Введение
Права человека - наивысшая ценность всей человеческой цивилизации. Конституционализм государств всего мира, основывается на принципе уважения прав человека, который является основным в правовой деятельности. Все организации как международного, так и регионального уровня, возникшие в 20 веке , установили для себя цель - соблюдение принципа уважения прав человека. Защита прав человека перестала быть вопросом сугубо национальным и вышла на новый уровень развития. Поскольку постоянно меняются условия жизни человека, меняются цели, стремления человека для совершенствования общества, как следствие этого меняются формы и способы защиты человека. Государства-члены Европейского Союза, а также сам Европейский Союз и Совет Европы постоянно совершенствуют свои системы защиты прав человека посредством проведения реформ и создания новых органов и институтов. Принцип уважения прав человека в европейском праве находится в постоянном развитии и должен отвечать потребностям меняющегося общества. Тема дипломной работы является, безусловно, актуальной, поскольку длительное время круг вопросов, непосредственно связанных с защитой прав человека, являлся прерогативой и сферой исключительной компетенции суверенных государств. Однако в силу различных процессов глобализации и эволюции международного права в области прав человека государства отказываются от абсолютизации собственного суверенитета и взаимодействуют с соответствующими правозащитными механизмами. Во второй половине 20 века принцип уважения основных прав человека становится одним из важнейших принципов международного права. Наиболее знаменательным событием указанного периода явилось принятие Устава ООН, ст. 1 которого закрепила в качестве цели осуществление международного сотрудничества «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии»[30]. Исходя, из актуальности темы целью исследования является рассмотрение правозащитных механизмов, которые действуют в рамках ООН и в ее специализированных учреждениях, а также обязательств государств, ратифицировавших основные международные договоры в сфере прав человека, учреждающие договорные (контрольные) органы по правам человека. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: рассмотреть основные этапы формирования, развития правозащитных механизмов в рамках ООН; проанализировать функции Совета по правам человека ООН, а также его Консультативного комитета; изучить механизмы Универсального периодического обзора (УПО) и Специальных процедур Совета по правам человека ООН; изучить работу договорных (контрольных) органов по правам человека; проанализировать деятельность МОТ в сфере защиты прав человека; сравнить правозащитные механизмы в рамках ООН, МОТ и ЮНЕСКО[28].
Глава 1 Cтановление и развитие внедоговорных институтов защиты прав человека в рамках ООН
Одной из целей создания ООН (ООН) стало утверждение веры в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций (преамбула к Уставу ООН). Указанное положение является одним из доказательств существования общепризнанного принципа международного права - всеобщего уважения прав и свобод человека. Любой орган, организация, действующие в системе ООН, так или иначе связаны с защитой прав и свобод человека. Это и Генеральная Ассамблея ООН, и Совет Безопасности ООН, и Экономический и Социальный Совет как главные органы ООН; Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО) как специализированные учреждения ООН. В рамках системы ООН действует ряд международных трибуналов: Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ), Международный трибунал по Руанде (МТР)[19,c.22]. Несмотря на огромное количество органов и организаций международного уровня, существует определенная система международных внедоговорных и договорных органов, цель которых - защищать права, своды человека. Эти органы существуют как на универсальном уровне (в рамках ООН), так и на региональном (Совет Европы). Понятию международный договорной орган, можно дать следующее определение: это такой орган, который создается для осуществления контроля за соблюдением прав и свобод человека в государствах, являющихся участниками этой организации, также данный орган создается во исполнение решений международной межправительственной. Одним из внедоговорных международных органов, действующих на универсальном уровне в области защиты прав и свобод человека, является Совет ООН по правам человека. В рамках региональной международной межправительственной организации Совета Европы создан и действует внедоговорный орган (институт) по защите прав и свобод человека - Комиссар по правам человека. Совет ООН по правам человека. Совет по правам человека (далее - Совет) был создан согласно Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 15 марта 2006 г. взамен Комиссии по правам человека в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН. В состав Совета входят 47 государств-членов, каждое из которых избирается большинством членов Генеральной Ассамблеи путем прямого тайного голосования. Выборы членов совета происходят на основе принципа справедливого географического распределения, места в свою очередь распределяются между региональными группами следующим образом: группа африканских государств - 13 мест; группа азиатских государств - 13 мест; группа восточно-европейских государств - 6 мест; группа государств Латинской Америки и Карибского бассейна - 8 мест и группа западноевропейских и других государств - 7 мест; члены Совета исполняют свои полномочия в течение трех лет и не имеют права на переизбрание после двух следующих друг за другом сроков полномочий. Цель Совета заключается в том, чтобы общество уважало и защищало права человека на равной основе. Для того чтобы достичь своей цели, Совет имеет право делать рекомендации Генеральной Ассамблее ООН в отношении дальнейшего развития международного права в области прав человека; Совет представляет ежегодный доклад Генеральной Ассамблее ООН; Совет проводит универсальные (всеобъемлющие) периодические обзоры выполнения каждым государством его обязательств и обязанностей в области прав человека. В рамках Совета обсуждаются тематические вопросы, связанные с обеспечением прав и свобод человека в определенной сфере межгосударственных отношений[47]. Универсальный периодический обзор проводится Советом в отношении каждого государства - члена ООН один раз в четыре года. Правовым основанием действия обзора является Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, учреждающая Совет. Совет контролирует посредством обзора деятельность других государств по выполнению обязанностей и обязательств в области прав человека. После обзора, происходит интерактивный диалог, конечной целью которого является разрешение той или иной проблемы в области соблюдения прав и свобод человека. К 2011 г. все государства прошли первый цикл обзора. С 2012 по 2016 г. проводился второй цикл обзора. В рамках Совета также осуществляются специальные процедуры, которые охватывают 36 тематических и 12 страновых мандатов в формах специального докладчика, рабочей группы, независимого эксперта, специального представителя Генерального секретаря ООН. Носитель тематического или странового мандата, как правило, действует в личном качестве.
Глава 2 Формирование системы договорных органов ООН по правам человека
Международный договорной орган по защите прав и свобод человека - орган, созданный с целью исполнения международного договора и контроля за надлежащим соблюдением государствами - участниками договора прав и свобод человека, гарантируемых этим договором. Примерами международных договорных органов, действующих в рамках ООН (универсальный уровень), являются Комитет ООН :
1. По правам человека,
2. По экономическим, социальным и культурным правам,
3. По правам ребенка,
4. Против пыток,
5. По ликвидации расовой дискриминации,
6. По ликвидации дискриминации в отношении женщин,
7. По трудящимся-мигрантам,
8. По правам инвалидов,
9. По насильственным исчезновениям.
Одним из договорных органов, действующих в рамках Совета Европы (региональный уровень), является Европейский комитет по предупреждению пыток. Комитет ООН по правам человека (далее - Комитет). В состав данного органа входит 18 независимых экспертов, которые контролируют исполнение государствами международных обязательств, которые предусмотрены в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года (далее - Пакт)[4]. К функциям Комитета относят рассмотрение докладов, которые предоставляют государства- участники Пакта. После рассмотрения докладов, Комитет в форме заключительных замечаний дает рекомендации по поводу вопросов, вызвавших обеспокоенность. А государства, в свою очередь, в течение одного года, обязаны предоставлять доклады о предпринятых мерах по устранению причин беспокоящих Комитет. В круг полномочий Комитета входит такая компетенция как принятие жалоб от индивидуальных лиц, они могут обращаться в том случае, когда посчитают, что государство, в отношении которого они подают жалобу нарушило права и свободы, которые регламентируются данным Факультативным протоколом. Дата вступления данного протокола 23 марта 1976 года, на тот момент численность государств- участников составляла 114 государств. У Комитета достаточно широкий круг полномочий, однако, в отличие от Европейского суда, который имеет право взыскивать денежные средства с государства - нарушителя Пакта, в качестве компенсации, таким правом не наделен[25]. В случае обоснованности поданной жалобы, Комитет имеет право лишь потребовать у государства-нарушителя исправления данной ситуации всевозможными способами и принятием мер, которые будут исключать повторение такой ситуации в дальнейшем. Примером может служить следующая ситуация, произошедшая между Камойо и Замбией (Дело № 1859/2009 ). Осужденный за убийство человек, подал апелляционную жалобу В Верховный Суд, а время ожидания рассмотрения этой жалобы составило 13 лет. Причиной такой задержки явилась халатность, вследствие которой были утеряны материалы дела. После обращения в Комитет, вопрос был решен следующим образом: было сделано заключение о том что, исходя из практики, задержка на такой долгий период представляет собой нарушение права на незамедлительный пересмотр приговора[56]. Еще одним примером, может послужить ситуация произошедшая между гражданином Саркут и Турцией(Дело № 1854/2008). Автор обращения считал, что его права были нарушены, поскольку в стране-участнице отсутствовала альтернатива военной службе, в следствие чего гражданин подвергся уголовному преследованию и потерял работу. Комитет разъяснил, что отказ от несения военной службы возможен в случае, если это противоречит убеждениям, взглядам данного лица, либо не соответствует религии, однако государство обязано предоставить альтернативное решение данного вопроса. Если гражданин отказывается нести военную службу, то государство праве предоставить гражданскую службу, которая не будет касаться военного командования. Эта альтернативная служба, в свою очередь, не должна иметь характер наказания.
