Введение
Глава 1. Общие характеристики элитарного образования
1.1 Концепции элитарного образования
1.2 Традиции английского образования
1.3 Особенности американского образования
Глава 2. Система образования в ОАЭ
2.1 История становления арабской системы образования
2.2 Особенности организации обучения в ОАЭ
2.3 Система высшего образования в арабских странах
2.4 Англо-саксонское влияние на систему образования ОАЭ
Заключение
Список использованных источников
Введение
Бесспорно, в настоящее время для формирования современного человека как всесторонне развитой личности, главным вопросом остается его образование. Особенно остро он стоит для арабских стран. Знакомство с образовательными системами арабских стран и их историей входит в лингвострановедческий модуль преподавания арабского языка.
Проблема получения знаний и методов приобщения к ним через воспитание и обучение в арабском мире имеет давнюю историю. В доисламский период это были практические знания и навыки, необходимые для выживания в суровых условиях кочевой жизни. Главным методом их получения и передачи было домашнее воспитание, подражание взрослым и наставления старших.
С приходом ислама во времена пророка Мухаммада появляются новые подходы к обучению и усвоению знаний. В этот период знание предстаёт в виде божественного откровения – Корана. Задачей обучения становится познание предписаний и истин нового учения, соединение духовного и физического совершенствования молодых людей с целью их активного участия в распространении ислама. Среди методов получения образования этого периода, наряду с домашним воспитанием и обучением у частных преподавателей, получает распространение посещение религиозных школ первой и второй ступени, военное обучение. По мере развития и укрепления Арабского халифата происходит дальнейшее совершенствование образовательной системы, возникает педагогическая наука. Создаются школы нового типа – медресе, в которых помимо богословских наук изучались и светские науки.
Современная система образования во многих арабских странах копирует систему образования бывших метрополий. Так, представленная в статье система начального и среднего образования в странах Магриба формировалась под влиянием французской образовательной системы, хотя в ряде случаев она учитывает специфические национальные особенности.
Объект исследования – образовательная система ОАЭ
Предмет исследования – организация среднего и высшего образования ОАЭ.
Цель дипломной работы – определить степень англо-саксонского влияния на систему образования ОАЭ
Задачи:
- определить в чем заключаются культурные традиции элитарного образования, какое значение имеет современная элитарное образование в мировом масштабе;
- сформировать характеристики английского образования, осветить ее основные традиции;
- раскрыть особенности американского образования, определить основные ступени образования в США
- осветить основные этапы в истории становления арабской системы образования;
- рассмотреть отличительные особенности организации обучения в Объединенных Арабских Эмиратах;
- проанализировать систему высшего образования в арабских странах;
- выявить степень и характер англо-саксонского влияния на систему образования Объединенных Арабских Эмиратов.
Методы исследования: анализ теоретических источников литературы, обобщение, синтез.
Глава 1. Общие характеристики элитарного образования
1.1 Концепции элитарного образования
В классическом образовании культурные коды нации, к которой оно принадлежит, отражены и воплощены. Например, англосаксонская традиция элитного (престижного) образования всегда была ориентирована на традиции английской клановой аристократии, копируя не только этику, но и эстетику ее существования. Самые элитные английские университеты (Оксфорд и Кембридж) являются отдельными сообществами аристократического характера, хотя они формально придерживаются принципа либеральной открытости и даже активно провозглашают идеи меритократии. Работа престижных американских университетов также основана на высокой стоимости обучения (существующие гранты, которые дают бесплатное образование самым талантливым детям, играют роль своего рода экрана и громоотвода). Общим для всей англосаксонской системы образования элит является, прямо скажем, ее олигархический характер и прагматизм в подготовке финансовых и политических кадров [5, с. 15].
Американские исследователи элитного образования сами отмечают, что такие университеты, как Гарвард, Принстон, Йель, Оксфорд, Кембридж и другие. «Они очень похожи по своим функциям: они воспроизводят процесс выбора элиты» [54, с. 26].
В то время профессор Г.К. Ашин отметил, что «ведущие университеты США являются элитными учебными заведениями; их выпускники имеют наибольшие шансы достичь элитных позиций. В еще большей степени это относится к английским университетам Оксфорда и Кембриджа ... почти все члены Верховного суда Великобритании, епископы, консервативные члены парламента и многие члены парламента выпустились из элитных частных школ и элитных университетов. В то же время шансы получить элитное образование во многом зависят от статуса родителей.
Более того, выбор элит в западных странах не обязательно связан с частными элитными университетами. Во Франции, где гражданская служба традиционно считается одной из самых престижных, элитные университеты, в которых готовят правительственных чиновников, практически полностью интегрированы в систему «Grandes Ecoles» [4, с. 23].
В отличие от массовой школы, элита всегда была нацелена на достижение высоких результатов. На Западе такие школы заманивают с помощью различных стипендий для детей из низших социальных слоев, активно используя спонсорство со стороны крупных корпораций и банков. «Никто не возражает против повышения образовательных стандартов. Но «элитные школы существуют не только для высоких достижений, но и из-за стремления поставить себя выше других» [51, с. 4]. Таким образом, усилились социальное расслоение и социально-экономическая напряженность в обществе. Такие школы помогают воспроизвести и узаконить систему стратификации. Публично, идеологи такого образования утверждают, что их система образования основана на индивидуальных различиях и достижениях. Фактически эта система отбирает лиц на элитные должности исходя из установленного статуса [4, с. 37].
Популярная в американских (S. Feng, J. Overland, M. Speget) и западноевропейских исследованиях (P. Bourdieu, J.-C. Passeron) концепция «человеческого капитала» объясняет образование как процесс накопления «человеческого капитала». Под этим термином они указывают на улучшение производительных способностей человека за счет его расходов на образование, что приводит к повышению его социального статуса (статуса, зарплаты, престижа). В то же время расходы на образование рассматриваются как «жертва», которую человек несет ради будущих выгод. С этой точки зрения обучение трансформируется в процесс превращения экономического капитала в личный капитал, в процесс превращения экономического капитала в культурный капитал. Перспективные инвестиции в «человеческий капитал» [6, с. 230].
Глава 2. Система образования в ОАЭ
2.1 История становления арабской системы образования
Знакомство с образовательными системами арабских стран и их историей входит в лингвострановедческий модуль преподавания арабского языка. Проблема получения знаний и методов приобщения к ним через воспитание и обучение в арабском мире имеет давнюю историю.
По мусульманской терминологии, в период Джахилии («эпоха незнания и невежества») – образование как система было незнакомо арабскому обществу. Оно опиралось на племенную систему, объединявшую людей по происхождению от общего предка и связывавшую их между собой по отцовской линии. Воспитание и образование в таких условиях строились на социальных ценностях, отношениях и правилах, определяемых традициями и обычаями племени. Как сказал арабский литератор Хан аль-Фахури, в воспитании нашли своё отражение «пески пустыни и её высохшая земля, зной её небес, её животные и растения, обычаи бедуинов и их традиции, их войны и набеги, их взгляды на смелость и совершенство, честь и могущество, племенную солидарность и другие моральные ценности арабов» [2, с. 70].
Все знания и традиции передавались от родителей детям, воспитывались в процессе совместной деятельности в условиях преодоления неблагоприятных условий жизни. В период Джахилии при кочевом образе жизни основной массы племён вопрос об образовательном процессе как об упорядоченной системе получения знания вряд ли мог возникнуть даже теоретически. В Аравии того периода был очень низкий уровень грамоты. В Мекке, самом большом культурном центра Хиджаза, согласно преданию, число умевших читать и писать не достигало 20 человек, а в других центрах их число было и того меньше. Письмо учили только те, кому это было необходимо для заработка средств к существованию [41].
Знания передавались, как уже было сказано выше, от родителей детям. В раннем детстве, обычно до семи лет, дети, мальчики и девочки оставались на половине матери. Она была их первым учителем. Она закладывала основы их нравственности и знания правил поведения в обществе и взаимоотношений с другими людьми. Неслучайно арабы говорят: «Дитя для матери – что глина для гончара», «Дитя – сосуд матери», «Сын весь в мать». Другими словами, ребёнок, его поведение в первую очередь есть отражение того, как воспитала его мать и какие знания она ему передала. Отец подключался к процессу воспитания и обучения позднее, когда наступала пора передавать сыновьям знания о своём ремесле.
Другим фиксатором и передатчиком знаний в эпоху Джахилии являлась поэзия, отражение которой на бумаге произошло позднее. Словесное искусство арабов подобно прекрасному ожерелью, составленному из переливающихся разноцветным блеском «редкостных жемчужин речи», как говорил известный андалусский поэт, уроженец Кордовы Ибн Абд Раббихи (860–940) в своей знаменитой антологии «Чудесное ожерелье» [17, с. 108]. Прежде всего, речь идёт о таких жанрах, как «мадх» (восхваление и прославление), «риса» («плачи», траурные песни по умершим), «хиджа» (поношение врага и «богатырская похвальба»).
