1. Понятие, предмет и метод.
2. Принципы экологического права. экологического права.
3. Система экологического права.
4. Экологическая функция государства.
5. Понятие и особенности источников экологического права.
6. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»: общая характеристика и место в системе источников экологического права.
7. Экологическое правоотношение: понятие, содержание, виды.
8. Субъекты экологических правоотношений.
9. Объекты экологических правоотношений.
10. Понятие окружающей среды.
11. Основания возникновения и прекращения экологических правоотношений.
12. Понятие и содержание эколого-правового статуса граждан.
13. Права граждан в области охраны окружающей среды.
14. Обязанности граждан в области охраны окружающей среды.
15. Понятие права собственности на компоненты природной среды.
16. Формы и виды права собственности на компоненты природной среды.
17. Основания возникновения и прекращения права собственности на компоненты природной среды.
18. Понятие и виды права природопользования.
19. Право общего природопользования.
20. Право специального природопользования.
21. Основания возникновения права природопользования. Основания прекращения права природопользования.
22. Понятие и общая характеристика государственного управления в области рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
23. Система государственных органов, осуществляющих управление в области рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, и их компетенция.
24. Понятие, сущность и элементы организационно-правового механизма охраны окружающей среды.
25. Планирование в области охраны окружающей среды.
26. Нормирование и стандартизация в области окружающей среды.
27. Наблюдение за состоянием окружающей среды (мониторинг).
28. Учет в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
29. Лицензирование в области охраны окружающей среды.
30. Оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности (ОВОС).
31. Экологическая экспертиза.
32. Контроль в области охраны окружающей среды.
33. Экологический аудит.
34. Экологическая сертификация.
35. Понятие и сущность экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования.
36. Элементы экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования.
37. Финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.
38. Фонды охраны природы.
39. Платежи за природопользование.
40. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности.
41. Экологическое страхование.
42. Понятие и сущность эколого-правовой ответственности.
43. Основания возникновения эколого-правовой ответственности.
44. Понятие и особенности состава экологического правонарушения.
45. Дисциплинарная ответственность за нарушение экологического законодательства.
46. Административная ответственность за нарушение экологического законодательства.
47. Уголовная ответственность за нарушение экологического законодательства.
48. Причинение экологического вреда как основание применения гражданско-правовой ответственности.
49. Понятие и состав экологического вреда.
50. Особенности возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
51. Правовые формы возмещения вреда, причиненного природной среде в результате правомерной деятельности.
52. Правовая охрана земель.
53. Правовая охрана недр.
54. Правовая охрана вод. Правовой режим водоохранных зон и прибрежных полос.
55. Правовая охрана и защита лесов.
56. Правовая охрана и защита растительного мира. Правовая охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений.
57. Правовая охрана животного мира и среды его обитания. Правовая охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных.
58. Правовая охрана атмосферного воздуха.
59. Правовые меры охраны озонового слоя.
60. Правовые меры ограничения воздействия на климат.
61. Правовой режим заповедников.
62. Правовой режим национальных парков.
63. Правовой режим заказников.
64. Правовой режим памятников природы.
65. Понятие, виды и правовой режим природных территорий, подлежащих специальной охране.
66. Правовой режим биосферных резерватов.
67. Национальная экологическая сеть.
68. Понятие правовой охраны окружающей среды в процессе хозяйственной и иной деятельности
69. Правовое обеспечение экологической безопасности транспортных средств и средств связи.
70. Правовое регулирование обращения с отходами.
71. Экологические требования при осуществлении генно-инженерной деятельности.
72. Основные направления и особенности охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в сельском хозяйстве.
73. Понятие правового обеспечения экологической безопасности в чрезвычайных экологических ситуациях.
74. Зоны экологического риска.
75. Зоны экологического кризиса.
76. Зоны экологического бедствия.
77. Правовой режим территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
78. Понятие и предмет международного права окружающей среды (МПОС).
79. Принципы международно-правовой охраны окружающей среды.
80. Источники международно-правовой охраны окружающей среды.
81. Международные правоотношения в области охраны окружающей среды: субъекты, объекты, содержание.
1. Понятие, предмет и метод.
ЭП явл. составляющей, входящей в сис-му национального права и одновременно самостоятельной, молодой развивающейся комплексной отраслью права. О его самостоятельности свидетельствует то, что ЭП имеет отдельные отличные от применяемых в др. отраслях права предмет, метод прав. регулирования, принципы и источники права. Новационность ЭП обусловлена тем, что в самостоят. отрасль оно оформилось недавно. Появлением ЭП обязано научно-технич. революции, в рез-те кот. у общ-ва существенно возросли потребности в прир. ресурсах, а появивив. Новые технологии значительно усилили негативные последствия на окр. среду.
Комплексность проявляется в: 1. ЭП объед 2 консолидированные прав отрасли: природоресурсное право и право ООС; 2. наряду с 1 регулирует соц связи возникающие по созданию благопр усл для осущ-ия этих видов деят в виде гос упр, эк и орг обеспеч, ответственности; 3. исп-ет нормы др правовых отраслей: КП, АП, УП и др.; 4. исп-ся достижения естественных и технич наук.
5. Понятие и особенности источников экологического права.
Сис-ма эколог. з-ва.
а) Конституционные основы ЭП. Конституция — явл. основным Законом РБ. Конституция имеет высшую юр. силу, прямое действие и применяется на всей тер. Беларуси. Законы, декреты, указы и иные акты гос. органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией РБ. Как основной Закон страны Конституция РБ регламентирует права, свободы и обязанности граждан. В ней изложены все важнейшие принципы развития нашего общества, определены основные задачи и ф-и гос-ва, закреплено юр. равенство всех форм и видов собств-ти. ст.46 - каждый имеет право на благоприятную окр. среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Гос-во осуществляет контроль за рациональным использованием прир. ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охр. и восстановления окр. среды. При этом каждому гарантируется (ст.34) право на получение достоверной информации о состоянии окр. среды. Вместе с тем конституционно установлено, что охрана природной среды — долг; каждого (ст.55).
10. Понятие окружающей среды.
Окружающая среда как интегрированный объект правовой охраны представляет собой совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Это сложный природно-социальный комплекс, который возникает в процессе взаимодействия общества с природной средой и который испытывает на себе всю нагрузку хозяйственной деятельности.
Как объект правовой охраны окружающая среда обладает следующими особенностями:
1) это качественно новая структура, в которой соединяются естественные природные элементы с результатами человеческой деятельности;
2) если качество природной среды обеспечивается самой природой, то качественное состояние окружающей среды достигается средствами ее защиты, охраны и оздоровления;
3) в области естественной природной среды центральный объект охраны — экосистема природы, в сфере окружающей среды объект охраны — экологическое благополучие человека, а охрана окружающей среды — средство его достижения.
15. Понятие права собственности на компоненты природной среды.
Право собственности на компоненты природной среды представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность определенного имущества (компонентов природной среды) соответствующим субъектам (государству, физическим, юридическим лицам), определяющих содержание их правомочий и обеспечивающих защиту прав и законных интересов собственника (право собственности в объективном смысле).
Как правовой институт право собственности на компоненты природной среды объединяет нормы конституционного, гражданского, природоресурсного, налогового, уголовного, административного права, т. е. является комплексным институтом права.
В области правового регулирования отношений собственности на компоненты природной среды нормы ГК и иных актов гражданского законодательства играют дополнительную роль по сравнению с нормами специального законодательства: КоЗ, КоН, ВК, ЛК и др.
20. Право специального природопользования.
Осуществление природопользования в процессе экономической деятельности разрешается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за плату, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь, на основании решений государственных органов, в компетенцию которых входит принятие таких решений, договора аренды, концессионного договора и на иных основаниях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Такое природопользование определено как специальное. Оно характеризуется рядом признаков.
Специальное природопользование осуществляется юридическими и физическими лицами исключительно на разрешительной основе — на основании решений специально уполномоченных государственных органов, либо после заключения договора аренды или концессионного договора. Такой подход обусловлен в первую очередь тем, что по законодательству.
25. Планирование в области охраны окружающей среды.
Планирование выступает традиционной мерой регулирования природопользования и охраны окружающей среды и обеспечивает научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов, недопущение негативного влияния хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение природно-ресурсного потенциала Республики Беларусь.
Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:
• на долгосрочную перспективу — национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;
• на среднесрочную перспективу — программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет;
• на краткосрочный период — годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.
Планирование в области охраны окружающей среды и рационального природопользования осуществляется путем разработки:
• территориальных комплексных схем рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
• программ рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
• мероприятий по рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.
30. Оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности (ОВОС).
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) представляет собой определение при разработке проектной документации возможного воздействия на окружающую среду в процессе реализации проектных решений, предполагаемых изменений окружающей среды, а также прогнозирование ее состояния в будущем в целях принятия решения о возможности или невозможности реализации проектных решений.
ОВОС проводится в следующих целях:
• всестороннее рассмотрение всех экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий планируемой деятельности до принятия решения о ее реализации;
• поиск оптимальных проектных решений, способствующих предотвращению или минимизации возможного значительного вредного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду;
• принятие эффективных мер по минимизации возможного значительного вредного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду и здоровье человека;
• определение допустимости (недопустимости) реализации планируемой деятельности на выбранном земельном участке.
35. Понятие и сущность экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования.
Регулирование охраны окружающей среды и природопользования выражается в сочетании административно-правовых средств воздействия и мер экономического характера. В экологическом законодательстве Республики Беларусь понятие «экономический механизм охраны окружающей среды» появилось с принятием в 1992 г. Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».
Дальнейшее развитие правовое закрепление экономического механизма в рассматриваемой области получило в Концепции государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, которая была утверждена постановлением Верховного Совета Республики Беларусь в 1995 г. В указанном документе обеспечение охраны окружающей среды с учетом экономических методов рассматривается в качестве принципа государственной экологической политики.
Экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования в широком понимании — это, прежде всего, система, инфраструктура (правовая, организационная, институциональная), необходимая для направления действия разнообразных экономических факторов в целях достижения разумного баланса экологических и экономических интересов общества.
40. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности.
Установление мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды осуществляется с целью создания условий экономической заинтересованности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в реализации природоохранных мероприятий в процессе осуществления своей деятельности.
Экономическое стимулирование охраны окружающей среды может осуществляться на основе:
• установления Президентом Республики Беларусь и (или) законами Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, отдельным категориям юридических и физических лиц льгот;
• ускоренной амортизации оборудования и других объектов, предназначенных для охраны и оздоровления окружающей среды.
45. Дисциплинарная ответственность за нарушение экологического законодательства.
Дисциплинарная ответственность – это одна из правовых форм воздействия на нарушителя трудовой дисциплины.
Дисциплинарная ответственность за нарушение экологического законодательства выражается в наложении работодателем дисциплинарных мер воздействия на виновного, подчиненного ему работника за неисполнение либо не надлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды.
Дисциплинарная ответственность за экологический проступок устанавливается в ст. 99 Закона РБ «Об охране окружающей среды», а применение дисциплинарной ответственности регламентировано ст. 197-204 Трудового кодекса РБ от 26 июля 1999 года. Она выражается в наложении на виновного работника дисциплинарного взыскания за невыполнение служебных обязанностей, связанных с охраной окружающей среды, которые указываются в должностных инструкциях, которые регламентируют обязанности работников.
50. Особенности возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
Возмещение вреда, причиненного окружающей среде, – основной элемент реализации правового механизма охраны окружающей среды. В качестве разновидности вреда можно назвать экологический вред. Это вред, причиненный окружающей среде, а также вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, в результате вредного воздействия на окружающую среду.
55. Правовая охрана и защита лесов.
Охрана лесов представляет собой комплекс организационных, правовых и других мероприятий по предупреждению пожаров в лесах, своевременному их обнаружению и тушению, а также по охране лесов от самовольных порубок, загрязнения сточными водами, химическими и радиоактивными веществами, отходами, хищений и иных негативных воздействий.
Для обеспечения охраны и защиты лесов, животного мира, осуществления государственного контроля в рассматриваемой сфере организуется государственная лесная охрана, а также авиационная охрана, осуществляемые специализированными подразделениями Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь. Лесное законодательство предусматривает ряд обязанностей местных исполнительных и распорядительных органов, юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, лесопользователей, иных юридических и физических лиц, деятельность которых может оказать негативное воздействие на состояние лесов, направленных на охрану и защиту леса.
60. Правовые меры ограничения воздействия на климат.
Правовую основу регулирования воздействия на климат составляют Законы «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха». Отношения в области охраны климата регулируются рядом международных документов, в том числе Рамочной конвенцией ООН об изменении климата, Киотским протоколом к указанной конвенции.
Данные международные документы ставят основной целью стабилизацию концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Такой уровень должен быть достигнут в сроки, достаточные для естественной адаптации экосистем к изменению климата, позволяющие не ставить под угрозу производство продовольствия и обеспечивающие дальнейшее устойчивое экономическое развитие.
65. Понятие, виды и правовой режим природных территорий, подлежащих специальной охране.
Природные территории, подлежащие специальной охране, выделяются в целях сохранения полезных качеств компонентов природной среды и имеют специальный режим охраны, отличный от установленного природоресурсным законодательством.
Специальной охране подлежат курортные зоны, зоны отдыха, водоохранные зоны, прибрежные полосы рек и водоемов, зоны санитарной охраны месторождений лечебных минеральных вод и лечебных сапропелей, зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, зоны санитарной охраны в местах водозабора, водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам рек, озер, водохранилищ и иных водных объектов), защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования) и др.
70. Правовое регулирование обращения с отходами.
Под отходами понимаются вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства.
Подразделяются на отходы производства и отходы потребления. Отходы производства образуются в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), к ним относятся также побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых.
Отходы потребления — вещества или предметы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, в том числе отходы в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов.
75. Зоны экологического кризиса.
Зонами экологического кризиса объявляются отдельные участки территории Республики Беларусь, на которых в результате хозяйственной и иной деятельности, аварии, катастрофы, стихийного бедствия или иных чрезвычайных и непредвиденных при данных условиях обстоятельств произошли устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, угрожающие безопасности жизни и здоровья граждан, компонентам природной среды и естественным экологическим системам.
В зоне экологического кризиса на срок, установленный Советом Министров Республики Беларусь, могут:
- приостанавливаться хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду;
- ограничиваться использование отдельных видов природных ресурсов;
- производиться реконструкция или перепрофилирование промышленных и иных объектов, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду;
- проводиться мероприятия по восстановлению окружающей среды.
80. Источники международно-правовой охраны окружающей среды.
Под источниками международного права понимаются соответствующие правовые формы, в которых выражаются нормы международного права – это международные обычаи, общие принципы, международные договоры, решения международных судов, международные доктрины.
Все источники международного экологического права по юридической силе подразделяются на две группы:
1) Источники, содержащие нормы и правила, признанные государствами в качестве обязательных норм: международные договоры, резолюции ряда международных организаций, обязательные для их участников, международный обычай и общие принципы.
Существует несколько классификаций международных договоров, например, по числу участников разделяют многосторонние и двусторонние договоры; по территориальной сфере действия международные договоры разделяют на локальные, субрегиональные, региональные и глобальные. Локальные договоры направлены на решение локальных проблем охраны окружающей природной среды пограничных районов; субрегиональные – на охрану отдельных экологических систем; региональные – на охрану морей, рек и прилегающих регионов; глобальные – на охрану озонового слоя Земли, Мирового океана и т. д.
2) Источники, которые содержат рекомендации по охране окружающей среды (так называемые нормы международного «мягкого» права).