Введение
1 Говорение как вид речевой деятельности
1.1 Теоретические основы обучения говорению
1.2 Психологические и лингвистические особенности монологической речи. Виды аргументации
2 Методические основы обучения аргументированному монологическому высказыванию
2.1 Анализ методов и приемов обучения монологической речи в средней школе
2.2 Методическая разработка урока обучения аргументированному монологическом высказыванию учащихся 9 класса средней школы
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Учебный предмет «Иностранный язык» выполняет важную роль в формировании поликультурной личности, способной использовать изучаемый язык в разнообразных ситуациях межкультурной коммуникации. Главной целью обучения иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции.
Продуктивный процесс обучения говорению требует от учащихся построения высказываний, обусловленных ситуацией общения. Кроме того, обучение говорению представляет собой сложную методическую задачу, так как овладение говорением требует больших временных затрат и усилий со стороны учителя и учащихся. Однако эти затраты времени и усилия окупаются, если учащиеся овладевают этой деятельностью на начальном этапе обучения и совершенствуют на среднем на строго отработанном материале, который обеспечивает мотивационный уровень и надежную базу для формирования других видов речевой деятельности.
Одним из видов говорения является монологическая речь. Обучение монологической речи как понятие и как терминологическое сочетание заняло прочное место в методической литературе. На сегодняшний день имеется достаточно большое количество отечественных и зарубежных исследований, посвященных обучению говорению, а также общетеоретическим вопросам исследования монологической речи и различным аспектам методики обучения монологическому высказыванию в средней школе на иностранном языке.
Монологическая речь является активным и произвольным видом речевой деятельности, при котором сравнительно мало используется неречевая информация, получаемая из ситуации разговора для осуществления которого учащийся, должен иметь определенную тему и уметь построить на её основе своего высказывания или последовательности высказываний. Производительность монологической речи предполагает умение избирательно пользоваться языковыми средствами адекватно коммуникативному намерению, а также некоторыми неязыковыми коммуникативными средствами выражения мысли. Правильно организованная монологическая речь – процесс поэтапный и длительный, подразумевающий тщательную подготовку и обращение к уже накопленным знаниям и умениям.
Актуальность исследования определяется тем, что в аспекте современного развития общества резко возрастает потребность в иноязычном общении, существенную важность приобретает необходимость общения с иностранцами. Поэтому перед современным образованием стоит задача формирования коммуникативно компетентной личности.
Объект исследования – обучение монологическому высказыванию.
Предмет – обучение аргументированному иноязычному монологическому высказыванию в средней школе.
1 Говорение как вид речевой деятельности
1.1 Теоретические основы обучения говорению
Говорение является видом речевой деятельности, которое в первую очередь опирается на язык как средство общения. Основу говорения составляет осознание значения лексической единицы языка. Говорение и речь представляют собой вербальную коммуникацию – вербальный процесс общения с помощью языка. Говорение может обладать различной сложностью, начиная от выражения эффективного состояния с помощью простого восклицания, называния предмета, ответа на вопрос и кончая самостоятельным развернутым высказыванием. Переход от слова и фразы к целому высказыванию связан с разной степенью участия мышления и памяти.
Устная речь разделяется на два типа: диалогическую и монологическую. Для нашего исследования интерес представляет именно монологическая речь. Монолог имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, строго соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении своих мыслей.
Говорение – многогранное и сложное явление. Во-первых, оно служит средством общения в жизни человека. Во-вторых, речь идет о деятельности, точнее, об одном из видов человеческой деятельности [Пассов, с. 6]. В качестве средства общения разговорная речь основывается на языке, позволяющем общаться, шифровать и расшифровывать, т.е. расшифровывать эти значения и изменять свое поведение на основе этой информации [2, с. 568]. Из этого следует то, что человек, который адресует информацию (коммуникатор), и тот, кто ее принимает (реципиент) должны пользоваться одной и той же системой кодификации и декодификации значений, а именно, говорить на одном, понятном друг другу языке.
Содержанием говорения является выражение мыслей, передача информации в устной форме. Говорение как вид речевой деятельности характеризуется следующими параметрами:
– мотив – потребность или необходимость высказаться;
– цель и функции – характер воздействия на партнера, способ самовыражения;
– предмет – своя или чужая мысль;
– структура – действия и операции;
– механизмы – осмысление, предвосхищение, комбинирование;
– средства – языковой и речевой материал;
– речевой продукт – типы диалогов, монологических высказываний;
– условия – речевые ситуации;
– наличие или отсутствие опор [24].
