ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 ФЕНОМЕН ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
1.2 СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 3. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1 БЕСЕДЫ
3.2 ЭКСКУРСИИ
3.3 РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении веков духовные качества человека высоко ценились. Современное общество побуждает нас развивать эти качества в старшем поколении. В мире, где господствуют нетерпимость, ненависть, дискриминация и предрассудки, эти качества довольно трудно сформировать у детей. Поэтому актуальность данной проблемы формирования духовных потребностей у старшеклассников очень важна. Перед современной школой стоит главная задача – воспитать поколение, способное объективно оценивать происходящее, воспитывать терпимость, доброту и чувство собственного достоинства, а также учитывать интересы других людей. Эта задача связана с формированием устойчивых духовных потребностей старших школьников. Функции старшей школы играют важную роль в современной системе образования и имеют уникальное значение как для развития личности ребенка, так и для его развития. Важнейшей функцией является формирование и развитие эмоционально-волевых, коммуникативных качеств, стремление учащихся активно взаимодействовать с другими людьми. Решение этих задач должно обязательно обеспечить формирование толерантного отношения к людям, развитие духовно-нравственных норм. Учреждения образования должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты старшего поколения, готовить их к жизни в обществе. В то же время учебные заведения должны постоянно взаимодействовать с семьями учащихся, другими субъектами социализации, основанными на национальных традициях. Современный период белорусской истории и образования – это время смены ценностей, когда духовное единство общества нарушено, жизненные ориентиры старшего поколения размыты. Отсутствие принципов и правил жизни, сознательно принятых большинством граждан, согласие по вопросам правильного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие конструктивных ориентиров относительно смысла жизни стали ощущаться в нашем обществе.
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 ФЕНОМЕН ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Духовные потребности способствуют развитию личности старшеклассника, а именно они проявляются в стремлении к творчеству и самореализации. Кроме того, духовные потребности представляют определенное состояние сознания и проявляются у человека в стремлении к духовному творчеству и восстановлению духовных ценностей. Так, А.Г. Здравомыслов выделил некоторые аспекты термина «духовные потребности»:
1) развитие творческой направленности, приобщение к общественной деятельности: искусство, история, философия, кино, театр;
2) проявления материальных потребностей и социальных отношений;
3) личностное развитие в гармонии и созидании [16, с. 10].
Духовные потребности представляются нам в форме личной мотивации человека к духовному творчеству, созданию духовных ценностей и их удовлетворению. «Духовные потребности людей имеют огромные возможности, а также внутреннюю борьбу, самовыражение и желание сосредоточиться на том, что не может быть связано с физическими и социальными потребностями» [15, с. 44]. Только личный уровень развития позволяет нам стремиться к пониманию различных видов искусства, типов культуры, религии не только для удовлетворения социальных потребностей, но и для духовного пробуждения и стремления научиться чему-то «более высокому», не ограничиваясь соглашениями и законами, которые не подавляются социальными рамками. Этот тип потребности отличается тем, что чем больше человек удовлетворяет данный тип, тем более постоянным он становится. Нет предела нуждам и стремлениям духа. Ограничителем могут быть только накопленные знания о прошлом духовном опыте. Отличительными признаками духовных потребностей от любых других являются следующие:
1) они всегда появляются в уме;
2) у них больше свободы в выборе способов их удовлетворения;
3) их удовлетворенность в большинстве случаев зависит от наличия свободного времени;
4) процесс удовлетворения таких потребностей неограничен.
Духовные потребности объективны. Они могут проявлять себя как совокупность всех жизненных обстоятельств каждого человека и выражаться в необходимости овладеть социальным и природным миром. Но духовные потребности субъективны и проявляются в рамках внутреннего мира человека. Главной духовной потребностью является потребность в знаниях. Об этом говорили и философы разных эпох. Аристотель считал, что все человеческое общество по самой своей природе стремится к знаниям. Французский философ и мыслитель М. Монтень также верил: «Нет более высокого желания, чем стремление к знаниям» [28]. Не менее значительна эстетическая потребность. Так, например, Ю.В. Шаров определил эстетическую потребность следующим образом: «Необходимость быть в постоянном общении с произведениями искусства и выражать себя в нем, желание вносить коррективы, эстетическая направленность, непреодолимое желание расширять свои горизонты» [37, с. 15].
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Экспериментальная работа была проведена на базе ... Эксперимент был организован и проведён в 10 классе, в эксперименте приняли участие 20 учащихся. Целью экспериментальной работы является формирование духовных потребностей старших школьников. Исследование состояло из двух этапов: констатирующий и формирующий. На констатирующей стадии исследования были поставлены следующие задачи:
1. Организовать и диагностировать духовные потребности учащихся в классе;
2. Установить уровни сформированности духовных потребностей учащихся в классе.
Для диагностики и выявления духовных потребностей учащихся старших классов были выбраны следующие диагностические методы: анкета на выявление сформированности ценностных убеждений (Г.М. Фридман), метод «Неоконченных предложений» (Н.Е. Щуркова), диагностика «Отношение к жизненным ценностям» (П.В. Степанов). На наш взгляд, эти диагностические методы позволяют выявить уровень формирования духовных потребностей старших школьников в соответствии с выбранными критериями. Критерии формирования духовных потребностей личности:
- сформированность ценностных убеждений;
- отношение к жизненным ценностям;
- понимание сути нравственных понятий.
На констатирующей стадии исследования был проведен опрос старшеклассников по методике Г.М. Фридман. Анкета содержала 15 вопросов о таких моральных ценностях, как доброта, честность, внимательное и уважительное отношение к другим людям (Приложение А). Цель: выявить формирование ценностных убеждений. За каждый положительный ответ на вопрос анкеты мы ставим 1 балл. Затем по сумме баллов мы определили уровень формирования ценностного убеждения.
Высокий – 15-13 баллов
Средний – 12-10 баллов
Низкий – 9-0 баллов
ГЛАВА 3. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Далее мы подобрали несколько путей формирования духовных потребностей старшеклассников. Довольно эффективным методом является беседа. Примерные темы для беседы:
- Почему плохой поступок приносит человеку страдания, а хороший – радость и удовольствие, даже если никто, кроме него самого, не знает об этом поступке?
- Кто создал правила поведения человека?
- Что хорошо, а что плохо?
- Зачем быть вежливым?
- Неразлучные друзья – взрослые и дети.
- Как выбрать друзей?
- Отзывчивость и доброта.
- Спешите делать добро.
- Что значит быть откровенным?
- Правда и ложь – что это?
- Искренность и бездушность.
- Что значит быть счастливым?
- Вера. Надежда. Любовь.
- Мир без улыбки. Какой он?
- Кем и почему я хочу быть?
- Когда ложь – это хорошо?
Способы решения проблем формирования духовных потребностей осуществлялся как в процессе специального обучения, так и в свободное время, были использованы этические диалоги и моральные беседы. Основой воспитания, определяющей формирование духовных потребностей, является формирование гуманистических отношений учащихся независимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс обучения, направленный на развитие всех, был структурирован таким образом, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого из них на основе индивидуальности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многие педагоги и психологи работали над проблемой формирования духовных потребностей старших школьников. Этот вопрос актуален на данный момент, ведь не всегда возможно защитить старшеклассников от негативного воздействия отрицательных явлений реальности, от худших поведенческих моделей людей, которые не соответствуют моральным и этическим нормам общества. В результате анализа духовных потребностей старшеклассников рассмотрены сущность и задачи духовных потребностей старшеклассников в педагогическом, методическом смысле: формирование духовно-нравственного опыта. Согласно результату их формирования, исследованы такие аспекты, как: развитие умственной деятельности; навыки общения; способ работы с учебным материалом; организация учебного процесса и его методы; усвоение нравственных знаний детьми. Оптимальные условия формирования духовных потребностей и их показатели рассматриваются с педагогической позиции, предполагающей использование системы различных средств с учетом уровней формирования нравственных качеств. Смысл обучения учащихся заключается в том, чтобы наметить перспективы воспитательной работы и выполнить ее с учетом особенностей старших школьников. Формирование духовно-нравственных качеств детей во внеурочной деятельности обеспечивается следующими условиями:
- формирование духовных потребностей старших школьников осуществляется с учетом их психофизических и индивидуальных особенностей их возраста;
- содержание изучаемого материала выявляет моральные проблемы: добро и зло; моральный выбор; жизненные ценности.
1. Антилогова, Л.Н. Нравственное сознание личности и его структура / Л.Н. Антилогова. – ОМСК, ОМГПУ, 1999. – 421 с.
2. Аристотель. Собрание сочинений: Избр.труды: в 4 т. Т.4 / Аристотель. – М.: Просвещение, 1986. – 115 с.
3. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский. – М.: Просвещение, 1986. – 126 с.
4. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Курс лекций / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1988. – 79 с.
5. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: Академия, 2004. – 320 с.
6. Белоусова, Е.Л. Нравственное воспитание современных подростков в условиях системы дополнительного образования / Е.Л. Белоусова, Н.А. Ложникова // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 2. – С. 270-277.
7. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. – М.: Педагогика, 2009. – 217 c.
8. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей: вопросы психологии/ Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1985. – 86 с.
9. Болдырев, Н.И. Воспитание / Н.И. Болдырев. – М.: Энциклопедия, 2004. – 219 с.
10. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев. – М.: Просвещение, 1979. – 65 с.
11. Воронова, О.А. Организация и содержание духовно-нравственного воспитания младшего школьника: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / О.А. Воронова. – Иркутск, 2001. – 21 с.
12. Даль, В.И. Толковый словарь живого русского языка: Избр.труды: в 2 т. Т.1 / В.И. Даль. – М.: Просвещение, 1986. – С.566-570.
13. Драгунова, Т.В. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения / Т.В. Драгунова – М.: Педагогика, 1986.
14. Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. – М.: Просвещение, 1979. – 204 с.
15. Есенкулов, Б.А. Духовные потребности личности и пути их удовлетворения в условиях развитого социализма: автореф. дис. … канд. философ. наук: 13.00.01 / Бектур Аргенович Есенкулов. – Фрунзе, 1984. – 148 с.
16. Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. – М.: Просвещение, 1986. – 15 с.
17. Игошев, К.Е. Семья, дети, школа. М.: Юридическая литература, 1989. – 444 с.
18. Каптан, Т.Н. Формирование духовных потребностей старшеклассников в процессе урочной и внеурочной деятельности: автореф. дис. канд. пед. Наук / Т.Н. Каптан. – М., 1995. – 22 с.
19. Коблева, С.Я. Учет возрастных психологических особенностей старшеклассников / С.Я. Коблева // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2006. – № 3. – С. 180–181.
20. Коган, Л.Н. Духовные потребности и деятельность личности / Л.Н. Коган // Философские науки. – 1976. – № 1. – С. 13–14.
21. Контарбаев, И.А. Нравственные развитие младших школьников в процессе воспитания / И.А. Контарбаев. – М.: Просвещение, 1996. – 135 с.
22. Крупская, Н.К. Задачи школы 1 ступени / Н.К. Крупская. – М.: Просвещение, 1980. – 135 с.
23. Лаптенок, А.С. Нравственная культура личности: Условия формирования / Под. ред. Лаптенка А.С. – Мн.: 2002. – 180 с.
24. Ластовская, Л.А. Нравственное воспитание в школе / Л.А. Ластовская. – М.: Гардика, 2005, – 133 с.
25. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко. – Спб.: Родос, 1987. – 138 с.
26. Михайлова, Е.В. Педагогические условия формирования нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности: автореф. дис. … канд. псих. наук: 13.00.01 / Елена Викторовна Михайлова. – Москва, 2007. – 20 с.
27. Никифорова, В.Н. Формирование духовных потребностей у подростков в современной национальной школе: автореф. дис. канд. пед. Наук / В.Н. Никифорова. – Чебоксары, 1999. – 24 с.
28. Монтень. Собрание сочинений: Избр.труды: в 2 т. Т.1 / Монтень. – М.: Просвещение, 1988. – 115 с.
29. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – Издательство: М.: Советская Энциклопедия; Издание 6-е, перераб. и доп. – 900 с.
30. Подласый, И.П. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2 Процесс воспитания – 256 с.
31. Реан, А.А. Психология подростка: полное руководство /А. Реан. – СПб.; М.: «прайм-ЕВРОЗНАК»; «ОЛМА-ПРЕСС», 2003. 432 с.
32. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.
33. Султангалиева, Г. К. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования нравственных норм у детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / Г.К. Султангалиева // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). – СПб.: Свое издательство, 2015. – С. 131-134. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8519/ (дата обращения: 13.03.2019).
34. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: Избр.труды: в 2 т. Т.2 / В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1980. – С.116-200.
35. Тараткевич, М.В. Человек и его потребности / М.В. Тараткевич. – Спб.: Родос, 1986. – 143 с.
36. Харламов, И.Ф. Педагогика: Курс лекций / И.Ф. Харламов. – М.: Просвещение, 1990. – 120 с.
37. Шаров, Ю.В. Проблемы формирования духовных потребностей личности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Юрий Владимирович Шаров. – Новосибирск, 2000. – 56 с.