Введение
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
1.1. Сущность понятия бродяжничество
1.2. Психолого-педагогические особенности подростков
Глава 2. Эмпирическое исследование изучения социальной работы с подростками, склонными к бродяжничеству
2.1. Диагностика результатов
2.2. Методические рекомендации по коррекции бродяжничества в подростковом возрасте
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Проблема эффективной организации социально-педагогической работы с подростками, склонными к бродяжничеству, особенно актуальна в сегодняшних условиях нестабильной и постоянно меняющейся жизни.
Проблема бродяжничества рассматривается современными исследователями (М.Н. Мирсагатова, В.С. Мухина, Е.Г. Слуцкий и др.) прежде всего применительно к молодежной среде. При этом сам термин «бродяжничество» часто выступает как рядоположенный с терминами «беспризорность» и «безнадзорность» и, более того, в неразрывной связке с последними (А. В. Глаголева).
Подобный подход совершенно оправдан при изучении социальных и социально-педагогических аспектов данных явлений. Однако если говорить о специфической социально-психологической реальности, именно «бродяжничество» выступает в данном случае родовым понятием. В этом смысле беспризорность и безнадзорность можно рассматривать как социальные факторы, провоцирующие бродяжничество и, в то же время, выступающие в качестве одних из возможных его следствий.
Отсутствие должного ухода содержания, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности в достаточно большом количестве семей не только создает реальную угрозу психическому, физическому, нравственному развитию ребенка, но и обуславливает рост числа детей и подростков, покинувших родительский дом и оказавшихся в неблагонадежных компаниях.
Среди многих неблагоприятных факторов, характеризующих положение семей группы риска, дающих наибольшее число беспризорных детей, следует отметить социально-демографические, психологические и криминальные.
Безнадзорность детей и подростков является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, нарушению нормального процесса социализации ребенка. В современных условиях ситуация с детской безнадзорностью стала одной из главных проблем детства. Дети чутко реагируют на перемены в государстве, и именно положение их в обществе наиболее точно отражает и общее состояние, и уровень развития любой страны, равно как и положение дел в мире.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Сущность понятия бродяжничество
Бродяжничество - систематическое перемещение лица без постоянного места жительства в течение длительного времени из одной местности в другую либо в пределах одной местности (например, города) с существованием при этом на нетрудовые доходы. В научной литературе для характеристики бродяжничества применяется также термин «маргинальность» (лат. marginаlis – находящийся на краю), обозначающий пограничность, периферийность, промежуточность по отношению к каким-либо социальным общностям.
В настоящее время подлинными бездомными являются люди, не только не имеющие регистрации, но и достаточных доходов для найма жилья. Иными словами, в формировании современной бездомности в России играет важную роль не только административно-правовой фактор, но и экономический [13].
Среди причин бродяжничества как социального явления можно назвать:
1) ухудшение социально-экономической ситуации в стране, а также разницу между центральными областями и глубинками;
2) снижение материального благосостояния граждан;
3) недостаточно эффективную работу правоохранительных органов, органов социальной защиты населения, службы занятости, миграционной службы с лицами без определенного места жительства;
4) наплыв в Россию бомжей из других государств, в которых попрошайничество и бродяжничество являются уголовно наказуемыми деяниями;
5) жилищные проблемы граждан (потеря жилья в связи с пребыванием в исправительном учреждении, нечестной куплей-продажей, разводом).
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К БРОДЯЖНИЧЕСТВУ
2.1. Диагностика результатов
В исследовании приняли участие 25 подростков 12-17 лет, все подростки склонны к бродяжничеству.
Для изучения типологических характеристик, на основании проведенного анализа литературы, нами были выделены следующие показатели: самооценка, общение с окружающими, эмоциональные нарушения. Для исследования самооценки несовершеннолетних использовалась Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей. Общение с окружающими изучалось с помощью Опросника межличностных отношений Разработчик НПЦ «Психодиагностика», А. Рукавишников, адаптация методики FIRO B.В. Шутца. Для изучения эмоциональной сферы использовалась методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка.
Результаты, полученные с помощью методики измерения самооценки Дембо-Рубинштейна:
Низкая самооценка наблюдается у 13 детей (52%).
Средняя самооценка у 7 детей (28%).
Высокая самооценка у 5 детей (20%).