В.М. Филатов выделяет следующие специфические признаки говорения как вида речевой деятельности:
2 Методические основы обучения аргументированному монологическому высказыванию
2.1 Анализ методов и приемов обучения монологической речи в средней школе
В данном параграфе мы рассмотрим пути, наиболее часто используемые методы и приемы обучения монологической речи, а также проведём анализ их эффективности.
Как уже говорилось ранее в работе, целью обучения монологической речи, выступает формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения логически последовательно и связно, полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме.
Итак, учащиеся среднего звена средней школы должны уметь:
– рассказать о себе, семье, друзьях, интересах, планах на будущее, уметь рассказывать о своем городе, достопримечательностях, о родной стране и стране изучаемого языка;
– составлять лаконичные высказывания о событиях и явлениях в рамках пройденных тема;
– передавать краткое содержание и основную идею прочитанного и ли услышанного текста, выражать свое отношение, давать краткую характеристику персонажам;
– уметь перефразировать предложения, использовать синонимы.
В методике обучения иностранным языкам выделяют два пути обучения: дедуктивный и индуктивный. Более подробно рассмотрим каждый из них.
При обучении иностранному языку индуктивным способом выделяют следующие этапы:
1. Подготовительный. Целью данного этапа является формирование лексико-грамматических умений на уровне фразы. Да этом этапе целесообразно использовать условно-речевые упражнения:
– Имитативные – учитель предоставляет образец речевого действия и побеждает учащегося говорить. Например: – This is our city, isn’t it? – Yes, is it.
– Подстановочные. Обычно подстановка производиться на основе определенного образца, например: Ask your partner about….
– Трансформационные – видоизменение форм, например: Junk food is unhealthy. – I know that junk food is harmful.
2. Предречевой – уровень микромонолога. Цель – формировать навыки монологического высказывания на основе сверхфразового единства, например соединение реплик, соотнесение фразы и перевода и др.
3. Речевой – уровень развернутого монологического высказывания. Цель – развитие умений построения монолога на основе темы, проблемы. Здесь целесообразно использовать речевые упражнения: расскажи, сообщи, убеди и др. Например: Your pen pal from the USA came to Minsk. Tell him about this city and convince him to stay there longer.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Говорение является видом речевой деятельности, которое в первую очередь опирается на язык как средство общения. Основу говорения составляет осознание значения лексической единицы языка. Говорение и речь представляют собой вербальную коммуникацию – вербальный процесс общения с помощью языка. Устная речь разделяется на два типа: диалогическую и монологическую.
Содержанием говорения является выражение мыслей, передача информации в устной форме. Говорение основано на продуктивном произношении, ритмической интонации и лексико-грамматических навыках. Владение иностранными языками как сложным навыком характеризуется мотивацией, активностью и самостоятельностью говорящего, решительностью, связью с мышлением, ситуационной условностью, эвристикой. Обучение говорению является одной из ключевых задач обучения иностранного языка.
Монологическая речь – это, как известно, речь одного человека, выражающая в более или менее подробной форме свои мысли, намерения, оценку событий и пр.
Монологическая речь, как и диалогическая, должна быть ситуативно детерминированной и, как говорят психологи, мотивированной, то есть у учащегося должно быть желание, стремление что-то сказать учащимся на иностранном языке.
Правильно организованная монологическая речь – процесс поэтапный и длительный, подразумевающий тщательную подготовку и обращение к уже накопленным знаниям и умениям. Процесс обучения иноязычной монологической речи требует создания специальных условий на занятии и разработки специальной системы лексических, грамматических и структурно-композиционных упражнений и заданий таким образом, чтобы в них совершались все операции мышления, сравнивались и соединялись между собой суждения, совершались на их основе умозаключения.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что была раскрыта сущность говорения и монологической речи, выделены основные виды монологической речи, проведен анализ различных видов методических опор, а также разработан комплекс упражнений для 9 класса, направленных на формирование навыков построения аргументированного монологического высказывания.
Таким образом, можем сделать выводы, что цель и задачи исследования были решены. Нами была проанализирована методическая последовательность обучения аргументированному иноязычному монологическому высказыванию, раскрыта сущность обучения говорению, охарактеризована монологическая речь с точки зрения ее психологических и лингвистических особенностей, выделили основные виды аргументации, а также разработана методическая разработка урока в 9 класса по обучению аргументированной монологической речи.
1. Брутян, Г. А. Аргументация /Г. Брутян. – Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1984. – С.105–108.
2. Бухбиндер, В.А. Устная речь как процесс и как предмет обучения: Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках / В.А. Бухбиндер. – Киев: КГУ, 1980. – 568 с.
3. Верещагин, Е.М. Язык и культура / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. – М.: Индрик, 2005. – 1308 с.
4. Гурвич П.Б., Система обучения устной речи на языковых факультетах / П.Б Гурвич. – М.: – 1972. – 256 с.
5. Еемерен, Ф.Х., Гроотендорст, Р., Хенкенманс, Ф.С. Аргументация: анализ, проверка, представление / Ф.Х. Еемерен, – СПб.2002. – 85 с.
6. Зимняя, И.А. Психологические аспекты говорения на иностранном языке / И.А. Зимняя. – М., 1978. – 159 с.
7. Климентенко, А.Д. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / А.Д. Климентенко, А.А. Миролюбов. – М.: Педагогика, 1981. – 456 с.
8. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1989. – 211 с.
9. Мильруд, Р.П. Приемы и технологии обучения устной речи / Электронный ресурс. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-i-tehnologii-obucheniya-ustnoy-rechi (дата доступа: 02.04.2020)
10. Мыльцева М. В. Виды монологической речи и аспекты ее понимания в современной педагогической науке // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. — Краснодар: Новация, 2018. — С. 124-126.
11. Назарова, А.В. Внутренняя структура иноязычной монологической речи и учет её особенностей при обучении студентов ВУЗа / А.В. Назарова // Педагогические науки. – Пермь: ГГГПУ, 2016. – № 4. – С. 262–265.
12. Нечаева, О. А. Функционально-смысловые типы речи: автореф. дис…док. филол. наук: 10.02.01 / О.А. Нечаева. – М, 1975. – 46 с.
13. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. – М.; Просвещение, 1991. – С. 6–14.
14. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. – М.: Рус. яз., 1989. – 276 с.
15. Рогова, Г.В., Верещагина, И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. Пособие для учителя/ Г.В. Рогова. — М.: Просвещение, 1988. — 224 с.
16. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
17. Салтыкова М.В. Теоретические и практические основы обучения говорению на английском языке в контексте подготовки к ЕГЭ // Образование и наука: современные тренды: коллективная монография / гл. ред. О.Н. Широков – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 133-141.
18. Серова, Т.С. Информация, информированность, инновации в образовании и науке. Избранное o теории профессионально-ориентированного чтения и методике обучения ему в высшей школе. / Т.С. Серова. – Пермь: Пермский нац. исслед. политех. ун-т, 2015. – 442 с.
19. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. — М.: Просвещение, 2002. — 239 с.
20. Федотова, С.И Особенности построения монологической речи пари обучении иностранных студентов / С.И. Федотов, О.В. Чевела, Е.А. Аликова. // Педагогические науки. – Казань: КМГУ, 2015. – № 5. – С. 610–613.
21. Царькова, В.Б. Классификация опор в целях развития речевого умения / В.Б. Царькова // Проблемы коммуникативного метода обучения иноязычной речевой деятельности. – Воронеж, 1980. – С. 15-22.
22. Рабинович, Ф.М. К проблеме опор при развитии экспрессивных форм речи / Ф.М. Рабинович // Иностранные языки в школе. – 1986. – № 5. – С. 20-25.
23. Барбакова, Е.В. Методическое понятие опоры в обучении иностранным языкам / Е.В. Барбакова // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. – 2009. –№ 15. – С. 123-125.
24. Вайсбурд, М.Л. Типы задач в обучении иноязычной речевой деятельности / М.Л. Вайсбурд //Развитие познавательной активности в процессе овладения речевой деятельностью на иностранном языке. – М.: АПН/НИИСиМО, 1983. – С. 186.
25. Вайсбурд, М.Л. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе /М.Л. Вайсбурд. – М.: Просвещение, 1981. – с. 278.
26. Матвеева, Т.С. Коммникативный метод обучения иностранным языкам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pglu.ru/upload/iblock/a9f/uch_2014_iii_28.pdf.
27. Бойматов, А. Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам — залог профессионального мастерства / А. Бойматов, Абдуллоева, М.А. // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. – 2014. – № 2 (39). – С. 77-83.
28. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Н.И. Гез. - М.: Высшая школа, 2002. – 252 с.
29. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика / А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2007. – 186 с.
30. Девтерова, З.Р. Современные технологии обучения иностранному языку в вузе / З.Р. Девтерева // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2009. – №3. – С. 105-111.