ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
1.1 Сущность и содержание понятия «экологические представления детей дошкольного возраста»
1.2 Потенциал экспериментирования в формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
2.1 Эмпирическое исследование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста
2.2 Методические рекомендации по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек – окружающая среда». Экологическое образование признано международным экологическим движением педагогов важнейшим направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных систем.
Экологическое образование как комплексная проблема современности стала объектом внимания философско-социологических исследований, рассматривающих экологические проблемы как общечеловеческие (Э.В. Гирусов, Ю.Г. Марков, Д.Ж. Маркович, Н.И. Моисеев и др.).
В научно-педагогической и методической литературе рассматривались различные аспекты в формировании у детей экологической культуры: содержательная суть раскрывается в работах Н.М. Верзилина, И.Д. Зверева, И.Н. Пономаревой, Н.А. Рыкова и др.; междисциплинарность – в работах А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Л.Г. Суравегиной, Д.И. Трайтака и др.; нравственное воспитание во взаимосвязи его с природой рассматривается в работах С.А. Карпеева, И.С. Матрусова, И.Н. Понмаревой, Л.П. Симоновой, В.М. Сенкевич и др.; эстетическое воспитание как одна из сторон экологической культуры изучалось Е.А. Елизовой, А.Ж. Овчинниковой, Л.П. Печко, А.И. Самарцевым и др.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что опытническая и экспериментальная деятельность является существенным видом экологического образования детей дошкольного возраста, поскольку дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы личности ребенка. Таким образом, научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста – представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Цель исследования: теоретически обосновать и методически обеспечить процесс формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
1.1 Сущность и содержание понятия «экологические представления детей дошкольного возраста»
Экологические представления детей старшего дошкольного возраста – это их отношение к окружающему миру. Дети поощряются обретать точные знания о роли растений и животных на земле. Формирование таких представлений поможет детям научиться взаимодействовать с природой.
Представления, полученные в процессе познания окружающего мира путем его чувственного отражения, закладывают образный фундамент интеллекта ребенка старшего дошкольного возраста. Сформированные представления могут быть использованы для анализа новых конкретных явлений.
Законы природы возможно начать изучать уже в младшем дошкольном возрасте. Многочисленные психолого-педагогические исследования доказали возможность и успешность процесса экологического воспитания.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения [3]. Приведем здесь формулировку, предложенную Т. В. Потаповой в «Концепции экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»: «Знать законы, по которым живет природа, уметь организовать свой труд и отдых так, чтобы не нанести вреда природе, и иметь осознанное желание делать это». Итак, процесс формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста опирается на чувственное познание мира, опыт общения с природными объектами; на развитие эмоций, способности сочувствовать, сопереживать, заботиться, удивляться, ощущать красоту окружающего мира и выражать свои переживания [18].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
2.1 Эмпирическое исследование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста
В условиях структурных и мировоззренческих изменений, происходящих в обществе, с особой остротой встает вопрос о необходимости более пристального внимания к экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Эмпирическое исследование по определению уровня экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе 273 сада города Минска. В исследовании участвовали 14 детей старшего дошкольного возраста.
Цель эмпирического исследования – определить уровень экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Была использована методика Ю.А. Полещук (деятельностный).
На основании этих методик были выявлены уровни и показатели экологических представлений детей старшего дошкольного возраста, представленные в таблице 2.1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На первом этапе мы определили сущность понятия «экологические представления детей дошкольного возраста». Экологические представления – это сведения взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; о ценностях природы; об использовании природных богатств. В дошкольном возрасте представления детей о природных явлениях в неживой и живой природе расширяются и уточняются, формируется реалистическое понимание этих явлений и умение устанавливать взаимосвязь между ними. Представления, полученные в процессе познания окружающего мира путем его чувственного отражения, закладывают образный фундамент интеллекта ребенка старшего дошкольного возраста. Сформированные представления могут быть использованы для анализа новых конкретных явлений.
Далее мы выявили потенциал экспериментирования в формировании экологических представлений детей старшего дошкольного возраста. Процесс экспериментирования обладает высоким потенциалом в формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что в ходе эксперимента у ребенка развивается память, активизируются его психические процессы, поскольку существует постоянная необходимость выполнения операций анализа и синтеза, классификации и сравнения, обобщения. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать их. Все это необходимо в образовательной деятельности.
Затем мы определили уровень экологических представлений детей старшего дошкольного возраста. Анализ результатов анкетирования показывает, что уровень экологических знаний находится на среднем уровне. Но также определяет, что значительный процент детей, чья культура в отношении природы находится на низком уровне.
На основании полученных данных мы разработали методические рекомендации по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
Они заключаются в следующем:
1. необходимо обеспечить максимальную простоту конструкции приборов и правил обращения с ними,
2. следить за безотказностью действия приборов и однозначностью получаемых результатов,
3. показывать только существенные стороны явления или процесса.
1. Авдеева, Н.Н. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Авдеева, Г.Б. Степанова. – Ярославль: Академия развития: 2003. – 112 с.
2. Альманах экологического образования и просвещения. – Т. II: Материалы Всероссийского Форума с международным участием «Экологическое образование – на пути к инновациям и энергосбережению». – Ярославль: Издательство, 2011. – 195 с.
3. Богданец, Т. Экологические знания – первое представление о мире / Т. Богданец //Дошкольное воспитание. – 2003. – № 12. – С. 27-34.
4. Веретенникова, С.А. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой / С.А. Веретенникова. – М.: Просвещение, 1973. – 256 с.
5. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 1992. – 112 с.
6. Воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Л. Н. Проколиенко. – Киев: Рад. шк., 1991. – 368 с.
7. Гончарова, Е.В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства / Е.В. Гончарова. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского государственного педагогического университета, 2011. – 326 с.
8. Дрязгунова, В.А. Дидактические игры для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с растениями: Пособие для воспитателя детского сада / В.А. Дрязгунова. – М.: Просвещение, 2001. – 80 с.
9. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для детей старшего дошкольного возраста / О.В. Дыбина. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 192 с.
10. Егоренков, Л.И. Основы начального экологического воспитания / Л.И. Егоренков. – М.: Прометей, 2008. – 188с.
11. Заварухина, Т.А. Организация экологического воспитания в ДОУ / Т.А. Заварухина // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск 6-7 ноября 2008 г. − Томск: ОГУ РЦРО, 2008. − С. 35-36.
12. Зверев, И.Д. Охрана природы и экологическое воспитание / И.Д. Зверев // Воспитание детей старшего дошкольного возраста. – 1985 – №6 – С. 30-35.
13. Золотова, Е. И. Знакомим детей старшего дошкольного возраста с миром животных: Из опыта работы / Е.И. Золотова. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
14. Комарова, Л.Г. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора / Л.Г. Комарова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001 –80 с.
15. Моисеева, Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования: книга для учителя / Л.В. Моисеева. – Екатеренбург, 1996. – 166 с.
16. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей / С.Н. Николаева. – М.: Издательский центр Академия, 2002. – 336 с.
17. Педагогика: учебник для бакалавров / Л П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – М.: Проспект, 2013. – 488 с.
18. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. – М.: РАОИКП, 1999. – 382с.
19. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с.
20. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 384 с.