Маркетинговая деятельность организации и ее правовое регулирование
ГГТУ им.П.О.Сухого (Гомельский государственный технический университет)
Диплом
на тему: «Маркетинговая деятельность организации и ее правовое регулирование»
по дисциплине: «Граждансое право»
2017
251.00 BYN
Маркетинговая деятельность организации и ее правовое регулирование
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Граждансое право
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 62.
В работе также имеется следующее приложение:
Правила маркетинговой деятельности в РБ.
В работе имеется доклад и презентация.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 РОЛЬ МАРКЕТИНГА В СИСТЕМЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Сущность понятий «маркетинг» и «маркетинговая деятельность»
1.2. Процесс управления маркетингом в организации
1.3 Проблемы организации маркетинговой деятельности на отечественных предприятиях
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Эволюция правового регулирования маркетинговой деятельности в Республике Беларусь…
2.2 Источники правового регулирования маркетинговой деятельности в Республике Беларусь
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Правовые проблемы правового регулирования маркетинговой деятельности организации
3.2. Направления совершенствования правового регулирования маркетинговой деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Маркетинг по праву рассматривают как философию бизнеса, стратегию и тактику участников экономического оборота. Именно маркетинговая деятельность составляет базис для предпринимательской деятельности.
Знание теоретических аспектов маркетинга, способность умело применять на практике его основные инструменты во многом определяют успешность той или иной компании.
Именно знания в области маркетинга позволяют определить текущее состояние рынка и перспективы его развития, нужды, желания и предпочтения потребителя.
Развитие маркетинга в государстве невозможно без создания качественной и эффективной системы правового регулирования рассматриваемых общественных отношений. Именно правовые нормы регулируют поведение участников маркетинговых правоотношений.
Построение отношений с потребителями и контрагентами необходимо осуществлять юридически корректно, не нарушая требований законодательства.
Более того, потребность в правовом регулировании маркетинговой деятельности все больше возрастает в связи с возрастанием конкурентной борьбы.
Соотнесение маркетинга с правовыми нормами повышает обоснованность принимаемых решений по различным вопросам производственной, научно-производственной, финансовой и сбытовой деятельности, распространяя правовую оболочку на сферу маркетинговых связей. Это рационализирует процесс товародвижения, ценообразования, маркетинговых коммуникаций, разработки товарного ассортимента, совершенствует практику анализа и прогнозирования рыночной ситуации в процессе внутрифирменного планирования.
Эффективное правовое регулирование правовых отношений в сфере маркетинга позволяет смягчить или полностью устранить кризисы в производстве, обеспечить оптимальное соотношение спроса и предложения. Таким образом, можно говорить о том, что совершенствование правового регулирования маркетинговой деятельности позволит повысить не только уровень нормативной правой базы, но и положительно отразится на экономике государства.
ГЛАВА 1 РОЛЬ МАРКЕТИНГА В СИСТЕМЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Сущность понятий «маркетинг» и «маркетинговая деятельность»
Понятие «маркетинг» происходит от английского слова «маркет» (market), и имеет двойное значение. С одной стороны слова «маркет» (market) означает рынок, т.е. это такая система хозяйствования, которая ориентирована, на потребителя, на изучение его запросов и интересов. Еще одно значение market как глагола в английском языке продавать, сбывать, торговать.
Основателем маркетинга в современном его понимании по праву считают К. Маккормика (1809 – 1884 гг.) из международной компании производства уборочных машин. Он впервые высказал идею, что маркетинг должен быть центральной функцией предприятия, а создание круга потребителей – специальной работой менеджера. Впервые К. Маккормик вводит в практику маркетинговые исследования и маркетинговый анализ, формирование концепции рынка, ценовой политики и сервисного обслуживания. Как академическая дисциплина маркетинг родился в Америке: начиная с 1902 г. в вузах США (в Мичиганском, Калифорнийском и Иллинойском университетах) вводят дисциплины и читают лекции по проблемам маркетинга [35].
История маркетинга берет свое начало в XX в. в США. Именно в этот период, начиная с 60-х годов, основные приемы маркетинга стали использоваться крупнейшими корпорациями. Под маркетингом понимали деятельность человека, направленную на удовлетворение спроса на материальные и нематериальные ценности посредством взаимовыгодного обмена товара, услуги [35].
Ученые и исследователи в области маркетинга говоря о том, что в своем развитии маркетинг последовательно прошел несколько стадий.
Первый этап – начинается с середины 50-х годов XX в. Характерной чертой данного этапа является то, что спрос удовлетворяется предложением. Основным акцентом является производство. На данном этапе мнение покупателя практически не учитывалось, а отношения были еще достаточно далеки от рыночных.
Несколько позднее крупные производители начинают понимать важность качества продукта как основного инструмента маркетинга.
Второй этап – конец 50-х годов XX в. На данной стадии у продуктов появились дополнительные функции, изменилась система управления
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Эволюция правового регулирования маркетинговой деятельности в Республике Беларусь
Развитие маркетинга как важнейшей сферы современной экономики требует его всестороннего и эффективного правового регулирования. Право регулирует взаимодействие участников маркетинговой деятельности с другими субъектами рыночных отношений. Использование соответствующей правовой базы дает возможность юридически корректно строить отношения с потребителями, предельно удовлетворять их запросы и реализовывать их экономические интересы; проводить маркетинговые исследования, не выходя за рамки закона, в частности, не нарушая режим охраны банковской, коммерческой и государственной тайны, осуществлять исследование намерений покупателей, не нарушая их прав и законных интересов; предупреждать нарушения антимонопольного законодательства и т.д. [23, с. 33].
Для того, чтобы проследить эволюцию правового регулирования маркетинговой деятельности в Республике Беларусь, рассмотрим подробно, как развивались представления о маркетинге в нашем государстве.
Отдельные элементы маркетинговой деятельности были известны экономике нашего государства уже в 1880-1917 гг. [25, с. 29]. Например, предприниматели того периода использовали разнообразную печатную продукцию, изготавливали настенную рекламу, принимали участие в выставках и ярмарках, как на национальном уровне, так и на международных.
Хотелось бы отметить, что в нашей стране активно применялось меценатство в отношении социальной и культурной сфер.
Еще дореволюционные предприниматели применяли гибкую ценовую политику, придумывали разнообразные методы стимулирования продаж.
При этом нельзя говорить о том, что данные отношения были лишены внимания со стороны государства.
В первую очередь хотелось бы отметить, что законодательство содержало ряд норм, которые были направлены на защиту интересов граждан от недобросовестных продавцов. В дореволюционной России, в состав которой входила и современная Республика Беларусь, за обман потребителей могла наступить и уголовная ответственность.
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Правовые проблемы правового регулирования маркетинговой деятельности организации
На современном этапе развития экономических отношений в обществе необходимо совершенствовать маркетинговую деятельность на каждом предприятии, поскольку это позволит установить тесные торговые связи с экономически развитыми странами.
Важную роль в совершенствовании маркетинговой деятельности в целом играет совершенствование правовой регламентации маркетинга в Республике Беларусь.
Для совершенствования маркетинговой деятельность в целом, необходимо принять комплекс мер, направленных на совершенствования ее правовой регламентации. Важно принимать во внимание тот факт, что влияние права на маркетинговую деятельность проявляется в нескольких аспектах:
1) определяет статус субъекта маркетинговой деятельности;
2) регламентирует права и обязанности субъекта маркетинговой деятельности;
3) устанавливает юридическую ответственность (гражданско-правовую, административную, уголовную, дисциплинарную, материальную) субъекта маркетинговой деятельности;
4) определяет возможности использования маркетингового инструментария;
5) регулирует взаимоотношения субъекта с другими участниками рыночной деятельности, в т. ч. с государством;
6) с помощью права определяется порядок управления, организации, получения информации, применения комплекса маркетинга в рамках внутренней среды [28].
По нашему мнению, на сегодняшний день главной проблемой правового регулирования маркетинговой деятельности Республики Беларусь является то, что отсутствует комплексное представление о маркетинге как объекте регулирования.
В то же время маркетинг уже стал неотъемлемым элементом отечественной экономики, он обладает рядом специфических особенностей,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в ходе исследования, проведенного в настоящей дипломной работе, были сделаны следующие выводы.
Маркетинг представляет собой комплексную систему организации производства и сбыта продукции, которая ориентирована на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ.
Маркетинг зародился в 50-е г. XX в. и в своем развитии прошел несколько последовательно сменяющих друг друга стадий. На сегодняшний день маркетинг рассматривается как функция и инструментарий предпринимательства. Современный маркетинг ориентируется на социальный и экологический эффект.
Под маркетинговой деятельностью необходимо понимать деятельность, которая направлена на решение практических задач, стоящих перед маркетингом в коммерческой компании.
Управление маркетинговой деятельностью – это совокупность способов, процедур и действий по выполнению управленческих функций, которые обеспечивают достижение функций, стоящих перед маркетинговой деятельностью.
Управление маркетинговой деятельностью проходит следующие стадии:
– стадия анализа рыночных возможностей;
– стадия выбора целевых рынков ;
– стадия разработки комплекса маркетинга;
– реализация маркетинговых мероприятий.
Проведенное исследование позволило выявить ряд проблем, которые сдерживают развитие маркетинговой деятельности на предприятиях Республики Беларусь и мешают повышению эффективности такой деятельности. Таким образом, приведенные проблемы должны быть решены, поскольку это позволит решить ряд проблем и положительно скажется на экономике нашего государства в целом.
Зачатки маркетинговой деятельности на белорусских землях существовали уже в 1880-е годы. Такая деятельность фрагментарно регламентировалась, однако комплексного представления о маркетинге еще не было.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 07 дек. 1998 г., № 218-З : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 09 янв. 2017 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях : 21 апр. 2003 г. № 194-З : принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г. : в Кодекс с 12 июля 2013 г. изм. и доп. не вносились. – Минск : Амалфея, 2013. – 398 с.
4. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования [Электронный ресурс] : Декрет Президента Республики Беларусь от 16 янв. 2009 г. № 1 : в ред. от 28 фев. 2017 г., № 2 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
5. О бухгалтерском учете и отчетности [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г., № 57-З : в ред. от 04 июня 2015 г., № 268-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
6. О естественных монополиях [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 16 дек. 2002 г., № 162-З : в ред. от 31 дек. 2014 г., № 227-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
7. О коммерческой тайне [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 17 июля 2008 г., № 427-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
8. О средствах массовой информации [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 17 июля 2008 г., № 427-З : в ред. от 20 дек. 2014 г., № 213-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
9. О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 12 дек. 2013 г., № 94-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
10. О товарных знаках и знаках обслуживания [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 05 февр. 1993 г., № 2181-XII : в ред. от 05 янв. 2016 г., № 352-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
11. О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс] : решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 29 июня 2012, № Р-729/2012 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
12. О порядке размещения наружной рекламы на территории города Могилева : Решение Могилевского городского исполнительного комитета от 05 сент. 2013 г., № 22-11 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
13. О порядке размещения средств наружной рекламы и согласования рекламы на транспортных средствах на территории города Новополоцка, городского поселка Боровуха и поселка Междуречье : Решение Новополоцкого городского исполнительного комитета от 22 нояб. 2013 г., № 952 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
14. О рекламе [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 18 февр. 1997 г., № 19-З (утратил силу) // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
15. О некоторых вопросах осуществления рекламной деятельности [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь, 3 июня 1996 г., № 210 : в ред. от 01 марта 2007 г., № 116 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
16. Об утверждении Временного положения о порядке осуществления рекламной деятельности на территории Республики Беларусь[Электронный ресурс] : Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь, 12 июля 1996 г., № 458 : в ред. от 20 окт. 2003 г., № 1389 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
17. Алексеев, С.В. Маркетинговое право России: Учебник для вузов. / С.В. Алексеев. – М.: НОРМА, 2003. –388 с.
18. Баканов, Г.Б. Маркетинг: лекции / Г.Б. Баканов. – Таганрог: ТРТУ, 2005. – 228 с.
19. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. : Пер. с англ. / Ф. Котлер. — М. : Издательский дом "Вильяме", 2007. — 656 с.
20. Маркетинг: Учебник / Колл. авт.; Под ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, Издательское объединение "ЮНИТИ", 1996. – 322 с.
21. Маркетинг: учебное пособие / О.В. Воронкова, К.В. Завра-жина, Р.Р. Толстяков и др.; под общ. ред. О.В. Воронковой. –Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 120 с.
22. Маркетинг: учебно-методическое пособие / сост. И. В. Ильичева. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 229 с.
23. Алексеев, С.В. Маркетинговая деятельность: некоторые правовые аспекты / С.В. Алексеев // Журнал российского права. – 2003. – № 9. – С. 32-37.Бухалгов, М. И. Внутрифирменное планирование. / М.И. Бухалгов. – М.: «Инфра-М», 2000. – 226 с.
24. Алешкин, А.И. История развития малого предпринимательства в России / А.И. Алешкин // Безопасность бизнеса. – 2010. – № 2. – С. 36 - 40.
25. Безукладов, Д.А. Современные задачи и проблемы отдела маркетинга на российских предприятиях в условиях экономической неопределенности / Д.А. Безукладов, А.Д. Комарова, Е.С. Потемкина // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XLIV междунар. науч.-практ. конф. – № 12(44). – Новосибирск: СибАК, 2014. – С. 133-138.
26. Дементьев, А.Ю. Проблемные вопросы в маркетинговой деятельности предприятия / А.Ю. Дементьев // Сервис в России и за рубежом. – 2010. – №1. – С.231-238.
27. Длигач, А.А. Проблемы совершенствования отдела маркетинга. Наши реалии / А.А. Длигач, Н.Л. Писаренко // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. – № 3.– С. 43-47.
28. Карасева, М.В. Правовое регулирование маркетинговой деятельности [Электронный ресурс] / М.В. Карасева. – Режим доступа: http://dis.ru/library/662/22032/. – Дата доступа: 01.03.2017.
29. Кулин, А.А. Монополии в современной экономике России: сущность, особенности, антимонопольное регулирование: автореф. дис. ... канд .эконом. наук / А.А. Кулин. – Воронеж, 2005. – 34 с.
30. Минбалеев, А.В. Особенности правового регулирования рекламы на отдельных этапах исторического развития России / А.В. Минбалеев // Реклама и право. – 2010. – № 1. – С. 24 - 26.
31. Михалева, Е. П. Маркетинг: краткий курс лекций / Е. П. Михалева. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. — 213 с.
32. Одегов, Д. Проблемы использования маркетинга в России [Электронный ресурс] / Д. Одегов // «Дух времени» Научный журнал для всех. – Режим доступа: http://www.spiritoftime.su/ru/building/154-2011-12-12-19-33-18.html. – Дата доступа: 23.02.2017.
33. Полянина, А.К. Реализация принципа автономии личности в правовом регулировании рекламной деятельности / А.К. Полянина // Актуальные проблемы российского права. – 2014. – № 12. – С. 2782 - 2787.
34. Руткевич, Е.В. Особенности использования концепции маркетинга в управлении предприятиями Республики Беларусь / Е.В. Руткевич // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 309-315.
35. Скоробогатых, И. Эволюция маркетинга [Электронный ресурс] / И. Скоробогатых // Гильдия маркетологов: объединение специалистов в области маркетинга. – Режим доступа. – http://www.marketologi.ru/publikatsii/stati/. – Дата доступа: 21.02.2017.
36. Солдатова, А.В. Управление маркетинговой деятельностью предприятия с использованием методов экономического анализа : автореф. дис. … канд. эконом. наук / А.В. Солдатова. – СПб, 2015. – 32 с.
37. Толмачев, О.Л. К определению понятия «маркетинг» [Электронный ресурс] / О.Л. Толмачев. – Режим доступа: http://4p.ru/main/theory/152753/. – Дата доступа: 23.02.2017.
38. Холкина, Я.С. Управление маркетингом на предприятии / Я.С. Холкина, Е.Г. Корепанова // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2012. – №8. – С.154-155.
39. Чепурко, Г.В. Сущность маркетинговой концепции управления предприятием / Г.В. Чепурко // Kant. – 2012. – №1 (4). – С.81-83.
40. Штейнер, А.И. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе / А.И.Штейнер // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 62.
В работе также имеется следующее приложение:
Правила маркетинговой деятельности в РБ.
В работе имеется доклад и презентация.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты