Актуальность проблемы изучения связана с тем, что отношения с другими людьми играет важнейшую роль в развитии личности ребенка. Опыт социального взаимодействия во многом определяет особенности отношения ребенка к себе, к другим людям, к окружающей действительности в целом.
Дошкольный возраст представляет собой период активного развития ребенка. Он является наиболее сензитивным периодом для формирования и развития навыков социального взаимодействия. У детей в дошкольном возрасте уже формируется умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации, навыки межличностного общения с другими детьми и взрослыми. Однако не всегда социального взаимодействия могут быть сформированы на достаточном уровне – нарушения речи у детей – нарушение речи у детей может явиться фактором, препятствующим полноценному позитивному взаимодействию с окружающими. В связи с вышеизложенным становится актуальным рассмотрение проблемы социального взаимодействия дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Проблемой изучения социального взаимодействия дошкольников занимались ученые, среди которых Г.М. Андреева, Р.С. Буре, Б.П. Жизневский, Я.Л. Коломинский, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, Т.А. Репина, А.П. Усова. Под социальным взаимодействием авторы понимают важнейшее условие развития дошкольников, обеспечивающее их успешную социализацию и интеграцию в общество.
Проблема формирования социального взаимодействия дошкольников находит свое отражение в работах таких современных исследователей как О.Ф. Борисова, Н.В. Иванова, Н.А. Кузнецова, Л.В. Пронина, С.А. Шмаков, Т.Ю. Щербакова.
Однако, анализ работ показал недостаток исследований, направленных на изучение проблемы формирования навыков социального взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью формирования навыков социального взаимодействия дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и слабой разработанностью практических путей формирования навыков социального взаимодействия детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Актуальность исследование и недостаточная изученность проблемы обусловили выбор темы нашего исследования «Особенности формирования
Взаимодействие является элементом любой совместной деятельности. Потому взаимодействие всегда является социальным. Взаимодействие представляет собой процесс непосредственного или опосредованного воздействия людей друг на друга, который порождает их взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность является главной особенностью взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон представляет собой причину другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие индивидов и их структур.
В отечественной психологии взаимодействие рассматривается не только как влияние людей друг на друга, но и как непосредственная организация их совместных действий, позволяющая им реализовать общую деятельность [16, с. 142].
Взаимодействие характеризуется значимостью для его участников. По определению А.В. Кандауровой, взаимодействие – это любое поведение индивида, имеющее значение для других людей, группы или общества в конкретный момент и в будущем [12, с. 94].
Категория «взаимодействие» отражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, которые различаются по социальным позициям и ролям.
В психологии принято различать межличностное и межгрупповое взаимодействие [16, с. 149]. Под последним понимается процесс непосредственного или опосредованного воздействия нескольких групп друг на друга, который порождает их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений.
Межличностное взаимодействие – это объективные связи и отношения, существующие между людьми в социальных группах. Это понятие используют и для характеристики системы действующих межличностных контактов людей в процессе совместной деятельности, и для описания развернутых во времени, взаимно ориентированных реакций людей друг на друга в ходе совместной деятельности [18, с. 53].
В работе В.Н. Крысько приводятся следующие основные признаки межличностного взаимодействия:
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Цель обследования: выявить уровень сформированности навыков социального взаимодействия у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Эмпирическое исследование включало в себя три этапа:
На первом этапе осуществлялся теоретический анализ литературы по проблеме исследования, подбор методов и методик диагностики, была сформирована выборка исследования.
На втором этапе происходило обследования навыков социального взаимодействия у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
На третьем этапе, основываясь на полученных результатах диагностики, были разработаны методические рекомендации по формированию навыков социального взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, методы обследования Т.А. Репиной, Н.И. Роговцевой [22], количественный и качественный анализ.
База исследования: исследование осуществлялось на базе ГУО «Ясли-сад № 5 г. Береза».
Характеристика выборки исследования: всего в исследовании приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста. Выборка исследования была поделена на две группы. В экспериментальную группу вошли старшие дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (8 мальчиков и 7 девочек); в контрольную группу вошли старшие дошкольники без речевых нарушений (9 девочек и 6 мальчиков). Возраст детей – 5 – 6 лет. Характер нарушения в экспериментальной группе – ОНР 3 ур. р.р., стертая дизартрия.
В качестве основных показателей социального взаимодействия использовались следующие параметры:
– сформированность коммуникативных навыков (широта круга общения), интенсивность общения, избирательность общения, потребность в общении, устойчивость групповых объединений);
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальное взаимодействие представляет собой сложный феномен, включающий межличностное или межгрупповое взаимодействие между субъектами, которое является основой межличностных (межгрупповых) отношений, реализуемых посредством общения. Основными навыками социального взаимодействия являются: коммуникативные навыки, навык самостоятельного и ответственного поведения, навык установления контактов со сверстниками и способность их поддерживать; принимать участие в коллективных делах, принимать и оказывать помощь; согласовывать и координировать свои действия и мнения с действиями и мнениями сверстников, договариваться со сверстниками в конфликтной ситуации.