Глава 3 Система защиты прав человека в специализированных учреждениях ООН (мот и ЮНЕСКО)
Согласно Уставу ООН который регламентирует создание, методы функционирования всех учреждений, органов ,фондов, на все эти специализированные учреждения налагается широкий круг ответственности, которая определена в учредительных актах соответствующих данным организациям. Основой для создания таких учреждений являются межправительственные соглашения, целью которых является создание благоприятных условий для развития общества и государства в целом, также для достижения социального и экономического прогресса. Устав регламентирует требования для каждого такого учреждения, оно должно иметь свои органы, быть независимым, на них должны налагаться определенные полномочия, которые будут соответствовать международному публичному праву. Поскольку учреждения специализированные , они обладают узкой сферой деятельности. Одной из таких организаций является Международная организация труда (МОТ). Эта организация была создана в связи с тяжелым положением трудящихся в начале двадцатого века. Также причиной создания является наличие противоречий в трудовых отношениях между государством, работодателями и работниками в большинстве стран. Однако самой главной причиной, которая послужила созданию такой организации - это наличие произошедших революций между различными слоями общества. Годом создания МОТ является 1919, а 1946, стал годом присвоения звания данной организации, как первое специализированное учреждение.
В состав МОТ входят три важнейших органа:
1. Высшего - Международной конференции труда;
2. Административного совета;
3. Международного бюро труда.
Штаб-квартира МОТ находится в Женеве (Швейцария). Содержание Устава МОТ 1919 года значительно отличается от Устава МОТ с уже внесенными поправками и изменениями[13]. Поскольку в 1919 Устав МОТ предусматривал единственный принцип- установление социальной справедливости. В год 50-летия Всеобщей декларации прав человека Международная конференция труда приняла Декларацию об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Она регламентирует следующие моменты, о том, что необходимо реализовывать следующие принципы, даже при условии отсутствия факта членства:
1. Свободы объединения и эффективного признания права на коллективные переговоры;
2. Устранения всех форм принудительного или обязательного труда;
3. Эффективного устранения детского труда;
4. Ликвидации дискриминации в труде и занятиях.
Эти четыре принципа имеют форму конкретных прав и обязательств, изложенных в восьми конвенциях, которые признаны в качестве основополагающих как в самой МОТ, так и за ее пределами. Конвенция МОТ о свободе ассоциации и защите права на организацию является классическим примером нормативного документа , защищающего права человека. Эта Конвенция в равной степени защищает права как работодателя , так и трудящихся и предоставляет право решать необходимые вопросы возникающие между этими категориями лиц внутри организации , не при бегая к помощи со стороны государства[3]. Постепенно в документ вносились изменения и в 1949 году такие изменения были внесены посредством Конвенции, которая была направлена на антипрофсоюзную дискриминацию и создание условий при которых организации трудящихся и работодателей не будут вмешиваться в дела друг друга. Основополагающий принцип, который предусматривает устранение принудительного труда, регламентируется двумя другими Конвенциями, такими как:
1. Конвенция о принудительном труде .
2. Конвенцией Лиги Наций о рабстве.
Главной целью того времени было прекращение принудительного труда, в настоящее время МОТ предусмотрен перечень ситуаций при которых необходим принудительный труд. Одновременно в Конвенции МОТ содержаться разъяснения по поводу определения таких понятий как принудительный труд- всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило своих услуг добровольно[20]
Глава 4 Реформирование правозащитных механизмов ООН
Правозащитный механизм ООН создавался в течение многих лет после принятия ее Устава и учреждения Организации. Изначально, Устав ООН, возлагая на Организацию Объединенных Наций обязанность содействовать «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии», не предусматривал для этой цели создание специальных органов в области прав человека, а лишь указывал на то, что выполнение полномочий Организации в экономической и социальной сферах возлагается на Экономический и Социальный Совет (далее - ЭКОСОС) под руководством Генеральной Ассамблеи[30]. В 1946 году ЭКОСОС в свою очередь, в качестве своего вспомогательного органа учредил Комиссию по правам человека. Основными функциями которой были подготовка предложений и докладов названному Совету относительно Международного билля о правах человека; различных конвенций в этой области; защиты меньшинств; предотвращения дискриминации и других вопросов. Комиссия по правам человека на своей же первой сессии в 1947 г. учредила в качестве собственного вспомогательного органа Подкомиссию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, состоявшую не из представителей государств, а из экспертов, выполняющих свои обязанности в личном качестве основу правозащитного механизма ООН. Необходимо отметить, что этот механизм не был статичным. Комиссия по правам человека неоднократно модифицировала процедуру как своей работы, так и Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств. Такие изменения носили эволюционный характер и не касались существа деятельности Комиссии и Подкомиссии. Но прошли годы, после начала функционирования и стало понятно, что необходимо подвергнуть реформированию правозащитный механизм и принять Пакты о правах человека. Данный императив был обусловлен преимущественно двумя следующими обстоятельствами:
1. Реализация прав человека в значительной мере отстает от закрепленных в Пактах и других международных документах принципов и норм, которые нарушаются практически повсеместно;
2. Последние годы способность Комиссии защищать основные права и свободы была существенно подорвана вследствие уменьшения доверия к ней со стороны международного сообщества, а также отсутствия профессионализма и наличия практики двойных стандартов в ее работе .
После долгих обсуждений, касающихся предложений по реформированию правозащитного механизма ООН, Генеральная Ассамблея приняла Резолюцию, согласно которой учрежден Совет по правам человека в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи. Также, благодаря Резолюции Совет, наделялся обязанностью отвечать за содействие всеобщему уважению и защите всех прав человека; рассматривать ситуации, связанные с их грубыми и систематическими нарушениями. В качестве одной из важных новелл указанной Резолюции явилось поручение Совету «на основе объективной и достоверной информации проводить всеобъемлющие периодические обзоры выполнения каждым государством его обязательств и обязанностей в области прав человека таким образом, который обеспечивает универсальность охвата и одинаковое отношение ко всем государствам». Совершенно очевидно, что в данной Резолюции не могли быть решены многие вопросы реформирования правозащитного механизма ООН. Поэтому Генеральная Ассамблея ООН поручила Совету в течение года «рационализировать все мандаты, процедуры, функции и обязанности Комиссии по правам человека для сохранения системы специальных процедур, экспертных консультаций и процедуры подачи жалоб». После длительных дебатов и рассмотрения различных предложений 18 июня 2007 г. Совет по правам человека представил доклад Генеральной Ассамблее, в котором предлагалось решение тех вопросов, о которых шла речь в Резолюции Генеральной Ассамблеи. Механизм универсального периодического обзора. Продуктивность работы Совета по правам человека во многом зависит от деятельности его механизма универсального периодического обзора. Все государства должны подвергаться такому обзору, а члены данного Совета в первую очередь, в течение срока их членства в этом органе. Обзор производиться основываясь на информации, которую получили от государства в виде доклада. Эта информация должна содержать материалы договорных органов, специальных процедур и другой различной дополнительной информации[51].
Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы. Основным органом, который наделен правом решать весь круг важнейших вопросов в области прав человека, принимать соответствующие решения и резолюции является Совет по правам человека ООН. В последние годы все более актуальным вопросом становится реформа договорных органов ООН по правам человека, которые представляют международный контроль в русле универсальной системы защиты прав и свобод человека. Действующая система договорных органов достаточно перегружена, причиной этому не только рост системы, но и увеличение числа ратификаций и представляемых докладов государств-участников не сопровождалось адекватным представлением соответствующих ресурсов. Как следствие, негативное влияние на эффективность системы. Можно определить два направления совершенствования деятельности договорных органов:
1. Деятельность договорных органов в указанной сфере должна дополняться работой других акторов, поскольку договорным органам весьма полезно взаимодействие и синергия, возникающая в результате консолидации их усилий с усилиями и действиями других акторов.
2. Договорные органы могут в значительной мере расширить спектр форм и способов максимизации их сравнительного преимущества, исходя из их же роли в качестве хранителей норм, а также квазиюридической природы их деятельности, направленной на оценку ситуаций в конкретном государстве, а также в оперативном и комплексном анализе фактов и предложений соответствующих методов принятия решений и выработки разнообразных подходов. Деятельность конвенционных органов, Специальных процедур Совета по правам человека и процесс Универсального периодического обзора Совета должны носить взаимоусиливающий и взаимодополняющий характер. Пункт резолюции 5/1 Совета по правам человека уточняет, что механизм должен дополнять, а не дублировать другие механизмы по правам человека, поэтому в ходе Универсального обзора акцент должен быть сделан именно на тех вопросах, которые не рассматриваются договорным органом.
1. Устав ООН, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН [Электронный ресурс]: [принята 24 октября 1945 г.] // Консультант Плюс. Россия / ЗАО «Консультант плюс». - М., 2019.
2. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]: [Резолюция 217 А (III) Генеральной Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г.] // Консультант Плюс. Россия / ЗАО «Консультант плюс». - М., 2019.
3. Конвенция N 87 Международной организации труда «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию» [Электронный ресурс]: [принята в г. Сан-Франциско 09.07.1948 на 31-ой сессии Генеральной конференции МОТ] // Консультант Плюс. Россия / ЗАО «Консультант плюс». - М., 2019.
4. Международный пакт о гражданских и политических правах [Электронный ресурс]: [принят 16 декабря 1966 года] // Консультант Плюс. Россия / ЗАО «Консультант плюс». - М., 2019.
5. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах [Электронный ресурс]: [принят 16 декабря 1966 года] // Консультант Плюс. Россия / ЗАО «Консультант плюс». - М., 2019.
6. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации [Электронный ресурс]: [принята 21 декабря 1965 года] // Консультант Плюс. Россия / ЗАО «Консультант плюс». - М., 2019.
7. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин [Электронный ресурс]: [принята 18 декабря 1979 года] // Консультант Плюс. Россия / ЗАО «Консультант плюс». - М., 2019.
8. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания [Электронный ресурс]: [принята 10 декабря 1984 года] // Консультант Плюс. Россия / ЗАО «Консультант плюс». - М., 2019.
9. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]: [принята 20 ноября 1989 года] // Консультант Плюс. Россия / ЗАО «Консультант плюс». - М., 2019.
10. Международная Конвенция по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей [Электронный ресурс]: [принята 18 декабря 1990 года] // Консультант Плюс. Россия / ЗАО «Консультант плюс». - М., 2019.
11. Международная конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]: [принята 13 декабря 2006 года] // Консультант Плюс. Россия / ЗАО «Консультант плюс». - М., 2019
12. Международная конвенция о защите всех лиц от насильственных исчезновений [Электронный ресурс]: [принята 20 декабря 2006 года] // Консультант Плюс. Россия / ЗАО «Консультант плюс». - М., 2019
13. Устав МОТ [Электронный ресурс]: [принят 28 июня 2019 года] // Консультант Плюс. Россия / ЗАО «Консультант плюс». - М., 2019
14. Устав ЮНЕСКО [Электронный ресурс]: [принят 16 ноября 1945 года] // Консультант Плюс. Россия / ЗАО «Консультант плюс». - М., 2019
15. Конвенция МОТ о равном вознаграждении 1951 года (№ 100) [Электронный ресурс]: [принята 29 июня 1951 года] // Консультант Плюс. Россия / ЗАО «Консультант плюс». - М., 2019
16. Конвенция МОТ о дискриминации в области труда и занятий 1958 года (№ 111) [Электронный ресурс]: [принята 25 июня 1958 года] // Консультант Плюс. Россия / ЗАО «Консультант плюс». - М., 2019
17. Конвенция МОТ о минимальном возрасте для приема на работу 1973 года (№138) ) [Электронный ресурс]: [принята 26 июня 1973 года] // Консультант Плюс. Россия / ЗАО «Консультант плюс». - М., 2019
18. Конвенция МОТ о наихудших формах детского труда 1999 года (№ 182) [Электронный ресурс]: [принята 17 июня 1999 года] // Консультант Плюс. Россия / ЗАО «Консультант плюс». - М., 2019
19. Арутюнян, Д.Г. Генеральный секретарь ООН и международное право: Монография. Воронеж: Институт ИТОУР, 2010.
