ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.1 Понятие дидактической игры, её специфика, значение и структура
1.2. Методы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников
1.3 Роль игры в активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ПРИ ПОМОЩИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
2.1 Методика и организация исследования
2.2 Организация работы по активизации деятельности учащихся на уроках русского языка в начальных классах при помощи дидактической игры
2.3 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие образования на современном этапе определяется целями его модернизации, которая направлена на гуманизацию и обеспечение современного качества образования, отвечающего актуальным потребностям личности, общества и государства. Школа нацелена помимо усвоения определенного объема знаний, формировать у младших школьников универсальные учебные действия в личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных областях, обеспечивающих развитие творческих возможностей ребенка и формирование способности учащихся к самообразованию.
Принцип активности обучающегося был и остается одним из основных в педагогике. На основании анализа современной образовательной практики выявлено, что у многих школьников отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. Поэтому главная задача учителя в этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения, нацеленных на активизацию познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.
Важное место в активизации учебно-познавательной деятельности отводится актуализации у младших школьников интереса к учению, что обосновано в трудах отечественных педагогов и психологов (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и др.), которые считали, что именно интерес является основным внутренним механизмом обучения.
Познавательные интересы младших школьников формируются под влиянием разных факторов, в первую очередь учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и характеристик основного вида деятельности. Вопросами изучения учебной деятельности младших школьников, как ведущей в данном возрасте занимались такие ученые как Т.Б.Габай, В.В.Давыдов, И.А.Зимняя А.К.Маркова, С.Л.Рубинштейн Д.Б.Эльконин. Структуру и особенности познавательной деятельности изучали Г.А.Абрамова, В.С.Мухина, И.П.Пидкасистый, В.А.Сластенин и др. Большой вклад в решение вопросов активизации учебно-познавательной внесли И.Б.Первин, В.Ю.Селевко, Р.А.Хабиб, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина и др.
Однако анализ практической деятельности учителей показывает, что уровень развития логического мышления и творческих способностей обучающихся, составляющих основу познавательной активности, недостаточно высок. Традиционная организация учебно-воспитательного процесса в начальной школе не всегда способствует формированию у младших школьников учебно-познавательной мотивации учения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.1 Понятие дидактической игры, её специфика, значение и структура
Чтобы рассмотреть сущность дидактической игры на уроке истории, необходимо понять, что же такое игра вообще.
Игра – это общенаучное понятие. Термин «игра» имеет большое количество определения в различных областях, в психологии, педагогике, философии.
Толковый словарь С.И. Ожегова даёт следующие определения: Игра – 1. занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. 2. Создание типичных для профессий ситуаций и нахождение в них практических решений [18].
Своё определение игры даёт американский психологи и психиатр Э. Берн. Игрой он называем серию последовательных дополняющих скрытых трансакций, приводящих к чётко определённому предсказуемому исходу с замаскированной мотивацией. Серия ходов, содержащих скрытую ловушку или подвох [4]. Автор говорит о том, то вся наша жизнь состоит из игр, форм поведения со скрытыми мотивами. В основе игр лежит программа, заложенная в детстве под влияние воспитания и социальной среды.
Знаменитый советский педагог С.А. Шмаков определяет «игру как способность, т. е. индивидуально – психологическую способность личности, являющуюся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности» [24, с. 12.].
Учёный, педагог О.С. Газман давал следующее определение игре: «Игра – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил» [8].
Советские психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин внесли существенный вклад в разработку детских игр, показав их социальный характер, их роль в воспитании ребёнка.
В игре по мнению Л.С. Выготского «ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ПРИ ПОМОЩИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
2.1 Методика и организация исследования
Целью данной курсовой работы является проанализировать процесс активизации деятельности учащихся на уроках русского языка в начальных классах при помощи дидактической игры. Исходя из этого, было проведено диагностическое исследование, в котором принимали участие 25 учащихся 4 класса (13 девочек и 12 мальчиков).
На данном этапе экспериментальной работы была проведена диагностика уровня познавательной активности младших учеников экспериментального класса, которая состояла из наблюдения за познавательной активностью младших учеников, а также анкетирования. Для определения уровня познавательной активности в классе использовался метод наблюдения, индивидуальные беседы с учащимися и анкета.
Наблюдение. Цель: определить уровень познавательной активности учащихся, определить соотношение отвлекающих факторов и познавательной активности, а также выяснить эмоциональное отношение к обучению.
Инструкции для наблюдателя. Периодом наблюдения является первая неделя всех занятий (для первой стадии диагностики) и последняя неделя (для второй стадии диагностики). В процессе наблюдения мы отметили наличие следующих проявлений у младших учеников.
Активность:
1. Проявляет интерес к теме.
2. интерес направлен на объект исследования.
3. Задает вопросы, пытается ответить на них.
4. Проявляет любопытство.
Самостоятельность:
5. Выполняет задания самостоятельно.
