История психологии Шпаргалка
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «История психологии»
по дисциплине: «История психологии»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
15.00 BYN
История психологии
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: История психологии
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 68.
Поделиться
1. Античные мыслители о природе психического. Причины ограниченности античных психологических идей.
2. Общие психологические проблемы в античных учениях. Исходные принципы выдвижения психологических идей древнегреческими философами.
3. Основные психологические идеи представителей древнегреческих психологических школы.
4. Роль учений античных врачей (А. Кротоский, Филопон, Гипократ, Герофил, Эразистрат, Гален) в развитии психологических идей.
5. Условия и факторы средневекового периода эволюции психологического знания.
6. Психологические идеи в учениях Аль-Фараби, Аль-Кинди, Ибн-Сины и Ибн-Рушди.
7. Общее и особенное в психологических воззрениях Альгазена, Абу-Хамида Газали и Абубацера.
8. Особенности психологических идей в учениях Августина Блаженного и Пьера Абеляра.
9. Вклад Фомы Аквинского в развитие психологических идей.
10. Психологические идеи Роджера Бэкона и Дунса Скотта.
11. Психологическое значение учения Уильяма Окками.
12. Развитие психологических идей в учениях представителей Эпохи Возрождения.
13. Выделение сознания как критерия психики в XVII веке.
14. Взаимосвязь мировоззренческих и психологических идей в учении Ф. Бэкона.
15. Учение Рене Декарта о сознании и поведении человека. Сущность концепции рефлекса Р. Декарта.
16. Психологическая сущность идей Т. Гоббса и Б. Спинозы.
17. Джон Локк как основоположник эмпирической психологии и ассоцианизма.
18. Сущность психологической системы Г. Лейбница.
19. Особенности естественно-научного и идеалистического направлений в ассоциативной психологии в XVIII веке.
20. Сущность воззрений Дж. Беркли на психику человека.
21. Психологические идеи Д. Юма.
22. Д. Гартли как представитель ассоциативной психологии.
23. Существенные отличительные черты французской эмпирической психологии и ее значение.
24. Особенности культурно-исторического направления в психологии XVIII века (Д. Вико, Ш. Монтескье, Гердер).
25. Психологические идеи в немецкой классической философии.
26. Объективные условия выделения психологии в самостоятельную науку в XIX веке.
27. Значение учения Ч. Дарвина для развития естественно-научного направления психологических исследований.
28. Основные направления развития психофизиологии в начале XIX века.
29. Значение идей представителей психофизики и психометрии в XIX веке.
30. Эволюция ассоциативной психологии в XIX веке.
31. Основные проблемы исследования лаборатории В. Вундта.
32. Вклад Вюрцбургской школы О. Кюльпе в разработку модели и методов психологических исследований.
33. Учение В. Дильтея о “двух психологиях”.
34. Психологические воззрения Ф. Брентано.
35. Взгляды К. Штумпфа и Э. Титченера на предмет психологии.
36. Функционализм как одно из основных направлений американской психологии XIX – начала XX века.
37. Психологические идеи Г. Эббингауза и Э. Торндайка.
38. Вклад Ф. Гальтона в психологическую теорию и практику.
39. Значение экспериментальных исследований французской лаборатории А. Бине. Вклад В. Штерна в психологическую практику.
40. Состояние психологической теории в начале XX века.
41. Психологическое учение З. Фрейда о психической жизни и предмете психологии.
42. Развитие психологии К. Юнгом.
43. Особенности психологических воззрений А. Адлера.
44. Основные постулаты гештальтпсихологии.
45. Принципы неопозитивистской методологии как основа необихевиористских исследований.
46. Социокультурная сущность неофрейдистского направления психоанализа.
47. Основные положения когнитивной психологии.
48. Гуманистическое направление в психологии.
49. Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии. Общая характеристика.
50. Гуманистическая психология как описание строения и развития внутреннего опыта человека. Феноменология личности. Принцип «Здесь и сейчас». Понятие смысл жизни», «жизненные цели».
51. Основные представители гуманистической психологии: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс.
52. Логотерапия В.Франкла.
53. Когнитивная психология. Исследование когнитивных процессов. Понятие «схема». Формирование «схем» в индивидуальном опыте человека.
54. Генетическая психология Ж.Пиаже.
55. Проблемы становления отечественной психологии в рамках мировой психологической науки. Идейная борьба в отечественной психологии в первые годы ее развития.
56. Вопросы теории в современной психологии в 20-30 гг. теоретические проблемы психологии в трудах К.Н. Корнилова; проблема развития психики в трудах П.П. Блонского; вопросы теории в трудах М.Я. Басова. Основные направления исследований в 20-30 гг.
57. Л.С.Выготский – один из основоположников отечественной психологии. Теория культурно-исторического происхождения высших психических функций.
58. Отечественная психология в годы Великой Отечественной войны. Задачи развития психологии в условиях военного времени. Основные направления исследований и достижения в развитии нейропсихологии, военной и медицинской психологии.
59. Основные направления исследований современных психологов в 50-60 гг. Проблема развития психики: развитие и обучение. Принцип единства сознания и деятельности в трудах современных психологов.
60. Проблема деятельности в работах А.Н. Леонтьева. Понятие о «ведущей деятельности».
61. Разработка методологических принципов психологии в работах С.Л. Рубинштейна. Принцип единства сознания и деятельности, принцип детерминизма.
62. Проблема личности и ее формирование в современной психологии. Работы Л.И. Божович, исследование индивидуально-психологических особенностей личности ( В.С. Мерлин, Н.Д. Левитов, Б.М. Теплов).
63. Узнадзе Д.Н. как основатель грузинской школы в психологии. Психология установки. Установка как готовность организма или субъекта к совершению определенного действия.
64. Современная психология в 70-ые годы 20 века. Исследование познавательных процессов (Смирнов, Зинченко). Проблемы развития личности. Работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева.
65. П.Я.Гальперин и его концепция поэтапного формирования умственных действий.
66. Проблемы возрастной психологии в трудах современных психологов. Развитие прикладных отраслей в психологии: инженерной, труда, спорта, дифференциальной, психологии аномального развития.
67. Современное состояние отечественной психологии и тенденции ее развития. Интеграция отечественной психологии в мировую психологию. Основные направления исследований в современной отечественной психологии. Практическая востребованность психологии.
68. Развитие психологии в РБ. Особенности развития психологии в Беларуси. Тенденции развития на современном этапе. Становление и развитие психологии в МГУ им. А. А. Кулешова.
1. Античные мыслители о природе психического. Причины ограниченности античных психологических идей.
Гераклит: впервые указал на разницу между душой взрослого человека и ребенка, так как, с его точки зрения, по мере взросления душа становится все более "сухой и горячей".
Демокрит: существует две ступени в познавательном процессе – ощущения и мышление. При этом он подчеркивал, что мышление дает нам больше знаний, чем ощущения. Так, ощущения не дают нам возможности увидеть атомы, но путем размышления мы приходим к выводу об их существовании.
Гиппократ: версия о четырех темпераментах, названных в дальнейшем: сангвиническим (когда преобладает кровь), флегматическим (слизь), холерическим (желтая желчь) и меланхолическим (черная желчь).
Алкмеон: ощущение возникает благодаря особому строению периферических чувствующих аппаратов, имеется прямая связь между органами чувств и мозгом.
Сократ: под познанием самого себя разумел не обращение "вовнутрь" – к собственным переживаниям и состояниям сознания (само понятие о сознании к тому времени еще не вычленилось), а анализ поступков и отношений к ним, нравственных оценок и норм человеческого поведения в различных жизненных ситуациях.
Платон: говорил об ощущении, памяти и мышлении, причем он первым заговорил о памяти как о самостоятельном психическом процессе.
Аристотель: душа – способ организации тела. Впервые заговорил о природосообразности воспитания и необходимости соотнесения педагогических методов с уровнем психического развития ребенка.
Причины ограниченности античных психологических идей: представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, психология – часть философии (не самостоятельная дисциплина), развитие направления «панпсихизм» (весь мир одушевленный и наделен душой).
5. Условия и факторы средневекового периода эволюции психологического знания.
• Установки христианского богословия (наука о душе – богословие, способы эмоциональной разрядки, очищения – проповедь и покаяние).
• Борьба материализма и идеализма (материализм – материальное предшествующим духовному, идеализм – духовное предшествующим материальному).
• Разложение феодализма в XIV-XV вв. приводит к зарождению первых зачатков капиталистического производства (на смену схоластическому пониманию человека приходит культ активного и жизнерадостного человека).
• Бурный рост культуры, искусства и науки (впервые поднимается вопрос об особенностях личности и влияние на нее природных и других условий).
• Возникновение гуманизма (освобождение человеческой личности от идейного застоя феодализма и католицизма).
10. Психологические идеи Роджера Бэкона и Дунса Скотта.
Роджер Бэкон (1214-1292). В спорах со схоластами он провозгласил значение опытов и наблюдения в познании. Однако опыт, по Бэкону, дает возможность познавать тело, но он бессилен познать душу. Для познания души нужно нечто другое, особый род вдохновения, некое внутреннее просветление, позволяющее постигать то, чего не может открыть чувственное восприятие. У Бэкона дается большой материал о зрительных нервах и зрительном восприятии, которое он объясняет из общих законов распространения, преломления и отражения света. Естественнонаучное направление, развиваемое Р. Бэконом и некоторыми друг.
Дунс Скот — один из немногих мыслителей, который вполне решительно и отчётливо признавал свободу воли, с исключением всякого детерминизма. С учением о свободе воли тесно связано учение о превосходстве воли над умом. Воля есть сила самоопределяющаяся и самозаконная, она может хотеть и не хотеть, и это зависит от её самой, тогда как ум определяется к своему действию (мышлению и познанию) с троякою необходимостью: собственною природою, в силу которой он есть только способность мышления, и не в его власти мыслить или не мыслить; данными чувственного восприятия, определяющими первоначальное содержание мышления, актами воли, обращающей внимание ума на тот или другой предмет и тем определяющей дальнейшее содержание и характер мышления.
15. Учение Рене Декарта о сознании и поведении человека. Сущность концепции рефлекса Р. Декарта.
С именем Рене Декарта (1596 — 1650) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Своим учением о сознании, развиваемым в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое — духовное — бытие, в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Их абсолютная разнородность — главный пункт учения Декарта. Последующие системы были направлены на эмпирическое изучение сознания как объекта исследования (в понимании Декарта) сначала в рамках философии, а с середины XIX в.— в психологии как самостоятельной науке. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий.
Понятие о рефлексе впервые сложилось именно в физике Декарта. Оно было призвано завершить механистическую картину мира, включив в нее поведение живых существ. Тогдашний уровень знаний о нервной системе не позволил придать рефлекторной гипотезе прочное фактическое основание. Декарт распространил ее на взаимоотношения живых существ с внешним миром, на процесс поведения, открыв тем самым эру внедрения новой детерминистской методологии в самую сложную сферу жизнедеятельности.
Декарт исходил из того, что взаимодействие организмов с окружающими телами опосредовано нервной машиной, состоящей из мозга как центра и нервных «трубок», расходящихся радиусами от него. Нервный импульс мыслился как нечто родственное процессу перемещения крови по сосудам. Предполагалось, что наиболее легкие и подвижные частицы крови («животные духи», как их называл Декарт), отфильтровываясь от остальных, поднимаются, согласно общим правилам механики, к мозгу. Хотя термин «рефлекс» у Декарта отсутствует, основные контуры этого понятия намечены достаточно отчетливо. Рефлекс означает отражение. Под ним Декарт понимал отражение «животных духов» от мозга к мышцам по типу отражения светового луча. Появление понятия о рефлексе — результат внедрения в психофизиологию моделей, сложившихся под влиянием принципов оптики и механики.
20. Сущность воззрений Дж. Беркли на психику человека.
В основе его теоретической концепции – отрицание «великого механического начала». Беркли принимал за первичное не физическую реальность, не жизнедеятельность организма, а феномены сознания. По Дж.Беркли, опыт – это непосредственно испытываемые субъектом ощущения: зрительные, мышечные, осязательные и др. Вещи есть комбинация ощущений или идей. Пространство, согласно Беркли, - продукт взаимодействия ощущений. Одни ощущения (напр. зрительные) связаны с другими (напр. осязательными), и весь этот комплекс ощущений люди считают вещью, данной им независимо от сознания
Ученый делает выводы: а) человек воспринимает только свои, единичные идеи (ощущения); б) существование вещей состоит из воспринимаемости; в) идеи усваиваются бестелесной субстанцией (человеческой душой; г) душа обладает: разумом – способностью воспринимать идеи и волей – способностью в определенных пределах вызывать или воздействовать на них.
В теории зрительного восприятия пространства Дж.Беркли высказал несколько ценных идей: а) удаленность, положение и величина предметов воспринимаются первоначально только осязанием (собственно глаз ничего, в том числе трехмерное пространство, не воспринимает); б) в опыте происходит соединение зрения и осязания, в результате собственно осязаемые качества (расстояние, величина, фигура) начинают восприниматься зрительно (также и слух); в) эта связь в опыте обеспечивает правильное поведение человека – пространственные характеристики вещей даются нам посредством мышечных ощущений, возникающих от поворота глаз, от напряжения его мышц; г) зрительные образы связаны с языком: зрение стало для осязания языком, стало выражать содержание зрительного опыта.
25. Психологические идеи в немецкой классической философии.
Христиан Вольф (1679-1754). Разделение психологии на две науки: эмпирическую и рациональную. В эмпирической психологии Вольфа проявилась тенденция XVIII столетия к изучению фактов о жизни души вместо утомительных схоластических споров о существе души. Выдвинул теорию способностей (Vermögen), продолжив различение в душе познавательных и желательных способностей, которое проводилось в Средние века. Способности — это направления деятельности души. Они — голые возможности (nuda possibilitas). Кроме познавательных и желательных выделялись способности внимания и чувства (аффекты). Желательные способности объявлялись производными от познавательных.
Иммануил Кант (1724— 1804). Считают основателем учения о трихотомии души: подразделение душевных состояний на познавательные чувства и волю. Согласно Канту, познание начинается с воздействия предметов на нас, т. е. носит эмпирический характер. Из воздействий внешних вещей получаем содержание познания. Необходимой предпосылкой познания, условием, на котором зиждется наше опытное знание, являются формы.
Иоганн Готлиб Фихте (1762— 1814). Фихте диалектически представляет духовное развитие человека от детства до зрелого возраста, всюду противопоставляя учению об ассоциациях творческое «Я». В этих генетических идеях душевная жизнь раскрывается из целесообразных действий «Я».
Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775 — 1854). Рассматривал душевную жизнь в контексте учения о природе. Шеллинг проследил развитие сознания от ощущения до воли. Целью и высшей деятельностью «Я», по Шеллингу, является искусство.
Людвиг Фейербах (1804 — 1872). Материалистический подход к пониманию психики. Человек рассматривался в единстве тела и души. Не противопоставлял человека природе, считал его продуктом и частью природы.
Фридрих Гегель (1770 — 1831). Психология составляет один из разделов учения о субъективном духе (индивидуальном сознании). Индивидуальное сознание проходит в своем развитии три ступени. На первой ступени дух выступает в непосредственном сплетении с телом (дух как душа); составляет предмет антропологии. На второй ступени — рефлексии — дух представляет сознание. На третьей ступени рассматривается дух, как он обнаруживает себя в качестве ума (теоретический дух, т. е. познание), воли (практический дух) и нравственности (свободный дух). различал в человеке следующие аспекты: индивидность (органическое природное начало в человеке), индивидуальность (формируется социальной средой), личность (личностью человек должен стать сам).
30. Эволюция ассоциативной психологии в XIX веке.
