ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Состояние письменной речи у детей дошкольного возраста
1.2 Особенности нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ОВЛАДЕНИЮ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ
2.1 Диагностика уровня сформированности письменной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.2 Реализация коррекционно-логопедической работы по подготовке детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению письменной речью
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Развитие речи у детей дошкольного возраста является одним из важнейших условий в подготовке детей к школьному обучению. Основным этапом формирования грамматически правильной устной и письменной речи является работа по предупреждению нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста. Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция психического и речевого развития детей дошкольного возраста служит предупреждению вторичных отклонений в развитии аномального ребёнка, а также является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом. Нарушение письменной речи у детей – серьезная социальная проблема, это нарушение носит стойкий характер, при отсутствии коррекционных мер не исчезает и может стать причиной школьной неуспеваемости.
Логопеду приходится столкнуться уже достаточно запущенной проблемой, осложненной неудачными попытками родителей и педагогов решить ее самостоятельно. Упущенные сроки в коррекционной работе и обучении сами по себе не компенсируются в старшем возрасте, а возникающие отставания требует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению. Поэтому одним из наиболее важных аспектов в подготовке к обучению в школе становится профилактика письменных нарушений речи. Она является более эффективной мерой, позволяющей предупредить развитие дисграфий и дислексий.
Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и др.
Объект исследования: письменная речь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Состояние письменной речи у детей дошкольного возраста
Развитие письменной речи и подготовка к ней начинаются до школы. Развитие письма у ребенка начинается с возникновения первых зрительных знаков у ребенка (первый такой знак – жест). Рисование – это уже подготовка к письму, по мнению Л.С. Выготского. Ребенок, овладевая письменной речью, усваивает особую и сложную символическую систему знаков, так как – письмо в воздухе, а письменный знак – закрепленный жест. Поэтому письмо является продуктом развития высших психических функций, личности ребенка и его поведения. Развитая письменная речь представляет собой деятельность построения целостных по смыслу высказываний, текстов, она выступает как специфическое средство общения и обобщения опыта [6, с. 214].
Существуют психологические предпосылки формирования письменной речи, нарушение (или несформированность) которых ведет к различным формам нарушения письма или к трудностям его формирования у детей:
– сформированность (или сохранность) устной речи, произвольное владение ею, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности;
– формирование (или сохранность) разных видов восприятия, ощущений, знаний и их взаимодействия, пространственного восприятия и представлений (зрительно-пространственного и слухо-пространственного гнозиса, сомато-пространственных ощущений, знание и ощущение схемы тела);
– сформированность двигательной сферы – тонких движений, предметных действий, т.е. разных видов праксиса руки, подвижности, переключаемости и др.;
– формирование у детей абстрактных способов деятельности, что возможно при постепенном переводе их от действий с конкретными предметами к действиям с абстракциями;
– сформированность общего поведения – регуляция, саморегуляция, контроль за действиями, намерения, мотивы поведения.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ОВЛАДЕНИЮ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ
2.1 Диагностика уровня сформированности письменной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Цель эмпирического исследования: выявить уровень сформированности письменной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Эмпирическое исследование включало 3 этапа:
1) отбор методов и методик диагностики, формирование выборки исследования;
2) обследование уровня развития письма у детей у старших дошкольников;
3) разработка на основании результатов исследования методических рекомендаций по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: диагностические мероприятия по обследованию и выявлению уровня развития письма, количественный и качественный анализ.
База исследования: исследование осуществлялось на базе …
Выборка исследования: всего в исследовании приняли участие 10 старших дошкольников (5 мальчиков и 5 девочек) в возрасте 6-7 лет.
Изучение навыков письма у старших дошкольников осуществлялось при помощи методики «Исследование особенностей письменной речи» Т. Фотековой й и Т. Ахутиной.
Обследование уровня развития письма у старших дошкольников проводилось по двум направлениям:
1) исследование навыков языкового анализа;
2) исследование навыков письма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нарушение письменной речи у обучающихся старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем логопедии, ведь овладение письмом – это одно из наиболее сложных видов учебной деятельности. На начальных этапах формирования навыка письма отмечается большое напряжение сил ребенка, особенно, если это обучающийся с общим недоразвитием речи, у которого наблюдаются нарушения всех компонентов речевой системы. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму и предупреждение нежелательных последствий, а не обучение ему.
Актуальность профилактики дисграфий у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка. Учитывая, что у детей с общим недоразвитием речи комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированностью монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления; имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфий в условиях речевого детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.
1. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Т.В. Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции. – М.: Воронеж, 2001. – 270 с.
2. Безруких, М.М. Психофизиологические механизмы формирования навыка письма у детей 6-7 и 9-10 лет / М.М. Безруких, О.Ю. Крещенко // Журнал Новые исследования. – 2013. – Вып. № 4. – С.4-19.
3. Ветлужских, А.В. Формирование графических навыков у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья для успешного овладения письмом и письменной речью [Электронный ресурс] // Библиотека материалов для работников школы Педпортал. 2015. URL: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/formirovanie-graficheskihnavy kov-u-starshih-doshkolnikov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovyadlya-uspeshnogo-ovladeniya-pismom-i-pismennoy-rechyu-696785.
4. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. – М.: ACT: Астрель, 2005. – 351 с.
5. Ерастова, Н.В. Психофизиологические основы процесса письма младшего школьного возраста / Н.В. Ерастова // Молодой ученый. – 2016. – №19. – С. 347-350.
6. Комкова, И.Н. Формирование функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / И.Н. Комкова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» – Москва, 2015. – 324 с.
7. Коноваленко, В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения: Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. 2-ое издание дополненное. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 16 с.
8. Копрова, Т.П. Проблемы дисграфии в психолого-педагогической литературе / Т.П. Копрова // Молодой ученый. – 2014. – №3. – С. 103-108.
9. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. – СПб.: МиМ, 2007. – 286 с.
10. Кузнецова, С.Г. Особенности нарушения письма у детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Ведущий образовательный портал России Инфоурок. 2015. URL: https://infourok.ru/osobennosti_narusheniya_pisma_u_detey_s_ovz-320804.htm. – Дата обращения: 22.02.2020.
11. Лалаева, Р.М. Нарушение процесса овладения чтением у школьников / Р.М. Лалаева. – М.: Просвещение. – 2003. – 136 с.
12. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителя-логопеда / Р.И. Лалаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 240 с.
13. Левина, Р.Е. Нарушение чтения и письма у детей / Р.Е. Левина // Хрестоматия по логопедии. – М: ВЛАДОС, 2001. – 423 с.
14. Лиходедова, Л.Н. Задачи и содержание логопедического обследования при нарушениях письменной речи / Л.Н. Лиходедова // Журнал Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2010. – № 6. – С.207-209.
15. Логинова, Е.А. Предпосылки овладения детьми процессом письма / Е.А. Логинова // Специальное образование. – 2016. – Выпуск № XII. – том II. – С.90-95.
16. Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития / Е.А. Логинова. – СПб., 2004. – 300 с.
17. Лурия, А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / А.Р. Лурия. – Издательский центр «Академия», 2002. – 352 с.
18. Ляудис, В.Я. О структуре мнемического действия / В.Я. Ляудис // Сб. Проблемы инженерной психологии, вып. 3. Психология памяти. – Л., 2005. – С. 175-207.
19. Парамонова, Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л.Г. Парамонова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.
20. Хватцев, М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. – М.: Владос, 2009. – 272 с.
21. Хомская, Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий / Е.Д. Хомская. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 160 с.
22. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. – М.: «Юристъ», 2007. – 256 с.
23. Шашаева, Е.М. Развитие зрительного анализатора у детей, страдающих нарушениями письменной речи [Электронный ресурс] // Логопедический портал. URL: http://logoportal.ru/razvitie-zritelnogoanalizatora-u-detey/.html.
24. Шишкова, М.И. Нарушения чтения и письма [Электронный ресурс] // дефектолог Шишкова Маргарита Игоревна: персональный сайт. URL: http://shishkova.ru/students/dyslexia_dysgraphia.htm.