ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
1.2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.3. РАБОТА С ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИУ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
2.2. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.3. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Здоровый образ жизни – важнейшее условие здоровья и благополучия любого человека. Соблюдение здорового образа жизни особенно актуально в детском возрасте, когда психика и тело человека еще только формируются.
Дошкольный возраст - это решающий возраст в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет интенсивно развиваются органы и происходит становление функциональных систем организма ребенка, происходит закладывание основных черт личности, формирование характера. Важно на этом этапе сформировать у детей основу знаний и практических навыков здорового образа жизни (далее - ЗОЖ), осмысленную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Приобщение к здоровье сберегающему и здоровье укрепляющему осмысленному поведению детей среднего дошкольного возраста является актуальной проблемой воспитания дошкольников, так как в этом возрасте из-за высокой активности детей дошкольного возраста происходит формирование поведения, а также заложение привычек. Появляется потребность в практических путях по развитию детей дошкольного возраста ЗОЖ.
Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в образовательном учреждении и дома в семье. Представления средних дошкольников о здоровом и безопасном образе жизни существенно отличается от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей жизненного опыта, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью и безопасности, что обусловливает особую уязвимость детей среднего дошкольного возраста и актуальность формирования у них культуры здорового и безопасного образа жизни.
Эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни можно определить направляемую и организуемую взрослыми (воспитателями, психологом, взрослыми в семье) самостоятельную работу, способствующую активной и успешной социализации ребёнка, развивающую способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены, правил поведения в различных жизненных ситуациях.
Вопросы формирования здоровья ребенка интересовали таких ученых как: Л. С. Выготский, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Г. К. Зайцев, И. И. Брехман, Л.Г. Татарникова, и др. В их работах показано, что решающая роль в сохранении и развитии здоровья ребенка принадлежит правильной организации его жизнедеятельности, соблюдению режима дня, двигательной активности и т.д. Однако современная жизнь с её сверх нагрузок, семья не уделяют должного внимания этим вопросам, а иногда и не знают, как организовать жизнь ребенка, чтобы сохранять его здоровье.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Сущность понятия здоровый образ жизни
Одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного образования на сегодняшний день является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями [11, с. 24].
По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения состояние здоровья людей на 20% зависит от экологических факторов, на 20% — от наследственности, на 10% — от качества медицинского обслуживания, остальные 50% определяются образом жизни человека. Поэтому, как считает Л.В. Баль, если ограничиться исключительно оздоровлением окружающих ребенка условий, этого может оказаться недостаточно эффективным, если при этом у него не будут сформированы стереотипы здорового образа жизни. Поэтому с ранних лет важно формировать отношение к здоровью как к одной из главных человеческих ценностей, формулировать отличительные особенности здорового образа жизни, определять способы их освоения людьми.
По мнению В.В. Колбанова, актуальность проблемы здорового образа жизни, также вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья населения. Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в стране является не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой, как отмечает ряд авторов Е.А. Токарева, А.А. Токарев, В.В. Иванова. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных приоритетных задач, которые ставит государство перед образовательными учреждениями.
Здоровье человека в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов [12, c.34].
При таком понимании здоровья можно сказать, что основная цель образования в том числе, дошкольного, заключается в том, чтобы научить детей быть здоровыми в течение всей жизни.
Вопросы изучения проблем здорового образа жизни рассматриваются и обсуждаются в рамках науки валеологии, занимающейся изучением здорового образа жизни. Термин «валеология» – общая теория здоровья, претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук, введен академиком Израилем Брехманом. Следует различать валеологию медицинскую, педагогическую и разнообразные псевдо- и околонаучные учения, использующие этот термин в собственных целях.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИУ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Изучение уровня формирования основ здорового образа жизни
Исследование проводилось на базе государственного учреждения образования «ДЦРР «Вясёлка» г. Гомеля». В исследовании участвовали дети среднего дошкольного возраста из двух параллельных групп в количестве 20 человек: 10 – контрольная группа и 10– экспериментальная группа. Возраст детей 4 - 5 лет.
Экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы для решения поставленных задач.
1. констатирующий – диагностика уровня познаний о здоровом образе жизни и культуре самочувствия у средних дошкольников.