20. Бекяшев, Д.К. Международной организации труда 90 лет: основные направления деятельности // Московский журнал международного права. 2009. №3.
21. Гликман, О.В. Защита прав человека в сфере труда в деятельности МОТ на современном этапе. Диссертация на соиск. Уч.степ.канд. юрид. Наук. М.: 2004
22. Гремза, Н.Ю. Возможные пути реформирования системы конвенционных органов в области международной защиты прав человека // Московский журнал международного права. 2004. № 2.С. 18 36.
23. Даниленко, Г. М. Международная защита прав человека: Вводный курс. М.: Юрист, 2000.
24. Диаконов, В. В. Право и свобода // Учебное пособие по теории государства и права // diakonov.ru. - 2010.
25. Иванов, Г. И. Права человека: история и теория, ситуационные задачи, международное и национальное законодательство / Г. И. Иванов. - 3-е изд. - Минск :Дикта, 2011. - 359 с.
26. Иванов, Г. И. Права человека: теория, история, современность : краткое изложение курса / Г. И. Иванов. - 3-е изд. - Минск : Амалфея, 2012. - 107 с. : ил.
27. Карташкин, В.А. Права человека: международная защита в условиях глобализации / В.А. Карташкин ; Ин-т государства и права Рос. акад. наук. - М. : Норма : Инфра-М, 2011. - 287 с.
28. Кобяк, А. И. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и национальное законодательство Республики Беларусь : процессуальные нормы / А.И. Кобяк. - Минск : ТЕСЕЙ, 2010. - 107 с.
29. Краткий путеводитель по системе защиты прав человека в рамках ООН /Представительство ООН в Республике Беларусь. - Минск : World Wide Printing, 2001.- 32 с.
30. Крылов, С.Б. История создания ООН. / С.Б.Крылов М.: Издательство Института международных отношений, 1960. - 344 с. М., 1960.
31. Невирко, Д. Д. Права и свободы человека и гражданина: проблемы соотношения, взаимодействия и иерархии. Дис. канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2004. - 181 c.
32. Нуркаева, Т. Н. Личные (гражданские) права и свободы человека и их охрана уголовно-правовыми средствами: вопросы теории и практики. - С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2003. - 254 c.
33. Николайко, И.В. Некоторые правовые и практические аспекты координации в системе ООН в области прав человека (на примере сотрудничества ООН и ЮНЕСКО) // Советский ежегодник международного права. 1984. М.: Наука, 1986. С. 264-269.
34. Основные механизмы защиты и обеспечения прав человека : сборник материалов Республиканского научно-методологического семинара, Брест, 3-4 апреля 2013 г. / науч. ред. И. И. Котляр. - Брест : Издательство БрГУ имени А. С. Пушкина, 2013. -147 с.
35. Павлова, Л. В. ЮНЕСКО и права человека / под ред. Л. В. Павлова ; Общественное объединение «Белорусский центр конституционализма и сравнительно-правовых исследований». - Минск : ТЕСЕЙ, 2002. - 231 с.
36. Первый периодический доклад Республики Беларусь об осуществлении конвенции ООН о правах ребенка / науч. ред. Л. И. Смагина ; Национальная комиссия Республики Беларусь по правам ребенка. - Минск : Полымя, 1999. - 79 с.
37. Погорелова, О. А. Права человека: курс лекций [для вузов] / О. А. Погорелова, Барановичский государственный университет. - Барановичи : БарГУ, 2008. - 151 с.
38. Права и свободы человека в программных документах основных политических партий и объединений России, 20 век : [сборник] / Институт федерализма и гражданского общества ; под ред. А. Н. Аринина. - Москва : РОССПЭН, 2003. - 495 с.
39. Права человека / сост. Е. В. Кузнецова. - Минск : Амалфея, 2009. - 823 с.
40. Права человека : [учебное пособие по специальностям 1-24 01 02 «Правоведение», 1-24 01 03 «Экономическое право», 1-24 01 01 «Международное право», 1-23 01 06 «Политология (по направлениям)]» / науч. ред. С. А. Балашенко, Е. А. Дейкало. -Минск : Юнипак, 2015. - 198 с.
41. Права человека и беженцы / Представительство ООН в Республике Беларусь. -Минск : World Wide Printing, 2001. - 32 с.
42. Рисдал, Л. Проблемы защиты прав человека в объединенной Европе. Защита прав человека в современном мире. М., 1993.
43. Рубаник, К.П. Международно-правовые проблемы ЮНЕСКО. М., 1969.
44. Смит Рона, К. М. Международная защита прав человека / К. М. Смит Рона ; пер. С. Богдан и др. - 5-е изд. - Минск : Юнипак, 2013. - 20IX, 393 с. : ил.
45. Создание библиотеки по правам человека / Елена Ульссон и др. ; пер. А. Картель. - Минск : РегистрМедиа, 2015. - 145 с. : ил., цв. ил.
46. Сто уроков по правам ребенка : учебно-методическое пособие / Л. И. Смагина и др. - 2-е изд. - Минск : Унiверсiтэцкае, 1999. - 171 с.
47. Тарасова, Л.Н. Санкции ООН и международная защита прав человека // Актуальные проблемы современного международного права. Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции. Москва. 17 апреля 2006г. М., 2006. С. 100 114.
48. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/mekhanizmy-zashchity-prav-cheloveka-v-ramkakh-organizatsii-obedinennykh-natsii-i-v-ee-spetsi#ixzz5jV6GGmBz
49. Тихиня, В. Г. Правовое обеспечение экономической реформы в Республике Беларусь: сборник научных трудов преподавателей факультета права Белорусского государственного экономического университета / В. Г. Тихиня ; Белорусский государственный экономический университет. - Минск : БГЭУ, 2000. - 152 с.
50. Тункин, Г.И. Теория международного права / Под общей ред. проф. Л.Н. Шестакова. М.: Издательство «Зерцало», 2000. - 70с.
51. Шавцова, А.В. Право прав человека / А.В. Шавцова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Минск : ТетраСистемс, 2011. - 256 с.
52. Шестаков, Л. Н. Права человека. Сборник международных документов. - М.: МГУ, 1986. - 232 c.
53. Международное сотрудничество в сфере прав человека // Статья [Электронный ресурс]. Режим доступа: - http://fasgeo.ru/gosudarstvo-i-pravo/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-v-sfere-prav.html
54. Международное право прав человека // Статья [Электронный ресурс]. Режим доступа: - https://ru.wikipedia.org/wiki/Международное_право_прав_ человека
55. Что такое МОТ и чем она занимается // Статья [Электронный ресурс]. Режим доступа: - https://www.ilo.org/moscow/areas-of-work/lang--ru/index.htm
56. Международное право // Статья [Электронный ресурс]. Режим доступа: - https://books.google.by/books?isbn=5041374295
57. Организация Объединенных Наций // Статья [Электронный ресурс]. Режим доступа: - https:// docstore.ohchr.org
58. Подборка решений комитета Организации Объединенных Наций по правам человека // Статья [Электронный ресурс]. Режим доступа: - https://www.ohchr.org/Documents/Publications/SDecisionsVol7ru.pdf
59. Подборка решений комитета Организации Объединенных Наций по правам человека // Статья [Электронный ресурс]. Режим доступа: - https://www.ohchr.org/Documents/Publications/SDecisionsVol6ru.pdf
60. Международное право прав человека // Статья [Электронный ресурс]. Режим доступа: - https://mydocx.ru/8-67342.html