ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ РЕШЕНИЮ ПРОСТЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
1.1 Понятия «игровые технологии» в современной педагогике
1.2 Методика обучения решению простых текстовых арифметических задач
1.3 Особенности решения простых арифметических задач у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ РЕШЕНИЮ ПРОСТЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПРИ ПОМОЩИ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования умения решать простые арифметические задачи
2.3 Комплекс игровых методов обучения детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи решению простых арифметических задач
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В стенах школы человек проводит одиннадцать лет, и именно в эти годы у него формируется сознательное отношение к жизни, к людям, основам мировоззрения, к труду.
Современная школа – постоянно и активно развивающийся организм. Каждый педагогический коллектив и каждый учитель ежедневно и ежечасно погружены в решение конкретных, ощутимо актуальных задач воспитания, обучения и развития. Главной целью школьного образования является воспитание образованного, с широким кругозором, глубоко интеллектуального, способного разумно и творчески мыслить человека.
Решение задачи в курсе математики в специальной (коррекционной) школе занимают значительное место. Почти половина времени на уроках математики отводится решению задач. Решение задач в большей мере, чем другие виды работ, способствуют коррекции недостатков умственного развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи в процессе их обучения математике. Вместе с этим этот вид деятельности вызывает и наибольшие трудности у детей, вызванные особенностями их познавательной сферы. Отсюда следует, что для полноценного использования этого вида деятельности необходим более разносторонний анализ и учет всех особенностей умственно отсталых школьников при решении задач.
Обучение математике в школе преследует ряд целей, которые в явном виде формулируются в программе по математике. Так, математика вносит свой вклад в решение общих вопросов воспитания, способствует развитию логического мышления учащихся, привитию трудовых навыков.
В формировании теоретических знаний, умений и навыков по математике важную роль играет применение задач в процессе обучения – одного из основных практических методов, которому принадлежит значительное место в преподавании предмета на разных этапах обучения.
В программу по математике включены различные виды задач и в достаточно большом количестве, однако, практика показывает, что решение текстовых задач представляет большие трудности для обучающихся с умственной отсталостью. Так как дети плохо ориентируются в тексте задачи, в ее условии и требовании.
Цель курсовой работы: разработать комплекс игровых методов обучения детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи решению простых арифметических задач.
Объект исследования – обучение детей с тяжелыми нарушениями речи решению простых арифметических задач.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ РЕШЕНИЮ ПРОСТЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
1.1 Понятия «игровые технологии» в современной педагогике
Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам. Ведущими признаками технологии являются:
1. набор (комбинация) любых компонентов;
2. логика, последовательность компонентов;
3. методы, приемы, действия, операции;
4. гарантия результата [6, с. 59-64].
Впервые в педагогике понятие «технология» появилось на рубеже 1940–50-х годов и было связано с использованием технических средств и программных инструкций в педагогическом процессе.
В современной образовательной практике используется термин «педагогическая технология», по мнению Г.К. Селевко [18], используется в трех ракурсах:
1) общепедагогический (общеобразовательный) подход: педагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в регионе, в образовательном учреждении и отождествляется с понятием педагогической системы; это совокупность целей, содержания и методов обучения, а также описание деятельности участников педагогического процесса;
2) частный методологический (предметный) подход: определение используется в значении определенного метода, это сочетание методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного школьного предмета или класса, а также описание деятельности учителя;
3) локальный (модульный) подход: педагогическая технология представляет собой описание отдельных частей образовательного процесса, предполагает решение частных образовательных задач.
Педагогическая технология отвечает на вопрос "как учить?", и это более узкое понятие, чем методика, которая, в свою очередь, является неотъемлемой частью дидактики [10].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ РЕШЕНИЮ ПРОСТЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПРИ ПОМОЩИ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ
2.1 Организация и методы исследования
Базой исследования выступала …. В исследовании приняли участие школьники 4 класса с ТНР, в количестве 12 человек.
Цель исследования: выявить сформированность умений решать текстовые задачи у младших школьников с ТНР.
Учащимся предлагалось решить следующие задачи самостоятельно.
1. Задача на уменьшение числа в несколько раз и на нахождение целого.
Ученицы старших классов на уроке швейного дела сшили для кукольного театра 12 больших кукол, а маленьких в 3 раза меньше. Сколько кукол сшили ученицы на уроке швейного дела?
2. Задача на увеличение числа на несколько единиц и на нахождение целого.
В селе Казачинском на улице Енисейской 35 домов, а на улице Лепешинской на 8 домов больше. Сколько домов на улицах села?
3. Задача на нахождение остатка.
Для школы приобрели 90 стульев. 44 стула поставили в кабинеты первого этажа, 12 стульев в кабинеты второго этажа, а остальные - в кабинеты третьего этажа. Сколько стульев поставили в кабинеты третьего этажа?
Критериями оценки выступали следующие умения:
1. умение: понимает содержание прочитанного, выделяет числовые данные и вопрос задачи, может передать содержание задачи устно, а также составить краткую запись;
2. умение: умение планировать ход решения (понимает взаимосвязь числовых данных, осуществляет поиск решения, может устно проговорить ход решения задач);
3. умение: умение выполнять арифметические действия арифметической задачи (понимает смысл арифметического действия, владеет приемами вычисления, самостоятельно проверяет, замечает ошибки).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
- игры и упражнения, формирующие умения выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Перед тем как приступить к решению текстовой задачи, необходимо определить к какому типу (простая, составная, с недостающими данными, прямая и т.д.) задач она относится, метод её решения (арифметический, алгебраический, геометрический).
Во время обучения решению составных задач большое значение придаётся умению обучающихся по-своему формулировать условие задачи, передавать его своими словами, перестраивать условие задачи по заданию учителя (переделывать прямую задачу в косвенную или наоборот), изменять формулировку вопроса, сравнивать условия двух задач и т.п. Все это даётся детям с ТНР с большим трудом, чем их нормально развивающимся сверстникам.
Систематическая работа по формированию умения обучающихся решать текстовые задачи способствует коррекции познавательных процессов школьников с нарушением интеллекта.
Было проведено исследование на основании которого составили комплекс игровых методов.
Результаты выполнения задания показали, что умения решать задачи сформировано у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи на низком уровне. По результатам все учащиеся были распределены на 4 группы (рисунок 1).
Умения решать арифметические задачи у детей с тяжёлыми нарушениями речи сформированы на низком уровне и характеризуется следующими трудностями: учащиеся решают задачи только с помощью учителя, неточно понимают смысл прочитанного, затрудняются в его передачи, самостоятельно не планируют ход решения задачи, допускают ошибки при выполнении арифметических действий, проверку решения не выполняют.
1. Абрамова, Г.С. Деловые игры: теория и организация / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 192 с.
2. Акименко, В.М. Методика обучения математике детей с речевыми нарушениями: учебно-методическое пособие / В.М. Акименко. – Ставрополь: Бюро новостей, 2013. – 66 с.
3. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: учеб. пособие [для студентов педагогических вузов] / А.В. Белошистая - Москва.: Гуманитар. пед. ин-т, 2005. - 455 с.
4. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений / А.В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 400 с.
5. Берлянд, И.Е. Игра как феномен сознания / И.Е. Берлянд. – Кемерово: Алеф, 1992. – 93 с.
6. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М. : Изд-во ин-та проф. обр. Мин-ва обр. России, 1995. – 336 с.
7. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М. : Педагогика, 1989. – 190 с.
8. Воронова, Г.Г. Обучение математике в подготовительном-1 классах школы для детей с ТНР / Г.Г. Воронова. – М. : Гос.архив РФ, 1984. – 245 с.
9. Грабецкий, А.А. Использование средств обучения на уроках химии / А.А. Грабецкий. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.
10. Гузеев, В.В. Лекции по педагогической технологии / В.В. Гузеев. – М. : Знание, 1992. – 60 с.
11. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. – Москва.: Педагогика, 1996. – 128 с.
12. Деменева, Н.Н. Коррекционно-развивающая направленность обучения младших школьников устным и письменным вычислениям на уроках математики: курс лекций / Н.Н. Деменева. – Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2006. – 128 с.
13. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Кларин. – М. : Знание, 1989. – 80 с.
14. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий : Материалы для специалистов образоват. учреждений / А.К. Колеченко. – СПб. : КАРО, 2001. – 367 с.
15. Озеркова, И.А. Ролевые игры как технологии самовоспитания / И.А. Озеркова // Школьные технологии. – 2000. – № 1. С. 19-24.
16. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. – М., РПА, 1996. – 142 с.
17. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство Питер», 2000. – 712 с.
18. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
19. Темербекова, А. А. Методика преподавания математики / А. А. Темербекова. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 176 с.
20. Хабарова, С. П. Особенности коммуникативных умений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи : теоретический аспект / С. П. Хабарова // Актуальні питання корекційної освіти, 2015. – № 2. – С. 404-411.
21. Хейзинг, Й. Homo ludens. Человек играющий / сост., предисл. и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова. – СПб.: Изд-воИвана Лимбаха, 2011. – 416 с.
22. Эльконин, Д.Б., Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М., 1999. – 234 с.