6. Показывает стабильность в достижении цели.
Отвлекаемость (количество любых действий, не связанных с обучением).
7. Показывает нестабильность в их интересах.
8. Преобладает эмоциональная активность ребенка.
Результаты оцениваются в соответствии со следующими критериями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении многих лет ученые изучали воспитательные возможности игры – все то время, что существуют различные науки о человеке, к которым относятся педагогика, психология, социология, философия, этнография.
Проблема игры как важной деятельности, которая имеет особое значение для жизни ребенка, была объектом научных исследований таких ученых, как Л.С. Выготский, К. Гросс, Дж. Дьюи, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Т.А. Репина, А.А. Рояк, А.П. Усова, З. Фрейд, Ст. Холл, В. Штерн, Д.Б. Эльконин. В многочисленных исследованиях можно наблюдать ряд противоположных позиций относительно природы и содержания детской игры. Каждая конкретная позиция в существенной мере определяет педагогические условия для организации и руководства игрой.
Дидактическая игра – это игровая форма обучения, в которой одновременно действуют два начала: познавательное, учебное и игровое, развлекательное. Это связано с необходимостью смягчить переход от одного лидера класса к другому, а также с тем, что во время игры дети легче усваивают знания и получают представление об окружающей жизни. В отличие от учебных классов, в дидактической игре образовательные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда учитель объясняет, преподает, а косвенно – ученики приобретают знания, играя. Задача обучения в таких играх кажется замаскированной для игрока, естественное желание ребенка играть и выполнять определенные игровые действия становится мотивом для ее реализации.
На сегодняшний день проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся приобретает все большую актуальность. Данной теме посвящается огромное количество исследований в психологии и педагогике. И этот процесс является закономерным, потому как учение по сути является ведущим видом деятельности учащихся, в процессе которого разрешаются основные задачи, поставленные перед образовательным учреждением: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активнейшему участию в инновационных общественных процессах.
Система работы педагога по активизации учебно-познавательной деятельности школьников должна выстраиваться с учетом целеустремленного и постепенного развития их мышления и творческих познавательных способностей. Ученик во время учебы осуществляет различные действия, где задействованы психические основные процессы: восприятие, ощущение, мышление, память, воображение.
1. Баданина, Л. П. Психология познавательных процессов : учеб. пособие / Л. П. Баданина. – М. : Флинта : МПСИ, 2012. – 237 с.
2. Бадмаева, Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей : монография / Н. Ц. Бадмаева. – Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2004. – 280 с.
3. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры : энцикл. слов. педагога / В. С. Безрукова. – Екатеринбург : Деловая кн., 2000. – 937 с.
4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. – М., 2013. – 216 с.
5. Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в вузе [Электронный ресурс] / Л. Г. Буйнов // Universum: вестн. Герценов. унта. – 2011. – № 4. – С. 16-17.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М., 1991. – 536 с.
7. Габай, Т. Б. Учебная деятельность и ее средства : общественно-политическая литература / Т. В. Габай. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 192
8. Газман, О.С. Каникулы: игра, воспитание: о пед. руководстве игровой деятельностью школьников / О.С. Газман. – М., 1988.
9. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учеб. для студентов вузов / И. А. Зимняя. – М. : Логос, 2013. – 384 с.
10. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов / Под ред. В.И. Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.
11. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе : учеб.-метод. пособие / авт.- сост. Д. П. Тевс [и др.]. – Барнаул : Изд-во БГПУ, 2006. – 176 с.
12. Коновалова, О. В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения [Электронный ресурс] / О. В. Коновалова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф., июнь 2014 г., г. Челябинск. – Челябинск, 2014. – С. 35-36.
13. Кошкина, И. В. Интеграция в начальной школе : уроки изобразит. искусства / И. В. Кошкина, Г. Б. Целимбровская // Начальная школа. – 2003. – № 10. – С. 82-85
14. Крупская, Н.К. Роль игры в детском саду / Н.К. Крупская. // Пед. соч. – М.: 1980. – 263 с.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М., 1975. – 304 с.
16. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб. пособие для студентов пед. вузов / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М. : Академия, 2013. – 462 с.
17. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат [и др.]; под ред. Е. С. Полат. – М. : Академия, 2008. – 272 с.
18. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.И. Шведова Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М., 1999. – 944 с.
19. Педагогика : учеб. для студентов пед. учеб. заведений / В. В. Краевский [и др.]; под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Пед. и-во России, 2004. – 608 с.
20. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студентов вузов / Е. П. Белозерцев [и др.]; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2008. – 368 с.
21. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; отв. ред. Л. С. Глебова. – М. : Большая Рос. энцикл., 2003. – 528 с.
22. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении : теорет. – эксперимент. исслед. / П. И. Пидкасистый. – М. : Педагогика, 1980. – 240 с.
23. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : учеб. пособие для студентов вузов / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2014. – 720 с.
24. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. – М., 1994. – 239 с.