ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 РИТЕЙЛ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ РЫНКА ОДЕЖДЫ
1.1 Историческая эволюция организации торговли одеждой
1.2 Современный международный опыт эффективной организации ритейла одежды
1.3 Влияние цифровизации экономики на современное развитие ритейла
ГЛАВА 2 СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ РИТЕЙЛА ОДЕЖДЫ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Становление национального рынка ритейла одежды
2.2 Современное состояние ритейла одежды в РБ
2.3 ОАО «Коминтерн» как субъект национального рынка ритейла одежды
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РИТЕЙЛА ОДЕЖДЫ РЕЗИДЕНТАМИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Взаимодействие резидентов и нерезидентов на национальном рынке ритейла одежды
3.2 Современные направления и тенденции развития рынка ритейла одежды в Республике Беларусь
3.3 Перспективные направления деятельности ОАО «Коминтерн» на рынке ритейла одежды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях высокой конкуренции на рынке все большее число производителей активно начинают развивать стратегическое планирование в своей деятельности. Важным моментом в формировании стратегии организации является определение четкого различия между практическими целями организации и текущей ситуацией на рынке.
Стратегия маркетинга является ключевой в планировании развития организации и необходима для реализации поставленной цели организации, а также для достижения высоких результатов в деятельности организации.
С целью ведения успешной коммерческой деятельности на рынке с нестабильной рыночной конъюнктурой очень важно проводить регулярно оценку рыночной сферы деятельности организации, а затем на основании данных исследований корректировать маркетинговую стратегию организации с проведением эффективной коммуникационной стратегии.
Самое важное средство маркетинговой коммуникации – это реклама. Важно заметит, что занимаемые рекламой место и роль в условиях экономики переходного периода еще не определены конкретно.
Любая продукции при ее появлении на рыке в любом случае формирует определенное свое впечатление. Это впечатление может быть положительным или отрицательным, причем данное мнение возникает моментально после того, как потребитель узнает о появлении новой продукции.
Именно ассоциации, которые продукт вызывает у потребителя и формирую бренд. Бренд представляет собой своеобразное впечатление о продукции, которое формируется в сознании потребителей. Процесс, который связан с формованием бренда называется брендингом.
ГЛАВА 1 РИТЕЙЛ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ РЫНКА ОДЕЖДЫ
1.1 Историческая эволюция организации торговли одеждой
Международная торговля – форма обмена продуктами труда в виде товаров и услуг между продавцами и покупателями различных стран. Характеристиками международной торговли выступают объем мирового товарооборота, товарная структура экспорта и импорта и ее динамика, а также географическая структура международной торговли. Экспорт – это продажа иностранному покупателю товара с вывозом его за границу. Импорт – покупка у иностранных продавцов товаров с ввозом его из-за границы.
Современная международная торговля развивается достаточно высокими темпами. Среди основных тенденций развития международной торговли можно выделить следующие:
1. Происходит преимущественное развитие торговли по сравнению с отраслями материального производства и всего мирового хозяйства в целом. Так, по некоторым оценкам, за период 50–90-х годов ХХ века ВВП мира вырос примерно в 5 раз, а товарный экспорт – не менее чем в 11 раз. Соответственно, если в 2000 году ВВП мира оценивался в 30 трлн долл., то объем международной торговли – экспорт плюс импорт – в 12 трлн долл.
2. В структуре международной торговли растет доля продукции обрабатывающей промышленности (до 75%), из которой более 40% – машиностроительная продукция. Лишь 14% составляет топливо и другое сырье, доля сельскохозяйственной продукции – около 9%, одежда и текстиль – 3%.
3. Среди изменений в географическом направлении потоков международной торговли наблюдается повышение роли развитых стран и Китая. Однако развивающимся странам (в основном за счет выдвижения из их среды новых индустриальных стран с выраженной экспортной ориентацией) удалось существенно усилить свое влияние в этой сфере. В 1950 году на них приходилось только 16% мирового товарооборота, а к 2001 году – уже 41,2%.
Со второй половины XX века проявилась неравномерность динамики внешней торговли. В 1960-е годы Западная Европа — главный центр международной торговли. Ее экспорт почти в 4 раза превышал экспорт США. К концу 1980-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по фактам конкурентоспособности. В этот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» Азии — Сингапур, Гонконг Тайвань. Однако к середине 1990-х годов США выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. Экспорт товаров и услуг в мире в 2007 году по данным ВТО составил 16 трлн. долл. США. Доля группы товаров составляет 80%, а услуг - 20% от общего объема торговли в мире.
4. Важнейшим направлением развития внешней торговли является внутрифирменная торговля в рамках ТНК. По некоторым данным, на внутрифирменные международные поставки приходится до 70% всей мировой торговли, 80–90% продаж лицензий и патентов. Так как ТНК – важнейшее звено мировой экономики, мировая торговля является в то же время торговлей в рамках ТНК.
5. Расширяется торговля услугами, причем несколькими способами. Во-первых, это трансграничная поставка, например, дистанционное обучение. Другой способ поставки услуг – потребление за рубежом – предполагает передвижение потребителя или перемещение его собственности в страну, где услуга предоставляется, например, услуга гида в туристической поездке. Третий способ – коммерческое присутствие, например деятельность в стране иностранного банка или ресторана. И четвертый способ – перемещение физических лиц, являющихся поставщиками услуги за границей, например, врачей или преподавателей. Лидером в торговле услугами являются наиболее развитые страны мира.
ГЛАВА 2 СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ РИТЕЙЛА ОДЕЖДЫ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Становление национального рынка ритейла одежды
Существуют тренды мировой розничной торговли, которые подтверждаются как на статистике торговых сетей по международной торговле, так и на данных Республики Беларусь. Среди них можно назвать:
• глобализацию и постоянное стремление выйти на новые рынки;
• экстенсивный рост за счёт поглощения и слияний с региональными конкурентами;
• продвижение собственных максимально диверсифицированных торговых марок.
Рассмотрим историю развития сбытовых организаций от самого их зарождения до настоящего времени, чтобы показать, как именно эти тренды образовались, чем были обусловлены и к чему в ближайшем будущем могут привести.
В Республике Беларусь торговые сети появились сравнительно недавно, а именно после распада Советского Союза в 1990-ых годах. Тем не менее сегодня крупнейшие игрока на рынке занимают стали серьезными конкурентами даже для более опытных заграничных компаний, таких как Ашан, который по доле оборота в общем объёме розничной торговли России уступают АО Тандер и X5 Retail. Отечественные предприятия торговли традиционного формата с каждым годом теряют долю рынка, о чём говорит статистика как в общем, так и в отдельных отраслях
Подобная тенденция характерна и для других стран с рыночной экономикой. В мире первые магазины самообслуживания (то есть с прямым доступом покупателя к товарам) были открыты в 1912 г. в США. Это была инновация в сфере торговли, которая в настоящее время стала наиболее распространённой по всему миру в сфере торговли товарами повседневного спроса и ставшая причиной появления целого нового направления в продвижении товаров: мерчендайзинге. Первый привычный современному потребителю супермаркет был открыт в 1916 г. американским предпринимателем К. Саундерсом, и через семь лет ему удалось собрать сеть розничных магазинов, состоящую уже из 2800 точек. За более чем вековую историю отрасль розничной торговли сильно изменилась и сегодня существует гораздо больше форматов торговли, чем были в начале.
В условиях плановой экономики подобного развития индустрии розничной торговли не происходило. На примере СССР и стран Восточной Европы можно видеть, что конкуренция отсутствует почти полностью, что в соответствие с выводами классической экономики приводит к потере общественного благополучия. Помимо прочего розничная торговля в плановой экономике характеризуется неэффективным управлением, неинтенсивным использованием рекламы, сильно ограниченным ассортиментом товаров и услуг, низкой скоростью или полным отсутствием развития.
В СССР существовала так называемая сфера товарного обращения, которая долгое время формировалась не самостоятельно, а под жёстким регулированием государства. Неудачные попытки заменить естественные рыночные регуляторы централизованным расчётом, усложнённые рядом негативных факторов привели к тому, что при переходе к рыночной экономике в будущем на проявились множественные экономические несоответствия и противоречия. К тому же даже в то время, когда СССР существовал существовали признаки неэффективного распределения, приводившее к распространённому дефициту многих повседневных товаров.
Кризисные явления и отсутствие желаемого экономического роста в восточноевропейских странах и республик СССР в 1980-ых годах привели к необходимости принимать реформы, присущие рыночной экономике. Долгий период жизни государств без капиталистических отношений оказал негативный эффект на развитие рыночных предприятий.
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РИТЕЙЛА ОДЕЖДЫ РЕЗИДЕНТАМИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Взаимодействие резидентов и нерезидентов на национальном рынке ритейла одежды
Сегодня рынок одежды является одним из самых быстрорастущих рынков в Республике Беларусь. Его ежегодный рост на 25-30% привлекает иностранных поставщиков, доля которых уже составляет около 80% всех продаж на этом рынке. Однако у белорусских компаний также есть потенциал для развития. Текущая рыночная ситуация породила ряд тенденций, которые еще больше повлияют на ее развитие.
Сегодня можно наблюдать активное развитие региональных рынков. Важную роль в этом процессе играет формирование качественной розничной инфраструктуры в регионах. Сейчас в крупнейших городах Республики Беларусь стали появляться профессиональные торговые комплексы европейского уровня, такие как «Парк Хаус» или «Мега». Это позволяет вам представить бренды мирового класса в формате как мультибрендовых, так и монобрендовых магазинов.
На рынке одежды многие компании, ранее занимавшиеся оптовой торговлей и дистрибуцией, активно открывают монобрендовые брендовые магазины, в столицах - свои, в основном для рекламных бизнес-концепций, в регионах - в условиях франшизы. В последнее время рост рынка одежды в столицах замедлился, динамика в целом определяется регионами. Быстрое развитие регионального рынка розничной недвижимости ускорило движение франчайзинговых сетей в регионах.
Иностранные бренды одежды, основные потребители которых до сих пор были минчанами, начали переезжать в другие области.
Кроме того, в Республике Беларусь начинается активная разработка формата универмага, что может привести к дальнейшему перераспределению рынка между крупнейшими игроками. Такие магазины, как «Zara», «Motivi», «Mexx» предлагают стиль, а универмаги продают что-то универсальное для самых разных клиентов. Формат универмага, распространенный в советские времена, в настоящее время практически отсутствует в Республике Беларусь.
Интерес зарубежных сетей на белорусском рынке вполне понятен. На Западе 20-30% одежды продается через универмаги. В Республике Беларусь эта ниша пуста и поэтому многообещающая.
Формат универмагов имеет ряд преимуществ по сравнению с форматом торговых центров, распространенных в Республике Беларусь: в одной зоне предлагается большой ассортимент, любой продукт можно выбирать самостоятельно, не обращаясь к консультанту, что в большей степени соответствует менталитету белорусского потребителя. Кроме того, универмаги - это демократическая форма торговли, которая подходит для презентации одежды по средним ценам.
Основной тенденцией массового рынка является исчезновение небольших магазинов. Здесь либо крупные торговые точки, либо сети.
Кроме того, потребительский подход к брендам растет. Определенно можно сказать, что сегодняшний рынок моды может характеризоваться концепцией не рынка конкуренции товаров, а рынком конкуренции брендов. Поэтому работа над фирменной архитектурой оператора розничной сети является основной задачей любого игрока на этом рынке, и именно это позволяет вам создать уникальность, которая в настоящее время требуется для розничного рынка моды.
Таким образом, маркетинговый компонент сетевого торгового оператора fashion-индустрии должен быть нацелен на формирование лояльности клиентов не только к ассортименту продукции, товарным брендам, но и к бренду, концепции компании. Отличительными особенностями маркетинговой стратегии в этом сегменте рынка являются ярко выраженные факторы инноваций и творчества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сам бренд представляет собой набор разнообразных характеристик продукта, которые удовлетворяют функциональным, эмоциональным и социальным характеристикам потребительских предпочтений.
Также особое внимание уделяется брендингу, который является последовательной коммуникационной деятельностью, направленной на формирование определенного бренда и долгосрочное поддержание предпочтений целевой аудитории для данного бренда.
Кроме того, была рассмотрена ситуация на российском рынке в отношении продвижения иностранных брендов. В этом случае мы можем сказать, что это более характерно для специфики брендинга извне, когда местные производители активно занимаются традициями Запада и редко пытаются создать что-то новое. Такая позиция способствует массовому проникновению иностранных брендов на российский рынок с последующим устойчивым развитием и существованием на нем.