Томас Браун (1778-1820) предложил вместо термина «ассоциация» термин «суггестия» (внушение) Одна идея внушает другую, но не произвольно, а по определенным законам. У Т.Брауна появляется разделение между потребностями и мотивом: потребность – ощущение какого-либо недовольства, отражение эмоционального несоответствия; мотив – когда осознается, чего именно не хватает. Развивает идеи виртуального анализа в психологии.
Дж.Милль сформулировал основной закон ассоциаций: идеи зарождаются и существуют в том же порядке, что и их оригиналы – ощущения. Единственным орудием анализа сознания он считал интроспекцию. Восприятия объектов построены из одновременных ассоциаций.
Александр Бэн стремился возможно теснее связать психические процессы с телесной организацией. В своих работах последовательно проводил курс на сближение психологии с физиологией, отстаивая концепцию психофизического параллелизма. Выдвинул представление о «пробах и ошибках» как особом принципе организации поведения: между «чисто» рефлекторным и «чисто» произвольным имеется широкий спектр действий, благодаря которым шаг за шагом достигается искомая цель. В понимании ассоциаций он считал первичным смежность ассоциаций, вторичным – сходство.
И.Гербар: представления вытесняясь из сознания, образуют огромную массу элементов бессознательной психики. Эта масса была названа аппертивной.
Герберт Спенсер. Закон эволюции Спенсер применяет и к пониманию психики, считая, что психику можно понять исключительно только через анализ ее развития. В процессе эволюции происходит постепенная дифференциация психической жизни от жизни физической. Среда – это не только сила, пускающая в ход по типу механического толчка внутриорганические процессы, но и способная видоизменять жизнедеятельность, так что постепенно возрастает сложность приспособления к среде.
35. Взгляды К. Штумпфа и Э. Титченера на предмет психологии.
К. Штумпф (1848 — 1936) считал предметом психологии исследование
психологических функций, или актов (воспринимания, понимания, хотения), отличая их от феноменов (сенсорных или представляемых в виде форм, ценностей, понятий и им подобных содержаний сознания). Изучение феноменов Штумпф относил к особой предметной области — феноменологии, связывая ее с философией, а не с психологией. Собственным предметом психологии Штумпф считал функции (или акты) сознания. Среди функций Штумпф различал две категории: интеллектуальные и эмотивные (или аффективные). Эмотивные функции состоят из противоположных пар: радость и печаль, желание и отвержение, стремление и избегание.
Эдвард Титченер (1867-1927): развитие идей Вундта в США, да и собственно начало экспериментальной психологии в США. В основном разделял вундтовское понимание предмета психологии как науки о непосредственном опыте. Разделял теоретические постулаты ассоцианизма, поэтому свою задачу он видел в доскональном изучении этой структуры и связей, ее образующих. Путь к этому он видел в усовершенствовании метода интроспекции, который можно сочетать с экспериментальным исследованием простых психических актов. Свою психологию назвал структурной, противопоставляя ее функционализму. Считал, что психология должна изучать структуру – совокупность отдельных, далее не дробимых элементов, совершенно простых по своей природе. Изучение сознания в терминах элементов и их связи с нервным субстратом. А не функциональных отношений.
40. Состояние психологической теории в начале XX века.
Борьба мнений в области теории, новые факты, полученные в период интенсивного развития эмпирических и прикладных исследований в первые 50 лет существования психологии как самостоятельной науки все более и более обнаруживали несостоятельность психологической теории и прежде всего недостаточность ее основания — субъективно-идеалистического представления о психике. В начале 10-х гг. психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30-х гг. Подобно кризису, который переживало в этот период естествознание, он явился показателем роста науки, развитие которой приводит к необходимости смены прежних представлений новыми знаниями. По оценке Л.С. Выготского, это был кризис методологических основ психологии.
Кризис центрировался вокруг проблемы сознания и явился итогом развития психологии как науки о сознании.
Осознание недостаточности прежних классических взглядов, развиваемых эмпирической интроспективной ассоцианистической психологией, так и к появлению новых направлений исследований и новых концепций. Как и в естествознании, открытый кризис в психологии явился свидетельством развития науки. Преобразование представлений о природе и развитии психики и сознания на основе и в результате мощного развития собственно психологического эксперимента, приложения психологических знаний, в том числе экспериментальных методов к различным областям науки и практики — медицинской, педагогической, области производства, транспорта, торговли, военного дела и др., развитие объективных исследований в детской психологии и зоопсихологии способствовали возникновению ряда новых направлений. Каждое из них открывало противоречия в теоретических основах старой психологии, казавшихся до этого бесспорными. Эти выступления были свидетельством недостаточности имеющейся психологической теории, которая покоилась на ложно основанном субъективно-идеалистическом представлении о психике. Собственно в этом и состояла причина кризиса психологии. Требовалось решительное изменение исходных принципов и представлений. Основным содержанием периода открытого кризиса и было возникновение новых психологических направлений, оказавших (и продолжающих оказывать) большое влияние на современную психологию.
45. Принципы неопозитивистской методологии как основа необихевиористских исследований.
1930-1960-е годы.
Представители: Толмен, Халл, Скиннер.
Учение этого периода объединяет то, что они считали:1) психология должна исследовать процесс научения; 2) большинство видов поведения подчиняется законом условного рефлексы; 3) психология должна принять принципы операционизма.
Толмен «Целевое поведение. Человек и животное». Поведение по Толмену характеризуется следующими свойствами :направление на цель, понятливость, избирательность, пластичность. Заслуга: сформулировал понятие «когнитивная карта» - структура, которая складывается в мозгу животного в результате переработки , поступающего извне воздуха.
Халл (1884-1952). Вводит формулу S-организм-R.Организм=потребление
Поведен начинается из состояния потребности. Потебность вызывает активность организма, от силы потребности зависит сила реакции. Принадлежит теоретическая экспериментальная разработка и математический расчет зависимости реакции от подкрепления.
30-40 годы. Введение образовательной системы знаний организма о себе самом и об окружающем мире и план - алгоритмический аспект организации поведения. Поведение рассматривается как серия движений, а человека как сложную вычислительную машину. Поведение осуществляется на основе проб, проводимых в созданном образом. В понят поведение ввели идею обратной связи.
Скиннер конструировал «ящик Скиннера». Установил ряд зависимостей между реакцией и подкреплением. Наибольший эффективный позитив подкрепления.
С 1960-х годов по настоящее время – представитель А. Бандура.
50. Гуманистическая психология как описание строения и развития внутреннего опыта человека. Феноменология личности. Принцип «Здесь и сейчас». Понятие смысл жизни», «жизненные цели».
Зарождается в 50-60 годы 20 века в Америке.
Это концепция получила назван «Третья сила» (психоанализ, бихевиоризм). Гуманистическая психология – концепция, уделяющая особое внимание изучения сознательного опыта человека, а также целостного характера природы и поведения человека.
Истоки возникновения:1) теория о психических актах Ф. Бретона; 2) О. Кульпе показал: описание поведения человека не может быть сведено к стимклам-реакциям;3) У. Джеймс настаивал на необходимости обращения к сознанию и, подчеркивал целостность характера психики человека; 4) идеи гештальтпсихологии в целостности сознания; 5) Идеи Адлера, Хорни, Эриксона об активности человеческого существа.
Основные принципы: 1) подчеркивали роль сознательного опыта; 2) убеждение в целостном характере природы человека;3) акцент на свободу воли человека, творческой силы; 4) изучали все обстоятельства жизни человека. Гуманность направлена на задачу исследования душевного здоровья и позитивных душевных качеств.
55. Проблемы становления отечественной психологии в рамках мировой психологической науки. Идейная борьба в отечественной психологии в первые годы ее развития.
В новых социально-экономических условиях и в ответ на трудности, с которыми отечественная психологическая наука вступила в XX век, складывается советская психология. Ее отличительной чертой является методологическая ориентация на марксизм. Была провозглашена задача создания «системы марксистской психологии»2, т. е. науки, построенной на основе марксистской философии, применяющей диалектический метод к разрешению психологических проблем. Борьбу за марксистскую психологию возглавил московский Психологический институт, директором которого в конце 1923 г. был назначен К.Н. Корнилов, бывший до этого сотрудником основателя и первого директора Института Г.И. Челпанова. В условиях растущей идеологизации общественной жизни и науки с приходом к власти Сталина марксизм превратился в единственную официальную обязательную методологическую предпосылку психологии. В то же время необходимо отличать искренние устремления ученых, увлеченных учением Маркса и пытающихся творчески его использовать, от такого насаждаемого административными методами войны с инакомыслящими внедрения догматизированного учения Маркса в ткань научного исследования1. К тому же во многих случаях ссылки на произведения Маркса и Ленина часто были чисто внешними и лишь вуалировали результаты исследований, полученных объективным научным путем.
История развития психологии в советский период свидетельствует о том, что она не была однородной. Осуществлялись исследования, более непосредственно ориентированные на материализм естественнонаучного характера (напр., в области психофизиологии). Известны критические выступления Павлова И.П., направленные против монополизации марксизма в науке. Сосредоточенность ученых на специальных вопросах и темах психологической науки позволяла преодолевать конъюнктурщину, политизацию и идеологизацию, добиваться крупных успехов в области теории и практических прикладных исследованиях3. Именно в послеоктябрьский период в отечественной психологии были разработаны крупнейшие концепции, обогатившие мировую психологическую мысль: культурно-историческая теория Л.С. Выготского, субъектно-деятельностная психология С.Л. Рубинштейна, психология деятельности А.Н. Леонтьева, установки Д.Н. Узнадзе. Психологи активно участвовали в социалистическом строительстве, и прежде всего — в области рационализации производства.
60. Проблема деятельности в работах А.Н. Леонтьева. Понятие о «ведущей деятельности».
Леонтьев (1903 - 1979) советский психолог философ, педагог и организатор науки. Занимался проблемами общей психологии: эволюционное развитие психики; (память внимание, личность и др.)и методологией психологического исследования. С его именем связано развитие теории деятельности. По Леонтьеву: внутреннее – психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешнего – практической деятельности и имеет то же строение. Процесс перехода «внутреннего во внешнее» обозначается как «экстериоризация». Принцип «интериоризации – экстериоризации» - один из важных в теории деятельности. Обсуждает проблему возникновения сознания. Отличительная черта сознания – возможность объективного отражения. Возникновение сознания обусловлено возникновением особой формы деятельности – коллективного труда, который предполагает разделение функций. Чтобы осуществить действие, человек должен осознать его результат в общем контексте, т. е., осмыслить его. Деятельность представляет форму активности. Активность побуждается потребностью, т. е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида, потребность «представлена» как переживание дискомфорта, неудовлетворенность, напряжения и проявляется в поисковой активности. Мотив – то, ради чего совершается деятельность. Деятельность – это совокупность действий, кот называется мотивом. Действие – главная структурная единица деятельности. Оно определяется как процесс, направленный на достижение цели. Цель- осознаваемый образ желаемого результата.
65. П.Я. Гальперин и его концепция поэтапного формирования умственных действий.
Теория (концепция) поэтапного формирования умственных действий была разработана П. Я. Гальпериным (1902- 1988) в 50-х гг. прошлого столетия; вместе с тем он работал над ней до последних дней своей жизни. Данная концепция представляет собой детально разработанную систему положений о механизмах и условиях многоплановых изменений, связанных с образованием у человека новых образов, действий, понятий. Широкую известность данная концепция получила благодаря описанию этапов преобразования осваиваемых действий, их переноса во внутренний план.
П. Я. Гальперин выделял шесть этапов формирования умственных действий: 1) формирование мотивационной основы действия; 2) предварительное ознакомление с действием и условиями его выполнения; 3) формирование действия в материальном (или материализованном) виде с развертыванием всех входящих в него операций; 4) отработка действия во внешнем плане как внешнеречевого; 5) проговаривание действия "про себя", во внутренней речи; 6) превращение действия во внутренний процесс мышления, осуществление его "в уме".
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 68.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты