1. Гуманистическая парадигма в контексте социально-педагогической деятельности.
Понятие парадигмы образования и их многообразие. В переводе с латинского слово «парадигма» означает «пример». В современной педагогике оно употребляется как концептуальная модель образования.
В условиях гуманизации образования «обеспечить сохранение и развитие целостности человека может только образование, которое ориентировано на культуру и духовность молодого поколения как основополагающий принцип и источник всех его функциональных проявлений». В этой переориентации на первый план выдвигается проблема социальной защиты и поддержки детства средствами образования. Основываясь на данном суждении, мы склонны определять социальную защиту детства как вид практической педагогической деятельности, а, следовательно, как часть образования. Дело в том, что в современной гуманистической парадигме образования изменяются наши представления не только о ценностях, но и о составе и содержании педагогических процессов. В традиционном образовании основными педагогическими процессами всегда были воспитание (изменение потребностно-ценностной сферы личности), обучение (изменение норм деятельности) и развитие (изменение способностей), а в гуманистической педагогике и практике образования основными педагогическими процессами стали развивающее обучение, нравственное воспитание, личностное развитие, а также процессы заботы и защиты детей в образовании.
6. Понятие о профессиональной этики социального педагога, задачи и категории.
Профессиональная этика представляет собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающихся в процессе труда и вытекающих из содержания их профессиональной деятельности.
Цель этики - обеспечение и поддержание социально одобряемого содержания и целей профессиональной деятельности, а ее основная задача - нормативная регламентация и контроль отношений, поведения и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений, воздействие на сознание специалистов и формирование их нравственного облика, этического сознания, убеждений и потребностей.
7. Механизм обеспечения безопасной власти.
Опасность для общества со стороны власти может возникнуть в случае:
криминализации, коррумпированности власти и сращивания ее с преступностью;
превращения власти в диктаторский режим;
отсутствия ответственности за выполнение своих обязанностей, связанных с обеспечением национальных интересов;
некомпетентности;
возникновения зависимости власти от олигархов и других групп;
отчуждения от общества в силу сословного, классового или номенклатурного принципа формирования, который делает власть во многом закрытой;
чрезмерной бюрократизации института власти.
В качестве альтернативы механизмам формирования и функционирования опасной власти должны быть выработаны принципы безопасной власти для общества. К их числу можно отнести:
совершенствование механизма формирования власти (выборы, назначения на должности, воспитание национальной политической элиты, ужесточение «селекции» кандидатов на избрание в представительные органы, блокирование вхождения во власть криминала, некомпетентных и психически нездоровых лиц, аттестация и обучение госслужащих);
оптимизацию функционирования властных структур (принципы формирования правительства, полномочия Государственной Думы, независимость суда и СМИ);
обеспечение контроля за властью со стороны общества.
11. Ценности и мотивы в структуре профессиональной деятельности.
Ценность - значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом, определяемую не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой, жизнедеятельности, интересов, потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.
Аксиология - философское учение о ценностях и об оценке их в этике, которое исследует смысл человеческой, жизни.
Педагогические ценности - нормы, реглaментирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит связующим звеном между сложившимися общественным мировозрением в области образования и деятельностью педагога.
Социально-педагогические ценности – совокупность идей, норм и правил, регламентирующих деятельность общества в сфере образования.
20. Кодекс профессиональной этики педагога социального.
Кодекс этики социального работника и социального педагога - членов общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников».
Главная цель «Кодекса этики социального работника и социального педагога» - определить и обозначить этические принципы и нравственные (моральные) позиции человека (клиента), специалиста (социального работника и социального педагога) и общества (различных институтов социума) в процессе их взаимодействия при удовлетворении социальных потребностей клиента.
В задачи Кодекса входит характеристика основных этических норм и правил, которыми руководствуются социальные работники и социальные педагоги в своей практической деятельности.
Кодекс требует от практиков исполнять свои обязанности профессионально, руководствуясь этическими и моральными принципами.
Кодекс содержит директивы для работников социальной сферы, которые являются членами Союза социальных педагогов и социальных работников. Кодекс может быть использован и другими людьми для определения стандартов профессионализма, ожидаемого от специалистов социальной сферы и студентов социальных вузов. Поэтому работодатели могут включать данный Кодекс в текст контрактов по найму, заключаемых с социальными работниками и социальными педагогами.
22. Социально-психологические технологии разрешения конфликтов.
Социальная безопасность напрямую зависит от эффективного урегулирования и разрешения конфликтов. Урегулирование и разрешение конфликтов – это система мер, направленная на их предотвращение, а также поиск путей выхода из конфликта.
Поиск первопричин конфликтов означает:
- выявление неосознаваемых мотивов поведения людей в ходе возникновения, развития и завершения конфликтов;
- обнаружение осознаваемых, но скрываемых, маскируемых, основных целей, которые преследуют его участники;
- учет глубинных механизмов развития конфликтов.
Основные подходы к разрешению конфликта.
На практике встречаются три основных подхода к разрешению конфликтов:
1) победа или выигрыш одной из сторон (доминирование)
2) прекращение конфликтных действий сторон без уст! ранения причин, их вызвавших (урегулирование);
3) взаимовыгодное решение (сотрудничество или интеграция), при котором ни одна из сторон ничем не жертвует.
