Педагогическая психология
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Шпаргалка
на тему: «Педагогическая психология»
по дисциплине: «Педагогическая психология»
2021
15.00 BYN
Педагогическая психология
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Педагогическая психология
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
1. Предмет, задачи, структура и междисциплинированные связи педагогической психологии. Связь педагогики и психологии.
2. Основные методологические принципы и методы исследования педагогической психологии. Номотетизм и идиографизм в педагогической психологии.
3. История становления и развития педагогической психологии. Современные проблемы педагогической психологии. Формы организации психолого-педагогического знания. Объективистская, конструктивистская и трансформационная парадигмы.
4. Проблема соотношения обучения и психического развития в педагогической психологии. Экзогенный, эндогенный и коммуникативный контексты трактовки соотношения обучения и развития.
5. Психологические особенности, основные характеристики и структура процесса обучения. Психологические проблемы обучаемости и школьной успеваемости. Психолого-педагогические интерпретации причин неуспеваемости школьников.
6. Общая характеристика и психологические особенности проблемного обучения (А.М. Матюшкина). Достоинства и недостатки проблемного обучения.
7. Общая характеристика и психологические особенности программированного обучения Б.Ф. Скиннера. Достоинства и недостатки программированного бучения.
8. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин).
9. Психологические основы развивающего обучения в отечественной образовательной системе (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Сравнительная характеристика традиционной и развивающей систем школьного обучения.
10. Психологические основы развивающего обучения в отечественной образовательной системе. Сравнительная характеристика традиционной и развивающей систем школьного обучения.
11. Психологические основы учебной деятельности в системе развивающего обучения. Структура усвоения учебной деятельности.
12. Проблема мотивации учебной деятельности. Классификация мотивов учения. Формирование мотивации учения младшего, среднего и старшего школьников.
13. Психологические особенности педагогической оценки учения школьников. Функции, виды. Типы педагогических оценок (Б.Г. Ананьев, Ш.А. Амонашвили).
14. Психологическая сущность воспитания. Подходы, принципы и виды воспитания.
15. Психологические сущность самовоспитания. Интериоризация и рефлексия в процессе самовоспитания. Управление процессом самовоспитания.
16. Психологические условия успешности методов воспитания. Воспитательная среда.
17. Активизация, стимулирование и поддержка процессов обучения и воспитания. Основные профессиональные установки и методические приемы учителя-фасилитатора.
18. Общая характеристика и специфические особенности, контексты и сложности идентификации педагогической позиции. Структура педагогической деятельности в условиях парадигмальных изменений образования.
19. Профессиональные знания, умения и профессионально значимые личностные качества педагога в парадигмальных контекстах. Оценка уровней продуктивности педагогической деятельности.
20. Мотивация педагогической деятельности. Педагогическая направленность личности педагога. Типы педагогической направленности.
21. Общая характеристика педагогического общения в теории (Я.Л. Коломинского). Функции и средства педагогического общения.
22. Классификация стилей профессионально-педагогического общения (Н.А. Березовин, Я.Л. Коломинский).
23. Культура речи педагога, ее психологические особенности и функции. Педагогическая риторика.
24. Саморегуляция в деятельности педагога. Причины профессионального выгорания педагога. Стадии профессионального выгорания.
25. Содержание педагогической профориентации. Общественно-педагогическая деятельность старшеклассников в системе профориентации. Проблема психодиагностики профпригодности к педагогической профессии.
26. Конфликты в учебно-воспитательном процессе в системе «учитель-ученик». Ученическое сопротивление.
27. Особенности конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе, стратегии и этапы их разрешения.
28. Социально—перцептивные механизмы педагогического взаимодействия. Эмпатия и рефлексия в процессах педагогического взаимодействия. Диалог и общение в условиях обучения.
29. Психологическое обеспечение деятельности педагога. Принципы работы психолога с педагогами (А.А.Реан, Я.Л. Коломинский).
30. Формы индивидуальной работы психолога с педагогом. Особенности психологической помощи педагогам с различным опытом и стажем работы в школе.
1 Предмет, задачи, структура и междисциплинированные связи педагогической психологии. Связь педагогики и психологии.
Педагогическая психология –отрасль психологии, рассматривающая психологические механизмы, закономерности, факторы развития психики в условиях обучения и воспитания. Предметом педагогической психологии является психологические основы формирования личности в процессе обучения и воспитания.
Задачи педагогической психологии: - выявление закономерностей развития психики в процессе обучения и воспитания; - установление условий успешности развития психики в образовательном пространстве; - определение основных механизмов функционирования психики; - установление факторов, влияющих на психологическую сферу личности; - создание и развитие методов и методик для исследования особенностей функционирования психики.
Педагогическая психология призвана изучать строение, свойства и закономерности процесса учения. Ее центральной проблемой является выявление условий, обеспечивающих успешное усвоение знаний и умений, дающих высокий развивающий и воспитывающий эффект обучения.
Структура педагогической психологии: 1) психология обучения; 2) психология воспитания; 3) психология учителя.
3 История становления и развития педагогической психологии. Современные проблемы педагогической психологии. Формы организации психолого-педагогического знания. Объективистская, конструктивистская и трансформационная парадигмы.
Начало развитию педагогической теории положил фундаментальный труд Я.А. Коменского «Великая дидактика», увидевший свет в 1657 г. Но лишь в конце ХIХ в. педагогическая психология начала оформляться как самостоятельная наука. Весь путь ее становления может быть представлен тремя длительными этапами:
1 этап сер. ХVII-к. ХIХ в. –общедидактическим с «ощущаемой необходимостью психологизировать педагогику» по выражению И. Песталоцци. период первых попыток научного осмысления данного процесса, и собственно психологические аспекты перечисленных проблем были раскрыты этими исследователями далеко не полностью.
2 к. ХIХ в.-сер. ХХ в. Педагогическая психология развивалась и оформлялась одновременно с интенсивным развитием экспериментальной психологии и разработкой конкретных педагогических систем. В это время появляется много работ, посвященных собственно психологическим проблемам учения и обучения. Важным явлением на данном этапе стало формирование особого психолого-педагогического направления – педологии. В этой науке комплексно, на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития.
5 Психологические особенности, основные характеристики и структура процесса обучения. Психологические проблемы обучаемости и школьной успеваемости. Психолого-педагогические интерпретации причин неуспеваемости школьников.
Психологические особенности: 1. Обучение является специфической формой передачи и усвоения общечеловеческого опыта, который складывался в жизни многих предшествующих поколений. 2 Обучение невозможно без взаимодействия ученика и учителя. Обучение представляет собой совместную, распределенную, многосоставную деятельность, особую форму взаимодействия двух субъектов — неотъемлемых участников целостного процесса, объединенного знанием как своим общим предметом. Однако для учителя эта деятельность является преподаванием, направленным на передачу знания и организацию его усвоения учащимися. Результат обучения заключается в качественном изменении мышления, сознания, всей психики и личности учащегося. Данная особенность обучения состоит в том, что его результат не может рассматриваться как механическая прибавка к уже имеющимся знаниям и умениям, ранее сложившимся психическим процессам и свойствам. Это высшая ступень познания, когда исходно внешний учебный материал путем процесса интериоризации становится собственно внутренним, психическим, личностным достоянием учащегося. Это новое приобретение психики не только добавляется ко всему прежнему, но и принципиально его преобразует, переводит на новый уровень функционирования, проявляется в усложнении связей и взаимодействия.
7 Общая характеристика и психологические особенности программированного обучения Б.Ф. Скиннера. Достоинства и недостатки программированного обучения.
Психологическая сущность программированного обучения состоит в повышении эффективности управления процессом учения. В основе программированного обучения лежат общие и частные дидактические принципы последовательности, доступности, систематичности, самостоятельности.
Организация учебного процесса по специальной обучающей программе, обеспечивающей самостоятельное приобретение знаний, навыков и умений.
П. о. присущи следующие признаки:
1) наличие поддающейся измерению цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели; 2) расчлененность изучаемого материала и деятельности участников обучения на небольшие порции (шаги); 3) возможность получения информации о выполнении обучаемым каждого шага (наличие оперативной обратной связи, сигнализирующей о правильности прохождения шагов, и использование ее для коррекции учебной деятельности); 4) особая организация учебного процесса, при которой преподаватель не только осуществляет контроль заработой учащихся, но и оказывает помощь на основе данных выборочного контроля; 5) использование в ходе обучения специальных программированных учебных пособий и технических средств (обучающих машин и персональных компьютеров).
9 Психологические основы развивающего обучения в отечественной образовательной системе (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Сравнительная характеристика традиционной и развивающей систем школьного обучения.
В основе развивающего обучения школьников по системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова лежит теория формирования учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством анализа, планирования и рефлексии. Формирование учебной деятельности обеспечивается логикой реализации ее компонентов – постановкой задачи, выбором средств, самоконтролем и самопроверкой, а также правильным соотношением предметных и символических планов в учебной деятельности.
Известно, что каждая деятельность характеризуется по ее предмету. Самое главное в учебной деятельности – это поворот человека на самого себя: стал ли он для самого себя изменяющимся субъектом каждый день, каждый час. Оценка собственных изменений, рефлексия на себя – собственный предмет учебной деятельности. Таким образом, суть учебной деятельности заключается в самоизменении ее субъекта.
В соответствии с теорией В. В. Давыдова для формирования полноценной учебной деятельности у младших школьников необходимо, чтобы они систематически решали учебные задачи, в результате чего они находят общий способ подхода ко многим частным задачам, которые в последующем выполняются "с ходу" и сразу правильно. Учебная задача решается посредством системы действий. Первое – принятие учебной задачи, второе – преобразование ситуации, входящей в нее.
11 Психологические основы учебной деятельности в системе развивающего обучения. Структура усвоения учебной деятельности.
Важнейшей функцией учебного процесса, определяемой социальным заказом общества, является развивающая функция. По определению И. С. Якиманской, обучение, которое, обеспечивая полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие, и есть развивающее обучение.
Для того, чтобы обучение успешно выполняло развивающую функцию, необходима специальная методическая обработка химического содержания, особая организация учебного процесса и глубокое проникновение в психологию каждого ученика.
«Вся сложность развивающего обучения заключается в том, что, так как развитие учащихся индивидуально, к одному и тому же результату они идут разным путем, и этот путь требует разного времени. И более того, развитие не терпит насилия».16
Развивающее обучение постоянно находится в центре внимания психологов. JI. В. Занковым сформулирована теория развивающего обучения. Сущность основных положений этой теории в следующем: 1)построение обучения на высоком, но посильном уровне трудности. Иначе вместо сознательного усвоения будет наблюдаться механическое запоминание; 2) изучение материала быстрым, но доступным для учащихся темпом; 3) резкое повышение удельного веса теоретических знаний; 4) осознание учащимися процесса учения -не только сознательное усвоение знаний, но и сознательное использование умственных приемов.
13 Психологические особенности педагогической оценки учения школьников. Функции, виды. Типы педагогических оценок (Б.Г. Ананьев, Ш.А. Амонашвили).
Отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая—наказанием
Существуют разные виды педагогических оценок: 1. Предметные оценки - касаются того, что делает или что уже сделал ребенок, но не его личности. 2. Персональные оценки - относятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам, 3. Материальные оценки - включают разные способы материального стимулирования детей за успехи в учебной и воспитательной работе. 4. Моральные оценки - педагогическая оценка содержит в себе похвалу или порицание, характеризующие действия ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали.5. Результативная оценка - относятся к конечному результату деятельности, акцентируют внимание в основном на нем, не принимая в расчет или пренебрегая другими атрибутами деятельности. 6. Процессуальная оценка - относятся к процессу. 7. Количественная - соотносятся с объемом выполненной работы, например с числом решенных задач, сделанных упражнений. 8. Качественная - касаются качества выполненной работы, точности, аккуратности, тщательности и других аналогичных показателей ее совершенства.
15 Психологические сущность самовоспитания. Интериоризация и рефлексия в процессе самовоспитания. Управление процессом самовоспитания.
Методы самовоспитания и самообразования
Воспитательные воздействия педагога направлены на формирование активности самого ребенка, его способности к развитию и потребности у него в самовоспитании и самообразовании. В процессе интериоризации социокультурного опыта человечества ребенок приобретает опыт коллективного и самостоятельного творения относительно нового в истории развития цивилизаций. Самовоспитание — это процесс усвоения личностью социокультурного опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевно-нравственных факторов, обеспечивающих ее гармоничное и всестороннее развитие. Самовоспитание осуществляется при наличии определенного уровня развития самосознания личности, способности к анализу при субъектном осознанном сопоставлении своего поведения с поведением других людей.
К основным методам самовоспитания относятся:— самопознание, которое включает в себя самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение; — самообладание, которое опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение; - самостимулироваиие, которое предполагает актуализацию самоутверждения, самоободрения, самопоощрения, самонаказания, самоограничения.
17 Активизация, стимулирование и поддержка процессов обучения и воспитания. Основные профессиональные установки и методические приемы учителя-фасилитатора.
Главное, что характеризует этот подход к воспитанию, - это акцент на деятельности ребенка и создании условий для его развития. Представители гуманистической психологии шли в своих взглядах на личность ученика от критики технократической концепции обучения, бихевиоризма, технологии обучения за то, что эти концепции рассматривают личность ученика как часть технологической системы, набор поведенческих реакций, предмет манипуляций. Гуманистическая психология понимает личность как сложную, индивидуальную цельность, неповторимость и высшую ценность, которая обладает иерархией потребностей в безопасности, любви, уважении и признании. Высшей потребностью личности является потребность в самоактуализации - реализации своих возможностей (А.Маслоу). Большинству людей свойственно стремление стать внутренне состоявшейся, актулизирующейся личностью. "Полноценно функционирующий человек", по К.Роджерсу, осознает свои чувства, потребности, открыт для всех источников знания, способен выбирать из возможных вариантов поведения то, что отвечает его природе, обладает ответственностью. Он открыт для изменения и готов к личностному росту, саморазвитию.
19 Профессиональные знания, умения и профессионально значимые личностные качества педагога в парадигмальных контекстах. Оценка уровней продуктивности педагогической деятельности.
В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения. От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит продуктивность педагогической деятельности.
Качества: способности, логическое мышление. Логическое мышление отражает сформированность логических приемов мышления как совокупности действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений. Активность личности, целеустремленность, уравновешенность, желание работать со школьниками, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм. Требовательность, ответственность, коммуникабельность. Педагогический артистизм, которое выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога. Им свойственны принятие себя как личности, склонность осознавать себя носителями позитивных, социально делаемых характеристик, высокая степень совпадения личных и профессиональных интересов, желание постоянно совершенствоваться.
21 Общая характеристика педагогического общения в теории (Я.Л. Коломинского). Функции и средства педагогического общения.
Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.
Процесс педагогического общения может складываться в двух крайних вариантах:
1) взаимопонимание, слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга
2) отчужденность, неспособность понять и предугадывать поведение друг друга, появление конфликтов.
Можно выделить шесть основных стилей руководства преподавателем учащихся:
- автократический (самовластный) когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом студентов, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;
- авторитарный (властный) допускает возможность для студентов участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает преподаватель в соответствии со своими установками;
- демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений студентов, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных.
23 Культура речи педагога, ее психологические особенности и функции. Педагогическая риторика.
Важнейшим компонентом педагогического мастерства является культура речи.
Н на занятиях, не сопровождающихся яркой и образной речью педагога, не могут быть плодотворно решены учебно-воспитательные задачи. Преподаватель должен иметь хорошую вербальную память, правильно выбирать языковые средства, логично излагать свои мысли, уметь ориентировать речь на собеседника, а также предвидеть результаты воздействия словом. Немалую роль в вербальном общении играют уровень его культуры и эрудиция. Я. А. Коменский считал, что педагог должен владеть словом в такой степени, которая обеспечивает полное понимание со стороны учеников; что язык преподавателя должен быть точным и ясным, выразительным и привлекательным для обучаемых. Культура речи служит важнейшим показателем духовного богатства педагога, его культуры мышления и является эффективным средством формирования и воспитания личности. Культура речи педагога – это умение выбрать стилистически верный способ подачи учебного материала, выразительно и доходчиво излагать свои мысли. В связи с этим педагог должен владеть нормами устной и письменной речи, т.е. правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления. Обычно с этих позиций оценивают речь как правильную или неправильную, а употребление выражений – как допустимое или недопустимое.
25 Содержание педагогической профориентации. Общественно-педагогическая деятельность старшеклассников в системе профориентации. Проблема психодиагностики профпригодности к педагогической профессии.
Профессиональная ориентация на учительскую профессию как система деятельности включает в себя следующие компоненты: • профессиональное просвещение (профинформацию); • профессиографию; • профессиональную консультацию; • профессиональный отбор; • профессиональную адаптацию.
Если работа над первыми четырьмя компонентами начинается ещё в стенах школы, то процесс профессиональной адаптации проходит уже непосредственно в учительском коллективе в первые годы работы.
Профессиональнее просвещение предусматривает овладение учащимися общеобразовательной школы определенной совокупностью знаний о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора учительской профессии. Как правило, учащиеся здесь получают информацию о наиболее общих признаках профессии. По мере накопления данная информация приобретает для школьника побудительную направленность. Психологи рекомендуют начинать работу по профориентации уже на ранних этапах социализации личности, возможно с 4—5 класса школы по специальным программам. Важным шагом в знакомстве с педагогической профессией является возможность обратиться к профессиографии, представляющей собой описание учительской профессии, специальностей, в нее входящих.
27 Особенности конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе, стратегии и этапы их разрешения.
Конфликтная ситуация - структурный компонент педагогических конфликтов. Она включает в себя субъекты конфликта и его объект, инцидент и конфликтное взаимодействие. Конфликтная ситуация возникает, когда удовлетворение потребностей одного из оппонентов препятствует удовлетворению потребностей другого. Это совокупность объективных и субъективных условий, возникающих в образовательном пространстве и создающих определенное психологическое напряжение, вследствие чего ослабляется рациональный контроль субъектов общения и активизируется их эмоциональное восприятие сложившихся противоречий. Ситуация предшествует конфликту. Субъект - отдельные лица или группы людей в образовательном учреждении, являющиеся непосредственными участниками конфликта и вовлеченные во все его стадии Объект - это определенные ценности, ресурсы, идеи к обладанию или использованию которых стремятся субъекты. Именно по их поводу возникает столкновение противоборствующих сторон. Предмет - это сущность конфликта или конфликтной ситуации, истинная причина. Чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт, необходим инцидент. Инцидент провоцирует столкновение взаимодействующих сторон, означающее перевод конфликтной ситуации в конфликт, проявляющийся в дальнейшем в поведении его участников.
29 Психологическое обеспечение деятельности педагога. Принципы работы психолога с педагогами (А.А.Реан, Я.Л. Коломинский).
Психологи, работающие в образовании, участвуют в проектировании и конструировании педагогической деятельности, моделируют ситуации, благоприятные для профессионального и личностного роста, самопознания и саморазвития педагогов. Качественные изменения, происходящие в образовании, в содержании и методах организации учебно-воспитательного процесса, приводят к существенным изменениям в целях, методах и технологиях работы психолога. Для примера: если раньше директора школ заказывали психологическое обеспечение содержания и методов обучения, просвещение педагогов и родителей, психологическую диагностику учащихся, то сегодня все чаще обращаются к психологу с вопросами выработки концепции развития школы, модернизации организационной структуры внутришкольного управления, развития профессионального мастерства и психологической компетентности педагогов.
Важным моментом в работе психолога является определение своей позиции и донесение ее до каждого педагога. Психолог не оценивает, не судит, не экспертирует. Его основные задачи:
– создать условия для психологической поддержки педагога;
– помочь педагогу в решении профессиональных и личностных проблем;
– решить в случае необходимости проблему эмоционального напряжения педагога.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты