ВВЕДЕНИЕ
Речь является средством мышления, орудием общения между людьми, способом передачи мыслей, чувств от одного человека к другому. Человек, в отличие от животного способен строить систему звуковых сигналов, отражающих не только его чувства и мысли о внешнем мире, но и сам внешний мир. Общественная жизнь и коллективный труд вызывают необходимость у людей постоянно общаться друг с другом. Это общение в наиболее совершенной форме осуществляется при помощи речи. Понятие «язык» предполагает систему словесных знаков, возникших в результате общественно-исторического становления человеческого общества, тогда как речь – это индивидуальное пользование языком. Можно было бы сказать, что речь беднее языка, так как человек в своей повседневной деятельности не использует всю его структуру и богатство [17, c. 102].
Установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга. У детей с ТНР, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторикой руки испытывают затруднения.
В специальной педагогике состояние связной речи учащихся младших классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи и методические аспекты этой проблемы исследованы и освещены в работах В. К. Воробьевой [4], О. Е. Грибовой, Р. Е. Левиной, Л. Ф. Спировой и др. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.М. Бехтерев, которые в своих работах доказали, что движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребёнка.
Цель курсовой работы –проанализировать особенности коррекции нарушений моторики у детей с ТНР.
Задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме формирования моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ТНР
1.1. Особенности формирования моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи
В двигательной сфере человека традиционно выделяются общая и мелкая моторика. Общая моторика развивается с первого года жизни, и к младшему школьному возрасту ребенок овладевает уже довольно сложными движениями - бегом, прыжками в длину и в высоту, метанием на расстояние и в цель, способностью сохранять статическое равновесие и т. п. [13, с. 16]. К основным характеристикам общемоторных действий относят точность, быстроту, силовые возможности, гибкость, равновесие. Вслед за общей у ребенка постепенно развивается и мелкая ручная моторика: способность владеть ножницами, иглой, карандашом, кисточкой и т. п. Мелкие мышцы развиваются позднее крупных, поэтому мелкие движения, требующие точности, часто вызывают у детей большие трудности.
Наконец, в начальной школе дети овладевают техникой письма, графомоторными навыками. Их формирование предполагает не только обучение начертанию отдельных букв и их соединений, но и - сенсорных дифференцировок, которые делают процесс письма осознанным. Следовательно, последние навыки в значительной степени определяются достаточным уровнем сформированности общемоторных и особенно мелкомоторных функций [13, с. 17].
У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. У младших школьников несовершенство мелкой моторики затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Моторика детей с ТНР отличается общей неловкостью, отмечается задержка овладения такими сложными двигательными актами как бег, катание на велосипеде, прыжки через скакалку. Даже 5-летние дети не могут прыгать поочерёдно на правой или левой ноге. При быстром шаге наступают на пятки впереди идущего, часто
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ С ТНР
2.1. Организация и методика проведения констатирующего исследования
Экспериментальное исследование было проведено на базе класса интегрированного обучения ГУО «Средняя школа № 20 г. Могилева». Всего в исследовании приняло участие 15 детей в возрасте 6-7 лет. Был изучен опыт учителя-дефектолога Зазерской Алеси Анатольевны.
В исследовании приняли участие 6 мальчиков и 8 девочек с диагнозами ОНР 3 ур. и один мальчик с диагнозом ОНР 2 ур. (заикание).
Все дети, отобранные для изучения, согласно медицинской документации имели сохранный физический слух, нормальное (или скомпенсированное при помощи очков) зрение и по состоянию своего здоровья и психического развития могли обучаться по программе общеобразовательной школы. Также анализ медицинской документации показал, что двое детей из каждой группы относятся к категории часто болеющих (простудными заболеваниями); один ребенок – леворукий.
Цель констатирующего экспериментального исследования: выявить уровень сформированности моторики у детей младшего школьного возраста с ТНР.
В ходе данного экспериментального исследования были поставлены следующие задачи:
1. Подобрать диагностические методики для выявления уровня сформированности моторики у детей младшего школьного возраста с ТНР.
2. Проанализировать полученные результаты.