Благодаря социальному взаимодействию ребенок знакомится с социальным миром и приобретает навыки поведения и отношений. Основу социального опыта в дошкольном возрасте традиционно закладывает семья, выполняя свои важнейшие функции по социализации ребенка. Расширение и обогащение социального опыта ребенка происходят в процессе его общения со сверстниками. В дошкольном возрасте социальное взаимодействие осуществляется в различных видах деятельности, однако приоритет принадлежит игровой деятельности. Игра выступает как способ освоения социальной действительности, в котором выражается связь ребёнка с обществом; игра является средством моделирование системы социальных отношений, освоения социальных ролей, ценностей и моделей поведения.
Формирование навыков социального взаимодействия у детей дошкольного возраста осуществляется в процессе общения со сверстниками, воспитателем, родителями. Целенаправленная работа по формированию навыков социального взаимодействия в условиях дошкольного учреждения осуществляется с использованием коррекционно-развивающих программ. Такие программы преследует цели формирования социальных представлений, об окружающих людях (взрослых и сверстников); о социальных отношениях; формирования навыков выполнения совместных действий с другими людьми в игровой, продуктивной, сценической деятельности, а также в индивидуальной работе.
Обследование уровня сформированности навыков социального взаимодействия показало следующее:
Уровень сформированности коммуникативных умений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ниже, чем у детей без речевых нарушений. Старшие дошкольники, в отличие от детей без речевых
1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М .: Аспект Пресс, 2008. – 376 с.
2. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 200 с.
3. Бондарева, Г. С. Конфликты в детском коллективе и способы их разрешения / Г. С. Бондарева, К. В. Булах // Вестник НГГТИ. – 2016. – № 1. – С. 14-19.
4. Борисова, О. Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.07 / О. Ф. Борисова. – Челябинск, 2009. – 19 с.
5. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – М. : Смысл, 2004. – 512 с.
6. Галигузова, Л. Н. Ступени общения : от года до 6 лет / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. – Москва : Интор, 1996. – 160 с.
7. Галушко, И. Г. Социализация детей и всестороннее развитие ребенка / И. Г. Галушко // Концепт. – 2015. – Т. 37. – С. 106-110.
8. Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников : Сборник игр и упражнений / Л. А. Дубина. – М .: Книголюб, 2006. – 486 с.
9. Евдокимова, О. В. Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста / О. В. Евдокимова // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 2 (51). – С. 205-207.
10. Иванова, Н. В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении / Н. В. Иванова. – Череповец : ЧГУ, 2002. – 150 с.
11. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 576 с.
12. Кандаурова, А.В. К вопросу о структуре социального взаимодействия / А.В. Кандаурова // Вестник Нижневартовского гос. ун-та. – 2013. – № 2. – С. 93-97.
13. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О. А. Карабанова. – М. : Академия, 1997. – 386 с.
14. Кобрина, Л. М. Интегрированное обучение в общеобразовательной школе. / Л. М. Кобрина, И. М. Медведева. – СПб. : Изд-во «Наука-Питер». – 2007. – 223 с.
15. Коломинский, Я. Л. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности / Я. Л. Коломинский, Б. П. Жизневский // Вопросы психологии. – 1990. – № 2. – С. 35-42.
16. Крысько, В. Г. Социальная психология / В. Г. Крысько. – М. : Омега-Л, 2006. – 352 с.
17. Кузнецова, Н. А. Развитие социального взаимодействия старших дошкольников в условиях интегрированного обучения / Н. А. Кузнецова // Науковедение. – 2012. – № 2. – С. 17-73.
18. Куницына, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. – СПб. : Питер, 2001. – 544 с.
19. Леонтьев, А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец. – М. : МОиПК, 1995. – 144 с.
20. Осипова, А. А. Общая психокоррекция : учебное пособие / А. А. Осипова. – М .: Сфера, 2002. – 510 с.
21. Пронина, Л. В. Формирование взаимодействия детей со сверстниками раннего и младшего дошкольного возраста с отклонениями в умственном развитии : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / Л. В. Пронина. – Москва, 2009. – 19 с.
22. Репина, Т. А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Т. А. Репиной. – М .: Педагогика, 1987. – 192 с.
23. Федосеева, Е. Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / Е. Г. Федосеева. – Москва : МПГУ, 1999. – 191 с.
24. Шмаков, С. А. Игра учащихся как педагогический феномен культуры : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / С. А. Шмаков. – Москва, 1997. – 19 с.
25. Щербакова, Т. Ю. Коррекционно-педагогическая работа по развитию коммуникативно-деятельностного взаимодействия дошкольников с ОНР в игре : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / Т. Ю. Щербакова. – Ростов-на-Дону, 2006. – 18 с.
26. Эльконин, Д. Психология игры / Д. Эльконин. – М. : Владос, 1999. – 360 с.