Швейная отрасль легкой промышленности включает в себя около 170 производств. Основное направление деятельности крупнейших предприятий отрасли – пошив костюмов и верхней одежды, предметов детской одежды, белья, головных уборов и изделий из меха. Крупнейшие швейные фабрики Беларуси располагают «портфелем» экспортных брендов.
ОАО «Коминтерн» – лидер в производстве мужских костюмов в Республике Беларусь. Предприятие обладает высоким производственным потенциалом и высококвалифицированным промышленно-производственным персоналом.
Представленный в работе SWOT-анализ показывает, что наиболее перспективной и предпочтительной стратегией развития для предприятия должна стать стратегия роста, базирующаяся на ликвидации слабых сторон и использовании возможностей внешней среды.
1. Алексунин, В.А. Маркетинг – 5-е изд., перераб. и доп./ В.А. Алесунин – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 216 с.
2. Гаврилина, О.П. Ключевые особенности маркетинга дизайнерского бренда (результаты исследования) / О.П. Гаврилина, А.В. Шахрай // Научные труды вольного экономического общества России. – 2014. – Т. 189. – С. 349-353.
3. Голова, А. Что нам стоит бренд построить [Электронный ресурс] / А. Голова // Advertology. Наука о рекламе. – Режим доступа: http://www.advertology.ru/article3697.htm.
4. Голубков, Е.П. Еще раз о понятии «бренд» / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2016. – №2 (52). – С. 4-15.
5. Домнин, В.Н. Брендинг. Новые технологии в России / В.Н. Домнин. – СПб., 2014. – 381 с.
6. Елистратов, В.С. Нейминг. Искусство называть / В.С. Елистратов, П.А. Пименов. – М.: Омега-Л, 2014. – 304 c.
7. Жданова, Т.С. Ленивый маркетинг. Принципы пассивных продаж / Т.С. Жданова. – М.: Дашков и К, 2013. – 148 с.
8. Берер, Матиас «Крутые» всегда остаются «крутыми». Брендинг для поколения Y / Матиас Берер. – Москва: Наука, 2015. – 240 c.
9. Буланов, А.В. Бренд 2.0. От философии к практике / А.В. Буланов. – М.: Красная звезда, 2014. – 731 c.
10. Винсент, Л. Легендарные бренды: Раскрученные рекламные мифы, в которые поверил весь мир / Л. Винсент / Пер. с англ. Т. Новиковой. – М.: Фаир-пресс, 2015. – 336 с.
11. Гали, Бернар Brand. Рождение имени. Энциклопедия / Бернар Гали. – М.: Этерна, Палимпсест, 2014. – 432 c.
12. Годин, А.М. Брендинг: Учебное пособие / А.М. Годин, А.А. Дмитриев, И.Б. Бабленков. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. – 364 с.
13. Деарлав, Дез Бизнес-путь: Ричард Брэнсон. 10 секретов лучшего в мире создателя брэнда / Дез Деарлав. – М.: Крылов, 2013. – 192 c.
14. Ефремова М.В., О.В. Чкалова Обобщение и систематизация подходов к определению понятия «клиентоориентированность» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2016. – №. 2 (42). – С. 17 – 24.
15. Карпова, С.В. Брендинг: Учебник и практикум / С.В. Карпова, И.К. Захаренко; под общ. ред. С. В. Карповой; Финансовый ун-т при Правительстве Рос. Федерации. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 438 с.
16. Кеннеди, Д. Жесткий бренд-билдинг. Выжмите из клиента дополнительную маржу / Д. Кеннеди. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 290 c.
17. Клифтон, Р. Бренд и Брендинг / Р. Клифтон. – New York: Bloomberg Press, 2013. – С. 256.
18. Кондратенко, И. И. Рынок одежды города Минска и Минской области: состояние и перспективы развития / И. И. Кондратенко // Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития : материалы XI Междунар. науч. конф., Минск, 14–15 окт. 2010 г. : в 5 т. / Науч.-исслед. экон. ин-т М-ва экономики Респ. Беларусь [и др.] ; редкол.: А. В. Червяков [и др.]. – Минск, 2010. – Т. 3. – С. 55–57.
19. Кузьменкова, Н. В. Мониторинг рынка верхней швейной одежды [Электронный ресурс] / Н. В. Кузьменкова, К. И. Локтева // Молодежь в науке и предпринимательстве : сборник научных статей VII международного форума молодых ученых : научное электронное текстовое издание / Белкоопсоюз, Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации ; под науч. ред. А. П. Бобовича. – Гомель, 2018. – С. 269–272.
20. Макашева, З.М. Брендинг / З.М. Макашева, М.О. Макашев. – М.: Питер, 2015. – 288 c.
21. Макашев, М. О. Бренд-менеджмент / М.О. Макашев. – М.: Питер, 2013. – 224 c.
22. Назайкин, А.Н. Брендинг [Электронный ресурс] / А.Н. Назайкин. – Режим доступа: http://www.nazaykin.ru/_br_brand.htm.
23. Настройка таргетированной рекламы и продвижение в социальных сетях. Стоимость услуги. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://upgradeagency.ru/target/.
24. Новости рынка маркетинговых коммуникаций и рекламы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://marketing.by/.
25. Рожков, И.Я. Брендинг: Учебник / И.Я. Рожков, В.Г. Кисмерешкин. – М.: Юрайт, 2014. – 331 с.
26. Рожкова Д.Ю. Цифровая платформенная экономика: определение и принципы функционирования / Д.Ю. Рожкова // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2017. – №. 10 (104). – С. 32.
27. Розова, Н.К. Маркетинг [Электронный ресурс] / Н.К. Розова. – Режим доступа: https://marketing.wikireading.ru/1423.
28. Сайт «Строитель Вашего прибыльного бизнеса». Репутация сайта в интернете. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zexler.ru/product/reputaciya-sayta-v-internete/.
29. Скотт, Д.М. Новые правила маркетинга и PR: Как использовать социальные сети, блоги, подкасты и вирусный маркетинг для непосредственного контакта с покупателем / Д.М. Скотт / Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 349 с.
30. Соколов-Митрич, Д. Яндекс. Книга / Д. Соколов-Митрич. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 877 c.
31. Стратегический маркетинг. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 132 c.
32. Тесакова, Н. Бренд и торговая марка: Развод по-русски / Н. Тесакова, В. Тесаков. – СПб.: Питер, 2014. – 267 с.
33. Фоллс, Джейсон Маркетинг в социальных медиа. Просто о главном / Джейсон Фоллс, Эрик Декерс. – Москва: Гостехиздат, 2015. – 336 c.
34. Чернатони, Л. Брендинг. Как создать мощный бренд / Л. Чернатони, М. Макдональд. – М.: Юнити; Издание 3-е, 2017. – 261 c.
35. Шарков, Ф.И. Брендинг и культура организации (управление брендом как элементом культуры организации) / Ф.И. Шарков, В.А. Ткачев. – М.: Узд. дом «Социальные отношения»; Перспектива, 2013. – 268 с.
36. Шарков, Ф.И. Имидж фирмы. Технологии управления / Ф.И. Шарков. – М.: Академический проект, 2015. – 272 c.
37. Щербак, А.А. Бренд как элемент социальной идентичности личности / Щербак А. А. [Место защиты: Гос. ун-т упр.], 2016. – 177 с.
38. Шнорр Ж.П. Развитие цифровых технологий в современном ритейле / Ж.П. Шнорр, Л.П. Наговицина // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2018. – №. 5 (72). – С. 9 – 25.
39. Шульц, Е. Брендология. Правда и вымыслы о брендинге / Е. Шульц. – М.: Рипол Классик, 2016. – 256 c.
40. Belretail [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://belretail.by/.
41. Comintern [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://comintern.by/.
42. Promdeveloper. Продвижение бренда компании: все доступные методы и инструменты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://promdevelop.ru/prodvizhenie-brenda-kompanii/.
43. Байлер, А. Магия бренда / А. Байлер // Роль рекламы в создании сильных брендов. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2016. – С. 227-249.
44. Сервеллон, М.С. Социальная власть бренда в розничной торговле товарами класса люкс : влияние бренда на клиентов магазинов / М.С. Сервеллон, Р. Кудрье // Маркетинг розничной торговли. – 2014. – № 2. – С. 126-140.
45. Скоробогатых, И.И. Сравнительный анализ существующих методик оценки стоимости торговой марки / И.И. Скоробогатых, Д.А. Чиняева // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 5. – С. 30-43.
46. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/.