-248138.htm
18. Нефедъева, М.А. Решение логических задач как способ развития креативного мышления / М.А. Нефедьева // Педагогический ИМИДЖ. - 2017. - №1 (34). - С. 78 - 82.
19. Ончукова, Л.В. Логические задачи в школьном курсе математики / Л.В. Ончукова // Концепт. - 2012. - №12. - С. 1 - 13.
20. Першина, Е.Ю. Использование исторического материала на уроках математики в аспекте требований ФГОС / Е.Ю. Першина // Инновационная наука. - 2016. - №4. - С. 243 - 244.
21. Степанова, О. А. Игровая школа мышления : методическое пособие / О.А. Степанова. - М.: Сфера, 2003. - 128 с.
22. Усова, А. В. Теоретические основы развития мышления в процессе обучения физике / А. В. Усова // Развитие мышления в процессе обучения физике. - 2011. - № 1. - С. 6-14.
23. Хасанова, Г. Р. Взаимосвязь мышления и речи в работах Л. С. Выготского и Ж. Пиаже / Г. Р. Хасанова // Фундаментальные и прикладные научные исследования : сборник статей научно-практической конференции. - 2016. - С. 149-152.
24. Холодная, М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума / М. А. Холодная. - СПб. : Питер, 2004. - 384 с.
25. Чуприкова, Н. И. Мышление как высшая расчлененно дифференцированная форма познания в трудах Л. М. Веккера, С. Л. Рубинштейна, И. М. Сеченова, Н. О. Лосского / Н. И. Чуприкова // Мир психологии. - 2014. - № 1. - С. 45-53.
26. Шадриков, В. Д. Мысль, мышление и сознание / В. Д. Шадриков // Мир психологии. - 2014. - № 1. - С. 17-32.