ВВЕДЕНИЕ
1 Понятие художественного образа
2 Творческая биография М. Эмиса и место в его творческой биографии романа «Ночной поезд»
3 Анализ тематики романа М. Эмиса «Ночной поезд»
4 Основные социальные проблемы романа М. Эмиса «Ночной поезд»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В различных областях научных знаний во второй половине ХХ в. существовали представления о том, что современный мир не является местом для оптимального уровня проживания людей. В рамках зарубежной литературы данный факт указывает на то, что в рамках понятия глобальных кризисов и катастроф, угрожающих убить всех живых существ, травмирующее переживание является проблематичным для человечества. В XXI веке писатели также обращают внимание на кризисные ситуации, связанные с новыми угрозами: глобализацией, демографическими изменениями и т.д. Все эти ситуации создают определенное стремление к антиутопии, определяющее состояние современного общества, которое не отличается особыми деловыми устоями.
На формирование широкого спектра художественных вопросов творчество М. Эмиса оказало влияние кризис современного мира: отсутствие взаимопонимания гуманитарных наук, направленные на рациональное моделирование реальности и приведшие к авторитарным особенностям, всемирным войнам, геноциду; исторические: пессимизм и культурная усталость; упадок нравственности, угроза генетической деградации в Западной Европе; разрушительные процессы глобализации и стирание национальных культур; инструментальная мощь человечества, угрожающая окружающей среде и атомной промышленности, катастрофы; мировой терроризм и исламизация Европы. Для преодоления травматических переживаний используются приемы постмодернистской иронии и черной иронии.
Данные причины формирования определенной писательской позиции определили наличие определенного уровня активности писателей в рамках создания антиутопии в рамках направления писательской карьеры. Роман «Ночной поезд» является одним из наиболее поздних шедевров данного автора, который отражает наличие определенных тенденций в рамках функционирования общественной мысли.
1. Понятие художественного образа
Художественный образ – это способ освоения и трансформации реальности, присущий только искусству. Образ – это любое явление, творчески воссозданное в произведении искусства, например, образ воина, образ народа. Художественный образ позволяет определить особенности формирования определенного писательского направления, а также определить основные направления в деятельности данного направления.
По характеру обобщения художественные образы можно разделить на индивидуальные, характерные, типичные, образы, мотивы, топосы и архетипы (мифологии). Все эти образы широко использовались в рамках деятельности всех писательских направлений того времени.
Индивидуальные образы характеризуются оригинальностью и неповторимостью. Обычно они являются плодом воображения писателя. Индивидуальные образы чаще всего встречаются у романтиков и писателей-фантастов. Именно данные образы позволяют выразить более точно свое собственное отношение к конкретному виду писательского направления.
Типичный образ является высшей ступенью характеристики изображения. Типичное – образцовое, свидетельствующее об определенной эпохе. Изображение типичных образов было одним из достижений реалистической литературы XIX века. Типичный образ позволяет определить особенности формирования конкретной модели взаимодействия построенного образа и познавательной активности в рамках писательского исследования.
Образный мотив – неуклонно повторяющаяся тема в творчестве писателя, выраженная в различных аспектах через множество ее наиболее значимых элементов ("Деревенская Россия" С. Есенина, "Прекрасная дама" А. Блока). Образный мотив помогает более детально выразить определенные элементы в рамках конкретной деятельности.
2 Творческая биография М. Эмиса и место в его творческой биографии романа «Ночной поезд»
Мартин Луис Эмис родился 25 августа 1949 года в Оксфорде в семье писателя Кингсли Эмиса. В детстве он много путешествовал с родителями и сменил 13 школ в Англии, Испании и США. В 1971 году с отличием окончил Оксфордский университет. О своих студенческих годах Эмис написал в книге Энн Твейт «Мой Оксфорд», которая была опубликована в 1977 году.
Все произведения, созданные данным автором проникнуты особым влиянием социального аспекта на формирование личности человека. В рамках своих произведений писатель отражает особенности влияния общественного мнения на течение жизни конкретного человека.
С 1971 года он занимался рецензированием книг для лондонского «The Observer», затем присоединился к литературной саплементации «Times» и прошел путь от помощника редактора до редактора отдела прозы и поэзии. В 1975-1979 гг. был заместителем литературного редактора, затем литературным редактором еженедельника New Statesman. С 1980 года посвятил себя литературной деятельности, но не прекращает писать рецензии и статьи.
Основными личностными травмирующими событиями в жизни М. Эмиса являются развод родителей; смерть младшей сестры от распутного образа жизни; насильственная смерть двоюродного брата от рук серийного убийцы; переживание о здоровье и комплексах из-за внешнего вида. Значительное влияние на мышление Мартина Эмиса отношения между мужчинами и женщинами в творчестве писателя оказал Кингсли. Здесь также говорится о типе британского постмодернизма автора, который фокусируется на социальном содержании, морали, эмоциях, отражении кризиса сознания и мировоззрения.
3 Анализ тематики романа М. Эмиса «Ночной поезд»
Повествование происходит от имени офицера полиции Майка Хулигана. Книга разделена на три части: «Отдача», «Самоубийство», «Картинка». Каждая часть имеет свои главы. Вся книга – это рассказ детектива Майка о деле, которое оказалось для нее «хуже некуда».
Книга начинается с описания Майк и ее работы. Она родилась в беднейшей части города. Жила с родителями до 10 лет. С 7 до 10 лет ее насиловал отец. В свой десятый день рождения она нашла в себе силы оттолкнуть его. Ее мать услышала это, после чего девочку оставили на попечение государства. Читателю нетрудно догадаться, с какой моральной травмой приходится жить Майк.
Но она все время упоминает, что отец все равно любит ее, несмотря ни на что. Она была студенткой юридического факультета, но потом перевелась в полицейскую академию. Она офицер полиции, который никогда раньше не работал. Во время повествования она была в Центральном полицейском управлении в отделе конфискации. До этого она работала в отделе убийств восемь лет. Долгое время жутко пила [15, с.263].
Затем ей удалось завязать. Он живет с молодым человеком в квартире, которую они снимают за половину стоимости, потому что квартира находится рядом с железной дорогой, а в четыре часа утра под окнами громит ночной поезд (первое упоминание, два других идут дальше). Майк привыкла ждать ночного поезда, а затем ложиться спать.
Есть еще песня «Ночной поезд», которую она любит слушать на кассетах с разными песнями. В одной из глав Майк сравнивает самоубийство (а эта книга об этом) с ночным поездом. «Самоубийство – это ночной поезд, который уходит в темноту ночью. Ты можешь добраться туда сам, но это намного быстрее. Все, что тебе нужно сделать, это купить билет и сесть в вагон. Это всего лишь билет в один конец. Поезд заберет тебя ночью и оставит там. Потому что это ночной поезд».
4 Основные социальные проблемы романа М. Эмиса «Ночной поезд»
Работа М. Эмиса направлена на развитие принципов гуманизма. Писатель призывает к любви, доброте, миру, толерантности, прощению, нейтрализации эгоизма и ненависти, утверждая ценность человеческой жизни и ответственностb за мир и жизнь будущих поколений. Основной гуманистической категорией в творчестве М. Эмиса является любовь, которую он считает главным спасающим жизнь элементом, способным предотвратить самоуничтожение и вывести человечество из тупика цивилизационного кризиса. Автор претендует на категорию любви, изображающую разрушительные последствия «смерти» любви.
Таким образом, деятельность М. Эмиса направлена на изменение общественного сознания, идеалов и образа жизни общества в сторону более высокого уровня культуры, порядочности и нравственности; восстановление гармонии в отношениях между мужчинами и женщинами, родителями и детьми; противодействие дегуманизации общества и стереотипизации человека в культуре массового потребления; ликвидация насилия; ликвидация насилия в отношении женщин, сексуальной эксплуатации, лишающей будущие поколения будущего; отказ от эскалации конфликтов, гонки вооружений, претензий Запада на мировое господство, принципов лидерства, тоталитаризма, рациональных, линейных парадигм.
В рамках данного романа писатель исследует глобальный нравственный кризис, в результате которого прежние духовно-нравственные ценности «умирают» и формируется новое мировоззрение. Частыми темами романов М. Эмиса являются чувство катастрофы, конечного существования, страх смерти, постмодернистский хаос, кризис идентичности, альтернативный образ жизни, проблема памяти и истории, идея исчерпания исторических возможностей, потеря линейного, поступательного движения в истории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что художественный образ представляет собой способ освоения и трансформации необходимой информации. Основные функции художественного образа: познавательные, коммуникативные, эстетические и образовательные. Реализация художественного образа невозможна без реализации определенного художественного метода, который представляет собой принципы отбора и обобщения особенностей реальности.
Творческая биография М. Эмиса характеризуется наличием большого количества произведений, в рамках которых раскрывается общая система структурирования и функционирования общества. Многие произведения характеризуются наличием определенной тематики антиутопий, которая отражает негативные тенденции и изменения в обществе. Роман «Ночной поезд» занимает важное место в творчестве писателя и отражает особенности функционирования общества. Все произведения данного автора указывают на наличие влияния предыдущего травматического опыта писателя на его творчество.
В рамках исследования было определено, что тематика произведения является довольно неоднозначной и определяет особенности формирования определенной позиции главного героя исходя из особенностей его предыдущего травматического опыта. В тоже время в рамках данного произведения формируется определенный негативный образ современного общества того времени, который определяется в рамках данного произведения.
в рамках формирования определенного типа социальной проблематики в данном произведении, нами было определено, что основными проблемами социального типа являются такие как наличие определенного отношения к проблеме суицида и как следствие определение общего типа социального поведения в рамках исследования. Однако, мы можем сделать вывод о том, что общий уровень социального анализа данного произведения указал на необходимость формирования определенной системы изучения общественных явлений и обратил внимание на наличие большого количества проблем.
1. Марданов, А. Реактивное образование как механизм психологической защиты» / А. Марданов // Вестник Полоцкого государственного университета. Гуманитарные науки. – 2006. – № 7. – С. 187-189.
2. Марданов, А. Некоторые аспекты существования категорий «автор» и «авторство» в фольклоре / А. Марданов // Вестник Полоцкого государственного университета. Гуманитарные науки. – 2008. – № 1. – С. 169-172.
3. Марданов, А. Характерные мотивы и биография автора в произведениях Эдгара Аллана По / А. Марданов // Вестник Полоцкого государственного университета. Гуманитарные науки. – 2008. – № 7. – С. 172-177
4. Марданов, А. Воплощение морального кризиса конца ХХ века в творчестве М. Эмиса / А. Марданов // Вестник Полоцкого государственного университета. Гуманитарные науки. – 2015. – № 10. – С. 71-76.
5. Марданов, А. Изображение несостоятельности рациональных идеологических построений в романах М. Эмиса «Стрела времени» и «Зона интереса» / А. Марданов // Вестник Полоцкого государственного университета. Гуманитарные науки. – 2016. – № 10. – С. 78-83.
6. Марданов, А. Автор и его присутствие в произведении: биография / А. Марданов // Антропология литературы: методологические аспекты проблемы: сб. науч. ст. В 3 ч. Ч. 2 / ГрГУ им. Я Купалы; редкол.: Т. Е. Автухович (гл. ред.) [и др.]. – Гродно: ГрГУ, 2013. – Ч. 2. – С. 3-7
7. Марданов, А. Травмированное сознание персонажей и страх перед жизнью в творчестве М. Эмиса / А. Марданов // Антропологические сдвиги переломных эпох и их отражение в литературе: сб. науч. ст. В 2 ч. Ч. 1 / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: Т. Е. Автухович (гл. ред.) [и др.]. – Гродно : ГрГУ, 2014. – С. 206-213
8. Марданов, А. Мотив катастрофы как индивидуальная художественная деталь в произведениях М. Эмиса / А. Марданов // Романо-германская филология в контексте гуманитарных наук: международный сборник научных статей. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – С. 100-103.
9. Марданов, А. О радикальности постмодернистского осмысления категорий «авторство» и «автор» / А. Марданов // Филологический журнал: межвузовский сборник научных статей / сост. Г. Д. Ушакова; под ред. Л. И. Рублевой. – Вып. XVI. – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2009. – С. 56-61.
10. Марданов, А. Влияние биографии автора на содержание текста (На материале произведений О. Генри) / А. Марданов // Актуальные проблемы современной американистики (культурологический аспект) : материалы III Междунар. науч. конф., Минск, 27-28 февр. 2007 г. / редкол. : Г. В. Синило (отв. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2011. – С. 59-63
11. Эмис, М. Ночной поезд. / М. Эмис. – М.: Академия, 2010. – 325 с.
12. Эмис М. «Записки о Рейчел». / М. Эмис. – М.: Академия, 2011. – 568 с.
13. Марданов, А. Феномен замещающей реальность симуляции в творчестве Мартина Эмиса / А. Марданов // W kręgu problemów antropologii literatury. Ciało i rzecz w literaturze ; Pod. red. W. Supy, I. Zdanowicz. – Tom 2. – Białystok : Wyd. Uniwersytetu w Białymstoku, 2016. – S. 305-314
14. Mardanau, A. Stereotypes: USA vs. Great Britain in M. Bradbury’s Story «Composition» and D. Lodge’s Novel «Changing Places» / A. Mardanau // Английский язык и англоязычные литературы: проблемы изучения и преподавания в начале XXI века: Республиканская научно-практическая конференция. Сборник научных статей. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2006. – С. 96-103.
15. Mardanau, A. The Modern Mass Media as the Decentralization Means of the Andro- and Eurocentric Society / A. Mardanau // Американские и европейские исследования; Ежегодник, 2007-2008, ч. 2 / под ред. Ю. В. Стулова. – Минск: Пропилеи, 2008. – С. 262-266