Хозяйственное право
БИП (Белорусский институт правоведения)
Шпаргалка
на тему: «Хозяйственное право»
по дисциплине: «Хозяйственное право»
2021
15.00 BYN
Хозяйственное право
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Хозяйственное право
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 100.
Поделиться
1. Понятие и предмет хозяйственного права.
2. Принципы и метод хозяйственного права.
3. Наука хозяйственного права.
4. Система хозяйственного права.
5. Хозяйственное законодательство.
6. Понятие хозяйственных правоотношений.
7. Понятие и значение государственного регулирования хозяйственной деятельности.
8. Формы и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности.
9. Правовое регулирование контрольной (надзорной) деятельности.
10. Лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности.
11. Субъекты и объекты лицензирования.
12. Основания и порядок внесения изменений и дополнений в специальное разрешение (лицензию).
13. Приостановление, прекращение, возобновление действия и аннулирование лицензии.
14. Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Соотношение предпринимательской и хозяйственной деятельности.
15. Формы предпринимательства.
16. Правовое положение индивидуальных предпринимателей.
17. Понятие и признаки юридического лица, как субъекта хозяйственной деятельности.
18. Республика Беларусь и административно-территориальные единицы как особые субъекты хозяйствования.
19. Правовое регулирование отношений в сфере малого предпринимательства.
20. Государственная регистрация субъектов хозяйствования.
21. Основания отказа в государственной регистрации субъектов хозяйствования.
22. Ответственность в области государственной регистрации субъектов хозяйствования.
23. Понятие и способы реорганизации субъектов хозяйствования.
24. Понятие и основания ликвидации субъектов хозяйствования. Прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей.
25. Порядок проведения ликвидации субъектов хозяйствования.
26. Правовое положение хозяйственных товариществ.
27. Правовое положение хозяйственных обществ.
28. Правовое положение унитарных предприятий.
29. Правовое положение производственных кооперативов.
30. Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств.
31. Правовое положение представительств и филиалов.
32. Понятие и виды имущества субъектов хозяйствования. Право собственности как основа хозяйствования.
33. Право хозяйственного ведения.
34. Право оперативного управления.
35. Право аренды. Правомочия распоряжения.
36. Источники формирования имущества субъектов хозяйствования. Уставный фонд, его размер. Фонды и резервы.
37. Основные правила ведения бухгалтерского учета. Системы бухгалтерского учета.
38. Права и обязанности руководителя по организации бухгалтерского учета. Правовое положение главного бухгалтера.
39. Учетная политика организации. Понятие, состав и сроки представления бухгалтерской отчетности.
40. Правовое регулирование инвентаризации активов и обязательств.
41. Правовое регулирование бухгалтерского контроля.
42. Ответственность за нарушение законодательства о бухгалтерском учете и отчетности.
43. Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности.
44. Понятие и признаки экономической несостоятельности (банкротства). Источники правового регулирования отношений в сфере экономической несостоятельности (банкротства).
45. Лица, имеющие право на подачу в суд, рассматривающий экономические дела, заявления об экономической несостоятельности (банкротстве). Досудебное оздоровление.
46. Защитный период: особенности правового регулирования.
47. Правовое регулирование конкурсного производства.
48. Мировое соглашение: особенности правового регулирования.
49. Понятие и значение приватизации государственной собственности. Законодательство о приватизации.
50. Цели, задачи и принципы приватизации.
51. Формы и способы приватизации государственной собственности.
52. Субъекты и объекты приватизации.
53. Понятие, признаки и функции хозяйственных договоров.
54. Классификация хозяйственных договоров.
55. Условия, элементы, форма хозяйственных договоров.
56. Способы и порядок заключения хозяйственных договоров.
57. Основания и порядок изменения и расторжения хозяйственных договоров.
58. Понятие и значение хозяйственных санкций (ответственности).
59. Виды хозяйственных санкций (ответственности).
60. Понятие и виды мер оперативного воздействия.
61. Понятие и правовое регулирование технического нормирования и стандартизации.
62. Цели и задачи стандартизации.
