Введение
Глава 1. Проблема эмоций и чувств в психологии
1.1 Общее понятие об эмоциях
1.2 Процессуальные и статичные аспекты эмоциональной сферы
1.3 Особенности сравнения успешности распознавания эмоций в процессуальном и статичном аспектах
Глава 2. Экспериментальное исследование сравнения распознавания эмоций в процессуальном или статичном аспектах
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Изучение процесса распознавания эмоций мимикой, начатое еще в XIX веке К. Дарвином, в настоящее время трансформируется из чисто теоретической задачи в прикладную Это связано с растущим интересом к проблеме использования людьми различных невербальных средств коммуникации – проблеме, которая в последние десятилетия привлекает внимание многих исследователей. В то же время анализ научной литературы позволяет констатировать, что условия для успешного понимания чужих состояний еще недостаточно изучены, а пути развития процесса распознавания эмоций в онтогенезе не исследованы.
Ряд научных дисциплин, особенно в последние годы, сосредоточены на изучении эмоций. Уникальность эмоций проявляется, прежде всего, в разнообразии и богатстве языковых средств и их выражения. До сих пор не существует единой номенклатуры или общепринятой теории эмоций.
В то же время в настоящее время растет интерес к изучению эмоций, процессу их интерпретации и идентификации. Это, несомненно, связано прежде всего с тем, что успешная идентификация эмоций позволяет адекватно описать, обработать и далее выражать эмоции и тем самым способствует более эффективной коммуникации.
Эмоции в гораздо большей степени, чем другие психические функции, характеризуются внешним выразительным аспектом. Выражение, являясь одним из древнейших и универсальных способов общения людей, существует в неразрывном единстве с впечатляющей активностью человека, т.е. способностью распознавать выразительные движения других людей.
Часто люди делают неправильные выводы об эмоциональном состоянии человека по его мимике, не зная межкультурных или гендерных аспектов мимики. В интернете на данный момент много информации про распознавание обмана по мимике, однако научных исследований, экспериментальных, в данной области крайне мало.
Люди сильно отличаются друг от друга по способности распознавать эмоции других людей. Об этом свидетельствует большинство работ, посвященных изучению идентификации экспрессии. Отдельные вопросы, связанные с идентификацией эмоций, освещены в работах П. В. Симонова, В. А. Лабунской, В. А. Ударника, Т. Н. Малковой, Э. Д. Хомской, К. Изарда, П. Экмана.
Глава 1. Проблема эмоций и чувств в психологии
1.1 Общее понятие об эмоциях
Эмоции (от латинского волнение) – это особые психические явления, которые содержат субъективную оценку значимости всех видов событий, объектов, явлений и людей в виде переживаний для человека. Они проявляются в основном в биологически обусловленных опытах, связанных с потребностями организма и активизирующих или подавляющих его деятельность [1, с. 25].
В.К. Валенасс считает, что являясь субъективным ментальным отражением жизненного значения объектов, явлений и событий, эмоции проявляются в форме непосредственного ситуационного опыта, выраженного в оценочном отношении к развивающимся событиям. Субъективный характер этих отношений приводит к тому, что одни и те же стимулы могут вызывать совершенно разные реакции у разных людей.
Эмоции имеют тенденцию проявляться в астенической форме, приводя к физической и нейропсихической слабости, повышенной усталости, нестабильности настроения, пассивному поведению работников и жесткости их действий. В случае, когда производственная задача выполняется с относительным успехом, а возникающие трудности легко преодолимы, эмоции возникают в виде стен, в которых присутствуют положительные переживания, повышающие эффективность и выступающие в качестве психорегуляторов деятельности [2, с. 129].
Предметом эмоций является любое значимое для человека событие, феномен, в связи с которым возникает эмоциональный опыт. Такие значимые события и ситуации называются эмоционально значимыми. Однако человек не всегда осознает сущность своих эмоций. Центральным компонентом эмоционального феномена является эмоциональный опыт. Эмоциональный опыт – это субъективная реакция, которая возникает при столкновении человека с эмоциональной ситуацией. Эмоциональный опыт возникает невольно и всегда реализуется человеком. Она изменяет сознание и весь внутренний мир человеческой души, а также в большей или меньшей степени изменяет его физиологические процессы. Третьей структурной составляющей эмоционального феномена является потребность (мотив). Она выступает в качестве внутренней психологической основы для эмоциональной оценки ценности того или иного предмета для человека [3, с. 222].
Глава 2. Экспериментальное исследование сравнения распознавания эмоций в процессуальном или статичном аспектах
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: ГУО «Средняя школа № 11» г. Минск. В экспериментальном исследовании принимали участие 8 учащихся старших классов в возрасте 15-17 лет. Выборка составила 4 юноши и 4 девушки. В связи с тем, что мальчиков и девочек в рамках данной выборки было одинаковое количество, нами был проведен гендерный анализ результатов исследования.
Экспериментальное исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено экспериментальное исследование и получены экспериментальные данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного экспериментального исследования.
С целью определения особенностей сравнения распознавания эмоций в статичном и динамичном аспекте, нами был сформулирован научно-категориальный аппарат, согласно которому:
Объект исследования: эмоции как психическое явление.
Предмет исследования: успешность распознавания эмоций в статичном и процессуальном аспектах.
Гипотеза исследования: определение эмоций зависит от того, происходит распознавание в статическом или в динамическом аспекте.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что эмоциональная сфера личности человека представляет собой сложное образование, состоящее из определенного эмоционального события, реакции на него и наличия определенного мотива, в следствие чего формируется эмоциональный опыт.
Эмоции представляют собой субъективное реагирование личности на события, происходящие вокруг. Все эмоции могут быть простыми и сложными. К простым эмоциям относятся те, которые направлены на удовлетворение первичных потребностей, а сложные эмоции определяются через суть к определению их ценности.
Эмоциональное развитие представляет собой в основном изменяющуюся, динамическую систему психического развития человека, по этой причине она рассматривается с точки зрения процессуальных аспектов чаще, чем с точки зрения статических.
Формирование эмоциональной сферы личности человека происходит под воздействием определенных биологических и психических факторов, определяющих общее развитие человека.
В рамках определения статичных и процессуальных аспектов в изучении особенностей распознавания эмоциональных состояний, мы можем определить, что на данный процесс оказывает влияние множество иных факторов: общение, мимика и т.д. В статичном элементе распознавание эмоциональных состояний проходит в правильно в меньшей мере.
С целью определения особенностей сравнения распознавания эмоций в статическом и динамическом аспекте, нами было проведено и организовано экспериментальное исследование при помощи двух групп (экспериментальная и контрольная). В ходе исследования нами были получены следующие результаты:
– в рамках статического аспекта было определено, что при статическом аспекте характерным является средний уровень распознавания эмоций (47%), при динамическом аспекте данный показатель характерен высокий уровень – 66% опрошенных.
1. Бобровский, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. / Г.М. Бобровский. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2011. – 544 с.
2. Валенасс, В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. Валенасса, Ю. Гиппенрейтер. – М.: Академия, 2010. – С. 3-28.
3. Высурин, Л. С. Учение об эмоциях // Собр. Соч.: – В 6 т. Т. 6. – М.: Педагогика, 2011. – 269с.
4. Инаев, К. Э. Эмоции человека. / К.Э. Инаев – СПб.: Издательство "Питер", 2009. – 464 с.
5. Ленский, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Валенасса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Академия,2010. – 178с.
6. Литвинова, О. В. Эмоциональная регуляция поведения личности: монография. / О.В. Литвинова – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2009 – 161 с.
7. Ремакович, Я. Экспериментальная психология эмоций. / я. Ремакович – М.: Прогресс, 2011. – 480 с.
8. Рубинштейн, С. Л. Эмоции // Психология эмоций. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.,2012. – С. 152-161.
9. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2014. – 258 с.
10. Анохин П.К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. / П.К. Анохин. – М.: Академия, 2012. – С. 339-358.
11. Воропаева И.П. Эмоции и педагогический потенциал семиотики // Мир психологии. – М.: Воронеж. – 2002. – № 4 (32). – С. 203-209.
12. Изард К.Е. Психология эмоций. / К.Е. Изард. – СПб.: Питер, 2007. – 245 с.
13. Лэнгле А. Эмоции и экзистенция / А. Ленгле. – М.: Форум, 2011. – 145 с.
14. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития / пер. с англ. – Екатеринбург, 2008. – 256 с.
15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2007. – 258 с.
16. Шакуров Р.Х. Психология эмоций: новый подход // Мир психологии. – М.: Академия, 2002. – № 4 (32). – С. 30-44.
17. Александров Ю.И. От эмоций к сознанию // Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / под ред. Д.В. Ушакова. – М.: Академия, 2006. – С. 304-322.
18. Александров Ю.И. Дифференциация и развитие // Теория развития: Дифференционно-интеграционная парадигма / сост. Н.И. Чу-прикова. – М.: Академия, 2009. – С. 17-28.
19. Шмырева О.И., Коваль Н.А. Процесс и содержание в эмоциональном развитии // Мир психологии. – М.: Воронеж, 2015. – № 3 (83). – С. 207-216.
20. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. / А.А. Реан. – М.: Академия, 2003. – 245 с.
21. Старчеус М.С. Тайны и мифы эмоционально -психологического воздействия музыки на человека // Мир психологии. – М.: 2002. – № 4 (32). – С. 116-127.
22. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. / К.В. Судаков. – М.: Академия, 2011. – 213 с.
23. Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2006. – С. 63-83.
24. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2017. – 258 с.
25. Колотаев В.А. Проблема связи эмоциональности и языка культуры (по материалам фильма Ханеке «Пианистка») // Мир психологии. – Москва; Воронеж, 2002. – № 4 (32). – С. 171-178.