29. Применение профессиональной этики при осуществлении работы с различной категорией нуждающихся в помощи.
Этическое поведение по отношению к профессии социального педагога и социального работника Социальный работник и социальный педагог:
а) соблюдают Кодекс этики, утверждают ценности и правила, принципы и стандарты этического поведения, отстаивают, совершенствуют и популяризируют их; б) повышают качество и эффективность социальных услуг, предоставляемых людям, развивают профессионализм социальной работы, привлекая непрофессиональных помощников социальных педагогов и социальных работников к решению посильных для них задач; в) повышают статус социальной и социально-педагогической работы, защищают ее от необоснованной критики и укрепляют у людей различных социальных групп веру в ее необходимость; г) принимают участие и поощряют других к творческому поиску новых подходов, технологий, методов и методик социальной работы и социально-педагогической деятельности.
Этическое поведение по отношению к людям, которые пользуются социальными услугами Социальный работник и социальный педагог:
а) соблюдают принципы социальной работы в части касающейся клиентов: принимают человека таким, как он есть; привлекают его к активной совместной работе; обеспечивают конфиденциальность сотрудничества, информации и доступ к ней; несут ответственность за результаты своей работы с клиентом; проявляют личную порядочность по отношению к нему.
35. Психология и природа толпы.
Среда как фактор, способный вызвать чрезвычайные и экстремальные ситуации, опасные для человека, подразделяется на физическую и социальную.
Физическая среда – это совокупность условий, в которых живет и трудится человек (география местности, климат, условия труда и отдыха, режим дня и т. п.). Кроме того, она и сама может представлять опасность для жизни человека. Социальная среда – это окружение человека, те люди, с которыми он общается, взаимодействует. В контексте проблемы безопасности личности в чрезвычайных ситуациях социального характера определяющее значение имеет фактор социальной среды. Она подразделяется на макро– и микросреду.
Массовые психологические явления. На макросреду влияют и психологические состояния, присущие большим группам людей. Одной из наиболее значимых в контексте безопасности является толпа – бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
38. Профессиональная компетентность педагога социального и ее структура.
Компетентность (профессионализм) является ценностью социальной работы и социально-педагогической деятельности, которая обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека, его социума, социальной среды в целом и - обеспечивает принадлежность социального педагога и социального работника к их профессиональной группе; - определяет возможность их быстрого профессионального роста и привлечения для решения более сложных задач клиента; - побуждает к постоянному повышению уровня профессионализма, освоению новых знаний, развитию навыков и умений практической деятельности, глубокого понимания ценностей социальной работы и освоению методов научного исследования процессов социальной среды.
46. Развитие личности педагога социального в системе педагогического образования.
Многоуровневое педагогическое образование обеспечивает личности (студенту) возможность осуществить индивидуальный выбор содержания и уровня получаемого образования и профессиональной подготовки, удовлетворяющих интеллектуальным, социальным и экономическим потребностям. Основу педагогического образования составляет базовое высшее образование, реализуемое программами первого и второго уровней.
Первый уровень— общее высшее образование — достигается овладением образовательно-профессиональных программ первого уровня в течение 2 лет обучения. Оно обеспечивает право личности на продолжение обучения на ступени базового высшего педагогического образования по образовательно-профессиональным программам второго уровня.
Второй уровень базового высшего педагогического образования рассчитан на 2 года обучения и предусматривает реализацию образовательно-профессиональной программы по одному из предметных направлений. Студентам, сдавшим государственные экзамены и получившим базовое высшее педагогическое образование, выдается диплом бакалавра образования по избранному направлению.
50. Профессиональные навыки безопасного взаимодействия.
Правила и техники общения. Считается, что если общение субъекта неконструктивно, приводит к конфликтам и т. д., то причиной тому — незнание техник общения или невладение ими на достаточном уровне. Рассматривая техники конструктивного общения, обычно исходят из традиционной парадигмы позитивного общения. Первое правило имеет как психологический, так и лингвистический характер. Это правило призывает говорить на языке партнера. Язык общения должен быть понятен всем субъектам общения. Второе правило эффективного общения можно обозначить как проявление уважения к партнеру, подчеркивание его значимости. Третье правило заключается в демонстрации общности, причем в самом широком контексте.
Предоставление партнеру возможности выговориться. Ослаблению напряжения способствует уже то, что он получил возможность высказать, вербализовать все, что у него наболело, без ограничений, без того, чтобы его перебивали.
Вербализация эмоционального состояния. У этой техники есть два подвида.
Вербализация своего эмоционального состояния.
Вербализация эмоционального состояния партнера.
Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации. Когда напряжение достигает своего апогея, эффективным приемом является перевод разговора с абстрактного уровня на конкретные предложения, которые можно обсуждать.
57. Алгоритм определения профессионального мастерства социального педагога.
Профессиональное мастерство социального педагога - совокупность знаний, умений и навыков выполнять педагогические функции в контексте своей профессиональной деятельности
Педагогическое мастерство предполагает умение пользоваться методами воспитания, которые упрощенно можно свести к пяти, известным с очень давних времен:
• воспитание словом;
• воспитание делом;
• воспитание образцом (или примером);
• воспитание ситуацией (это, пожалуй, самый главный, наиболее популярный сегодня метод воспитания);
• воспитание отношением.