63. Понятие оценки соответствия продукции.
64. Понятие и виды цен и тарифов. Законодательство о ценообразовании и государственное регулирование цен.
65. Права субъектов хозяйствования в области ценообразования.
66. Государственное регулирование цен и тарифов.
67. Формы расчетов, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
68. Контроль за соблюдением законодательства о ценах и ответственность за нарушения законодательства в сфере ценообразования.
69. Понятие и виды монополистической деятельности. Антимонопольное законодательство.
70. Государственное регулирование монополистической деятельности.
71. Доминирующее положение субъектов хозяйствования.
72. Понятие и формы проявления недобросовестной конкуренции.
73. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
74. Понятие и структура рынка ценных бумаг.
75. Правовые основы рынка ценных бумаг. Государственное регулирование рынка ценных бумаг.
76. Понятие, признаки и виды ценных бумаг.
77. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг.
78. Порядок выпуска и регистрации ценных бумаг.
79. Ответственность за нарушение законодательства о ценных бумагах.
80. Понятие и классификация бирж. Законодательное регулирование деятельности бирж.
81. Товарная биржа. Сделки, совершаемые на товарной бирже.
82. Правовое регулирование деятельности фондовой биржи.
83. Правовое регулирование деятельности валютной биржи.
84. Понятие и правовое регулирование банковской деятельности.
85. Банковская система в Республике Беларусь.
86. Особенности правового положения Национального банка Республики Беларусь.
87. Правовое положение банков.
88. Правовое положение небанковских кредитно-финансовых организаций.
89. Понятие и классификация инвестиций. Законодательство об инвестиционной деятельности.
90. Принципы и способы осуществления инвестиций.
91. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности.
92. Государственное регулирование в сфере инвестиций.
93. Гарантии прав инвесторов и защита инвестиций.
94. Порядок осуществления инвестиций на основе концессий. Концессионный договор и его виды.
95. Понятие и виды внешнеэкономической деятельности. Источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности.
96. Понятие и система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
97. Понятие и условия внешнеторгового договора как основание совершения внешнеторговых операций.
98. Сроки и порядок осуществления внешнеторговых операций.
99. Валютное регулирование и валютный контроль.
100. Валютные операции и их виды.
1. Понятие и предмет хозяйственного права.
Хозяйственное право, как учебная дисциплина - это совокупность знаний и навыков правового регулирования хозяйственной деятельности и использования соответствующих правовых норм в практике хозяйствования при осуществлении профессиональной юридической деятельности.
Учебная дисциплина "Хозяйственное право" основывается на достижениях хозяйственно-правовой науки (по истории становления, правовых средств функционирования хозяйственного права, тенденций его развития и совершенствования и т.п.), предусматривает анализ и изучение основных принципов правового регулирования хозяйственных отношений и практики применения актов законодательства.
Объем и содержание хозяйственного права как учебной дисциплины зависит от профиля подготовки (для нотариусов, судей, следователей - в общем виде, для юрисконсультов, адвокатов-хозяйственников, судей хозяйственных судов - максимально широко).
Общий курс имеет определенную систему, которая состоит из двух частей - общей и специальной.
Общая часть включает в себя материал по основным положениям правового регулирования хозяйственной деятельности независимо от отрасли и сферы этой деятельности.
Предмет три обособленные группы общественных отношений:
1) отношения, складывающиеся по поводу осуществления хозяйственной деятельности. Субъекты: юридические лица и ИП. На основании договоров поставки, энергоснабжения, контрактации, подряда;
2) отношения, складывающиеся по поводу осуществления государственного регулирования хозяйственной деятельностью;
3) отношения, складывающиеся по поводу государственного управления хозяйственной деятельностью.
10. Лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности.
Лицензирование можно разделить на 2 части: общее и специальное лицензирование.
Для получения лицензии в лицензионный орган предоставляется:
1) заявление установленного образца;
2) копия свидетельства, устава;
3) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
4) документ, подтверждающий полномочия руководителя.
Основания для отказа в выдаче лицензии:
1) предоставление на полных сведений;
2) предоставление не достоверных сведений;
3) отрицательное заключение экспертизы либо отказ в проведении экспертизы;
4) обращение за получением лицензии в течении года с момента ее аннулирования.
Основания для внесения изменения и дополнения в лицензию: изменение наименования лицензиата, реорганизация и изменение месторасположения лицензиата (в течении 30 дней лицензиат обязан внести изменение в лицензию).
Полномочия лицензионного органа:
1) выдает лицензии;
2) осуществляет проверку на соответствие деятельности лицензиата лицензионным требованиям. По результатам проверки: а) выносится предписание об устранении выявленных нарушений на срок не более 6 месяцев; б) приостанавливается действие лицензии; в) действие лицензии аннулируется:
- прекращение действия лицензии осуществляется по окончании срока действия лицензии, если не продлевается, заявление о продлении срока лицензии не ранее чем за 2 и не позже чем за 1 месяц до окончания срока действия лицензии;
- лицензиат не обращается за получением лицензии в течении 6 месяцев с момента принятия решения о ее выдаче;
- не были внесены изменения в лицензию.
20. Государственная регистрация субъектов хозяйствования.
Как правило, образование субъектов хозяйствования (в отношении юридических лиц) проходит в несколько стадий, которые условно можно подразделить на два этапа:
1) предрегистрационный
2) регистрационный – осуществление процедуры государственной регистрации субъекта хозяйствования.
Государственная регистрация юридического лица производится по месту его нахождения, индивидуального предпринимателя -по месту жительства.
В случае изменения местонахождения коммерческой, некоммерческой организации такая организация в течение 10 рабочих дней со дня изменения местонахождения обязана направить в регистрирующий орган соответствующее уведомление. Административная ответственность за неуведомление регистрирующего органа исключена.
В Республике Беларусь государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется следующими регистрирующими органами:
1. облисполкомами и Минским горисполкомом - коммерческих организаций с иностранными инвестициями, за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций (в том числе обществ взаимного страхования, страховых брокеров, объединений страховщиков) с иностранными инвестициями и коммерческих организаций с иностранными ин¬вестициями в свободных экономических зонах;
2. Национальным банком Республики Беларусь - банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах;
3. Министерством финансов Республики Беларусь - страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, включая страховые организации с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах;
4. Министерством юстиции Республики Беларусь - торгово-промышленных палат;
5. администрациями свободных экономических зон - коммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах;
6. облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомами - других субъектов хозяйствования, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Регистрирующие органы:
- принимают документы, представленные для государственной регистрации;
- рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации;
- при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.
Свидетельство о государственной регистрации выдается не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации.
Уполномоченный сотрудник регистрирующего органа не осуществляет государственную регистрацию в случае:
непредставления в регистрирующий орган всех необходимых документов;
оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;
представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
30. Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств.
Крестьянским (фермерским) хозяйством признается коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель (далее – фермерское хозяйство).
Фермерскому хозяйству принадлежит на праве собственности имущество, переданное в качестве вклада в уставный фонд фермерского хозяйства его учредителями (членами), а также имущество, произведенное и приобретенное фермерским хозяйством в процессе его деятельности.
Члены фермерского хозяйства имеют обязательственные права в отношении этого фермерского хозяйства.
Отношения, связанные с созданием и деятельностью фермерского хозяйства, регулируются настоящим Законом, актами Президента Республики Беларусь, гражданским законодательством, законодательством об охране и использовании земель и иным законодательством.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве о фермерском хозяйстве, то применяются правила международного договора.
Фермерские хозяйства имеют равные права с другими производителями сельскохозяйственной продукции на поставку товаров для государственных нужд в соответствии с законодательством.
Установление границ земельных участков, предоставленных для ведения фермерских хозяйств, разработка проектов внутрихозяйственного землеустройства фермерских хозяйств, оформление документов, удостоверяющих права на земельные участки, осуществляются государственными организациями, подчиненными Государственному комитету по имуществу Республики Беларусь, в порядке, установленном законодательством об охране и использовании земель, за счет средств, направляемых на эти цели из республиканского бюджета.
Президентом Республики Беларусь могут быть установлены иные условия и формы государственной поддержки и гарантии деятельности фермерских хозяйств.
40. Правовое регулирование инвентаризации активов и обязательств.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и стоимость активов и обязательств организации (ст. 12 Закона о бухучете).
Правовое регулирование инвентаризации активов и обязательств осуществляется Законом о бухучете, Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (в ред. от 22.04.2010) (далее - Инструкция по инвентаризации), которой урегулирован порядок проведения инвентаризации.
Законом о бухучете установлено, что инвентаризации подлежат активы и обязательства организации независимо от их места нахождения, а также активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.).
Инвентаризируемыми активами могут выступать: внеоборотные активы - основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности, вложения во внеоборотные активы (в том числе незавершенное строительство), прочие внеоборотные активы; оборотные активы - запасы и затраты, в том числе сырье, материалы (покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия; конструкции и детали; топливо; тара и тарные материалы; запасные части; прочие материалы; материалы, переданные в переработку на сторону; строительные материалы; инвентарь и хозяйственные принадлежности и др.); дебиторская задолженность; расчеты с учредителями; денежные средства; финансовые вложения; прочие оборотные активы.
Обязательства (определены для целей организации и ведения бухгалтерского учета) представляют собой задолженность организации, которая возникает в результате хозяйственных операций, совершенных до отчетной даты, и погашение которой приведет к уменьшению активов или увеличению капитала (ст. 2 Закона о бухучете).
Инвентаризация позволяет получить точную информацию о наличии имущества у организации и его соответствии данным бухгалтерского и (или) налогового учета (учета доходов и расходов) на одну и ту же дату.
В ходе инвентаризации документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств (в том числе неучтенных) путем: сопоставления с данными бухгалтерского учета; выявления активов и обязательств, частично потерявших свое первоначальное назначение (потребительские свойства) и устаревших морально; выявления сверхнормативных и неиспользуемых активов и обязательств с целью их учета и последующей реализации или списания; проверки обязательств с целью правильного формирования доходов и расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов, а также достоверности сумм дебиторской и кредиторской задолженности и др.; проверки образования и использования источников собственных средств, средств целевого финансирования и др. (п. 3 Инструкции по инвентаризации).
Инвентаризация может проводиться по инициативе самой организации, когда необходимо выявить действительное состояние имущества, денежных обязательств. В отдельных случаях проведение инвентаризации является обязательным: при передаче активов государственного унитарного предприятия в аренду, их купле-продаже; при реорганизации или ликвидации организации; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
50. Цели, задачи и принципы приватизации.
В результате перехода к рыночным отношениям возникла необходимость создать экономическую структуру, способную быстро реагировать на изменения, происходящие в конкурентной экономической среде. Многие государственные предприятия, оказались не способными своевременно адаптировать свою деятельность к быстро меняющимся потребностям рынка. С появлением предприятий частного сектора уровень конкуренции существенно усилился. В результате предприятия с участием государственной формы собственности существенно уменьшили свою долю на рынке, что определило убыточность производства некоторых из них и требовало реструктуризации и приватизации. В 2003 г. количество убыточных предприятий в промышленности достигло 35 %, значительную часть которых составляли госпредприятия.
Цель приватизации состоит в передаче части государственных предприятий в частные руки, тем самым это освобождает государство от финансового бремени перед государственными предприятиями, что будет способствовать повышению эффективности производства и заинтересованности частного собственника в результатах своего труда. Правовые основы приватизации государственного имущества в Республике Беларусь определены законом Республики Беларусь от 19 января 1993 г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь».
Под разгосударствлением понимается передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. В настоящее время понятие разгосударствление утратило свое значение в связи с внесением изменений и дополнений в новый Гражданский кодекс Республики Беларусь. Под приватизацией понимается приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.
В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления этим имуществом. В основе приватизации государственной собственности заложены следующие принципы ее проведения в Республике Беларусь: возмездный и безвозмездный способы приватизации; право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности; дифференциация методов, форм и процедур приватизации; разграничение компетенции органов государственного управления различных уровней по осуществлению приватизации; предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий; государственный контроль за осуществлением приватизации; обеспечение широкой гласности процесса приватизации; постепенность, поэтапность и законность.
Процесс разгосударствления и приватизации государственной собственности происходил на основе ряда программ, принятых в 1993–2006 гг., в целях повышения эффективности использования государственного имущества, сохранения стабильности в обществе, обеспечения единой государственной политики по управлению государственным имуществом.
60. Понятие и виды мер оперативного воздействия.
Под мерами оперативного воздействия понимаются такие юридические средства правоохранительного характера, которые применяются к нарушителю гражданских прав и обязанностей непосредственно управомоченным лицом как стороной в гражданском правоотношении, без обращения за защитой права к компетентным государственным органам.
К ним, в частности, относятся: односторонний отказ от нарушенного другой стороной договора, задержка выдачи груза получателю до внесения им всех причитающихся платежей и т. п.
В отличие от мер самозащиты гражданских прав меры оперативного воздействия, несмотря на то что они применяются самим управомоченным лицом без обращения к государственным органам, носят юридический, а не фактический характер, т. е. всегда влекут соответствующее изменение прав и обязанностей прежде всего для правонарушителя (например, прекращение права на оплату товара при обнаружении его недоброкачественности или появление обязанности устранить за свой счет дефекты в поставленном оборудовании и т. д.).
Меры оперативного воздействия многочисленны и многообразны, но они могут быть подразделены на следующие виды.
Общая норма, касающаяся данного вида мер оперативного воздействия, установлена ст. 397 ГК. Согласно данной норме в случае неисполнения должником обязательства изготовить и передать вещь в собственность, в хозяйственное ведение или оперативное управление, либо передать вещь в пользование кредитору, либо выполнить для него определенную работу или оказать ему услугу кредитор вправе в разумный срок поручить исполнение обязательства третьим лицам за разумную цену либо выполнить его своими силами, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, договора или существа обязательства, и потребовать от должника возмещения понесенных необходимых расходов и других убытков. В нормах, касающихся отдельных видов обязательств, содержание и условия применения указанных мер оперативного воздействия конкретизируются.
Меры оперативного воздействия, связанные с обеспечением встречного удовлетворения. Принципиальное положение о них сформулировано в ст. 359 ГК, где закреплено, что кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещения кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено.
Меры оперативного воздействия, связанные с отказом совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента (меры отказного характера). К ним относятся:
а) отказ от договора; б) отказ от принятия ненадлежащего исполнения, в) отказ во встречном удовлетворении по причине ненадлежащего исполнения обязательства.
Общие положения о них изложены в п. 2 ст. 328 ГК, в соответствии с которым в случае непредставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков. При этом следует иметь в виду, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным (п. 3 ст. 450 ГК).
70. Государственное регулирование монополистической деятельности.
Для устранения монополизма и причин, его порождающих, необходим комплекс
мер, направленных на преобразование форм собственности, перестройку
производства, управления и обмена, осуществление которых не может происходить
без целенаправленного государственного антимонопольного контроля и
регулирования. Такой подход обеспечит необратимость рыночных преобразований в
республике, станет одним из инструментов государственной политики по выводу
экономики из кризиса.
В течение переходного периода необходимо создать предпосылки для становления
рыночных отношений: обеспечить максимальную свободу экономических субъектов
(предпринимателей, предприятий); полную ответственность субъектов за
результаты хозяйственной деятельности; равноправие всех форм собственности,
включая частную конкуренцию производителей, т. е. перейти от конкуренции
потребителей к конкуренции производителей. Главным в этой политике должна
быть не борьба с монополизмом вообще, способная принять характер очередной
кампании, а усиление начал саморегуляции, создание необходимых условий для
формирования рыночных отношений, становления предпринимательства,
конкуренции.
Необходимость антимонопольного регулирования в Республике Беларусь
обусловливают:
1. Высокий уровень концентрации производства;
2. Преобладание крупных чистых монополий - единственных производителей;
3. Усиление монополистических тенденций со стороны хозяйствующих субъектов,
злоупотребляющих своим доминирующим положением на рынке.
Начало государственной политики в области антимонопольного регулирования
положено принятием в декабре 1992 г. первого в истории республики
антимонопольного Закона "О противодействии монополистической деятельности и
развитии конкуренции", вступившего в силу 1 марта 1993 г.
Специализированным органом, обеспечивающим координацию, реализацию и контроль
за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в
хозяйственной деятельности, развитию конкуренции и предпринимательства
выступает Министерство предпринимательства и инвестиций.
Для ограничения монополистической деятельности и устранения доминирующего
положения хозяйствующих субъектов на местных рынках созданы антимонопольные
структуры в областях и г. Минске, функционально подчиненные этому
Министерству.
Образование территориальных органов обусловлено особенностями географии
рынка, объемами, структурой и характером производства и потребления товара, а
также расстоянием транспортировки грузов. В республике сложились и
функционируют, наряду с республиканским, местные рынки, имеющие свою
специфику, своих местных монополистов. Так, в отдельно взятых регионах
практически не существует конкуренции хлебозаводу, молочному комбинату,
другим предприятиям, производящим продукты питания, поставляющим продукцию
+на местный рынок. В рамках республики ни одно из подобных предприятий не
подходит по своим параметрам под определение монополиста.
80. Понятие и классификация бирж. Законодательное регулирование деятельности бирж.
Товарная биржа осуществляет куплю-продажу не товаров как таковых, а контрактов на их поставку. На них продаются контракты только на стандартизируемые виды товаров, которые могут быть проданы партиями по образцам или техническому описанию. Круг товаров, продающихся на биржах, ограничен в основном сырьем и топливом. Среди них: маслосемена, пшеница, овес, мясо и живой скот, кофе, сахар, текстильные товары, нефть, дизельное топливо, мазут, бензин, цветные металлы.
Важнейшая цель фондовой биржи – обеспечивать быструю и эффективную куплю-продажу и перепродажу акций и других ценных бумаг, а для их владельцев возможность обмена на деньги и обратно. Главные функции биржи:
определение курса (цены) акций, облигаций и других фондовых ценностей,
распространение информации о них, поддержание высокого уровня
профессионализма участников рынка ценных бумаг.
На бирже могут котироваться следующие ценные бумаги: государственные (муниципальные, федеральные) облигации; акции предприятий и деривативы (производные ценные бумаги). Государственные и другие облигации используются для уменьшения дефицита соответствующего бюджета.
Наименее распространенными являются валютные биржи, которые существуют в ФРГ, Франции, Японии, странах Бенилюкса, некоторых скандинавских странах.
Данные биржи создаются для организации и обслуживания рынка иностранной валюты и представляют собой регулярно функционирующий рынок, на котором происходит торговля крупными партиями валют.
Валютные биржи традиционно не имеют самостоятельного места функционирования и действуют обычно либо при товарных, либо при фондовых биржах. Покупателями и продавцами являются преимущественно банки, которые совершают сделки за свой счет или по поручениям своих клиентов. На данных биржах устанавливаются курсы иностранных валют для расчетов с банковскими клиентами. В большинстве стран операции с расчетов проводятся на межбанковском валютном рынке.
Биржа труда – организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-
продажи рабочей силы.[22] Она позволяет упорядочить наем предприятиями
рабочей силы и сократить для граждан время поиска места работы. Кроме
мероприятий по трудоустройству биржи оказывают услуги лицам, желающим
переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают
и распространяют информацию об уровне занятости применительно к тем или
иным профессиям и регионам. Также следует отметить, что в большинстве стран
учреждения такого рода являются государственными.
90. Принципы и способы осуществления инвестиций.
Осуществление инвестиций основывается на следующих принципах:
инвесторы, а также государство, его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства Республики Беларусь (принцип верховенства права);
инвесторы равны перед законом и пользуются правами без всякой дискриминации (принцип равенства инвесторов);
инвесторы осуществляют инвестиции добросовестно и разумно без причинения вреда другому лицу, окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемления прав и защищаемых законом интересов других лиц или злоупотребления правами в иных формах (принцип добросовестности и разумности осуществления инвестиций);
вмешательство в частные дела не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании законодательных актов Республики Беларусь в интересах национальной безопасности (в том числе охраны окружающей среды, историко-культурных ценностей), общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела);
инвесторам гарантируется осуществление защиты прав и законных интересов в суде и иными способами, предусмотренными законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь (принцип обеспечения восстановления нарушенных прав и законных интересов, их судебной защиты)
При осуществлении инвестиций признается приоритет общепризнанных принципов международного права.
100. Валютные операции и их виды.
Валютными операциями являются:
- сделки, предусматр-щие исп-ние ин. валюты, ценных бумаг в ин. валюте, платежных док-тов в иностранной валюте;
- сделки между резидентами и нерезидентами, предусм-щие исп-ние бел. рублей, ценных бумаг в бел. рублях, платежных док-тов в бел. рублях;
- сделки между нерезидентами, предусм-щие исп-ние бел. рублей, цен. бумаг в бел. рублях, платежных док-тов в бел. рублях, совершаемые на тер-рии РБ;
- ввоз и пересылка в РБ, а также вывоз и пересылка из РБ валютных ценностей;
- банковские переводы в ин. валюте, не связанные с осущ-нием расчетов по сделкам, указанным в абзаце втором;
- банковские переводы между резидентами и нерезидентами в бел. рублях, не связ-е с осущ-ем расчетов по сделкам, указанным в абзаце 3;
- междунар. банк. переводы в бел.рублях между резидентами или нерезидентами;
- операции нерезидентов с бел. рублями по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанк. кредитно-фин. орг-ях РБ, не влекущие перехода права соб-ти на эти бел-е рубли;
- операции с ин. валютой по счетам и вкладам в банках и небанк. кред.-фин. орг-ях РБ, банках и иных кред. орг-ях за пределами РБ, не влекущ. перехода права соб-ти на эту ин. валюту.
Вал. операции, проводимые между резид-тами и нерез-тами, подразд-ся на текущие и вал. операции, связ-е с движ-ем капитала.
Текущ. вал. операциями явл. вал. операции, проводимые между резид-ми и нерез-тами и предусм-щие: - осущ-е расчетов по сделкам, предусм-щим экспорт/импорт товаров (за искл. ден. ср-в, цен. бумаг и недвиж. им-ва), охраняемой инфо, искл. прав на рез-ты интел. деят-ти, работ, услуг; - осущ-е расчетов по сделкам, предусм. передачу им-ва в аренду (лизинг); - перевод и получ-е дивидендов и иных доходов по инвестициям; - операции неторгового хар-ра.
К операциям неторг. хар-ра отн-ся: - перевод и получ-е ден. ср-в для выплаты зарплаты, стипендий, пенсий, алиментов, гос. пособий, ден. ср-в по возмещ-ю вреда; - переводы ден. ср-в для оплаты командир-х расходов раб-ков за пределами РБ; - перевод и получ-е ден. ср-в, входящих в состав наследства; - перевод и получ-е ден. ср-в, связ. со смертью гр-н, включая пособия и мат. помощь на погребение, трансп. расходы; - получ-е ден. компенсаций жертвами репрессий, членами их семей; - переводы ден. ср-в, связ. с оплатой содержания дипломатич. и иных офиц.представительств РБ, находящихся за пределами РБ; - перевод и получ-е ден. ср-в на основании суд. постан-й;
- получение резидентами от нерезидентов вал. цен-тей на хранение; - переводы, связ. с уплатой налогов, сборов и др. обязат. платежей, устан-х зак-вом РБ или ин.гос-в и др.
Вал. операциями, связ. с движ-ем кап-ла, явл-ся проводимые между резидентами и нерезидентами вал. операции, не относимые к текущим.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 100.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты