ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ
1.1 ПОНЯТИЕ «ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ»
1.2 РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В связи с проблемой становления новой образовательной парадигмы в XXI веке одной из главных задач образования встает задача формирования рефлексивной, творческой личности. Для этого нужен системный, комплексный подход со стороны педагогов, психологов, воспитателей, родителей в системе «детский сад - школа - учреждения дополнительного образования - ВУЗ - профессиональная трудовая деятельность».
Проблема раскрытия творческого потенциала человека, является весомым приоритетом образования. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса расширяется и усложняется. Оно требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. «Промышленные и технические революции принесли человеку много выгод и даже богатства, но в ряде важнейших аспектов жизни они так и не смогли удовлетворить более глубокие запросы творческой личности. Без развития уникальных энергетических, мысленных и творческих способностей жизнь теряет то, что я называю «силой личности», - содержательность, яркость, целеустремленность, значимость. «Сила личности» - это способность не только преодолевать превратности судьбы, но иногда и умение обращать их себе на пользу» (Поль Вайнцвайг).
Воспитание самодостаточной, гармонично и разносторонне развитой личности, способной приспосабливаться к меняющимся условиям настоящего, способной к самореализации и самосовершенствованию - вот конечная цель применения творческих методов в педагогике и психологии.
Мир математики - мир количественных, функциональных, пространственных и прочих отношений, выраженных посредством числовой и другой знаковой символики - очень специфичен и своеобразен. Математик имеет дело с условными символическими обозначениями математических отношений, мыслит ими, оперирует, комбинирует.
Кроме системы типовых задач, решать которые обязан уметь каждый ученик, в обучении все чаще стали встречаться и такие задачи, которые не укладываются в эту систему. Их в методической литературе называют нестандартными (нетиповыми).
Одним из средств развития творческих способностей могут являться нестандартные задачи, так как нестандартные задачи представляют собой учебное задание, для решения которого учащимся необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда ранее в школе не применимые.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ
1.1 Понятие «творческие способности»
Многочисленное количество людей полагают, что творчество, как талант, возникает с самого рождения, который дети или обладают, или нет: иными словами, как все без исключения дети не являются умными совершенно одинаково, все дети не являются одинаково творческими. Однако, творчество – является более профессионализмом, нежели, врожденным даром, и данную способность можно совершенствовать с помощью родителей. Поскольку это является источником к триумфу абсолютно во всем, что мы осуществляем, творчество считается основным компонентом здоровья, счастья и главным умением для практики с детьми. Творческий процесс никак не ограничивается художественным и музыкальным самовыражением - оно важно для науки, математики, а также для социальных и эмоциональных умственных способностей. Креативные индивиды наиболее гибко мыслят и лучше разрешают трудности, это делает их наиболее способными приспосабливаться к научно-техническим достижениям и совладать с преобразованиями, а кроме того, применять новейшие возможностями.
На сегодняшний день социум нуждается в инициативных и творческих людях, которые будут способны оригинально размышлять и искать выходы из нетипичных ситуаций. Этот феномен следует исследовать с самого детства, ведь именно в данный период обеспечивается прогресс ребенка в своём развитии, осуществляется закладка базы, которая включает в себя открытость опыту, чувствительность к новинкам, импровизации, а также стремление создавать некоторый творческий продукт [18].
Человек со своими психологическими достоинствами и недостатками в любом возрасте представляет собой в значительной степени продукт прошлого, продукт всей деятельности в учебе, играх, труде, досуге, которые были у него до этого. Это запечатленная в психике человека биография, которая «написана» своеобразием его личной активности [18].
Детство является как подготовкой к будущей деятельности, так и уникальным этапом формирования человека. Итоги данного возраста играют огромную роль в развитии личности ребенка.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ
2.1 Организация и методы исследования
Целенаправленное исследование уровня развития творческих способностей у учащихся младших классов проводилось на базе ГУО «Средняя школа №155 г. Минска». Общее количество привлеченных к исследованию лиц составило двадцать пять учащихся 3 класса.
Нами проводилась диагностика уровня развития творческих способностей учащихся младших классов.
Для выполнения исследования было разработано нужное экспериментальное устройство: критерии, показатели, уровни сформированности творческих способностей учащихся младших классов, совокупность определенных методик (анкетирование, интервью, психодиагностические методики).
Сперва аргументируем подбор указанного экспериментального устройства, а затем охарактеризуем положение актуализации творческих способностей у школьников младших классов, обнаруженные на основе использования данного устройства.
Посредством конкретных признаков выражаются уровни сформированности творческих способностей личности – характеристики степени проявления творческих способностей в общении, деятельности, поведении и в этом роде. Диагностируя данные черты, концентрируем внимание на заранее определенных основных критериях и показателях творческих способностей:
- когнитивно-познавательные (присутствие познавательных проблем, эмоциональная втянутость учащегося в деятельность);
- эмоционально-волевые (выражение позитивных эмоций в ходе деятельности и стабильности заинтересованности к заключению творческих проблем);
- мотивационно-ценностные (формирование ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее законченность);
- деятельностно-творческие (предприимчивость в творчестве, выражение степеней творческой деятельности и упорстве, степень предприимчивости детей).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данный момент вопрос детского творчества получил особенную значимость, вследствие того, что социум имеет необходимость в исключительных людях, которые готовы сформировать абсолютно новейшее общество. Анализируя теоретические основы, объясняя сущность, содержание и структуру формирования творческих возможностей, мы установили «творческие способности» равно как умение обнаруживать решения в необычных моментах, нацеленность личности, для того чтобы раскрыть для себя новейшие вещи, способность основательно осуществить собственный опыт.
