Введение
Глава 1 Теоретические основы ликвидации предприятий
1.1 причины несостоятельности предприятия
1.2 инициирование и основания процедуры ликвидации
Глава 2 Правовое регулирование и особенности ликвидации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
2.1 особенности ликвидации юридических лиц
2.2 особенности ликвидации индивидуальных предпринимателей
Глава 3 Пути предотвращения банкротства предприятия
3.1 антикризисное управление деятельностью предприятия
3.2 способы финансового оздоровления предприятия
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Процесс экономической несостоятельности (банкротства) предприятий почти всегда сопряжен с потерями капитала, определенным сокращением производственных мощностей, появлением безработных и связанными с этим социальными конфликтами. Однако, необходимо согласиться с тем, что общий экономический рост экономики любой страны невозможен без ликвидации технически отсталых предприятий, которые производят ненужную продукцию и расходуют большое количество дефицитных материальных, сырьевых, топливных и трудовых ресурсов. Под несостоятельностью (банкротством) понимается неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по обязательствам по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды в полном объеме. Приоритетная задача законодательства о банкротстве, которая является центральной в деловой жизни каждой страны, должна состоять в том, чтобы увеличить возврат средств кредиторам. Любая система, которая придает большее значение спасению бизнеса должника или сохранению рабочих мест, наносит ущерб интересам кредиторов и неизбежно приводит к удорожанию ссуды, что в условиях финансового кризиса тем более неприемлемо. В настоящее время в республике продолжается совершенствование законодательства о банкротстве. Вопросы, связанные с необходимостью изменения этого законодательства, активно и постоянно рассматриваются законодательной, исполнительной и судебной властями, обсуждаются в средствах массовой информации. Объект исследования дипломной работы – общественные отношения, возникающие в процессе ликвидации юридических лиц и прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей. Предмет исследования – соответствующие нормы права Республики Беларусь, регламентирующие порядок ликвидации организаций (предприятий). Целью дипломного исследования является комплексная характеристика ликвидации организации (предприятия) в Республике Беларусь и ее правового регулирования.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- назвать причины несостоятельности предприятия;
- рассмотреть инициирование и основания процедуры ликвидации;
- охарактеризовать особенности ликвидации юридических лиц;
- дать общую характеристику особенностям ликвидации индивидуальных предпринимателей;
- рассмотреть антикризисное управление деятельностью предприятия;
- охарактеризовать способы финансового оздоровления предприятия.
Глава 1 Теоретические основы ликвидации предприятий
1.1 Причины несостоятельности предприятия
Считается, что процессы рыночного перестраивания, развернувшиеся почти на всем постсоветском пространстве и в других развивающихся странах, призвали к жизни такое принципиально новое, которое присуще только рыночным системам явление, как экономическая несостоятельность (банкротство). Однако даже беглый анализ процесса становления и развития данного института показывает, что категория экономической несостоятельности имеет такую же давнюю и богатую историю, как, например, товарно-денежные или долговые обязательственные отношения. По крайней мере, на протяжении вот уже около четырех тысячелетий данный институт, который возник еще в Древнем мире, получивший свое развитие в средние века и оформившийся в эпоху становления промышленного производства, все время менялся и совершенствовался. При этом в разных странах законодательство о банкротстве всегда имело свою ярко выраженную специфику, которая отражала религиозные обычаи, традиции, менталитет и даже темперамент населявших их народов [10, с.45]. Следует отметить, что объявление хозяйствующего субъекта банкротом далеко не всегда означает разорение и закрытие предприятия. Более того, внедрение процедуры банкротства юридического лица часто способствует сохранению бизнеса. В таких случаях банкротство является инструментом для объявления моратория на все финансовые требования к экономическому субъекту, тем самым помогая справляться с долгами и постепенно выходить из кризисной ситуации. Однако не всегда удается сохранить бизнес. Согласно статистическим данным, в России большинство компаний, объявивших себя банкротами, в конечном итоге ликвидированы. Хотя в США, Канаде и странах ЕС существует противоположная ситуация: около половины компаний, которые прибегают к банкротству, не ликвидируются, но продолжают функционировать. Современное состояние института банкротства доказывает, что, во-первых, системы экономической несостоятельности в разных странах до сих пор существенно отличаются друг от друга, а во-вторых, процессы совершенствования данного института протекают с не слабеющей интенсивностью. Необходимо указать, что отличительной особенностью указанного преобразования в наши дни является взятый большинством стран курс на сближение и даже унификацию смысловых основ законодательства о банкротстве, что вполне соответствует духу времени в контексте общемирового стремления к интеграции и глобализации. Все это позволяет считать экономическую несостоятельность (банкротство) одной из наиболее динамичных и далеко не новой экономической категорией [10, с.46]. В рамках исследования института экономической несостоятельности (банкротства) среди ученых-исследователей различных стран существует длительная научная дискуссия относительно того, являются ли термины «экономическая несостоятельность» и «банкротство» равнозначными. На наш взгляд, данный вопрос имеет не столько терминологический, сколько глубокий понятийный характер. И для обозначения направления дальнейшего исследования данного вопроса необходимо обозначить приверженность мнению, что названные термины равнозначными не являются. Согласно общепринятой традиции, к несостоятельности относится плохое финансовое положение предприятия, которое характеризуется несостоятельностью по своим обязательствам. Часто в отечественных исследованиях при изучении этого феномена упускается из виду, что несостоятельность хозяйствующего субъекта по его обязательствам является лишь внешней формой его внутренних проблем, а именно результатом неэффективности производства. Экономическая оценка деятельности предприятия также сводится только к констатации факта: способно ли предприятие выполнить свои обязательства перед контрагентами. Тщательное изучение любого экономического явления предполагает изучение как его внешней формы, так и внутреннего содержания. Внешней формой несостоятельности предприятия является несостоятельность, то есть его неспособность своевременно оплатить свои финансовые обязательства [34]. Внутренним содержанием несостоятельности в нормальной рыночной экономике является степень эффективности бизнеса ниже определенного уровня [34].
Глава 2 Правовое регулирование и особенности ликвидации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
2.1 Особенности ликвидации юридических лиц
В соответствии со ст. 265 ХПК дела об экономической несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются судом, рассматривающим экономические дела, в соответствии с правилами, установленными ХПК, с учетом особенностей, предусмотренных законодательными актами об экономической несостоятельности (банкротстве) [2]. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона при рассмотрении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника – юридического лица применяются следующие процедуры экономической несостоятельности (банкротства):
- защитный период;
- конкурсное производство;
- мировое соглашение [4].
Защитный период устанавливается с момента возбуждения производства по делу на срок до 3 месяцев. При этом по ходатайству должника, органов, принявших решение о проведении досудебного оздоровления, хозяйственный суд вправе установить защитный период сроком до трех лет в целях завершения досудебного оздоровления. Это период защиты имущества должника от обращения взыскания для удовлетворения требований кредиторов для завершения процедуры досудебного финансового оздоровления. Законодатель ничего не говорит о возможности и основаниях продления этого срока. Введение срока защиты предусмотрено хозяйственным судом при определении того, следует ли возбуждать дело об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, что, помимо прочего, указывает назначение временного администратора в судебном процессе. Определение может также включать меры по обеспечению требований кредиторов в соответствии с правилами обеспечения требований, предусмотренными ХПК. Если невозможно определить кандидатуру временного администратора на момент принятия заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, хозяйственный суд должен назначить временного администратора отдельным судебным решением не позднее трех дней со дня заявка была получена. Введение защитного периода не является основанием для отстранения органов управления должника от выполнения их функций, что, в свою очередь, позволяет временному управляющему оценить целесообразность продолжения деятельности должника и определить возможности восстановления. его платежеспособность. На практике встречаются ситуации, когда кредитор является одновременно дебитором должника по иным обязательствам. Отметим, поскольку иное не установлено Законом № 415-З, в течение защитного периода допускается зачет взаимных требований должника и кредиторов. В соответствии со ст. 45 Закона № 415-З [4] только с письменного согласия временных органов управления органы управления должника имеют право совершать любые операции и выполнять любые платежные обязательства, в противном случае транзакции могут быть признаны недействительными. Кроме того, только с письменного согласия временного управляющего органами управления должника может быть принято решение об участии в ассоциациях, союзах, финансово-промышленных группах и других объединениях юридических лиц. В то же время законодатель указал, что в процессе защитного периода должник - юридическое лицо не имеет права принимать решения о:
- реорганизации или ликвидации должника;
- создание организаций, вступление в организации, выход из организаций, приостановление их членства в организациях, принятие (не принятие) в связи с участием в организациях мер, которые могут ухудшить финансовое состояние должника;
- создании филиалов и представительств;
- выплате дивидендов;
- выпуске (выдаче, размещении) ценных бумаг;
- выходе из состава участников должника – юридического лица;
- приобретении у акционеров ранее выпущенных акций (приобретении у участника должника доли (пая) в имуществе должника или ее части).
Глава 3 Пути предотвращения банкротства предприятия
3.1 Антикризисное управление деятельностью предприятия
В рыночной экономике большое количество компаний подвергается банкротству. Низкий уровень платежеспособности ведет к потерям из-за невыполнения обязательств как долгосрочных, так и краткосрочных, срок уплаты по которым наступил. Институт несостоятельности (банкротства) является обязательным элементом рыночной экономики, который позволяет оздоровить ее, осуществив необходимые структурные преобразования. Данный институт является стимулом для эффективной работы предпринимательских структур и экономики в целом. Уровень эффективности института банкротства можно сопоставить с уровнем развития экономики государства, количеству и масштабу экономических кризисов, которые сопровождаются спадами в производстве, безработицей, обострением финансовых, социальных, экономических проблем. Целью антикризисного управления является выработка необходимых мероприятий для преодоления кризисных ситуаций [36, с.182]. А.Г. Грязнова охарактеризовала антикризисное управление как такую систему управления предприятием, которая имеет сложный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных событий для бизнеса за счет использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации специальной программы на предприятии, которая имеет стратегический характер , что позволяет устранять временные трудности, сохранять и приумножать рыночные позиции при любых обстоятельствах, опираясь в основном на собственные ресурсы [17, с.17]. Антикризисное управление – это процесс предотвращения или преодоления кризисной ситуации, в которой оказалась организация. В данном определении рассматриваются две составные части антикризисного управления: предотвращение кризиса, который еще не наступил, и преодоление кризиса, уже оказавшего непосредственно негативное влияние на существование и развитие организации [22, с.80]. Е.П. Тавокин назвал принципы антикризисного управления:
- ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия. Обоснованием этого принципа служит естественная мысль о том, что возникновение кризиса на предприятии несёт угрозу существованию последнего и связано с ощутимыми потерями капитала его собственников. Поэтому возможность возникновения кризиса должна диагностироваться на самых ранних стадиях, с тем чтобы своевременно использовать возможности её нейтрализации. Заметим, что внимание обращается исключительно на финансовую деятельность предприятия;
- срочность реагирования на кризисные явления. Авторы весьма справедливо полагают, что каждое кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом, но и порождает новые сопутствующие ему явления. Следовательно, чем раньше будут запущены антикризисные механизмы, тем большими возможностями восстановления будет располагать предприятие. Характерно, что необходимость выявления причин кризисной ситуации (своеобразного «разбора полётов») в качестве задачи данного вида деятельности даже не ставится;
- адекватность реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию. Утверждается, что используемая система механизмов по нейтрализации угрозы банкротства в подавляющей своей части связана с финансовыми затратами или потерями.
В то же время уровень этих издержек и убытков должен быть адекватен уровню угрозы банкротства предприятия. В противном случае либо ожидаемый эффект не будет достигнут (если работа механизмов недостаточна), либо компания понесет неоправданно высокие затраты (если работа механизма чрезмерна);
- полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния. В борьбе с угрозой банкротства предприятие должно рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности. Тезис абсолютно справедливый для рыночной экономики, в которой (в соответствии с принципом) каждый обречён интенсивно и без надежды на какие-либо поблажки от конкурентов непрерывно добывать и защищать своё место под солнцем [32, с.143].
Заключение
Проведенное в ходе написания дипломной работы исследование позволило сформулировать следующие теоретические выводы, а также предложения по совершенствованию гражданского законодательства в сфере правового регулирования ликвидации организации (предприятия) в Республике Беларусь. Таким образом, банкротство является институтом, призванным регулировать экономические отношения хозяйствующих субъектов с целью снижения рисков для кредиторов. Для снижения рисков кредиторов действующее предприятие не обязательно закрывать, а имущество должника распродавать. Суть банкротства состоит в том, что государство допускает юридическому лицу разрешать свое нелегкое материальное положение посредством расчета с кредиторами путем распродажи его активов, составления плата их выплат. Если средств организации не хватает на выплату долгов, они подлежат списанию. В таком случае банкротство – это наиболее лояльный способ прекращения юридического лица. Ликвидация организации (предприятия) может быть осуществлена лишь при наличии оснований, предусмотренных законодательством, а также лишь посредством определенной процедуры, установленной законом.
Все основания, при наличии которых возможна ликвидация, делятся на три группы:
- решение собственника имущества (учредителей) – добровольный порядок ликвидации;
- решение экономического суда – принудительный порядок ликвидации;
- решение регистрирующего органа – принудительный порядок ликвидации.
По общему правилу, причины ликвидации юридического лица именно экономического характера. Невзирая на то, что работа экономиста не содержит прямых указаний на причины использования института ликвидации по воле самого юридического лица, анализ же работы дозволяет сделать вывод из противоположного. Современная экономическая наука называет следующие факторы, которые влияют на эффективность производства, делятся они на внутренние и внешние факторы. Поскольку основные внутренние факторы различают: 1) эффективность и организационные возможности руководства компании; 2) модернизация производства и внедрение результатов научно-технического прогресса; 3) оптимальный социально-психологический климат в команде; 4) особенности производства и промышленности; 5) качество и конкурентоспособность продукции.
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: в Кодекс с 17 июля 2018 г. изм. и доп. не вносились. – Минск: НЦПИ Республики Беларусь, 2018. – 656 с.
2. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 11 ноября 1998 г.: одобр. Советом Респ. 26 ноября 1998 г.: в Кодекс с 17 июля 2018 г. изм. и доп. не вносились. – Минск: НЦПИ, 2018. – 336 с.
3. О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции: Закон Респ. Беларусь, 12 дек. 2013 г., № 94-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2018. – № 98-З. – 2/2536.
4. Об экономической несостоятельности (банкротстве): Закон Респ. Беларусь, 13 июл. 2012 г., № 415-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2016. – № 439-З. – 2/2437.
5. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования [Электронный ресурс]: Декрет Президента Респ. Беларусь, 16 янв. 2009 г., № 1: в ред. Декрета Президента Респ. Беларусь от 18.04.2019 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
6. Об отчетах временных (антикризисных) управляющих, представляемых в Министерство экономики Республики Беларусь: постановление Министерства экономики Республики Беларусь, 10 янв. 2013 г., № 4 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2016. – № 8. – 8/31273.
7. Об утверждении Инструкции о порядке ведения антикризисным управляющим реестра требований кредиторов: постановление Министерства экономики Республики Беларусь, 21 нояб. 2012 г., № 96 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2015. – № 96. – 8/30312.
8. Авдеев, В.В. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: учебник / В.В. Авдеев, А.В. Ананько, В.А. Витушко. – Минск: Книжный дом, 2004. – 365 с.
9. Агжанов, Р.А. Пути финансового оздоровления промышленных предприятий в условиях экономического кризиса / Р.А. Агжанов // Вестник Удмуртского университета. Серия: экономика и право. – 2009. – № 2. – С. 5–11.
10. Байнев, В.Ф. Историко-правовые аспекты и современные проблемы развития института экономической несостоятельности / В.Ф. Байнев, Т.С. Силюк // Белорусский банковский бюллетень. – 2003. – № 32. – С. 46–55.
11. Белов, В.А. Государственное регулирование рынка ценных бумаг / В.А. Белов. – М.: Высшая школа, 2005. – 349 с.
12. Беркович, Н. Фиктивная ответственность за фиктивное банкротство / Н. Беркович // Законность. – 2006. – № 1. – С. 19–21.
13. В 2015 году количество ликвидированных юридических лиц выросло на 21,2 % [Электронный ресурс] / Бизнес новости. – Режим доступа: http://doingbusiness.by/likvidaciyaregistraciya.
14. Вабищевич, С.С. Предпринимательское (хозяйственное) право Республики Беларусь / С.С. Вабищевич. – Минск: Молодежное, 2003. – 436 с.
15. Васильев, Е.А. Банкротство и несостоятельность: соотношение понятий / Е.А. Васильев // Право и жизнь. – 2000. – № 29. – С. 54–59.
16. Гражданское право: учебник. В 3 т. / А.В. Каравай [и др.]; под ред. В.Ф. Чигира. – Минск: Амалфея, 2008. – Т. 1. – 864 с.
17. Грязнова, А.Г. Антикризисный менеджмент / А.Г. Грязнова. – М.: ФиС, 1999. – 368 с.
18. Долинская, В.В. Корпоративное право: учебник / В.В. Долинская, А. Ю. Кабалкин. – М.: Юрид. лит., 2012. – 200 с.
19. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): учебник для вузов / С.Э. Жилинский. - М.: Норма-Инфра-М, 2009. – 672 с.
20. Иевлев, Д.В. О проблемах законодательства в банкротстве [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://www.ncpi.gov.by/.
21. Каменков, В. Актуальные вопросы реорганизации юридических лиц / В. Каменков // Библиотечка журнала «Юрист». – 2005. – № 11. – С. 2–10.
22. Корнеева, Е. Антикризисная стратегия / Е. Корнеева // Антикризисное и внешнее управление. – 2011. – № 1.
23. Мельник, Е.А. К вопросу о соотношении понятий «несостоятельность» и «банкротство» / Е.А. Мельник, Е.В. Матвеева // Вестник государственного и муниципального управления. – 2017. – № 1 (24). - С. 64–68.
24. Мельник, Е.А. К вопросу о соотношении понятий несостоятельности и банкротства / Е.А. Мельник // журнал «Экономика и финансы». – 2006. – № 17. – С. 31–42.
25. Паращенко, В.Н. Хозяйственное право. Общие положения / В.Н. Паращенко. – Минск: Веды, 2012. – 315 с.
26. Северин, Д. Добровольная ликвидация или как повернуть процесс вспять, если вы рассчитались с долгами / Д. Северин // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Респ. Беларусь. – 2007. – № 21. – С. 15.
27. Смольский, А. Банкротство как общественный институт: возникновение, развитие и особенности функционирования / А. Смольский // Эковест. – 2003. – № 3-4. – С. 601–620.
28. Смольский, А.П. Причины банкротства и развитие кризисных явлений на предприятии / А.П. Смольский // Журн. «Планово-экономический отдел». – 2013. – № 5.
29. Смольский, А.П. Проведение финансово-экономического анализа и экспертизы при банкротстве должника: нормативно-правовое регулирование и практика / А.П. Смольский // Журн. «Планово-экономический отдел». – 2014. – № 7.
30. Справка по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), находящимся в производстве экономических судов в период с 01.03.2018 по 01.04.2018 [Электронный ресурс] / Верховный Суд Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.court.gov.by/ru/online-elp/bankr_inf/1ebfc4c3e9474153.html.
31. Суслова, Т.М. Несостоятельность (банкротство) / Т.М. Суслова // Пермь. – 2001. – № 3. – С. 70–77.
32. Тавокин, Е.П. «Антикризисное управление». Что это такое? / Е.П. Тавокин // Вестник российской академии наук. – 2010. – № 2. – С. 141–146.
33. Харевич, Г.Л. Диагностика банкротства предприятия / Г.Л. Харевич // Журн. «Планово-экономический отдел». – 2005. – № 3 [Электронный ресурс] / Нормативка.бай. – Режим доступа: https://normativka.by/lib/document/8084/sid/5b647934f935463dbb499a ea3d6c5bcb.
34. Чалиев, А. Различие понятий «несостоятельность» и «банкротство» [Электронный ресурс] / Чалиев А.А. – частная раскрутка сайтов. – Режим доступа: http://xn--80aeilo4e.xn--p1ai/bankrotstvo/lection2-bankrotstvo-i-nesostoyatelnost.html.
35. Филипчик, Р.И. Некоторые вопросы реорганизации и ликвидации юридических лиц / Р.И. Филипчик // Бюллетень нормативно-правовой информации. – 2003. – № 22. – С. 19–25.
36. Фролова, М.Н. Современные подходы антикризисного управления / М.Н. Фролова // Актуальные мировые тренды развития социально-гуманитарного знания: сб. науч. ст. – Белгород: Агентство перспективных научных исследований, 2017. – С. 181–191.
37. Черновалов, А.В. Прогнозирование экономической несостоятельности действующих предприятий / А.В. Черновалов, А.А. Шевчук // ЭКОВЕСТ. – 2004. – № 1. – С. 15–17.
38. Чигир, В. Ф. Гражданское право: учебник / В. Ф. Чигир. – Минск: Амалфея, 2014. – 544 с.
39. Чигир, В.Ф. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодательства и судебной практики (постатейный) / В.Ф. Чигир. – Минск: Амалфея, 2015. – 1040 с.