3. Разработать рекомендации по коррекции моторики у младших школьников с ТНР.
Экспериментальное исследование проводилось в привычной для детей обстановке в виде метода индивидуального эксперимента. Для обследования мелкой моторики использовались два вида задания: «Помоги зверушкам» и «Дом, дерево, человек». В первом задании необходимо было провести карандашом прямые, извилистые и волнообразные линии. Основное внимание уделялось качеству мелкой ручной моторики (нажиму, плавности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
1. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. В дошкольном и школьном возрасте дети с ТНР двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Другие пугливы, заторможены в новой обстановке, плохо к ней приспосабливаются, избегают трудностей. Отмечаются нарушения интеллектуальной деятельности: низкая умственная работоспособность, нарушение памяти, внимания. Для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, конструктивного праксиса.
2. Процесс коррекции нарушении у детей с ТНР будет проходить успешнее, если развивать у них артикуляторную и ручную моторику. Учеными доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук существенно влияют на развитие речевой функции ребенка. Слаженная работа поможет развить не только речь и интеллект ребенка, но и окажет положительное воздействие на весь организм в целом. Развитие ручной и артикуляторной моторики у детей с ТНР происходит по двум направлениям: формирование кинестетической основы движения; формирование кинетической основы движения.
3. В ходе констатирующего этапа исследования нами было выявлено, что дети имеют разный уровень сформированности двигательных качеств, с различным состоянием речи, поэтому работа должна вестись с учетом речевых, психофизических и личностных особенностей каждого ребенка. Каждый ребенок должен вовлекаться в выполнение посильных для него двигательных задач. Экспериментальное исследование было проведено на базе класса интегрированного обучения ГУО «Средняя школа № 20 г. Могилева». Всего в исследовании приняло участие 15 детей в возрасте 6-7. Задание «Помоги зверушкам» позволило выявить несовершенство мелкой моторики детей, неспособность большинства из них проводить ровную,
1. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л И. Белякова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Академия, 2004. – 267 с.
2. Архипова, Е.Ф. Коррекционно - логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. – М. : АСТ: Астрель, 2008. – 220 с.
3. Аханькова, Е.В. Возможности применения психомоторных упражнений для речевого развития детей / Е.В. Аханькова // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. междунар. конгр. - М., 1998. - Т.2. – С. 32–36.
4. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи : учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов дошк. учреждении / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
5. Борозинец, Н.М. Логопедические технологии : учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь, 2008. – 224 с.
6. Буцыкина, Т.П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников / Т.П. Буцыкина // Логопед. – 2005. – № 3. – С. 84-95.
7. Давыдов, В. В. Психологическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1990. – 285 с.
8. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников и младших школьников / Л.Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 2010. – 132 с.
9. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка: Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности / М.М. Кольцова. – М. : Высшая школа, 1973. – 240 с.
10. Коррекция нарушений устной и письменной речи : учеб.-метод. пособие / Н. В. Дроздова [и др.]. – Минск : БГПУ, 2006. – 60 с.
11. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию устной речи / Т. А. Ладыженская.– М. : Педагогика,1980. – 225 с.
12. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – М. : Академия, 1997. – 256 с.
13. Маслюков, А.А. Развитие координационных способностей у детей 7-9 лет / А.А. Маслюков // Спорт в школе. – 2008. – № 5. – С. 16-20.
14. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. – 448 с.
15. Светлова, И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И. Светлова. – М. : Олма-Пресс, 2001. – 160 с.
16. Селиверстов, В. И. Хрестоматия по логопедии / Под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Норма,1997. – 656 с.
17. Учебные программы для специальных общеобразовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении с белорусским и русским языками обучения. – Минск : НИО, 2008. – 144 с.
18. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста : монография / Т.Б. Филичева. – М. : Айрис-Пресс, 2000. – 340 с.
19. Хватцев, М. Е. Логопедия / М. Е. Хватцев. – М. : Наука, 1999. – 457 с.
20. Ястребова, А. В. Учителю о детях с недостатками речи / А.В. Ястребова – М. : АРКТИ, 1997. – 131 с.