Совершенствование творческих возможностей обучающихся в ходе учёбы обуславливается отличительными чертами содержания и организации. Разнообразие процесса обучения предоставляет педагогу возможность продемонстрировать и выявить собственные навыки. Развитие творческих способностей – это процесс весьма непростой, который обладает собственными характерными чертами на какой угодно возрастной стадии, непосредственно связан с формированием увлечений учащегося с самооценкой его успеха в той либо другой деятельности. Формирование творческих способностей приводит к формированию возможностей учащихся к всякой деятельности, что в последующем устанавливает их жизненные планы в них.
В случае если с начальной школы приступить вести учеников к самораскрытию, то в таком случае они непременной выйдут на верный путь, приводящий их вплоть до наиболее значительной степени формирования возможностей: выявление одаренности или раскрытие таланта. Поэтому, главным условием в индивидуальном формировании учащегося ясчитаются способности – равно как база с целью развития полностью и гармонично сформированной личности, как база для развития индивидуальности и творческих возможностей ребенка. Главными элементами этого считаются когнитивно-познавательный, эмоционально-волевой, мотивационно-ценностный, деятельностно-творческий. Теоретическое подтверждение структуры творческих способностей считается основой с целью исследования модификации их формирования и стимуляции. Немаловажно понимать характеристики творчества, среди которых специалисты в области психологии отличают: темп и гибкость мышления, уникальность, интерес и решимость. Исследование данных характеристик даёт возможность прийти к заключению, что они на сегодняшний день присущи почти абсолютно всем учащимся младшего школьного возраста, а, следовательно, и способности совершенствовать всех обучающихся начальной школы.
1. Ведилина, Е. А. Развитие математических мышления и способностей на уроках математики начальной школы / Е. А. Ведилина, М. А. Кененбаева. // Начальная школа. – 2005. – № 6. – С. 4–7.
2. Вишнякова, Н. Ф. Развитие личности в процессе музыкального творчества / Н. Ф. Вишнякова. – Минск : Бел. НИИ образования, 1992. – 76 с.
3. Гин, С.И. Мир загадок: учеб.-метод. пособие для учителей начальной школы / С.И. Гин. – Минск : УП «ИВЦ «Минфина», 2008. – 3 изд. – 126 с.
4. Гин, С.И. Мир логики: учеб.-метод. пособие для учителя начальной школы / С.И. Гин. – Минск : УП «ИВЦ «Минфина», 2008. – 2 изд. – 144 с.
5. Гин, С.И. Мир фантазии: учеб.-метод. пособие для учителя начальной школы / С.И. Гин. – Минск : УП «ИВЦ «Минфина», 2008. – 2 изд. – 128 с.
6. Гингулис, Э. Ж. Развитие математических способностей учащихся / Э. Ж. Гингулис // Математика в школе. – 1990. – № 1. – С. 14-17.
7. Гороховская, Г. Г. Решение нестандартных задач – средство развития логического мышления младших школьников / Г. Г. Гороховская // Начальная школа. – 2009. – № 7. – С. 113–115.
8. Дорофеев, Г. В. Математика и интеллектуальное развитие школьников / Г. В. Дорофеев // Мир образования в мире. – 2008. – № 1. – С. 68–78.
9. Дрозина, В. В. Особенности обучения младших школьников решению нестандартных (олимпиадных) задач / В. В. Дрозина // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 11. – С. 34–37.
10. Загурская, Е. Л. Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками / Е. Л. Загурская. – Мозырь, 2006. – 56 с.
11. Зайцева, С. А. Активация математической деятельности младших школьников / С. А. Зайцева // Начальное образование. – 2009. – № 1. – С. 12–19.
12. Зеленский, А. С. Подходы школьников к решению нестандартных дач / А. С. Зеленский // Математика в школе. – 2010. – № 4. – С. 44−48.
13. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск : РИВШ, 2011. – 99 с.
14. Котикова, О. Педагогическая психология. Курс лекций / О.П. Котикова: Минский ин−т управления. – Минск : Изд-во МИУ, 2005. – 132 с.
15. Кузьмiнiч, М. Л. Мастацкая творчасць: Унверсiтэцкая падрыхтоўка кадраў / М. И. Кузьмiнiч. – Минск, 1994. – 88 с.
16. Лысогорова, Л. В. Педагогические условия развития математических способностей младших школьников / Л. В. Лысогорова // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 9. – С. 228– 233.
17. Малахова, И. А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант / И. А. Малахова. – Минск, 2002. – 124 с.
18. Пархоменко, В. П. Основы технического творчества. Учебное пособие / В.П. Пархоменко - Минск : Ред. журн. «Адукацыя i выхаванне», 2000. − 148 с.: ил
19. Старовойтова, Т.А. Практика использования учебных творческих заданий в начальных классах / Т.А. Старовойтова, С.П. Чумакова // Актуальные проблемы педагогики и психологии детства: материалы Междунар. науч,-практ. конф., Могилев, 9-10 апр. 2003 г. / Могилев, гос ун-т; редкол.: С.О. Каминская [и др.]. – Могилев, 2003. – С. 137–139.
20. Фаустова, Н. П. К вопросу о математическом образовании в начальной школе / Н. П. Фаустова // Начальная школа. – 2006. – № 7. – С. 70–72.
21. Хабибулин, К. Я. Решение нестандартных задач – основа творческой деятельности учащихся / К. Я. Хабибулин // Школьные технологии. – 2010. – № 2. – С. 9–11.
22. Чумакова, С.П. Оценка знаний учащихся с помощью учебных творческих заданий / С.П. Чумакова // Совершенствование системы оценки знаний будущих учителей и учащихся начальной школы: состояние и перспективы: материалы Респ. науч.-практ. семинара / Белорус, гос. пед. ун-т; редкол,: С.К. Бердник [и др.]; под общ. ред. В.В. Буткевич. – Минск, 2003. – С. 61–62.