1. 11 Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, юридическое закрепление победы революции.
2. Буржуазные реформы 60-х 70-х гг. XIX в. и попытки реорганизации государственных институтов России.
3. Военное строительство. Реорганизация милиции, судебной системы. Изменение в правовом положение ВЧК (1918-1920 гг.)
4. Временное Правительство: попытки преобразования государственной системы.
5. Государственная Дума в России (правовые аспекты) и ее реальное значение в политической системе.
6. Государственно-политические институты Древней Руси.
7. Государственный аппарат России в годы 1 Мировой войны.
8. Гражданско-правовые нормы в «Русской правде».
9. Гражданско-правовые нормы в Псковской судной грамоте.
10. Гражданское право. Особенности гражданского правового регулирования в условиях НЭПа (1921-1929 гг.).
11. Досудебный процесс, судоустройство и судопроизводство по «Русской правде».
12. Земская и городская реформы.
13. Изменение в гражданском, трудовом, колхозном, семейном, уголовном праве и процессе в период ВОВ.
14. Контрреформы конца XIX в. и их объективные результаты.
15. Образование высших органов власти и управления (1917-1918 гг.)
16. Преступление и наказание по «Русской правде».
17. Причины, движущие силы и основные этапы складывания Российского единого централизованного государства (XIV- середина XVI).
18. Развитие государственного аппарата. Создание прокуратуры СССР (1921-1933 гг.)
19. Развитие норм гражданского права в Соборном Уложении 1649 г.
20. Развитие права в российском государстве XV-середине XVI вв. (по судебникам 1497-1550 гг.)
21. Развитие советского права (1920-1922 гг.)
22. Развитие советского права. Кодификация (1918-1920 гг.)
23. Разработка и принятие Конституции СССР 1936 года. Перестройка государственного аппарата в соответствии с новой Конституцией.
24. Судебная реформа 1864 г. и ее реализация.
25. Судоустройство и судопроизводство по Соборному Уложению 1649 г.
26. Уголовное право в Соборном Уложении 1649 г.
27. Уголовное право и судопроизводство по Псковской Судной грамоте.
28. Уголовное процессуальное право Петровской эпохи к XVII-1 четв. XVIII в.
1. 11 Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, юридическое закрепление победы революции.
Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, состоялся 25—27 октября (7—9 ноября) 1917 в Смольном в Петрограде, сыграл всемирно-историческую роль и открыл эру социалистической революции. Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабочих и гарнизона, съезд взял власть в России в свои руки. Для управления страной съезд образовал Рабоче-крестьянское Советское правительство во главе с В. И. Лениным. Съезд передал власть на местах Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Съезд принял Декрет о мире, Декрет о земле и другие постановления и обращения.
2. Буржуазные реформы 60-х 70-х гг. XIX в. и попытки реорганизации государственных институтов России.
Отмена крепостничества способствовала развитию капитализма в России и вызвала необходимость преобразований во всех областях государственной жизни.
Наиболее прогрессивной стала судебная реформа 1864 г., так как старые николаевские суды вершили приговоры без общественного контроля, были пристрастны, грешили произволом и взятками. Подготовкой реформы руководили министр юстиции Замятин и статс-секретарь Запрудный.
3. Военное строительство. Реорганизация милиции, судебной системы. Изменение в правовом положение ВЧК (1918-1920 гг.)
Судебные и правоохранительные органы Советской России в ноябре 1917-1922 гг. ВЧК и ее деятельность.
В феврале 1918 г. ВЦИК принял Декрет о суде № 2, предусмотревший наряду с местными судами создание окружных судов. Гражданские дела они рассматривали в составе трех постоянных судей и четырех народных заседателей, а уголовные дела – в составе одного судьи (председатель) и двенадцати заседателей. При окружных судах действовали следственные комиссии. Согласно принятому СНК Декрету о суде № 3 (июль 1918 г.) расширялась подсудность местных судов, создавался Кассационный суд для рассмотрения жалоб на решения и приговоры окружных судов.
4. Временное Правительство: попытки преобразования государственной системы.
Высшим законодательным, распорядительным и исполнительным органом власти являлось Временное правительство, призванное осуществлять управление страной до созыва Учредительного собрания. Правительство сконцентрировало в своих руках полномочия, которые ранее принадлежали императору, Государственному совету, Государственной думе и Совету министров. Решения правительства имели силу закона. Министром-председателем правительства был князь Львов, а затем им стал А.Ф. Керенский.
5. Государственная Дума в России (правовые аспекты) и ее реальное значение в политической системе.
6 августа 1905 г. Николай II поставил свою подпись под несколькими документами, создававшими правовую основу для формирования законосовещательной Государственной думы (т.н. Булыгинской). Царское правительство не решилось в условиях спада революции в начале 1906 г. отказаться от идеи созыва Государственной думы. Вместе с тем оно поспешило ввести ряд ограничений властных полномочий Думы и закрепить их законодательно.
6. Государственно-политические институты Древней Руси.
Возникновение российской государственности традиционно связывают с возникновением Древнерусского государства с центрами сначала в Новгороде, а затем в Киеве. Марксизм считал главной причиной формирования государства появление частной собственности и классовое расслоение общества.
В период своего формирования Киевская Русь представляла собой своеобразную раннефеодальную федерацию, состоящую из старых территорий, которые занимали племена восточных славян, и новых земель, освоенных в ходе славянской колонизации междуречья Оки и Волги. Централизация Киевского государства достигла своего апогея во времена Ярослава Мудрого (1019-1054). К этому времени в 988 г. при князе Владимире уже произошло важнейшее событие в русской истории — крещение Руси. В результате официальной религией нового государства стало православие. Социальная структура и политические институты древнерусского общества оставались неразвитыми, процессы социальной дифференциации и государственного строительства еще только разворачивались. Повседневная жизнь большинства восточных славян в созданном Киевском государстве мало изменилась по сравнению с родоплеменным периодом. Сохранялись традиции прежней «военной демократки», для которой были характерны участие всех взрослых мужчин в управлении общиной, всеобщее вооружение населения и публичное назначение военачальников. Обязательные для всех нормы утверждались народным собранием — вечем.
7. Государственный аппарат России в годы 1 Мировой войны.
19 июля (1 августа) 1914 г. Россия вступила в войну на стороне Антанты (Англии и Франции) против Германии, Австро-Венгрии и Италии. В июле 1914 г. Совет министров был наделен чрезвычайными полномочиями. Большинство дел стало решаться им самостоятельно от имени царя.
Правительство проводило курс на победу в войне и мобилизацию капитала. Сложившаяся ситуация определила милитаризацию экономики России. Государственное регулирование экономики приобрело чрезвычайные формы: административные методы регулирования, нормирование цен, таксировка, продовольственная разверстка, реквизиции и т.д.
8. Гражданско-правовые нормы в «Русской правде».
Древнерусское законодательство знало довольно развитую систему норм, регулирующих имущественные отношения, т.е. то, что сегодня называют гражданским правом. В Русской Правде отражаются отношения собственности. Предусмотрена правовая защита как недвижимого, так и движимого имущества. В Русской Правде упоминаются договоры купли-продажи (людей, вещей, коней, самопродажи), займа (денег, вещей), кредитования (под проценты или без), личного найма (в услужение, для выполнения определенной работы), хранения, поручения (выполнять определенные действия), подряда и проч. Форма заключения договоров была устной, они заключались при свидетелях, на торгу или в присутствии мытника.
9. Гражданско-правовые нормы в Псковской судной грамоте.
Псковская Судная грамота по сравнению с Русской Правдой регулировала главным образом гражданско-правовые отношения и институты, обязательное и судебное право, рассматривала некоторые виды политических и государственных преступлений.
Правовые институты Псковской Судной грамоты: — гражданское право: семейные союзы; поземельное владение, фактическое владение собственностью, индивидуальная и коллективная собственность; виды обязательств: обязательства поручительства, займа, поклажи, купли-продажи, мены, заклада, найма, закупничества; — наследственное право;
— формы документов: установления, удостоверения, передача прав.
10. Гражданское право. Особенности гражданского правового регулирования в условиях НЭПа (1921-1929 гг.).
Задача детального правового регулирования имущественных отношений в условиях многоукладной экономики была решена введением Гражданского кодекса РСФСР, принятым 31 октября 1922 г.
11. Досудебный процесс, судоустройство и судопроизводство по «Русской правде».
Русская Правда знала две специфические процессуальные формы досудебной подготовки дела: гонение следа и свод.
Гонение следа — это отыскание преступника по его следам. Закон предусматривал специальные формы и порядок проведения этого действия. Если след привел к дому конкретного человека, он и есть преступник. Если след привел в село, ответственность несет вервь. Если след терялся на большой дороге, поиск преступника прекращался.
12. Земская и городская реформы.
Отмена крепостного права неминуемо влекла за собой реформы в области центрального и местного управления, суда, военного дела, просвещения. Реформа 1861 г. изменила экономический базис страны, соответственно менялась и надстройка, т.е. обслуживающие данный базис политические, правовые, военные, культурные учреждения. Главными из реформ 1862—1874 гг. были четыре: земская, городская, судебная и военная.
Земская реформа изменила местное управление. Прежде оно было сословным и безвыборным. Помещик неограниченно царил над крестьянами, управлял ими и судил их по своему произволу. После отмены крепостного права такое управление становилось невозможным.
13. Изменение в гражданском, трудовом, колхозном, семейном, уголовном праве и процессе в период ВОВ.
В сфере гражданского права следует отметить изменения, связанные с войной, касающиеся жилищных и наследственных правоотношений. Необходимо было оградить интересы военнослужащих, а также регламентировать правоспособность эвакуированных граждан в жилищных вопросах. Государство стремилось проявлять максимальную заботу об охране прав защитников родины, предоставляло им различные льготы.
14. Контрреформы конца XIX в. и их объективные результаты.
Контрреформы Александра III – это комплекс мероприятий правительства, направленных на изменение (консервацию) социально-политической жизни страны после либеральных реформ предыдущего императора.
Поводом для введения контрреформ стало убийство царя Александра II. Вступивший на престол Александр III озаботился усилением со стороны революционных сил и очень осторожно выбирал пути своего нового курса. Приоритетами стали сохранение самодержавия, укрепление сословного строя, традиций и основ российского общества и неприятие либеральных преобразований.
15. Образование высших органов власти и управления (1917-1918 гг.)
Параллельно с ликвидацией старых органов власти проходило формирование нового государственного аппарата.
На II Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов была установлена следующая система органов государственной власти и управления:
Всероссийский съезд Советов - представительный орган советской власти;
Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) - действовал в перерывах между съездами;
Совет народных комиссаров (СНК) являлся правительством. Законодательную власть осуществлял и Съезды Советов и ВЦИК, исполнительную - СНК.
16. Преступление и наказание по «Русской правде».
Преступление и наказание по Русской Правде представляет собой регулирование уголовного и исполнительного производства. Особенности Русской Правды: она закрепляла сословное неравенство в уголовном праве, право сильного, право господина, а также «кулачное» право.
Русская Правда не содержала определенного понятия преступления. Оно характеризовалось как обида, т. е. причинение материального, физического или морального ущерба кому-либо.
17. Причины, движущие силы и основные этапы складывания Российского единого централизованного государства (XIV- середина XVI).
Во второй половине XIV в. в северо-восточной Руси усилилась тенденция к объединению земель. Центром объединения стало Московское княжество, выделившееся из Владимиро-Суздальского в XII в.
Роль объединяющих факторов сыграли: ослабление и распад Золотой Орды, развитие экономических связей и торговли, образование новых городов и укрепление социального слоя дворянства. В Московском княжестве развивалась система поместных отношений: дворяне получали землю от великого князя за службу и на срок службы. Это ставило их в зависимость от князя и укрепляло его власть. Также причиной объединения стала борьба за национальную независимость.
18. Развитие государственного аппарата. Создание прокуратуры СССР (1921-1933 гг.)
За 30-е годы в основном сложилась та система государственных органов и учреждений, которая просуществовала до 1989 г. - вплоть до системы должностей и ученых степеней.
Конституция СССР 1936 г. отменила все ограничения избирательного права, установила равные нормы представительства от сельского и городского населения.
19. Развитие норм гражданского права в Соборном Уложении 1649 г.
Развитие товарно-денежных отношений, рост гражданско-правовых сделок, повышение роли международной торговли с Россией способствовали развитию гражданского права.
Субъектами гражданского права являлись как физические (частные) лица, так и коллективы (например, крестьянская община). Требования к физическим лицам — возраст 15-20 лет (с 15 лет молодой человек мог наделяться поместьем, принимать на себя кабальное обязательство и т.д, с 20 лет мог свидетельствовать на суде после принятия крестного целования).
20. Развитие права в российском государстве XV-середине XVI вв. (по судебникам 1497-1550 гг.)
В первом общероссийском Судебнике 1497 г. нашли применение нормы Русской Правды, обычного права, судебной практики, литовского законодательства. Главная цель Судебника – распространение юрисдикции великого князя на всю территорию централизованного государства, ликвидация правовых суверенитетов отдельных земель, уделов и областей. Судебник стал «инструкцией» для организации судебного процесса.
21. Развитие советского права (1920-1922 гг.)
Гражданский кодекс РСФСР был принят четвертой сессией ВЦИК девятого созыва 31 октября 1922 г. Он состоял из четырех разделов: общая часть, вещное право, обязательственное право и наследственное право. Разделы делились на главы, а главы, в свою очередь, – на статьи. Всего ГК РСФСР 1922 г.
Закон различал следующие виды собственности: государственная, кооперативная и частная. Предпочтение отдавалось первой. Так, земля, недра, леса, горы, железные дороги, их передвижной состав и летательные аппараты могли находиться только в собственности государства. С отменой частной собственности на землю было ликвидировано и деление имущества на движимое и недвижимое. ГК РСФСР ограничивал объем и размеры права частной собственности (круг объектов, которые могли находиться в частной собственности, установление предельного размера и т.д.).
22. Развитие советского права. Кодификация (1918-1920 гг.)
К началу гражданской войны были созданы лишь основы нового, советского права. В условиях войны его развитие замедлилось, но не прекратилось. Именно в данный период практически начинаются кодификационные работы. Уже во второй половине 1918 г. в РСФСР выходят два первых кодекса: Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве и Кодекс законов о труде.
23. Разработка и принятие Конституции СССР 1936 года. Перестройка государственного аппарата в соответствии с новой Конституцией.
К середине 30-х гг. во всех сферах жизни СССР произошли существенные перемены. Изменился социальный состав населения, в промышленности и сельском хозяйстве был уничтожен частный сектор, качественные изменения произошли в системе госучреждений и в сфере национально-государственного строительства.
В начале 1935 г. ЦК ВКП(б) было принято решение о внесении изменений в Конституцию СССР, которые должны были отразить произошедшие в стране изменения. 7 февраля 1935 г. создается Конституционная комиссия из 31 человека во главе с И. В. Сталиным. В
24. Судебная реформа 1864 г. и ее реализация.
Особая роль в череде знаменательных для России второй половины XIX века политико-правовых событий отводится судебной реформе 1864 г., которая должна была путем обеспечения справедливого правосудия повысить доверие не только к судебной ветви власти, но и к государству, всем его правовым институтам обеспечения охраны социально-значимых интересов жизни общества, обеспечения равенства граждан перед законом и укрепления политического порядка.
25. Судоустройство и судопроизводство по Соборному Уложению 1649 г.
Как и прежние кодексы, Соборное уложение устанавливало две формы судебного процесса: обвинительно-состязательную и розыскную.
Обвинительно-состязательный процесс применялся при рассмотрении имущественных споров и мелких уголовных дел. Он начинался с подачи заинтересованным лицом челобитной жалобы. Затем пристав вызывал в суд ответчика. Последнему при наличии уважительных причин предоставлялось право дважды не являться в суд, однако после третьей неявки он автоматически проигрывал процесс. Выигравшая сторона получала соответствующую грамоту.
26. Уголовное право в Соборном Уложении 1649 г.
В Соборном уложении нет понятия преступления, однако из статей Уложения ясно, что преступлением является нарушение царской воли или закона.
Субъектами преступления могут быть отдельные люди или группа лиц, независимо от их сословной принадлежности. При совершении преступления группой лиц закон разделял их на главных и второстепенных (соучастников).
Субъективная сторона преступления определяется степенью вины. Преступления разделены на умышленные, неосторожные и случайные.
27. Уголовное право и судопроизводство по Псковской Судной грамоте.
Уголовное право (см. схему 16). К уголовному праву относится более половины статей ПСГ. По сравнению с Русской Правдой к преступным причислены все деяния, запрещенные уголовно-правовой нормой, даже если они не причиняют ущерба какому-либо лицу (например, преступления против суда, государственные преступления). Закон не содержит норм, определяющих круг субъектов преступления, но из него исключаются холопы. ПСГ освобождает от ответственности при невиновном причинении вреда.
28. Уголовное процессуальное право Петровской эпохи к XVII-1 четв. XVIII в.
Конец XVII - начало XVIII века в отечественной истории считается переходным этапом эволюции российского государства от сословно-представительной монархии к монархии абсолютной. В этот период в процессуальном праве была проведена серия реформ, приведших к качественному изменению теории и практики судопроизводства и определивших развитие процессуального права на многие годы - вплоть до реформы 1864 года. Задачи, стоявшие перед российской юстицией в конце XVII - первой четверти XVIII веков, определенная преемственность и традиционность в историческом развитии русского государства предполагают учёт и активное использование опыта процессуальных реформ эпохи Петра I.