2. формирующий – исследование и реализация специальной программы, по формированию основ здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста.
3. контрольный – повторная диагностика после проделанного исследования.
С целью выявления уровня сформированности основ о здоровом образе жизни у средних дошкольников, применяли адаптированные диагностические методики: «Что я знаю о своем организме» С.Е. Шукшиной; «Изучение социальных эмоций» Г.А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной.
На основе исследований были выявлены уровни сформированности основ здорового образа жизни.
1.Что такое здоровье?
2.Как соблюдать здоровый образ жизни?
3.Проводите ли вы зарядку дома?
4. Какие витамины помогают нам?
5. Как вы поддерживаете чистоту?
6. Ты предупреждаешь заранее родителей о том, что у тебя грязная одежда?
7. Какие ты полезные продукты кушаешь?
8. Употребляешь ли ты вредные продукты?
Нами разработаны критерии и уровни сформированности основ ЗОЖ у детей среднего дошкольного возраста. Нами разработаны следующие критерии:
- предоставление о здоровье, ЗОЖ их структуре, понимании правил ЗОЖ;
- развитость эмоционально -волевой сферы детей;
- умение использовать знания и навыки в практической деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования мы рассмотрели проблему игры как средства формирования основ здорового образа жизни у средних дошкольников.
Теоретический анализ проблемы выявил, что на протяжении дошкольного возраста при целенаправленной воспитательной работе наблюдается положительная динамика отношения ребенка к собственному здоровью.
Средний дошкольный возраст считается более подходящим периодом формирования осознанного отношения детей к собственному здоровью и физическим возможностям.
Главнейшей предпосылкой формирования у среднего дошкольника позиции созидателя по отношению к собственному самочувствию считается присутствие у него необходимости в здоровом образе жизни, которая складывается при соблюдении ряда специфических критериев, одним из которых считается рефлексия ребенком собственных физических способностей и их связи с состоянием здоровья.
Приобретенные ребенком познания и представления о себе, собственном здоровье, физической культуре, безопасности жизнедеятельности дадут возможность найти методы поддержания и сохранения здоровья.
Анализ программ посодействовал нам прийти к выводу о том, что процесс формирования здорового образа жизни и культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста включает в себя усвоение знаний, развитие взаимоотношений, приобретение практики адекватного поведения.
Таким образом, ребенку должна быть предоставлена возможность получать информацию о физическом, психическом и социальном здоровье, педагоги должны обеспечить процесс интенсивного усвоения знаний; надлежит посодействовать ребенку расценить действия, явления, события и сформировывать отношение и создавать как можно больше возможностей для реального поведения, действий, поступков.
Итоги констатирующего этапа дали возможность прийти к выводу о том, что у основной массы испытуемых познания о здоровом образе жизни на низком уровне.
Для формирования основ здорового образа жизни нами был проведён формирующий этап, в ходе которого была реализована разработанная программа по развитию основ здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста. Результаты контрольного этапа продемонстрировали увеличение уровня познаний о здоровом образе жизни у детей экспериментальной группы, а именно: высокий уровень познаний о человеческом организме улучшился на 60% и высокий уровень познаний детей среднего дошкольного возраста о социальных эмоциях улучшился на 50%.
1. Абдуллин, А.Г., Абдуллина, Д.Г. Здоровье как ценность: формирование установки на здоровый образ жизни у студентов вузов педагогических специальностей: монография / А.Г.Абдуллин, Д.Г. Абдуллина. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 148с.
2. Абакумова, Е.С. Культура и ее компоненты / Е.С. Абакумова. – М.: Академия, 2010. – 361 с.
3. Айзман Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни [Электронный ресурс]: учебное пособие / Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов. — Электрон. текстовые данные. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017. — 214 c.
4. Алексеева, Н.С. Активные формы работы с родителями / Н.С.Алексеева // Классный руководитель. - 2016. -№7. С. 41-48.
5. Амосов, Н. М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. - М.: АСТ, 2014.- 191 с.
6. Амосова, Ю.Е. Основы здорового образа жизни: учеб.пособие / Ю.Е. Амосова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ,2010. – 119с.
7. Базарных В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс - контроль в школе и дома / В.Ф. Базарных. – М.: Аркти, 2010 . – 176 с.
8. Безруких, М.М. Школа и здоровье: история и современность / М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, В.Н. Безобразова // Управление школой. – 2016. –№17. –С. 43–47.
9. Богомолов, Б.Н. Большая медицинская энциклопедия / Б.Н.Богомолов. - М.: АСТ, 2013. – 736 с.
10. Бочаров, Е.Н. Как привить ребенку полезные привычки / Е.Н.
Бочаров. – Киров: Пресс, 2011. – 167 с.
11. Вайнер, Э. Н. Валеологические подходы и критерии здоровья иболезни. ОБЖ. Основы безопасности жизни / Э. Н. Вайнер. –2009. — №1. – 47с.
12. Волошина, Л.Н. Организация здоровьесберегающего пространства:учеб.-метод.пособие / Л.Н. Волошина. – Екатеринбург, 2012. – 149 с.
13. Горохова, Н. А. Организация здоровьесбережения в школе /Н.А. Горохова. – 2010. – № 7. – 32-38с.
14. Здоровый образ жизни — основа профессионального и творческого долголетия / / Респ. науч.-методическая конф., 25-26 янв. 2007 г., Минск: материалы и доклады; под общ. ред. И.И. Лосевой. - Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007. - 137 с.
15. Казин, Э.М. Система непрерывного физического воспитания как условие адаптации, развития личности, формирования здорового образа жизни учеб.пособие : / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, О.Г. Красношлыкова [и др.]; отв. ред.: Э.М. Казин, Н.В. Коваленко. – М.: Изд-во «ОмегаЛ», 2013. – 456 с.
16. Калинин, А.Л. Лучше быть богатым и здоровым / А.Л. Калинин, М.В. Прокопенкова, В.Ю. Чирков. - Мн.: Адукацыя і выхаванне. 2003. - 56 с.
17. Калюжный, Е.А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни / Е.А. Калюжный, В.Ю. Маслова, С.В. Михайлова. – Арзамас :АГПИ, 2015. – 284 с.
18. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. — М. : КНОРУС, 2010. — 744 с.
19. Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных учреждениях: пособие для медработников и воспитателей /М.Н. Кузнецова. — М.: АРКТИ, 2002. — 64 с.
20. Нарскин, Г.И. // Физическая реабилитация и укрепление здоровья дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Г.И. Нарскин, М.В. Коняхин, О.А. Ковалева и др.; Прд редакцией Г.И. Нарскина. – Мн.: Полымя, 2002. – 176 с.
21. Нежкина, Н.Н. Индивидуальные пути движения к здоровью. Ч.1: Рационаљная двигательная активность / Н.Н. Нежкина, О.В. Кулигин, А Б. Шубин [и др.]. – Иваново: ООО «Нейрософт», 2013. – 60 с.
22. Павлова, М.А. Формирование компетентности в области ЗОЖ как факторповышения качества образования / М.А. Павлова // Здоровое общество – здоровые дети: Материалы региональной науч.-практ. конф. (12марта 2014 года). – Балаково, 2014. – С. 11–15.
23. Теория обучения и воспитания: Краткий конспект лекций / Н.Н. Калацкая; Каз.федер.ун-т. – Казань, 2014. –52 с.
24. Фомина Т.А. Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у средних школьников // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 513-518.
25. Харисов, Ф.Ф. Теоретические подходы к определению «Здоровье» / Ф.Ф. Харисов // Здоровье-сберегающее образование. – 2012. – № 7. – С. 14- 23.
26. Шебеко, В.Н. В мире движений: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования, родителей / В.Н. Шебеко. – Минск: Выш.школа, 2005. – 14 с.
27. Шебеко, В.Н. Развивающие игры по физической культуре для старших дошкольников: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / В.Н. Шебеко. – Минск: Нац. ин-т образования, 2008. – 88 с/
28. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие / В.Н. Шебеко. – Минск: Выш. школа, 2010. – 288 с.
29. Шишкина, В.А. Физкультурная мозаика: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспеч. получение дошк. образования / В.А. Шишкина. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 56 с/
30. Шишкина, В.А. В детский сад — за здоровьем: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошк. образования / В.А. Шишкина. - Минск: Зорныверасень, 2006. - 184 с.