В произведениях такого плана древнеарабские поэты, которые занимали почётное место в племенной иерархии, так как считались способными произносить магические заклинания («шаир» – первоначально «ведун») и даже находить воду [17, с. 110], становились «историографами» племени, защитниками его чести и достоинства в межплеменных спорах, поборниками сложившихся законов и традиционных устоев. На базарах и ярмарках крупных торговых и культурных центров Ближнего Востока и Аравийского полуострова устраивались конкурсы стихов и ораторского искусства. Произведения, получившие первое место, писали золотой водой и вешали на стену Каабы [41].
Заключение
Таким образом, в классическом образовании находят свое отражение и воплощение культурные коды той нации, к которой она принадлежит. Так, например, англосаксонская традиция элитарного (престижного) образования всегда была ориентирована на традиции английской родовой знати (аристократии), копируя не только этику, но и эстетику ее существования. Самые элитарные английские университеты (Оксфорд и Кембридж) представляют собой весьма обособленные клубы аристократического характера, хотя формально и придерживающиеся принципа либеральной открытости и даже активно провозглашающие идеи меритократии. Внедрение новейших информационных технологий, кардинально меняет и саму систему образования. Она уже не может быть закрытой, она уже не может быть исключительно для представителей элиты.
Учебный процесс в школах Британии не такой уж и простой, если рассматривать его изнутри. Существует свод определенных правил, которых нужно обязательно придерживаться. Кроме того, отправляя ребенка в школу, родители могут столкнуться с некоторыми проблемами и факторами, о которых необходимо знать каждому. Оксфорд и Кембридж – два крупнейших британских университета, в каждом из которых учатся более 10 тысяч студентов. Это – элитарные университеты, в которых воспитываются специалисты во всех областях знания, занимающие впоследствии ведущие посты в политике, науке, образовании и технологии. В Великобритании высшее образование по своим целям, структуре и методу имеет очевидный элитарный характер. Его целью является воспитание и образование научной, политической и интеллектуальной элиты. Эта цель никогда не скрывалась, а, напротив, закреплялась системой инструкций и законодательных актов.
Основы современной системы высшего педагогического образования в США были заложены еще в колониальный период, в который уставы колледжей, излагавшие основные принципы преподавания и содержание учебного процесса были составлены под влиянием английских, шотландских и немецких университетов. Однако, в отличие от развитых европейских стран США определили собственную специфику педагогического образования, которая имела некоторые отличительные особенности, а именно религиозность, прагматизм, целесообразность, демократизацию и отсутствие традиционализма, присущего практически всем другим европейским странам и, собственно, всему миру.
Проблема получения знаний и методов приобщения к ним через воспитание и обучение в арабском мире имеет давнюю историю. По мусульманской терминологии, в период Джахилии («эпоха незнания и невежества») – образование как система было незнакомо арабскому обществу. Оно опиралось на племенную систему, объединявшую людей по происхождению от общего предка и связывавшую их между собой по отцовской линии. Воспитание и образование в таких условиях строились на социальных ценностях, отношениях и правилах, определяемых традициями и обычаями племени.
После создания ОАЭ проблемы образования стали одними из приоритетных в государственных программах. В период 1971-1978 расходы на образование занимали второе место в федеральном бюджете после обороны. Законом предусматривается обязательное среднее образование для подданных ОАЭ. Система образования включает: дошкольные учреждения для детей от 4 до 6 лет, начальные школы (6 лет обучения), неполные средние школы (3 года обучения) и полные средние школы (3 года обучения). Обучение раздельное, в некоторых начальных школах осуществляется совместное обучение. В сельских местностях обучение в начальных школах продолжается не более 2-3 лет.
Система образования в Объединенных Арабских Эмиратах начала формироваться сравнительно недавно, с 1971 г. С этого времени государство стало выделять и направлять огромные денежные средства (около 25%) на развитие национальной системы образования, сделав его более приоритетным, чем развитие экономики. И результат превзошел все ожидания. Школьное образование в этой стране обязательное, бесплатное для всех граждан. Мальчики и девочки обучаются вместе. Разработана единая учебная программа как для граждан страны, так и для иностранцев. В 1953 г. в ОАЭ открылась первая британская школа, в которую стали приглашать преподавать ведущих профессоров из европейских университетов и высших школ. Именно после этого уровень грамотности населения резко возрос, и у граждан страны появилось стремление к изучению различных европейских паук. В стране действуют 2 категории университетов – государственные и частные. Государственные – только для граждан ОАЭ.
1. Акунов, В. Обучение и воспитание в исламский период. Обучение арабов при пророке Мухаммеде [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.proza.ru/2012/10/24/203.
2. Аль-Фахури Хана. Мудрости и пословицы / Аль-Фахури Хана. – Каир: Даруль-маариф, 1951. – 88 с.
3. Ан-Навави, Абу Закария Яхья бен Шараф. Сады праведных / пер. с араб. и комм. В. Нирша. – М.: Умма, 2007. – 766 с.
4. Ашин, Г. К. Элитное образование в меняющемся мире / Г.К. Ашин // Элитное образование: мировой опыт и модель МГИМО. – М.: МГИМО, 2002. – С. 12–51.
5. Ашин, Г. К. Олигархические и меритократические тенденции в оценке современного элитарного образования / Г.К. Ашин // Вопросы элитологии: философия, культура, политика. – 2011. – Т. 7–8. – С. 9–17.
6. Ашин, Г.К. Теоретические основы элитологии образования / Г.К. Ашин. – М.: МОСУ и МГИМО (У) МИД РФ, 1998. – 432 с.
7. Бен, Сандал. // Абид Рашид Бен Сандал. Аль-Айн. – ОАЭ: Марказ Заид , 2004. – 76 с.
8. Бим-Бад, Б.М Из истории учительства в США [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=188
9. Бодянский, В.Л. Восточная Аравия: история, география, население, экономика / В.Л. Бодянский. – М., 1986. – 338 с.
10. Величко, С.С. Особенности системы образования ведущих вузов Великобритании / С.С. Величко // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4. – С. 77-79.
11. Гончаров, Л.Н. Школа и педагогика США до II Мировой войны / Л.Н. Гончаров. – М., 1972. – 426 с.
12. Гриб, А. Столпы культуры, школа правоверных мусульман / А. Гриб //Вокруг Света. – 2008. – Февраль. – С. 111-122.
13. Давыдов, А.А. Арабские революции 2011 г.: системная диагностика? / А.А. Давыдов // Системный мониторинг глобальных и региональных рисков. Арабская весна. – 2011 г. – С. 175-176.
14. Джуринский, А. История педагогики / А.Н. Джуринский. – М.: 2000. – 432 с.
15. Доклады, представляемые государствами-участниками в соответствии со статьей 9 конвенции. – 30 октября 2013.
16. Егорин, А.З. Объединенные Арабские Эмираты / А.З. Егорин, В.А. Исаев. – М., 1997. – 287 с.
17. Жемчужное ожерелье: Антология арабской средневековой поэзии и прозы / Пер. с араб. / Сост., вступ. стат. и коммент. И.М. Фильштинского. – М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1996. – 420 с.
18. Исаев, В.А. Катар. Объединенные Арабские Эмираты / В.А. Исаев. – М., 1984. – 116 с.
19. История США. В 3-х т. Т.1 / Под ред. А.М. Павлов. – М., 1990 – 1850 с.
20. Карабущенко, П. Л. Меритократия и актуальные проблемы развития элитного образования / П.Л. Карабущенко // Культурная жизнь Юга России. 2015. – № 3 (58). – С. 14–21.
21. Карабущенко, П. Л. Персоналистические критерии измерения современных элит: философские основы элитологической наукометрии/ П.Л. Карабущенко // Современная наука и инновации. – 2016. – № 1 (13). – С. 118–125.
22. Конституция ОАЭ. – 2014 г.
23. Коран / Перевод И.Ю. Крачковского. – М.: Внешторгиздат, 1990. – 447 с.
24. Коротаев, A.B. и др. Социально-демографический анализ Арабской весны / А.В. Коротаев // Системный мониторинг глобальных и региональных рисков. Арабская весна 2011 г. – М., 2012. – С. 28-76.
25. Кухарева, Е.В. Образование в арабских странах из глубины веков до наших дней [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/obrazovanie-v-arabskih-stranah-iz-glubiny-vekov-do-nashih-dney.
26. Литература адаба [электронный ресурс] / Режим доступа: // http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_ obrazovanie/literatura/ADAB.html.
27. Лукичев, Г.А. Развитие высшего образования в арабских странах (аналитический обзор) / Г.А. Лукичев // Вестник высшей школы. – 2008. – №4. – С. 48–52.
28. Магомеддадаев, А. Мусульманский восток и усиление радикализации ислама на Северном Кавказе / А. Магомеддадаев // Центральная Азия и Кавказ. – 2005. – № 1(37). – С. 48-57.
29. Маркарян, Р.В. Объединенные Арабские Эмираты. 1917-1985 / Р.В. Маркарян. – М., 1988.
30. Мирский, Г.И. Арабский мир: надоело, не верим, не боимся / Г.А. Мирский // Международные процессы. – 2011. – № 1. – С. 99-105.
31. Национальный доклад, представленный в соответствии с пунктом 15 а) приложения к резолюции 5/1 Совета по правам человека* Объединенные Арабские Эмираты. – 2018. – 32 с.
32. Образование в Алжире [Электронный ресурс]. Режим доступа: //http://www.my-volga.ru/content/
33. Образование за рубежом: от А и до Я [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kznaniam.ru/uk
34. Перетяченко, Е. Традиции и современность ирландского образования / Е. Перетяченко // Журнал «Где учиться?» [Электронный ресурс] – Режим досткпа: http://www. gde-uchitsa.ru/cgi-bin/show.
35. Подцероб, А.Б. Арабская смута: роль пропаганды и современных информационных технологий // Институт Ближнего Востока. Режим доступа: http://www.iimes.ru/?p=15619.
36. Самарин, А. Н. Становление элит и элитное образование в России / А.Н. Самарин // Элитное образование: мировой опыт и модель МГИМО. – М.: МГИМО, 2002. – 223 с.
37. Система образования Туниса [электронный ресурс] / Режим доступа: //http://www.masters.donntu. edu.ua/2007/fvti/raduan/ind/index.htm.
38. Сорокина, Т.С. История медицины. Медицина Средневековья / Т.С. Сорокина. – М.: «Академия». 2009. – С. 212 – 230.
39. Султанов, Ш.З. Омар Хайам / Ш.З. Султанов, К.З. Султанов. – М.: Мол. гвардия, 1987. – 320 с.
40. Уровень грамотности населения в странах мира [электронный ресурс] / Режим доступа: //http://www.yestravel.ru/world/rating/people/literacy/.
41. Утку, Нихаль Шахин. Аравия доисламского периода [электронный ресурс] Режим доступа: //http:// www.posledniyprorok.info/.
42. Шедевры арабской мудрости. – М.: ООО «Дом Славянской книги», 2012. – 320с.
43. Шидфар, Б.Я. Ибн Сина / Б.Я. Шидфар. – М.: Наука, 1981. – 184 с.
44. Элитология. Энциклопедический словарь / под ред. П. Л. Карабущенко. – М.: Экон-информ, 2013. – 618 с.
45. Якуб, Юсеф Абдалла. Объединенные Арабские Эмираты. История политико-государственного развития (19 в. – начало 70 гг. 20 в.) / Якуб Юсеф Абдалла. – М., 1978. – 152 с.
46. American Consulting Center [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.educationusarussia.org
47. Belghazi S., Hilger A., Leon-Solano R. Building Effective Employment Programs for Unemployed Youth in the Middle East and North Africa, World Bank Publications. 2013.
48. Bourdieu P. The State Nobility. The Schools in the Field of Power. Oxford, 1996.
49. Dhillon N., Yousef T. Generation in Waiting: The Unfulfilled Promise of Young People in the Middle East. Brookings Institution Press. 2009.
50. Éducation au Maroc [электронный ресурс] / Режим доступа: //http://fr.wikipedia.org/wiki/Еducation_ au_Maroc.
51. Mathews J. Class Struggle. What is Wrong (and Wright) with American Best Public High Schools. N.Y., 1988.
52. Regional report on higher education in the Arab states, UNESCO Regional BurcaEducation in the Arab States. Beirut: Beirut 2013.
53. Rethinking economic growth: Towards productive and inclusive Arab societies // ILO Regional Office for the Arab States and UNDP Regional Bureau for Arab States.
54. Revitalizing Higher Education, ed. By Salmi J. and Versрhoor. Wash., 1994.
55. Russia Today [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russian.rt.com/article/49938
56. Vahitov, R. Bologna process in Russia / R. Vahitov // Domestic notes. – 2013. – № 4 – C. 52-58