Методика изучения межличностных отношений Разработчик НПЦ «Психодиагностика», А. Рукавишников, адаптация методики FIRO B.В. Шутца, выявила, что по шкале включения большинство детей (60%) не стремятся к принадлежности социальным группам, не заинтересованы в интересе окружающих к ним. 40% имеют сильную потребность быть принятым другими.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При рассмотрении проблемы бродяжничества детей подросткового возраста важным являются особенности этого возраста, непосредственно влияющие на формирование склонности к бегству, на специфику профилактической и коррекционной работы. Одной из определяющих характеристик для профилактической работы, на наш взгляд, является стремление подростка к самостоятельности, его желание автономности и независимости. Учет специфики возраста в профилактической работе позволяет действовать в интересах ребенка исходя из его потребностей. Досуговая деятельность, выбранная нами как основа для профилактики бродяжничества, позволяет удовлетворить потребность подростка в самостоятельности, т.к. досуг является добровольной деятельностью.
Подростки, склонные к бродяжничеству характеризуются следующими особенностями:
5. Низкая самооценка. Для детей характерна неуверенность в себе, ощущение неуспешности и обречения на неудачу, что провоцирует появления психологических защит (обесценивание и избегание), которые позволяют подростку сохранить положительное представление о себе.
6. Не принятие контроля над собой. Детям важнее самим держать контроль над ситуацией, чувствовать свою самостоятельность.
7. Отсутствие потребности в признании обществом. Подразумевается отсутствие потребности в одобрении, любви. Нежелание принадлежать к определенной группе, пользоваться уважением среди других.
8. Отсутствие доверия. Недоверие к окружающим или к ситуации не дает ребенку почувствовать себя в ней уверенно, что может повлечь за собой отказ от более продолжительных и сложных отношений.
1.Абросимцева О.Б., Пчелинцева Ю.А. Дети с особенностями поведения. – Красноярск: краевое государственное бюджетное учреждение «Центр развития семейных форм воспитания». – 2-е изд.,исправленное и дополненное. - 2010. – 76 с.
2. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации: Учебное пособие. — М.: Аспект-Пресс, 2006.
3. Байтуменова А. Г, Волынкин В. И. Профилактика самовольных уходов в условиях реабилитационных центров // Гуманитарные исследования Астрахань: Изд-во Астраханского государственного университета, 2014. № 2 (50). С. 129-132.
4. Беспризорное и безнадзорное детство в региональном измерении (опыт комплексного анализа)./Авт. коллектив: Н.М. Байков, Л.В. Каширина, Ю.В. Березутский, Н.П. Сидорова, Л.К. Золотарева, М.А. Сидорова, Н.В. Нозикова, В.Н. Шиян, В.В. Миндогулов, Л.С. Чурилова. Хабаровск: ДВАГС, 2002. – 104 с.
5. Василькова Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие/ Т.А.Василькова, Ю.В. Василькова. – М.: КНОРУС, 2010. – 240 с.
6. Галагузова, М. А. Социальная педагогика [Текст] / М. А. Галагузова. - М.: ИНФРА, 2011. - 416 с.
7. Глаголева А.В. Проблемы детей, склонных к бродяжничеству. – М.: Приор, 2005. – 100 с.
8. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей / Под ред. А. П. Майорова. – М. : Инфра-М, 2001. – 316 с.
9. Зубок, Ю. А. Социология молодежи [Текст] / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. - М.: ИНФА, 2011. - 336 с.
10. Ковалева, А. И. Социология молодежи: теоретические вопросы/ А. И. Ковалева. - М.: Социум, 2012. - 185 с.
11. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. 3-е изд. – СПб.: Речь, 2010. – 286 с.
12. Личко А. Е. Психопатии и акценуации характера у подростков. изд. 2-е перераб. М.: Речь, 2013. С 126. – 124 с.
13. Методические рекомендации по работе с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам / сост.: Н. А. Разнадежина. – Сургут, 2010. – 46 с.
14. Никитин В.Н. Энциклопедия тела: Психология, психотерапия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент. – М. : Алетейя, 2000. – 624с.
15. Павленок Ю П. Д. Теория, история и методика социальной работы [Текст] / П. Д. Павленок. - М.: Дашков и К, 2015. - 592 с.
16. Психология телесности между душой и телом /ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2005. – 731 с.
17. Раздрокина Л. Л. Танцуйте на здоровье! Танцевально-игровые тренинги / Л. Л. Раздрокина. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 157
18. Реньш М.А., Садовникова Н.О., Лопес Е.Г. Социально- психологический тренинг: Практикум. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2010. - 190 с.
19. Розум С.И. Р65 Психология социализации и социальной адаптации человека. — СПб.: Речь, 2006. — 365 с.
20. Сидоров, Н. Р. Девиации поведения у школьников - определение и предупреждение [Текст] / Н. Р. Сидоров // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 4. - С. 23-24.
21. Совершенствуйся через движение!: программа развития эмоциональной саморегуляции воспитанников детского дома / сост. Т.А. Синельникова; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2010. – 116 с.
22. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2015. 278 с.
23. Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педагога/ П. А. Шептенко. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 178 с.