ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей ценностью для жизни и развития человека является семья. На протяжении всего периода существования Республики Беларусь важнейшей политической, социальной и экономической задачей государства была и остается забота о семье, детях, включая обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, репродуктивной и воспитательной функций, охрану прав и законных интересов детей, обеспечение благоприятных условий для полноценного физического, интеллектуального, нравственного и социального развития каждого ребенка.
Семья в современном обществе – важнейший социальный институт, поэтому существующие проблемы делают необходимым оказание помощи со стороны общества. Социальная защита возможна через организованную социальную работу, потому что семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и нечеловеческий смысл происходящих процессов, оценивая процессы, которые разрушают и создают для семьи.
Семья представляет собой целостную ячейку общества, которая имеет свою структуру, отношения и выполняет определенные функции. Современная семья призвана решать многие проблемы экономического, социального и психологического характера. Многодетная семья в современном мире является сложным и малоизученным феноменом, по отношению к общепринятым нормам и нравам это, явление исключительное и девиантное.
Положение многодетной семьи в Республике Беларусь на данном этапе исторического развития вызывает озабоченность и на уровне государства, и со стороны общества. Тревожность относительно данного вопроса связана с глобальным демографическим кризисом, а также духовно–нравственным, которые активно развиваются в нашей стране.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что семья в современном белорусском обществе является важнейшим социальным институтом, поэтому существующие проблемы обуславливают потребность в помощи со стороны общества. Социальная защита возможна через организованную социальную работу, так как семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и бесчеловечный смысл происходящих процессов, оценивая процессы, которые разрушают и создают для семьи.
1 Смысложизненные ориентации личности как объект изучения современной психологии
Рассмотрим значение самого термина «смысл». В толковом словаре В. Даля значение термина «смысл» представлено как «способность понимать, понимать, рассуждать; способность правильно судить, делать выводы». В этих значениях «смысл – это не столько феномен сознания, сколько выражение процесса действующего разума, вовлечённого в изменчивый мир сущностей».
Категория смысла, рассматриваемая в работах австрийского психиатра, невропатолога и психолога В. Франкла, на сегодняшний день является одной из главных в экзистенциальной психологии. С точки зрения А.А. Бодалева, «под смыслом жизни в психологии понимается ценность, отраженная в сознании и переживаниях человека как субъективно чрезвычайно важная для него и ставшая главным регулятором его поведения и его собственной, наибольшей ценностью» [20, с.128].
С позиции Б. Франкла стремление к смыслу присуще любому человеку, независимо от пола, возраста, социального статуса и национальной принадлежности. Приобретение смысла жизни в целом и каждого ее события является одной из основных потребностей человека, но в силу неблагоприятных обстоятельств эта потребность может не быть удовлетворена, смысл не может быть найден или утрачен.
В. Франкл назвал состояние, в котором живет потерявший смысл человек, экзистенциальным вакуумом. В случае, если человек испытывает это состояние в течение длительного времени, могут сформироваться различные зависимости, формы девиантного поведения. В некоторых случаях, стремясь избавиться от чувства пустоты, вызванного отсутствием смысла, человек может принять решение уйти из жизни [21, с.33].
В отечественной психологической науке проблема смысла была разработана Л.С. Выготским, Д.А. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и другими выдающимися психологами.
Важной методологической предпосылкой для изучения смысла является позиция Л.С. Выготского о принципе единства аффективных и интеллектуальных процессов, формирующих динамические семантические системы как единицы исследования человека, представление о том, что семантический анализ человеческого поведения представляет собой путь развития духовной жизни человека (Рубинштейн С.Л.), а личностный смысл выступает психологическим механизмом регуляции поведения (Леонтьев А.Н.) [18, с.201].
2 Фрустрация на многодетность как психологический феномен
Фрустрация – это эмоциональное состояние, возникающее в результате сильного переживания внезапной встречи между человеком и непреодолимым препятствием на пути к цели. Существуют две тенденции в этом состоянии поведения. Первая сопровождается гневом, агрессией по отношению ко всем, кто даже случайно встречается на пути. Вторая – чувство безнадежности, сокрушения надежды, отчаяния, вины. В этом случае человек направляет удар на себя, что иногда приводит к самоубийству.
Следует отметить, что термин «фрустрация» используется в современной научной литературе в разных значениях. Очень часто фрустрация понимается как форма эмоционального стресса. В одних работах этот термин означает разочаровывающие ситуации, в других – душевное состояние, но всегда означает несоответствие между поведенческим процессом и результатом, т.е. поведение человека не соответствует ситуации, а следовательно, он не достигает цели, к которой стремится, и даже наоборот, может прийти к совершенно противоположному результату [11, с.265].
Ситуации фрустрации, необходимые для адаптации, как правило, связаны с широким спектром потребностей, которые не могут быть удовлетворены в данной ситуации. Как вы уже знаете, потребность – это состояние человека, созданное потребностью в чем–то. Неспособность удовлетворить потребность создает определенное психическое напряжение. В случае реорганизации всего комплекса потребностей или их несогласованности, когда человек пытается решить две или более взаимоисключающие задачи, психическое напряжение достигает своих наивысших пределов и в результате формируется состояние, которое приводит к нарушению адекватности поведения, т.е. к фрустрации [12, с.55].
Сочетание сильной мотивации для достижения определенной цели и препятствий на пути к ней, несомненно, является необходимым условием разочарования, но иногда мы преодолеваем значительные трудности, не впадая в состояние разочарования. Это означает, что должен быть поднят вопрос о достаточном условии разочарования, или, что то же самое, вопрос о переходе ситуации сложности деятельности в ситуацию разочарования.
Естественно, что ответ на этот вопрос следует искать в характеристиках состояния разочарования, поскольку именно его наличие отличает ситуацию разочарования от ситуации трудности. Однако в литературе по проблеме фрустрации мы не находим анализа психологического смысла этого состояния; большинство авторов ограничиваются описательными утверждениями о том, что человек, будучи разочарованным, испытывает тревогу и напряжение, чувство безразличия, апатию и потерю интереса, чувство вины и тревоги, ярость и враждебность, зависть и ревность и т.д.
3 Основные проблемы многодетных семей
Основными проблемами многодетных семей являлись такие как особенности воспитания и социализации детей. Эта проблема указывает на необходимость своевременной помощи в рамках воспитания детей различных возрастных категорий детей.
В современных условиях становится очевидным, что вопрос социализации детей и подростков в обществе является не только проблемой семьи, но и приобретает значение на уровне государства. Дети, как наименее защищенная часть общества, нуждаются в заботе и внимании взрослых. К основным проблемам таких детей можно отнести: их желание быть нужными и любимыми не только родителями, но и в целом членами нашего общества, где они часто чувствуют себя лишними и незнакомыми [14, с. 200].
Факторы, которые влияют на успешную социализацию детей из многодетных семей:
1. Выступая основной ячейкой общества, семья оказывает большое влияние на формирование стиля жизни ребенка, т.к. он берет пример с родителей при выборе стиля собственной жизни.
2. Отношение равенства – включение в группу сверстников также оказывает большое влияние на формирование жизненного стиля личности ребенка. Данные группы могут оказывать как положительное, так и негативное влияние на личность ребенка.
3. Обучение в школе включает в себя определенный набор учебных предметов, отношения с учителями и общая успеваемость, реакция учителей на поступки учеников и тд [4, с. 110].
К основным проблемам многодетных семей мы можем отнести следующие:
1. Синдром дефицита внимания: обусловленный низкой психологической и педагогической компетентностью родителей из–за отсутствия специальных знаний, необходимых знаний. Это отражается на формировании личности ребенка и способствует появлению у него личностных качеств: низкой самооценки, тревоги, неуверенности в себе, недостаточного понимания собственной личности [15, с. 182].
У большинства семей наблюдается нехватка времени для общения с ребенком. Постоянно заканчивается время, чтобы просто поговорить с ребенком по душам. Поэтому в многодетных семьях часто завидуют родителям, что они любят кого–то больше, чем любят его. Дети становятся более уязвимыми и чувствительными. В результате у них может отсутствовать способность противостоять манипулированию и психологическому давлению как со стороны подростков, так и со стороны взрослых. Им трудно понять мотивы поведения людей, они могут не быть достаточно развитыми наблюдателями, слабо развитой интуицией, нет уверенности в себе. Такие подростки могут попасть в плохие компании, ввязаться в наркотики и алкоголь и т.д. [16, с. 226]
4 Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и фрустрации на многодетность в современных семьях
Смысл – это объективное содержание, осмысленный жизненный критерий. Объективно смысл жизни человека реализуется в процессе его жизненной деятельности, протекающей в различных сферах. Поэтому он может действовать как спектр значений и целей. Цель – это некая граница, а смысл жизни – это общая линия, определяющая цели, общая направленность, которая влияет на все человеческое поведение, всю жизнь.
Жизнь наполняется смыслом, когда она полезна другим, когда человек удовлетворен и полностью привержен своему делу, когда его существование пропитано им.
Осознание конечной цели, конечного желания и жизни в целом. Истинный смысл жизни это фундамент, без которого невозможно построить что–то сильное и значимое для человека. А показателем реализации целей и смысла человеческой жизни являются положительно окрашенные эмоциональные реакции, счастье и удовлетворение его жизнью.
В последние десятилетия произошло некоторое изменение отношения к работающим женщинам, и уменьшилась доля женщин, отдающих предпочтение роли домохозяйки. Сегодня резко возросло число женщин, которые считают работу и семью одинаково важными для себя. Однако определенная часть женщин склонна считать, что работа для них важнее семьи [20, с.36].
На Западе мнение о том, что традиционный домашний труд женщин и их роль «хранительниц очага» не имеют аналогов, явно становится все более распространенным. Похоже, что домохозяйку «выбрасывают за борт», она стоит в стороне от самых важных событий в жизни людей и поэтому не чувствует себя полноценным человеком. Недовольство ее положением ощущают даже те, чьей мечтой всегда было быть женой и матерью. Увеличение числа работающих женщин усиливает широко распространенное в последнее время мнение о том, что те, кто остается на рынке труда, не являются женщинами, которые сидят дома, ведя праздничную и беззаботную жизнь, и это делает ее еще более высокий уровень неудовлетворенности женщин.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что понятие «смысложизненные ориентации» вполне гармонично вписывается в категорию осмысленных ориентаций, разработанных в рамках экзистенциальной психологии, и, в частности, логотерапии на основе В. Франкла. В рамках отечественной психологии осмысленные ориентации можно охарактеризовать как сверхнаправленность человека на обретение смысла жизни вообще и каждой ситуации в частности, которая угнетает деятельность человека, подталкивает его к самоуважению и самоанализу. Кроме того, ориентация на смысл заставляет человека осознать объективную реальность, окружающую его, тем самым выходя за пределы его самого, его идей и мира, и найти в нем нечто такое, что, преломившись через внутреннюю реальность конкретного человека, способно стать его индивидуальным, уникальным личным смыслом.
Фрустрация представляет собой это эмоциональное состояние, возникающее в результате сильного переживания внезапной встречи между человеком и непреодолимым препятствием на пути к цели. Существуют две тенденции в этом состоянии поведения. Первая сопровождается гневом, агрессией по отношению ко всем, кто даже случайно встречается на пути. Вторая – чувство безнадежности, сокрушения надежды, отчаяния, вины.
Основными видами фрустрации являются такие как уход, приспособление, регрессия, агрессивность и т.д. В рамках многодетной семьи фрустрация может быть следствием того, что чувство вины, стремление выразить протест, победить соперницу и т.д. Данные показатели указывают на то, что что все вышеперечисленные причины представляют собой определенную форму невротического взаимодействия, которое оказывает влияние на поведение и психическое состояние человека в рамках многодетной семьи.
Многодетные семьи представляют собой особую категорию населения, которая переживает в своем становлении множество проблем, которые оказывают сильное влияние на формирование личности детей, которые воспитываются в данных семьях. Для решения подобных проблем необходимо участие государственных, общественных и иных организаций, которые помогут молодым людям решить их проблемы
Мы можем сделать вывод о том, что для многодетных семей в основном, характерными являются разнообразные смысложизненные ориентации, которые отражают направленность отношения между родителями и детьми, а также особенностями смысложизненных ориентаций по отношению к особенностям супружеских отношений.
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. / Б.Г. Ананьев. – Л.: Издательство Лгу, 2018. – 356 с.
2. Ананьева, Б. Г. Избраные психологические труды: в 2–х т. / под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. Т. 1. – М.: Педагогика, 2010. – 356 с.
3. Братусь Б. С. Аномалии личности. / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 2008. – 278 с.
4. Гальперин П. Я. Введение в психологию. / П.Я. Гальперин. – М.: Академия, 2009. – 369 с.
5. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 2017. – 245 с.
6. Епимахин, Ю. В. Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и личностной рефлексии [электронный ресурс]. Режим доступа: http://pn.pglu.ruа.
7. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. –544 с.
8. Леонтьев Д. А. Психология смысла. / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2003. – 328 с.
9. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2000. – 16 с.
10. Лурия, А. Р. О естественнонаучных основах психологии // Естественнонаучные основы психологии / Под ред. А.А. Смирнова, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицына. – М.: Педагогика, 2008. – С. 7–23.
11. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Издательство «Питер», 2009. – 688 с.
12. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов. / А.Г. Маклаков. – Спб.: Питер, 2006. – 345 с.
13. Немов, Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3–х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2008. – 578 с.
14. Общая психология: Учебник / под общ. ред. проф. А. В. Карпова. – М.: Гардарики, 2002. – 389 с.
15. Олифирович, Н.И. Терапия семейных систем/ Н.И. Олифирович, Т.Ф. Велента, Т.А. Зинкевич–Куземкина. – СПб.: Речь, 2012. – 570с.
16. Панферов, В. Н. Психология человека. / В.Н. Панферов. – СПб.: Смысл, 2000. – 356 с.
17. Рубинштейн, С. Л Проблемы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2003. – 256 с.
18. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. – М.: Смысл, 2006. – 502 с.
19. Смирнов, А. А. Избранные психологические труды: в 2–х т. / А.А. Смирнов. – М.: Академия, 2007. – 563 с.
20. Франкл В. Человек в поисках смысла. / В. Франкл. – СПб.: Ювента, 2017. – 356 с.
21. Франкл, В. Основные понятия логотерапии (глава) / В.Франкл // Доктор и душа / В. Франкл. – СПб.: Ювента, 2017. – 112 с.
22. Фромм, Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу. Человек и его ценности. / Э Фромм; пер. с англ. и послесл. Л.А. Чернышевой. – Мн..: Коллегиум, 2012. – 156 с
23. Хьелл, Л. Теории Р. личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс, 2005. – 608с.
24. Холл, К. Теории личности / К. Холл, Г. Линдсей. – М.: ЭКСМО–Пресс, 2009. – 342 с.
25. Чудновский, В. Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. – №3.– 2003. – С.3–15.