Природоресурсное право
БИП (Белорусский институт правоведения)
Шпаргалка
на тему: «Природоресурсное право»
по дисциплине: «Природоресурсное право»
2021
15.00 BYN
Природоресурсное право
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Природоресурсное право
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
Поделиться
1. Содержание земельных правоотношений. Основания их возникновения, изменения и прекращения.
2. Понятие и признаки права собственности на землю. Формы и виды права собственности на землю.
3. Субъекты и объекты права собственности на землю.
4. Право государственной собственности на землю.
5. Право частной собственности на землю.
6. Основания возникновения права собственности на землю.
7. Основания прекращения права собственности на землю.
8. Содержание права собственности на землю.
9. Понятие и признаки прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков.
10. Правовые формы использования земельных участков, лицами, не являющихся собственниками.
11. Право пожизненного наследуемого владения земельными участками.
12. Право постоянного и временного пользования земельными участками.
13. Аренда (субаренда) земельных участков.
14. Основания возникновения прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков.
15. Основания прекращения прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков.
16. Содержание прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков.
17. Понятие и особенности совершения сделок с земельными участками.
18. Отчуждение земельных участков (купля-продажа, мена, дарение, рента).
19. Ипотека земельных участков. Залог права аренды земельных участков.
20. Наследование земельных участков.
21. Переход права на земельные участки.
22. Понятие и содержание государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель.
23. Учет земель и ведение государственного земельного кадастра.
24. Землеустройство.
25. Государственный контроль в области использования и охраны земель.
26. Административный порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности.
27. Порядок передачи земельных участков в государственную собственность.
28. Аукционный порядок распределения земельных участков.
29. Изъятие земельных участков для государственных нужд.
30. Плата за пользование земельными участками: земельный налог и арендная плата
31. Возмещение правомерного вреда землепользователям.
32. Разрешение земельных споров.
33. Понятие и виды юридической ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании земель.
34. Гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании земель.
35. Земельно-правовые меры воздействия к нарушителям законодательства об охране и использовании земель.
36. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения.
37. Субъекты и правовые формы использования земель сельскохозяйственного назначения.
38. Правовой режим земельных участков, предоставленных сельскохозяйственным организациям.
39. Правовой режим земельных участков, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
40. Правовой режим земель населенных пунктов.
41. Правовой режим земель садоводческих товариществ и дачных кооперативов.
42. Правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения.
43. Правовой режим земель природоохранного назначения.
44. Правовой режим земель оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.
45. Правовой режим земель лесного фонда.
46. Правовой режим земель водного фонда.
47. Правовой режим земель запаса.
48. Правовой режим земельных участков, предоставленных для жилищного и гаражного строительства.
49. Правовой режим земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства,
50. Правовой режим земельных участков, предоставленных гражданам для огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных.
1. Содержание земельных правоотношений. Основания их возникновения, изменения и прекращения.
Содержанием земельных правоотношений являются взаимосвязанные права и обязанности их участников, которые зависят от вида этих правоотношений, земельно-правового статуса субъектов, правовой природы прав на землю, по поводу которых складываются правоотношения, объекта землепользования.
В большинстве случаев (за исключением права государственной собственности на землю и общего землепользования) эти права и обязанности носят взаимный характер, устанавливаются законодательством или соглашением участников этих правоотношений (если они находятся в равноправном положении, например, при заключении сделок с земельными участками).
3. Субъекты и объекты права собственности на землю.
Объектом всех земельных отношений, отличающим их от других видов природоресурсных и иных отношений, является земля, по поводу которой устанавливаются права и обязанности участников этих отношений.
Субъектами земельных правоотношений являются участники этих отношений, перечень которых определен в ст. 4 Кодекса о земле, наделенные земельными правами и обязанностями, совокупность которых образует их земельно-правовой статус.
В зависимости от этого статуса можно выделить следующие категории субъектов:
1. Республика Беларусь, которая не названа прямо в Кодексе о земле среди субъектов земельных правоотношений, но является основным участником правоотношений собственности на землю, и как публично-правовое образование определяет государственную земельную политику, формирует земельное законодательство и обеспечивает управление землями через свои органы управления.
5. Право частной собственности на землю.
Согласно ст. 12 Кодекса о земле, к субъектам права частной собственности на землю относятся:
1) граждане Республики Беларусь;
2) иностранные граждане, лица без гражданства;
3) негосударственные юридические лица Республики Беларусь.
В отношении граждан Республики Беларусь как субъектов права частной собственности на землю устанавливается исчерпывающий перечень целей, а в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства – также условия приобретения земельного участка в частную собственность.
7. Основания прекращения права собственности на землю.
Основания прекращения права собственности на землю можно разделить на добровольные и принудительные, а принудительные, в свою очередь, на правомерные и неправомерные. К основаниям добровольного прекращения права собственности на землю относятся:
• добровольное отчуждение земельного участка в собственность Республики Беларусь (ст. 51 КоЗ);
• добровольная передача земельных участков в государственную собственность (ст. 54 КоЗ);
• добровольное отчуждение по сделке (ст. 47, 51 КоЗ);
Основаниями принудительного прекращения права собственности на землю являются (ст. 60 КоЗ):
• изъятие земельного участка для государственных нужд;
• ликвидация негосударственного юридического лица Республики Беларусь.
9. Понятие и признаки прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков.
Земельное законодательство предусматривает достаточно разнообразные правовые формы использования земельных участков лицами, не являющимися их собственниками. К ним относятся:
• право пожизненного наследуемого владения земельными участками;
• право постоянного пользования земельными участками;
• право временного пользования земельными участками, в т.ч. концессия земельных участков;
• аренда земельных участков;
• субаренда земельных участков;
• земельные сервитуты;
• использование земельных участков на условиях временного либо постоянного занятия;
• общее землепользование граждан.
11. Право пожизненного наследуемого владения земельными участками.
По содержанию право пожизненного наследуемого владения уже, чем право собственности, поскольку распорядительные правомочия субъекта данного права ограничены возможностью передать земельный участок по наследству, а также добровольно отказаться от земельного участка. Право пожизненного наследуемого владения является бессрочным и передается по наследству.
13. Аренда (субаренда) земельных участков.
Аренда является наиболее универсальным земельно-правовым титулом, в связи с чем КоЗ предусматривает, что использовать земельные участки на условиях аренды могут граждане (независимо от их гражданства); индивидуальные предприниматели; юридические лица Республики Беларусь; иностранные юридические лица и их представительства; иностранные государства; дипломатические представительства и консульские учреждениям иностранных государств; международные организации и их представительства.
15. Основания прекращения прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков.
Основания прекращения различаются в зависимости от права на землю.
Право пожизненного наследуемого владения, постоянного и временного пользования земельным участком может быть прекращено в случае добровольного отказа от земельного участка, а также при принудительном прекращении данных прав. Право аренды (субаренды) земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством или договором аренды, а также по принудительным основаниям.
17. Понятие и особенности совершения сделок с земельными участками.
Посредством сделок с землей осуществляется гражданский оборот земель. Правовое регулирование сделок с землей осуществляется как земельным, так и гражданским законодательством. Согласно ст. 47 Кодекса о земле сделки с земельными участками заключаются в соответствии с гражданским законодательством с учетом ограничений, установленных Кодексом о земле, актами Президента Республики Беларусь и иными законодательными актами.
Предусмотренные ст. 47 КоЗ сделки с земельными участками и правами на них правомерно классифицировать на три основные группы.
19. Ипотека земельных участков. Залог права аренды земельных участков.
Правовое регулирование залоговых отношений в землепользовании осуществляется совместно нормами гражданского (ГК; Закон Республики Беларусь «Об ипотеке» от 20 июня 2008 г. № 345-З; Закон Республики Беларусь «О залоге» 24 ноября 1993 г. № 2586-XІІ) и земельного законодательства, которые находятся между собой в определенном соотношении в зависимости от вида залога.
Ст. 50 Кодекса о земле и Закон «Об ипотеке» ограничивает обязательства, которые могут обеспечиваться залогом в земельных отношениях, только обязательствами по кредитному договору, заключенному с банком, который является разновидностью договора займа. Законодательство не увязывает залог земельных участков и права аренды земельных участков с какими-то конкретными целями, для которых предоставляется кредит, поэтому залогом может быть обеспечен любой кредитный договор.
21. Переход права на земельные участки.
С учетом положений ст. 219 ГК в юридической литературе выделяют первоначальные и производные основания возникновения права собственности. К последним относятся: приобретение на основании договоров об отчуждении и приобретении права собственности; наследование; правопреемство при реорганизации юридического лица.
Земельное законодательство называет следующие случаи перехода прав на земельные участки от одного лица к другому:
• переход права частной собственности, пожизненного наследуемого владения на переданный по наследству земельный участок;
• переход прав на земельные участки при переходе прав на расположенные на них капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения или долей в праве на данные объекты.
23. Учет земель и ведение государственного земельного кадастра.
Согласно ст. 1 Кодекса о земле государственный земельный кадастр представляет собой совокупность систематизированных сведений и документов о правовом режиме, состоянии, качестве, распределении, хозяйственном и ином использовании земель, земельных участков.
В соответствии со ст. 72 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» земельный кадастр является разновидностью государственного кадастра природных ресурсов.
Объектом земельно-кадастрового учета являются все земли Республики Беларусь, как используемые, так и неиспользуемые, поэтому государственный земельный кадастр является единственным официальным источником сведений о земле, системой регистрации, учета и оценки земель.
25. Государственный контроль в области использования и охраны земель.
Государственный контроль за использованием и охраной земель представляет собой деятельность государственных органов, направленную на предотвращение, выявление и устранение нарушений законодательства об охране и использовании земель, осуществляемую в соответствии с законодательными актами (ст. 1).
В соответствии со ст. 90 Кодекса о земле государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется в целях соблюдения всеми гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами установленного порядка пользования землями, земельными участками, а также иных правил и норм, предусмотренных законодательством об охране и использовании земель.
27. Порядок передачи земельных участков в государственную собственность.
Частные собственники земельных участков имеют право в любое время добровольно отказаться от этого участка. В соответствии со ст. 54 Кодекса о земле добровольная передача земельных участков, находящихся в частной собственности, в государственную собственность производится безвозмездно или путем их выкупа для государственных нужд, что является основаниями прекращения права частной собственности на земельный участок.
29. Изъятие земельных участков для государственных нужд.
Изъятие земельных участков для государственных нужд является основным способом перераспределения земель, поскольку в этом случае прекращаются права на землю одних землепользователей, и земельные участки предоставляются иным субъектам, реализующим важные потребности, отнесенные к государственным нуждам. Для государственных нужд могут быть изъяты земельные участки, предоставленные на любом праве, но только в случаях и порядке, предусмотренном земельным законодательством.
31. Возмещение правомерного вреда землепользователям.
Согласно ст. 933 ГК вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законодательством. Ст. 75 КоЗ предусматривает возмещение землепользователям убытков, причиняемых:
• изъятием земельных участков;
• временным занятием земельных участков;
• сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества;
• ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельных сервитутов.
33. Понятие и виды юридической ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании земель.
Юридическая ответственность понимается как меры государственного воздействия, применяемые к нарушителям земельного законодательства. При этом возникает самостоятельный вид земельных правоотношений – охранительные правоотношения, которые регулируются соответствующим институтом земельного права. Институт юридической ответственности за земельные правонарушения является комплексным и состоит в значительной степени из норм других отраслей, устанавливающих различные виды юридической ответственности.
35. Земельно-правовые меры воздействия к нарушителям законодательства об охране и использовании земель.
В качестве земельно-правовых мер воздействия рассматриваются специальные санкции, которые применяются к правонарушителям в порядке, установленном земельным законодательством. Земельно-правовые меры воздействия могут применяться наряду с другими видами ответственности (уголовной, административной, гражданской) или в качестве самостоятельного способа воздействия на нарушителей.
37. Субъекты и правовые формы использования земель сельскохозяйственного назначения.
Ст. 37 КоЗ предусматривает исчерпывающий перечень субъектов, которым могут быть предоставлены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. К таким субъектам относятся:
• сельскохозяйственные организации (коммерческие организации, занятые производством сельскохозяйственной продукции), иные организации – для ведения сельского хозяйства;
• научные организации, учреждения образования – для исследовательских или учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства;
• граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
39. Правовой режим земельных участков, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 18 февраля 1991 г. № 611-XII «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в редакции Закона от 19 июля 2005 г. № 44-З, крестьянским (фермерским) хозяйством признается коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.
41. Правовой режим земель садоводческих товариществ и дачных кооперативов.
В соответствии со ст. 6 Кодекса о земле земли садоводческих товариществ и дачных кооперативов относятся к землям населенных пунктов, хотя располагаются, как правило, за пределами границ населенных пунктов, что позволяет сохранить для данных земель режим частной собственности на землю.
Порядок создания и деятельности дачных кооперативов законодательством не урегулирован, однако предоставление земельных участков садоводческим товариществам и дачным кооперативам происходит единообразно.
43. Правовой режим земель природоохранного назначения.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» в редакции от 23 мая 2000 г. заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы являются самостоятельными категориями особо охраняемыми природных территорий. Под особо охраняемыми природными территориями понимается часть территории Республики Беларусь с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное и (или) эстетическое значение, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования.
45. Правовой режим земель лесного фонда.
Правовой режим земель лесного фонда является комплексным правовым институтом смежным для лесного и земельного права. Лесное законодательство содержит ряд норм, регулирующих земельные отношения, что определяется спецификой права лесохозяйственного землепользования.
Порядок использования земель лесного фонда недостаточно урегулирован земельным законодательством. Особенности использования земель лесного фонда в основном зависят от характеристик расположенных на них лесов, в частности:
• от группы лесов и категории защитности. В соответствии со ст. 16 Лесного кодекса все леса делятся на две группы; леса первой группы разграничиваются по категориям защитности; в лесах обеих групп могут быть выделены особо защитные участки с ограниченным режимом использования.
47. Правовой режим земель запаса.
К землям запас а относятся все земли, не включенные в земли иных категорий либо исключаемые из их состава.
Землями запаса могут быть земли, одновременно отвечающие трем условиям.
Во-первых, земли должны находиться в государственной и муниципальной собственности.
Во-вторых, земли не должны быть предоставлены гражданам и юридическим лицам.
В-третьих, земли не должны использоваться до их перевода в иные категории и последующего предоставления различным лицам. По существу, к землям запаса могут относиться только те земли, которым придается резервное значение.
49. Правовой режим земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства.
По действующему земельному законодательству земли для ведения личного подсобного хозяйства не относятся к землям сельскохозяйственного назначения, несмотря на их преимущественно сельскохозяйственное назначение.
Ст. ст. 12, 14 Кодекса о земле установлено, что земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам Республики Беларусь в частную собственность, пожизненное наследуемое владение в сельских населенных пунктах, поселках городского типа – зарегистрированным по месту жительства в этих населенных пунктах. По этому признаку земли для ведения личного подсобного хозяйства можно относить к землям населенных пунктов. Предоставление участков для данной цели производят сельские и поселковые исполнительные комитеты.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты