Педагогика
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Шпаргалка
на тему: «Педагогика»
по дисциплине: «Педагогика»
2022
15.00 BYN
Педагогика
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Педагогика
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
Поделиться
1. Предмет и задачи истории педагогики как науки и учебной дисциплины.
Задачи:
1. Показать общечеловеческий, конкретно-исторический характер воспитания и основные этапы разв. образования, школы и педагогической мысли.
2. Раскрыть сущность основных педагогических систем.
3. Научиться сравнивать, обобщать различные педагогические идеи и концепции.
4. Проследить развитие педагогической мысли в РБ, России, Европе.
Изучение истории педагогики играет большую роль в повышении педагогической культуры учителя, способствует вооружению его педагогическим мастерством и тем самым помогает учителю в его повседневной деятельности.
Изучение истории педагогики помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса. Курс истории педагогики охватывает всю историю воспитания и образования (первобытная эпоха, древность, Средневековье, Новое и Новейшее время), что позволяет охарактеризовать главные направления развития воспитания и образования человеческого общества.
3. Воспитание и школа в рабовладельческом обществе.
В Индии существовали три высшие касты: жрецы (брахманы), воины, общинники (земледельцы, ремесленники, торговцы). Четвертой – низшей кастой были наемные рабочие (слуги, рабы).
Наибольшей привилегией пользовалась каста брахманов (жрецов). Для их детей открывались жреческие школы. Основой воспитания было нравственные, умственные и физические качества. Брахманское образование прежде всего носило религиозный характер, включая, однако грамматические и другие «подсобные науки» (правила поведения, науку чисел, астрологию, науку о змеях, этиологию, логику и др. Срок брахманского обучения составлял 12 лет.
Для общинников открывались общинные школы, обучали письменности, грамоте, воспитывали трудолюбие, терпение.
У будущих воинов воспитывали силу, мужество, у низшей касты – терпение, послушание. Переход от семейного воспитания к общественному начинался с 8, 11, 12 лет.
5. Воспитание и школа в феодальном обществе (X-XIII вв.).
Особое значение в понимании воспитания имела трехчленная система разделения труда, сложившаяся к началу XI в. (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане). Характерным для этой эпохи было господство феодалов и духовенства, идейным оплотом общественной жизни выступала церковь. В этот период сложилась следующая система воспитания и образования:
• церковные школы (приходские, монастырские и соборные) – для подготовки служителей культа; дети 7-15 лет (только мальчики)
обучались основам грамоты, религиозным догмам и пению псалмов и молитв; в этих школах читался вслух материал на латыни и применялись жестокие наказания;
• рыцарские школы – для феодалов (графов, герцогов), где учили ездить верхом, плавать, владеть копьем, фехтовать, играть в шахматы, слагать песни.
7. Воспитание, школа и педагогическая мысль Древней Руси.
На рубеже 8-9в. возникла крупнейшая в Европе раннефеодальное государство Русь с центром в Киеве. Создался мощный политический союз, объединивший под властью киевских князей многочисленные племена от Карпат до Урала, от Черного до Белого моря. В 988г по инициативе князя Владимира произошло крещение Руси. Вместе с Христианством пришло просвещение и культура. При церквях и монастырях создавались школы. Образование на первых парах насаждалось сверху. Школа для России была явлением новым и воспринималась с опаской, они должны были способствовать распространению религии. Образование получали в основном дети господствующих сословий.
9. Иезуитская система воспитания в период Контрреформации.
С конца 50-х гг. XVI в. в качестве противостоящей лютеранству силы выступила Контрреформация, которая была не только католической реакцией на реформаторское религиозное движение, но и противостояла гуманистической культуре.
11. Педагогическая мысль и педагогические идеи С. Будного, Я. Намысловского, В. Тяпинского.
Сымон Будный (около 1539-1593 гг.)- талантливый учёный, педагог, деятель белорусской культуры, один из руководителей реформационного движения в Беларуси.
В 1562 году в Несвиже был напечатан на белорусском языке учебник по социологии «Катехизис». Он был первым школьным учебником по белорусскому языку и первой печатной книгой на территории Беларуси. По этому учебнику учащиеся протестантских школ изучали кальвинистское вероучение и белорусский язык.
13. Просветительская деятельность и педагогические взгляды С. Полоцкого.
Симеон Полоцкий (1629-1680) Самуил Гаврилович Петровский- Ситниянович, имя получил тогда, когда принял монашество, а фамилию такую приобрел в Москве. Родился в Полоцке, там же получил начальное образование, затем учился в Киевской братской коллегии, в Виленской иезуитской коллегии. Несколько лет работал в Полоцке в братской школе. Свою жизнь делит на два периода: русский и белорусский. В 1660г. с группой своих учеников ездил в Москву к русскому царю с просьбой не допустить поляков на Беларусь. Царь не пообещал помощь, но человек этот ему приглянулся и когда Полоцк был занят польскими войсками, С. Полоцкий уезжает в Москву (1664г.), его хорошо принимает царь Алексей Михайлович.
15. Жизнь и общественно-педагогическая деятельность Я.А. Коменского. Я.А. Коменский о целях и задачах воспитания.
Ян Амос Коменский (1552—1670). Он родился в семье, принадлежавшей к общине «чешских братьев», получил за счет общины среднее и высшее образование, после чего был выборным священником общины и возглавлял ее братскую школу. Коменский принимал активное участие в борьбе с насилием немецкого дворянства и католической церкви. Во время Тридцатилетней войны он подвергся вместе с другими членами общины преследованиям, вынужден был покинуть родину. В польском городе Лешно, где поселилась часть «чешских братьев», Коменский руководил братской школой, а позже был избран епископом.
17. Обоснование Я.А. Коменским классно-урочной системы.
Классно-урочная система. Коменский установил понятие школьного года с его делением на учебные четверти, ввел каникулы, определил организацию учебного дня (4 учебных часа в школе родного языка, 6 часов в латинской школе), теоретически разработал классно-урочную систему учебных занятий и практически применил ее. В школах тогда прием учащихся производился в разное время, в течение всего года. Ученики хотя и сидели вместе в классе, но коллективных занятий со всеми учениками класса большей частью не было: каждый учащийся учил свое, продвигался своим, индивидуальным темпом. Учитель занимался индивидуально с учениками. Коменский настаивал на том, чтобы прием в школу производился один раз в году, чтобы учитель вел коллективную работу со всем классом.
19. Я.А. Коменский о нравственном воспитании и дисциплине.
В школьной работе Я.А. Коменский огромное значение придавал соблюдению дисциплины, порядка во всем — соблюдению учащимися и учителями установленных правил. Общеизвестна крылатая фраза Я.А. Коменского: «Школа без дисциплины, что мельница без воды». Однако его понимание школьной дисциплины, школьных порядков принципиально отличалось от традиционного для того времени как с точки зрения трактовки их сущности, так и при рассмотрении средств ее становления.
21. Французские материалисты XVIII в. о воспитании.
Педагогические взгляды Клода Адриана Гельвеция (1715-1771). В 1758 году вышла в свет знаменитая книга Гельвеция «Об уме». Власти осудили и запретили эту книгу, как направленную против религии и существующего строя. Книга была публично сожжена. Гельвеции уехал за границу и в это время написал новый труд — «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» (издана в 1773 году). Гельвеции полагал, что все представления и понятия у человека образуются на основе чувственных восприятий. Большое значение он придавал формированию человека под влиянием среды. Он указывал, что феодальный строй калечит людей. Церковь портит человеческие характеры. Гельвеции считал необходимым сформулировать единую цель воспитания для всех граждан. Эта цель заключается в стремлении к благу всего общества, к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего количества граждан. Гельвеции утверждал, что все люди в равной мере способны к образованию, так как они рождаются с одинаковыми духовными способностями.
23. Развитие просвещения в России XVIII в.
В развитии просвещения отчетливо прослеживаются две тенденции:
1. Значительное расширение сети учебных заведений и усиление влияния принципа сословности.
2. Формируются методические и педагогические системы.
Значительная подвижка по первой проблеме заметна с 1786г. После принятия устава народных училищ:
• в губерниях (городах)- народные училища с 4 классами;
• в уездах - малые народные училища.
Если к 1782г. было 8 народных училищ, 516 учащихся, то к 1800 -2888 училищ, 23 тыс. учащихся.
25. Педагогическая деятельность и идеи И.Г. Песталоцци.
Генрих Песталоцци (1746-1827) родился в Швейцарии, в Цюрихе, в семье врача. Большое влияние на его воспитание оказывали мать и преданная служанка простая крестьянка. Песталоцци близко ознакомился с тяжелым положением крестьян и с малых лет проникся глубоким сочувствием к народу. В 1769 году он начал свой социальный эксперимент. На занятые им деньги он купил небольшое имение, названное им («Новый двор»), в котором хотел организовать показательную ферму, с тем чтобы научить окрестных крестьян рационально вести свое хозяйство. Песталоцци был непрактичным и неопытным хозяином, он скоро разорился. В 1774 году он открыл в Нейгофе «Учреждение для бедных», в котором собрал до пятидесяти сирот и беспризорных детей. По мысли Песталоцци, его приют должен был содержаться на средства, заработанные самими детьми. Воспитанники работали в поле, а также на ткацких и прядильных станках.
27. Педагогические идеи А. Дистервега.
Ф.А.В. Дистервег (1790-1866)-немецкий педагог. Он занимался вопросами обучения и в-ия в начальной школе. Является последователем идей Песталоцци. Всю жизнь стремился объединить немецкое учительство. Основной пед-ий труд-«Руководство к образованию немецких учителей» (1835). Является автором 20 учебников и руководств по мат-ке, нем. языку, географии, астрономии. Д. выступал за обновление школьного обр-ия. Главной задачей народной школы должно быть разностороннее развитие каждого ребенка, независимо от социального положения и религиозных взглядов его родителей. Выделил 3 ступени возрастного развития детей школьного возраста: 6-9 лет; 9-14 лет; 14-16 лет. У Д. ведущие принципы в-ия и об-ия: природа сообразность, культуросообразность, самодеятельность. Природа сообразность: следование в в-ии и об-ии природе ребенка. Культро сообразность означает учет в содержании в-ия исторически достигнутого уровня культуры. Самодеятельность Д. понимал, как активность, инициативность личности. Развитие детской самод-сти,по его мнению, конечная цель в-ия. Д. разработал дидактику развивающего об-ия, к-ую изложил в 33 правилах. Эти правила, по его мнению, должны помогать учителю успешно осуществлять процесс обучения.
29. Общественно-педагогическое движение за перестройку школьного дела в Беларуси второй половины XIX – начала XX вв. Белорусское культурно-просветительское возрождение.
В конце 50-х –начале 60-х под воздействием широкого общественно –политического движения в России среди белорусской интеллигенции возрос интерес к вопросам народного просвещения: общественной роли школы, организации учебного процесса, педагогической подготовки учителей и др. Просветительские идеи были ведущими в творчестве прогрессивных белорусских писателей-демократов второй половины 19в. Среди них Францишка Богушевич, Янка Лучина, Адам Гуринович, Феликс Танчевский, Валентин Иванович Дунин- Марцинкевич и др. Они требовали перестройки системы образования на демократической основе. В их произведениях особо подчеркивалось уважение к личности человека труда, необходимость просвещения народа на родном ему языке. Известный белорусский революционер-демократ Кастусь Калиновский (1838-1864) (восстание 1863) стал на борьбу за социальные и национальные интересы белорусского народа против так называемой "воли, свободы" которую дало русское правительство белорусскому народу.
31. Демократическая педагогическая мысль в России конца XIX – начала XX вв. (П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтерев, Н.Н. Вентцель).
Педагогические течения начала 20 века были обусловлены особенностями эпохи: технизация производства, кризис в общественном сознании, поляризация социальных идеалов.
Появляется антропологическое течение в педагогике. Обоснование антропологии как науки о душе, теле, назначении человека. Философия рассматривается как научная основа педагогики. Представители антропологического течения – К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Д. Дьюи, Петр Францович Лесгафт, Петр Федорович Каптерев, М. Монтессори. Этот период характерен еще и тем, что в педагогике появляется естественно научное течение (В.П. Вахтеров, А.П. Нечаев, Август Вильгельм Лай, Эрнст Мейман, Эдвард Торндайк), обосновывается идея развития, как основополагающая в педагогике.
33. К.Д. Ушинский о роли педагогической науки и деятельности учителя-воспитателя. Педагогика как наука и искусство.
Педагогика, писал Ушинский, наука в основном философская, она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться рецептами. Указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, логики, философии, истории, географии, статистики, политической экономии. В этих науках, считал Ушинский, обнаруживается совокупность «свойств предмета воспитания, то есть человека».
Он первым среди русских педагогов предпринял попытку суммировать научные знания о человеке, исходя их признания взаимосвязи педагогики с данными антропологических наук «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях».
Ушинский продолжил традицию русского просветительства, направленную на поиск педагогических решений социально-политических проблем. Он помышлял о том, чтобы извлечь народ из «мрака нищеты и невежества», веря, что хорошее воспитание может избавить человечество от многих зол.
35. К.Д. Ушинский о нравственном воспитании и его средствах. Отношение педагога к проблеме дисциплины.
Цели и средства нравственного воспитания
Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Выделял главную задачу воспитания – нравственность.
Нравственное воспитание должно развивать у ребенка твердый характер и волю, стойкость и чувство долга, уважение к людям, искренность, доброжелательность, справедливость.
37. Изменения в развитии народного просвещения в России 1917-1920 гг.
Перемены в области образования в России 1917-1920 (Декреты, постановления).
Революционная перестройка всей системы народного образования началась с первых дней социалистической революции. Декретом от 9 ноября (по старому стилю) 1917г. была организована Государственная комиссия по просвещению, которая занялась разработкой основ строительства новой системы народного образования.
Народный комиссар по просвещению Анатолий Васильевич Луначарский (1875 – 1933гг.) по поручению ком. партии и сов. Правительства обратился с воззваниями к населению, к учительству и к учащимся. В этих воззваниях он изложил основные принципы и задачи советского правительства в области народного образования: всеобщее обязательное начальное обучение, общедоступность школы всех ступеней, безусловная светскость школы, высокий бюджет по народному образованию, учет местных и национальных особенностей, привлечение педагогов к обсуждению всех вопросов строительства новой школы.
11 декабря 1917 г. было принято постановление "О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению". Все учебные заведения находившиеся ранее в введении церкви, преобразовывались в светские.
20 января 1918 г. был принят подписанный Лениным декрет совета народных комиссаров "О свободе совести, церковных и религиозных обществах", провозгласивший отделение церкви от государства и школы от церкви. Этим декретом объявлялась свобода совести, отменялись всякие ограничения и привилегии, связанные с принадлежностью к тому или иному вероисповеданию: указывалось, что каждый может, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
39. Педагогическая деятельность и идеи А.С. Макаренко.
Выдающийся советский педагог Антон Семенович Макаренко (1888-1939) всю свою научную деятельность связывал с воспитательной практикой. Руководил и осуществлял воспитательную работу в колонии для малолетних преступников имени А.М. Горького и коммуне имени Ф.Э. Дзержинского. Этот опыт Макаренко описал в литературных произведениях «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях».
Макаренко разработал стройную педагогическую систему, базирующуюся на идее воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива, педагогов и воспитанников, Система воспитания Макаренко отвечала задачам строительства нового советского общества.
41. Развитие системы народного образования и педагогической науки в СССР 1945-1992 гг.
Приоритетом школьной политики в 1945 – 1950 г. стало всеобщее начальное и семилетние обучение, количество учащихся 5 – 8-х классов в России, Беларуси возрастало более чем в 2 раза. Осуществление начального и семилетнего обучения сопровождалось огромными трудностями. Не хватало школьных зданий, школьных письменных принадлежностей, учебников. Постепенно положение улучшалось. В целом к началу 1950-х г.г. школа России, Беларуси перешла на всеобщее семилетнее образование.
Следующим шагом в школьной политике был переход на всеобщее восьмилетнее обучение. Такую реформу предусматривал "Закон об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" (1958). К 1961 – 62 учебному году реорганизация 7-летних школ в 8-летние была закончена. К 1970 году в основном было завершено осуществление обязательного восьмилетнего обучения. Далее планировалось постепенно вводить всеобщее десятилетнее обучение.
43. Вклад В.А. Сухомлинского в педагогическую теорию и практику.
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970). В своих работах ВА. Сухомлинский рассмотрел наиболее актуальные вопросы учебно-воспитательной деятельности советской школы. В. А. Сухомлинский настойчиво подчеркивал, что воспитание детей должно быть проникнуто духом гуманизма, горячей любви к детям, уважения к личности ребенка, сердечной заботой о его всестороннем развитии. Без чуткого и заботливого отношения, воспитателей к чести и достоинству своих воспитанников, без искренней, непритворной и вместе с тем мудрой, а, следовательно, и строгой любви к детям в семье и в школе не может быть разумного и эффективного воспитания, считал В. А. Сухомлинский.
45. Модернизация системы образования в мире в начале XXI в.
К середине XX в. во всех западноевропейских странах имелась обязательная средняя государственная школа. Несмотря на то, что типы школ различны и своеобразны в каждой стране, между ними есть и общие черты. Системы образования разных стран включают в себя такие похожие звенья, как: дошкольное воспитание, начальную, среднюю, специально-профессиональную школу и вузы.
К дошкольным государственным учреждениям относятся: материнские школы (Франция и Чехия), детские сады (ФРГ, Франция, Япония), школы — ясли от 2 до 7 лет (Великобритания), дошкольные классы при начальной школе (США, Великобритания). Их задачей является физическое, эстетическое воспитание ребенка, подготовка его к школе, а также развитие устной речи, обучение грамоте, счету.
Начальная школа. Эта ступень охватывает детей в возрасте от 5—6 до 16 лет. При этом в разных странах сроки обучения различны. Начальная школа обычно имеет две ступени — младшую и старшую.
47. Этническая педагогика как источник развития педагогической науки.
Этнопедагогика – это область современной педагогической науки, имеющая междисциплинарный характер.
Одним из определяющих компонентов воспитания в народной педагогике выступает передача традиций в процессе взаимодействия поколений. С древнейших времен сохранились традиции ухода за малолетними детьми, воспитания подростков и юношества, подготовки к семейной жизни.
К основным принципам этнопедагогики относятся:
• принцип культуросообразности (образование соотносится с многоаспектностью разных культур, направленностью образовательных процессов на отражение и воспроизведение мировых общечеловеческих и этнических культурных ценностей в их взаимосвязи);
• принцип интегративности (построение этнопедагогики как развивающейся системы научно-педагогических, культурологических знаний, имеющей многообразные связи с основными курсами педагогики и практической педагогической деятельностью).
49. Принцип культуросообразности в истории педагогики.
Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней, внутренней и общественной культуры, то есть учет условий, в которых ребенок живет (умение использовать реальную действительность в своих целях). Принцип культуросообразности исходит из того, что в воспитании необходимо принимать во внимание место и время, в котором родился человек.
Каждый учитель должен стремиться к гармоничному сочетанию культуры с природой, достижению равновесия между природной средой и природной сущностью человека. Воспитательно-образовательные принципы: пробуждение самостоятельности образование с двух сторон: нечто находиться вне человека и составляющее для него цель, стремление и то, что возникает постепенно, в процессе развития самого человека.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты