1. Декоративно-прикладное искусство как вид творческой деятельности. Характеристика декоративно-прикладного искусства Беларуси.
Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — «украшаю») — род художественного творчества, который охватывает различные отрасли профессиональной деятельности, направленной на создание изделий, тем или иным образом совмещающих утилитарную, эстетическую и художественную функции. Собирательный термин, условно объединяет два обширных вида искусств: декоративное и прикладное. Иногда эту область вместе с дизайном именуют предметным творчеством. В отличие от произведений изобразительного, или изящного искусства, предназначенных для эстетического и художественного восприятия и относящихся к чистому искусству, многочисленные произведения декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление (прикладное искусство) или служить украшением в широком смысле этого слова (декоративное искусство). В первом случае ключевым понятием является утилитарность или утилитарная функция, во втором — декор. В искусстве ХХ века функции традиционного декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и художественных ремесел (связанных с ручной обработкой материала — «рукомеслом») постепенно перенимал (но не замещал полностью) новый тип профессиональной творческой деятельности — дизайн. Понятие декоративно-прикладного искусства формировалось в истории культуры постепенно. Изначально все вещи, окружающие человека в повседневной жизни, не считались предметами имеющими эстетическую, а тем более, художественную, ценность.
2. История и традиции вышивания. Материальное оснащение вышивания. Технологические особенности вышивания.
Издревле вышивка украшала одежду человека и тканевые изделия домашнего обихода (скатерти, полотенца, занавески, салфетки). Для женщины - матери и хозяйки - вышивание было наиболее доступным видом прикладного творчества, и она сочетала свои эстетические потребности, жажду творческой деятельности с пользой для семьи и дома. Разглядывая старинные предметы быта, мы не можем не любоваться ярко расшитыми сарафанами, жилетами, кокошниками, вышитыми бисером сумками, кисетами, кошельками. И даже в крестьянской блузе или рубахе из простого холста с незамысловатыми, но удивительно выразительным орнаментом обнаруживается бездна вкуса и таланта неизвестной мастерицы. Сегодня искусство вышивания переживает второе рождение. Стало модным вышитое столовое и постельное белье, панно и картины для интерьера, отделка одежды различных стилей.
3. Характеристика и технология выполнения украшающих швов.
Вышивка – замечательный вид рукоделия, который богат разнообразием техник и способов, с помощью которых он выполняется. Каждый вид вышивки или национальной техники вышивки имеет свои особенности. Но общим у них у всех остается одно – швы для вышивки. Существует несколько видов стандартных швов для вышивки, которые в различных комбинациях друг с другом и создают такие неповторимые стили и техники вышивки.
Для получения шва «Шнурок» сначала выполняют шов «вперёд иголку», затем ниткой того же или другого цвета делают стежки, вводя иголку сверху вниз под каждый стежок шва «вперёд иголку». Если вводить иглу под один стежок сверху вниз, а под другой — снизу вверх, получается другой вариант шва. Применяется шов «шнурок» для украшения различных изделий.
Петельный (краевой) шов выполняется по двум параллельным линиям. Ткань прокалывают иголкой сверху вниз так, чтобы петля рабочей нитки оставалась под иголкой. Стежки можно делать чаще, тогда шов получиться более плотный. На углах иголку вкалывают в одно и то же место несколько раз. Применяют шов для обработки края и как украшающий.
4. Характеристика и технология вышивания по счету нитей.
Познакомимся с основными счетными швами. Это — набор, гладь, «роспись», гобеленовый шов, крест.
Набор (брань) — это двустороннее скорое шитье, напоминающее по фактуре ткачество, потому что выполнение этого шва можно сравнить с движением челнока. Выполняют его прямыми стежками различной длины (швом «вперед иглу») по счету нитей в зависимости от узора. На изнаночной стороне работы получается негативный узор. Стежки нужно делать не очень длинными, чтобы впоследствии они не цеплялись и не вытягивались. В народных вышивках набор применяют как самостоятельный вид вышивки и в сочетании с другими швами. Основной цвет ниток — красный, с небольшим добавлением синих или черных. Раньше «браиками» украшали рукава, воротники и низ рубах, фартуки, рушники, платки.
5. Характеристика и технология свободного вышивания.
Существуют самые разнообразные виды свободных вышивок: шов «вперед иголку»; шов «шнурок»; строчной шов «за иголку»; двойной строчной шов; стебельчатый шов; метка; монограмма; тамбурный шов или шов цепочка; шов «петля вприкреп»; шов «козлик» и его разновидности; петельный шов (или краевой).
Они называются так потому, что в отличие от счётных вышивок, зависящих от счета нитей ткани, выполняются по предварительно нарисованному контуру.
Шов «вперед иголку» выполняют по прямой или изогнутой линии движением иглы справа налево. Это ряд стежков и пропусков одной длины. Длина стежка может быть разной. Шов «вперед иголку» выполняют по прямой или изогнутой линии движением иглы справа налево. Это ряд стежков и пропусков одной длины. Длина стежка может быть разной.
Шов «шнурок». Это самый простой стежок. Чаще всего он является вспомогательным стежком, например, чтобы закрепить другие стежки. Или применяется в качестве разметки и позднее удаляется.
6. Характеристика и технология ажурного вышивания.
Изящная и благородная вышивка Ришелье за столетия своего существования успела покорить немало сердец вышивальщиков по всему земному шару. Отличаясь от других всевозможных техник вышивки необыкновенной лёгкостью и красотой, Ришелье имеет один значительный плюс. Данный ажур достаточно прост в выполнении, благодаря чему так любим как новичками, так и мастерами швейных дел. Ажурная вышивка Ришелье относится к группе вышивок по свободному контуру, где границы узора обрабатываются петельным, обмёточным, или обшивочным швом, а ткань середины деталей в процессе работы удаляется ножницами. Вышивать техникой «Ришелье» возможно как при помощи швейной машины, так и вручную. В обоих случаях работа получается эффектной и броской за счёт необычных просветов на ткани. Стоит всего лишь приложить должное терпение, аккуратность, и не забыть о внимательности, как в результате вышитый узор станет выглядеть как настоящее кружево. Корнями вышивка Ришелье уходит к Италии 14 века, где, зародившись в начале эпохи Возрождения, данный тип городской вышивки получил широкое распространение, проникнув в Центральную и Западную Европу из стран Востока.
7. Традиции и современная техника вязания.
Ручное вязание – одна из разновидностей декоративно-прикладного искусства, при котором изделие выполняется путем плетения из нити с использованием особых инструментов. Популярность вязания в наше время объясняется простотой техники исполнения. Освоить ее может любой желающий буквально за пару часов. Для выполнения вязаных изделий своими руками необязательно покупать какие-то сложные инструменты и материалы. Готовые изделия эластичны, податливы, не стесняют движений, а потому необыкновенно удобны в носке.
Вязание – один из самых старых видов рукоделья, зарождение техники которого уходит в глубину веков. Самые древние изделия, изготовленные таким способом, обнаруженные в Старом свете, относятся к IV в. н. э. В Америке была найдена такая одежда, датируемая III в. н. э. Все эти древние изделия свидетельствуют о существовании уже в те времена более чем высокоразвитой техники вязания. Поэтому допустимо сделать вывод о том, что предшествующий период развития этого вида рукоделья был очень длительным. Существование подобных техник задолго до начала нашей эры стремятся доказать многие исследователи. Тем более, что косвенные свидетельства этому имеются уже и сейчас.
8. Характеристика техники и технологических особенностей вязания спицами.
В настоящее время, когда трикотаж во всех его видах, в том числе ручное вязание, получил самое широкое бытование и в городе, и в деревне, традиции народного узорного вязания приобретают особенно актуальное и перспективное значение. В наше время вяжут разнообразные современные предметы модной женской, мужской и спортивной одежды и дополнений к костюму: головные уборы, женские сумки, шарфы. Вязаные панно, подушки, скатерти, салфетки, прихватки служат прекрасными деталями, придающими своеобразие интерьеру квартиры. Чем можно объяснить все растущую популярность этого не очень скорого, даже кропотливого дела в наш торопливый век?
Наверное тем, что вязание даёт целительные минуты, часы покоя среди ежедневной суеты, неотложных дел и вместе с тем приучает к сосредоточенности, тщательности выполнения начатого дела.
Развитие промышленности трикотажного производства достигло высокого уровня в настоящее время. Фабрики по изготовлению вязаной одежды снабжены лучшим вязальным оборудованием. Выпускаемые вещи практичны, красивы и пользуются спросом среди людей.
9. Характеристика техники и технологических особенностей вязания крючком.
Основные элементы вязания крючком — это воздушная петля, столбик без накида и столбик с накидом. Другие элементы — их производные. Узоры вязания состоят из разных сочетаний воздушных петель и столбиков.
При вязании крючок необходимо держать в правой руке, как карандаш или ручку. Указательный палец немного выдвинут вперед, и лежит на крючке. Конец нитки от клубка перекидывают через указательный палец левой руки к себе и прижимают большим и средним пальцами. Нитка к клубку проходит между ладонью и остальными пальцами. Нитка от клубка называется рабочей. Во время вязания следует придерживать петли на крючке, чтобы они не вытягивались и получались одинаковой длины
1.Воздушная петля Для образования первой петли необходимо: А) Конец нити от клубка перекинуть через указательный палец левой руки к себе и прижать его большим пальцем. Б) Нить от клубка пропустить между ладонью и остальными пальцами левой руки. В) Повернуть крючок бородкой влево и движением от себя с левой стороны ввести под нить. Г) Оттянуть нить вверх от указательного пальца левой руки и повернуть крючок с нитью вокруг нити против часовой стрелки. Д) Прижать нить вместе, перекидывая большим пальцем левой руки. Е) Крючок вести под нить с левой стороны. Ж) Крючок поворачивают бородкой влево, захватывают нить и протягивают в петлю, которая находится на крючке. Большой палец отнимают и, придерживая конец нитки. З) Затягиваем узел придерживать конец нити.
10. Характеристика и особенности вязания крючком различных видов кружева.
Нежное, воздушное, с чарующим узором... Всё это о кружеве. Наверное, не найдётся девушки, которую бы не привлекало кружево. Благодаря многообразию видов и расцветок, а также сочетаемости практически со всеми стилями, каждый найдёт в нём что-то для себя. Несмотря на то, что кружево прочно ассоциируется с нежностью (поэтому его так часто используют для создания образа невесты), с его помощью можно создать драматический или готический образ или же передать страсть или загадочность. Также кружева актуальны для предметов интерьера и создания вещей в стиле винтаж. Кружева широко используются для создания одежды, аксессуаров и отдельных элементов (например, воротники, манжеты и т.п.), нижнего белья, в качестве декора для украшения одежды, для создания и украшения предметов интерьера (постельного белья, тюлей, скатертей, подушек, салфеток и т.п.), а также в рукоделии.
11. Технология ручного гобеленоткачества.
Старинное искусство создания гобеленов ручной работы существовало в таких центрах ткачества, как Обюссон во Франции, на протяжении примерно V веков. Город Обюссон, на фоне регулярных поставок местной шерсти и при наличии протекающей через него реки Creuse с кристально чистой водой, используемой в окрашивании нитей, стал одним из наиболее известных центров ткачества. В наши дни в городе возрождаются технологии ткачества, используемые в Обюссоне в XIV веке. Гобелены ткутся полностью вручную на управляемых вручную станках, и требуется несколько месяцев для создания готового изделия. При работе на станках с горизонтальным расположением нити основы задача ткача включает в себя установку нитей основы и правильное натяжение нитей на станке. Создание рисунка происходит при бесчисленной протяжке нитей различных цветов над и под нитями основы, которые они полностью закрывают. Эти шерстяные нити утка намотаны на маленькие бобины.
12. Традиции и современная техника «Макраме».
Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме (узелковое плетение) –одно из древнейших. Истоки его лежат в Древнем Китае и Японии, но были известны в других частя света. Для некоторых древних народов узелковое плетение служило средством накопления и передачи информации. Так, у древних инков существовала развитая система своеобразной “узелковой письменности”. Расшифровать “узелковое письмо” можно было по форме, размеру, цвету и по взаимному сочетанию узлов. Основой макраме является плетение, завязывание узелков. Началось это, когда человеку впервые потребовалось соединить две нити. Постепенно усложняясь, техника макраме приобрела декоративное значение. Слово “макраме” арабского происхождения и означает “бахрома”. Этот термин употребляется для всех видов работ, связанных с завязыванием узлов и плетением нити. Однако, более древними являются арабское слово “миграмах”, означающее платок или шаль, и турецкое слово “макрама” - нарядный платок или шаль с бахромой. В Европе слово “макраме” в значении узелкового плетения впервые начали употреблять в XIX веке.
13. Особенности и технология лоскутной техники «пэчворк».
Лоскутное шитьё (также пэчворк, от англ. patchwork)- вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из разноцветных и пёстрых кусочков ткани (лоскутков) с определённым рисунком. В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Один из наиболее сложных моментов в технике лоскутного шитья — достижение гармоничного, взвешенного цветового решения произведения. Для преодоления этой трудности некоторые начинающие мастера используют цветовой круг. В настоящее время существуют специализированные компьютерные программы, позволяющие рассчитать гамму будущего изделия. Ткань разрезается ножницами либо резаком-колёсиком на специальной подкладке, последний вариант удобен и обеспечивает большую точность кроя. Наиболее широко применяемые в лоскутном шитье ткани — хлопчатобумажные. Они дёшевы, легки в крое, не скользят при шитье, держат заложенные вручную складки и являются идеальным материалом для начинающих. Недостатки хлопчатобумажных тканей — линька и усадка при стирке. Лён лёгок в шитье, меньше садится, прочен, это популярный материал для подкладок или фона.
14. Характеристика технологических особенностей различных видов декоративной обработки бумаги.
Декупаж (от фр. decouper — вырезать) — декоративная техника, заключающаяся в скрупулезном вырезании изображений из различных материалов (дерева, кожи, бумаги и др.), которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности (ткань, мебель, посуда и т.д.) для декорирования .Сегодня многие современные дизайнеры активно используют эту технику при производстве мебели. Однако наибольшее распространение техника декупажа получила при оформлении предметов интерьера, письменных принадлежностей и различных аксессуаров. На сегодняшний день традиционная техника имеет несколько разновидностей. К ней добавился декупаж из салфеток, из тканей, на тканях, трехмерный декупаж, получаемый с помощью современных компьютерных технологий. Богатство материалов позволяет декорировать любую поверхность: пластмассу, свечи, керамику, ткань, дерево, стекло, металл и пр. Комбинация декупажа с такими техниками, как золочение, состаривание (браширование, кракле, шебби), дает возможность создавать художественный декупаж, объемный декупаж (при использовании модельной массы).
Этапы выполнения изделия в технике декупажа:
1. Составление эскиза, подборка салфеток. 2. Предварительная обработка поверхности. 3. Вырезание деталей для узора.
15. Технология изготовления композиций в технике тестопластики.
Поделки из теста древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки. Технология изготовления изделий из соленого теста является незаслуженно позабытой, хотя это очень хороший и податливый материал. Изделия, сделанные из соленого теста, просто источают теплоту и уют. Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Лепка - вид пластики, создание скульптурных произведений из пластичных материалов. Актуальность выбора материала в том, что соленое тесто – экологически чистый, не аллергенный материал. Из одного комка теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы. Соленое тесто - универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы и надолго сохранить полученный результат. Лепка из соленого теста в современном мире называется тестопластикой. Сегодня - тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Техника тестопластики интересна, многообразна.
16. История развития и современные способы декоративной обработки кожи.
Натуральная кожа – материал, который люди начали обрабатывать и использовать одним из первых. Изначально ни о какой художественной обработке кожи не могло быть и речи, но человеку свойственно стремление украсить себя и свой быт, поэтому уже в эпоху неолита простейшие одежды из шкур заменяются (у народов, не знавших ткачества) одеждами из кожи и меха. Тогда же появляются первые декоративные приёмы - гравировка и аппликация. Но даже открытие ткачества не вытеснило кожу из быта - ремни, сумки, обувь, доспехи (а с открытием бронзы - поддоспешные рубахи) кажется, что они были всегда и у всех народов. Обработка кожи, пожалуй, одно из древнейших ремесел на земле. Из кожи изготавливали практически все. Древние люди использовали для защиты ног примитивную обувь: обматывали ноги кусками шкур животных и закрепляли кожаными полосками или жилами.
17. Традиции и современные виды художественных работ с бисером. Характеристика видов и способов низания.
Рассматривая искусство бисероплетения в рамках развития его в России, хотелось бы отметить, что оно, прежде всего, подвержено моде, и в частности развитию технологий. Бисер, наряду с мелким морским и речным жемчугом, издревле использовался в русских вышивках для выделения контура узора или выполнения отдельных его частей. Однако как самостоятельный вид прикладного искусства бисерное рукоделие просуществовало в России относительно недолго – с конца 18-го до 70 – 80-х годов 19 века. Первоначальным толчком послужило усовершенствование технологии, позволившее производить сорта исключительно мелкого и однородного по размеру бисера и существенно расширить его цветовую гамму. Это в свою очередь дало возможность использовать бисер для работ по счетным рисункам с достаточно точным воспроизведением мелких деталей. Однако основным фактором, определившим необыкновенную популярность бисерного рукоделия этого времени, была, несомненно, смена направления в изобразительном и прикладном искусстве. В Россию мода на бисерное рукоделие пришла с некоторым опозданием от Европы, но нашла здесь благодатную почву. Это было обусловлено и вековой привычкой русских женщин к рукоделию, и давней их любовью к цветистому узорочью Изделия из бисера выполнялись в различных техниках, это и вышивка и вязание крючком и на спицах, ткачество, плетение и даже мозаика на воске или на особых смолах. Для этого требовался прежде всего рисунок. Первый известный сборник таких рисунков был напечатан в Германии в 1523 году. За ним последовал ряд подобных изданий и эти рисунки могли быть использованы и для вязания крючком, и для вышивания крестиком или бисером.
18. Характеристика и технологические особенности вышивания бисером. Ткачество бисером.
Вышивка бисером была и остается очень популярной во всем мире, особенно у наших рукодельниц. До сих пор в архивах монастырей находят богато расшитую бисером одежду священников и предметы богослужения работы древних мастериц.
Итак, приступим к описанию основных правил вышивки бисером:
- бисер пришивается ровно, плотно друг к другу, под одинаковым наклоном;
- основа для вышивки (полотно, канва, ткань) должна быть плотно затянута в пяльцах или специальной раме для гобелена;
- для вышивки лучше подбирать синтетические нити или леску, т.к. хлопковые легко перетираются об острые края бисерин.
19. Традиции декоративной обработки соломки. Характеристика соломки как поделочного материала. Аппликация и инкрустация из соломки.
Использование соломы злаковых растений для изготовления и декорирования предметов домашнего обихода относится к тому периоду, когда было освоено земледелие, когда с культивированием злаков образовался источник сырья – солома. Издавна человек ценил не только хлебный колос, но и стебель – прекрасный поделочный материал. Этот материал не требовал затрат на заготовку или приобретение.
Первоначально солома использовалась как поделочный материал только в утилитарных целях. Соломой крыли крыши, утепляли дом, использовали для изготовления постели, обуви, головных уборов, хозяйственной утвари.
20. Характеристика и технология соломоплетения. Соломенная скульптура.
Соломоплетение представляет собой вид художественной обработки соломки, который заключается в образовании плоских и объемных форм путем переплетения соломин, постоянно наращиваемых в процессе работы, в определенном ритме.
Для подготовки соломки к плетению ее запаривают или замачивают. Если солома заготовлена недавно, достаточно выдержать ее в течении 5-30 мин в воде комнатной температуры. Заготовленную в предыдущие сезоны солому необходимо залить кипятком, накрыть плотной тканью или пленкой, прижать гнетом и выдержать до размягчения. Нельзя долго держать соломку в воде во избежание почернения.