Правовое регулирование экономической несостоятельности Республики Беларусь Диссертация
МИТСО (Международный университет)
Диссертация
на тему: «Правовое регулирование экономической несостоятельности Республики Беларусь»
по дисциплине: «Юриспруденция»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
343.00 BYN
Правовое регулирование экономической несостоятельности Республики Беларусь
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Юриспруденция
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 84.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ГЛАВА 1 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Ретроспективный анализ экономической несостоятельности
2.2 Сравнительно-правовой анализ национального и зарубежного законодательства, регламентирующего экономическую несостоятельность
ГЛАВА 3 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Понятие и признаки экономической несостоятельности
3.2 Причины экономической несостоятельности
ГЛАВА 4 ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
4.1 Анализ защитного периода
4.2 Правовые особенности конкурсного производства
4.3 Правовое регулирование мирового соглашения
ГЛАВА 5 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о несостоятельности (банкротстве) – один из самых ключевых для экономики любой страны. Белорусская экономика сегодня переживает не самые лучшие времена. Наблюдаются такие негативные явления, как кризис неплатежей, структурный кризис, нехватка инвестиций, разбалансированность расходной и доходной частей государственного бюджета страны, противоречие между законами и другими нормативными актами и др.
В условиях рыночных преобразований, проводимых в отечественной экономической системе, особую актуальность приобретают разработка новых и повышение эффективности предусмотренных действующим законодательством инструментов гражданско-правовой защиты отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности в целом, и отношений в сфере экономической несостоятельности (банкротстве), в частности, и представляет собой механизм гражданско-правового регулирования отношений, связанных с экономической несостоятельностью (банкротством), направленный на справедливое удовлетворение требований всех кредиторов с соблюдением баланса интересов должника.
В действующей правоприменительной практике, связанной с экономической несостоятельностью (банкротством), имеется достаточное количество не решенных правовых проблем, требующих глубокого научно-теоретического осмысления и необходимости дальнейшего совершенствования гражданского законодательства, регулирующего область исследуемых правоотношений.
Процесс экономической несостоятельности (банкротства) предприятий почти всегда сопряжен с потерями капитала, определенным сокращением производственных мощностей, появлением безработных и связанными с этим социальными конфликтами. Однако необходимо согласиться с тем, что общий экономический рост экономики любой страны невозможен без ликвидации технически отсталых предприятий, которые производят ненужную продукцию и расходуют большое количество дефицитных материальных, сырьевых, топливных и трудовых ресурсов.
Под несостоятельностью (банкротством) понимается неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по обязательствам по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды в полном объеме.
ГЛАВА 1 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Вопросам экономической несостоятельности (банкротства) посвящено немало фундаментальных исследований.
Прежде всего, отметим различные подходы к периодизации истории становления и развития института экономической несостоятельности. В.С. Каменков отмечает, что еще в древнейшем римском праве была предусмотрена возможность обращения нескольких взыскателей к одному и тому же должнику с требованием оплаты долгов [2].
Байнев В. Ф. отмечает, что ключевым моментом стало принятие Закон Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» [3].
Также различаются подходы к основным категориям, включенным в тему исследования.
Например, Швед Ю. пишет, что институт банкротства – комплексный правовой институт: являясь институтом гражданского права, он примерно наполовину включает в себя нормы процессуального права [1].
Авдеев В. В. отмечает, что институт несостоятельности (банкротства) является неотъемлемым и важнейшим элементом рыночной экономики, юридическая природа которого есть следствие конкурентных отношений, возникающих в конкурентной рыночной среде.
Различны и подходы к определению признаков банкротства. Так, Карякина О. А. пишет, что при наличии данных условия субъект хозяйствования признается в установленном порядке экономически несостоятельным (банкротом):
1. Неплатежеспособность должника признанная судом или правомерно объявленная самим должником.
2. Неплатежеспособность должника должна иметь или приобретать устойчивый характер [19].
Смольский А. П. считает, что характерной чертой является наличие развитой системы реабилитационных процедур, направленных на сохранение бизнеса, в дополнение к такому классическому механизму банкротства, как распродажа активов должника в ходе конкурсного производства [23].
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Ретроспективный анализ экономической несостоятельности
Банкрот (итал. bancorotto) – несостоятельный должник [1]. Эта экономико-правовая категория имеет большую историю.
В древнейшем римском праве была предусмотрена возможность обращения нескольких взыскателей к одному и тому же должнику с требованием оплаты долгов. В случае неспособности должника удовлетворить требования кредиторов им было позволено разрубить его тело на части и делить между собой тело присужденного им должника. Что касается... состава имущества должника, на которое могли обратить взыскание кредиторы, то римляне относили к этому имуществу помимо собственно вещей права требования должника к третьим лицам. При этом не включались в конкурсную массу расходы на погребение самого должника и тех лиц, которых он обязан был хоронить, а также долговые требования, обеспеченные залогом или ипотекой, которые подлежали преимущественному удовлетворению перед всеми личными, даже привилегированными требованиями кредиторов. Следовательно, явка ипотечных кредиторов по римскому праву могла устранить конкурсных кредиторов от какого-либо участия в продаже имущества должника [2, c. 39].
Как и в современном законодательстве большинства государств мира, древнеримский закон при удовлетворении требований кредиторов предпочтение отдавал казне по недоимкам в податях. Затем удовлетворялись требования, вытекающие из договоров с казной, а также законная ипотека жены на все имущество мужа в обеспечение приданого. После удовлетворения этих привилегированных требований удовлетворялись все иные требования исходя из времени установления залога.
Уже издавна делались попытки объяснить соответствующий отрывок из Законов XII таблиц в пользу обращения взыскания на имущество должника, подразумевая при этом равный раздел имущества, принадлежащего должнику. При этом интересной особенностью римского банкротного процесса является то, что кредитор, первым подавший ходатайство о наложении ареста на имущество должника, не был обязан вызывать других кредиторов для участия в производстве, поскольку это противоречило бы основному началу римского права, по которому каждый свободный человек должен заботиться только о своих собственных интересах, а не обеспечивать чужие выгоды [3, c. 65].
Интересным фактом, имевшим место уже в римском праве, является то, что по истечении этого срока кредиторы сходились на общее собрание и выбирали из своей среды magister, своего рода управляющего, через которого должна была совершаться продажа имущества должника. При этом magister, являясь уполномоченным кредиторами лицом и действуя от их имени, должен был следовать указаниям, которые давали ему кредиторы.
Исторические корни отечественного института экономической несостоятельности и банкротства имеются уже в «Русской правде» (одном из первых русских законодательных актов, действовавшем в Древней Руси в XI - XII вв.).
Отметим, что история развития российского законодательства о банкротстве имеет непосредственное отношение и к Беларуси, поскольку, как известно, последняя до 20-х годов XX в. входила в состав России [2, c. 40].
Законодателем того времени выделяются два вида несостоятельности, а именно:
– несчастная (невиновная) несостоятельность, возникшая не по вине должника (имела место в случае наступления различного рода форс-мажорных обстоятельств: пожара, стихийного бедствия);
– злонамеренная (виновная) несостоятельность, которая могла наступить, к примеру, в случае легкомысленного поведения купца (растрата вверенных средств, потеря товара в результате пьянства и других предосудительных действий).
Позже в Вексельном уставе 1729 г. понятие экономической несостоятельности связывалось с процедурой акцепта векселя. Когда приниматель векселя по слухам в народе банкрутом учинился (т. е. в неисправу и убожество впал) и за тем от биржи или публичного места, где торговые люди сходятся, отлучается, то может подаватель чрез публичного нотариуса, а где оного нет, то в таможенном суде просить и взять от него добрых порук, хотя срок того векселя и не пришел; а ежели в поруках откажет, то надлежит за тем протестовать в недаче порук [2, c. 41].
ГЛАВА 3 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Понятие и признаки экономической несостоятельности
Институт несостоятельности (банкротства) является неотъемлемым и важнейшим элементом рыночной экономики, юридическая природа которого есть следствие конкурентных отношений, возникающих в конкурентной рыночной среде. Институт несостоятельности и банкротства позволяет решить две задачи: во-первых, обеспечить должнику защиту от кредиторов, требования которых он не в состоянии удовлетворить; во-вторых, защитить интересы кредиторов от неправомерных действий должника и других кредиторов, обеспечив сохранность имущества и справедливое его распределение между кредиторами [13, c. 181].
Основными правовыми целями банкротства как института гражданского права являются:
1) производство должником расчетов с кредиторами (либо путем принудительной распродажи имущества должника, либо путем предоставления ему возможности восстановить платежеспособность);
2) при невозможности этого – выведение должника из экономического оборота правовыми способами: путем проводящейся под контролем суда ликвидации юридического лица или освобождения от долгов гражданина [14, c. 95].
Институт банкротства – комплексный правовой институт: являясь институтом гражданского права, он примерно наполовину включает в себя нормы процессуального права. Связано это с тем, что нормы законодательства о банкротстве, в отличие от других норм гражданского права, могут быть реализованы только через судебные акты. Указанные обстоятельства позволяют сделать следующий вывод о механизме функционирования правовых норм, составляющих институт банкротства: материальное право устанавливает критерии банкротства, т.е. условия, при наличии которых участник экономического оборота предполагается банкротом де-факто, процессуальное право «включает» собственно механизм банкротства, переводящий такого участника из разряда обычных, обладающих равной с остальными дееспособностью, в категорию особых, дееспособность которых определяется их правовым положением – объявленным судом статусом банкрота [1].
Таким образом, основным предназначением процессуальной части законодательства о банкротстве является установление в судебном процессе факта банкротства (несостоятельности) участника экономического оборота, влекущего особые условия его дальнейшего функционирования.
В связи с этим в литературе обосновывается вывод о равной составляющей (не по объему норм, а по их значению) в институте банкротства материального и процессуального начал, их равноправии и взаимопроникновении. Неправильно в данном случае представлять процессуальные нормы вспомогательными по отношению к материальным: без них институт банкротства являлся бы только декларацией, пожеланием, не обеспеченным реальным механизмом функционирования [14, c. 96].
Далее отметим, что современное законодательство Республики Беларусь об экономической несостоятельности (банкротстве) является комплексным и состоит из отдельных положений ГК [15], ХПК [16], Закона№ 415-З [4] и иных законодательных актов, регулирующих комплексные общественные отношения, возникающие при неплатежеспособности субъектов, возникающих в связи с экономической несостоятельностью (банкротством) должника, т. е. при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Основой правового регулирования банкротства в Республике Беларусь являются положения ГК [15], которые, в свою очередь, можно разделить на несколько групп.
Первая группа норм о банкротстве, закрепленных в ГК, рассматривает общие положения о банкротстве как индивидуального предпринимателя (ст. 24), так и юридического лица (ст. 61), а также о статусе временных (антикризисных) управляющих в процедуре банкротства (п. 2 ст. 183).
Вторая группа норм о банкротстве, закрепленных в ГК, регламентирует ответственность отдельных субъектов, таких, как учредители, собственники и другие лица (п. 3 ст. 52), один из участников общества с дополнительной ответственностью (п. 1 ст. 94), дочернее общество (ст. 105) [15].
Третья группа норм о банкротстве, закрепленных в ГК, касается вопросов ликвидации отдельных видов юридических лиц, например, коммерческой организации либо действующей в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда (ст. 57), об особенностях ликвидации коммандитного товарищества (п. 2 ст. 85) [15].
ГЛАВА 4 ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
4.1 Анализ защитного периода
В соответствии с Законом № 415-З система мер по банкротству предприятия предполагает ряд процедур. Процедура банкротства – это мероприятие, применяемое в отношении к предприятию-должнику [26, c. 54].
При рассмотрении дел о банкротстве должника - юридического лица новый Закон о банкротстве, в отличие от ранее действовавшего Закона, предусматривает такие процедуры банкротства, как защитный период, конкурсное производство, мировое соглашение и другие.
В соответствии с законодательством в отношении должника применяются следующие процедуры: защитный период, конкурсное производство, мировое соглашение.
В Законе № 415-З защитный период определен как процедура экономической несостоятельности (банкротства), применяемая к должнику с момента принятия судом заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) в целях завершения досудебного оздоровления, а также проверки наличия оснований для открытия конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника [4].
Следовательно, основной целью защитного периода является принятие комплекса мер, направленных на сохранение имущества должника, проведение анализа финансового состояния и платежеспособности должника, установление размера задолженности перед кредиторами. Кроме этого, в процессе защитного периода устанавливается наличие признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору.
Экономическому суду предоставляется возможность предварительно установить размер требований кредиторов и тем самым определить задолженность должника перед кредиторами еще до судебного разбирательства. Таким образом, перед вынесением судебного акта хозяйственный суд и каждый участник процесса могут иметь представление о финансовом состоянии должника.
Дело об экономической несостоятельности (банкротстве) может проходить по полной или по упрощенной процедуре. Полная процедура включает защитный период и конкурсное производство.
Упрощенная процедура состоит только из конкурсного производства. Упрощенная процедура применяется для ликвидируемых и отсутствующих должников.
Конкурсное производство включает в себя несколько последовательных этапов: завершение подготовки дела к судебному разбирательству, конкурсное производство, санация или ликвидационное производство [1].
Защитный период вводится при полной процедуре банкротства. Он устанавливается судом для проверки наличия оснований для возбуждения конкурного производства и обеспечения сохранности имущества должника. Начинается защитный период с момента принятия заявления о банкротстве [28].
Защитный период является обязательной процедурой для определенной категории дел. Но существуют и исключения, когда названная процедура не применяется. Так, в частности, новый Закон о банкротстве не предусматривает ее при рассмотрении дел о банкротстве должника - индивидуального предпринимателя, банков и небанковских кредитно-финансовых учреждений, отсутствующего должника, ликвидируемого юридического лица и других организаций.
Одной из проблем практики применения законодательства об экономической несостоятельности, о которых шла речь в первой главе дипломной работы, является возвращение заявлений о банкротстве. Так, при подаче должником заявления о своей экономической несостоятельности нередки случаи, когда нарушаются требования, предъявляемые к форме и содержанию такого заявления, установленные ст. 27 Закона № 415-З. Например, указываются не все сведения, которые должны быть указаны, либо не прикладываются все документы, установленные ст. 28 Закона № 415-З [29].
ГЛАВА 5 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Контролирующим должника лицом является лицо, имеющее право определять его действия. Например, утрату лицом контроля над должником за 3 года и более до начала производства по банкротству следует не признавать контролировавшим должника лицом применительно к Закону № 415-З [39, c. 14].
Развивая положения контролирующего должника лица, следует указать, что такими лицами признаются:
1. учредители;
2. участники (акционеры);
3. собственники имущества;
4. руководитель должника (коллегиальный или единоличный орган, например, совет директоров, генеральный директор и т.п.);
5. главный бухгалтер;
6. ликвидатор и члены ликвидационной комиссии;
7. иные лица [40].
Любое отвечающее приведенным требованиям лицо может оказаться контролирующим, и в первую очередь – руководитель организации-банкрота, а также антикризисный управляющий, но с оговорками применительно к Закону № 415-З. Однако законодательством о банкротстве управляющий относится к специальному субъекту.
Согласно законодательству о банкротстве ответственность в банкротстве можно разделить на три блока:
1. субсидиарная ответственность (гражданско-правовая субсидиарная);
2. специальная ответственность (дисциплинарная ответственность);
3. иная ответственность (административная, уголовная, иная гражданско-правовая) [40].
Видами ответственности в банкротстве являются:
– уголовная ответственность в банкротстве;
– административная ответственность в банкротстве;
– гражданско-правовая ответственность в банкротстве [41, c. 88].
Соответствующий вид ответственности может иметь свои внутренние виды ответственности (своеобразные подвиды). Например, субсидиарная ответственность в гражданско-правовой плоскости применительно к законодательству о банкротстве может быть разделена на статутную субсидиарную ответственность (учредителей, участников, собственников имущества и т.д.) и специальную управленческую субсидиарную ответственность (ликвидатора или ликвидационной комиссии).
Рассмотрим подробнее каждый из указанных видов ответственности. Итак, для начала рассмотрим уголовную ответственность лиц, контролирующих должника в процедуре экономической несостоятельности.
Коротко проанализируем способы увода активов.
Часто встречаются способы увода активов путем создания или увеличения фиктивной кредиторской задолженности (распространение получает широкое использование «залоговых прав» кредиторов, поскольку кредиторы-залогодержатели удовлетворение получают перед всеми кредиторами наравне с кредиторами по обязательным платежам, что позволяет исполнять налоговые и иные обязательные платежи в меньшем объеме). Использование фиктивных кредиторов позволяет также поставить под контроль распределение оставшегося имущества, денежных средств между кредиторами, а также влиять на ход самой процедуры банкротства [42, c. 20].
Одним из способов контролировать процедуру банкротства является использование «своего кредитора», «своего управляющего». Встречаются в практике случаи, когда должник, созданный на основе имущества ликвидированного предприятия, «набирает» миллионные долги с целью последующего вывода активов, а затем использует вновь процедуру банкротства.
Остается проблемным вопрос, когда должник увеличивает кредиторскую задолженность, а затем уходит в процедуру реорганизации с использование образования одного юридического лица с чистыми активами, а другое для использования своеобразного «сборника» кредиторской задолженности.
Все эти действия должник и контролирующее должника лицо осуществляют перед началом процедуры банкротства. Примечательно, что государство борется с различными схемами злоупотребления использования процедуры банкротства, но недобросовестные должники и их руководители изобретают новые способы увода активов, оттачивают схемы для уменьшения рисков возвращения выведенных активов в конкурсную массу должника [40].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы.
1. В современном законодательстве Республики Беларусь институт банкротства обрел воплощение в жизнь в 1991 г. в Законе Республики Беларусь от 30.05.1991 г. № 826-XII «Об экономической несостоятельности и банкротстве» и позже в ГК. В 2012 году на смену Закону Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» пришел Закон № 415-З, который продолжает действовать и в настоящее время.
2. Понятия «экономическая несостоятельность» и «банкротство» раскрываются посредством использования критерия неплатежеспособности. Финансовая несостоятельность возникает из-за превышения обязательств над ликвидными активами, т.е. из-за неудовлетворительной структуры баланса предприятия. Она выражается в проявлении просроченной задолженности перед бюджетом, банками, поставщиками и другими контрагентами.
3. Судебная практика по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) свидетельствует о том, что судом обеспечивается надлежащая работа по своевременному рассмотрению и обоснованному принятию решений по данной категории дел, в частности, о возвращении заявлений о банкротстве.
По результатам рассмотрения заявления (заявлений) об экономической несостоятельности (банкротстве) должника суд при наличии соответствующих оснований выносит определение об открытии конкурсного производства в отношении должника и подготовке дела об экономической несостоятельности (банкротстве) к судебному разбирательству, освобождении временного управляющего от исполнения своих обязанностей и назначении антикризисного управляющего либо об окончании производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника.
1. Швед, Ю. Банкротство / Ю. Швед // Бухгалтер.by. – 2010. – № 9. – Режим доступа: https://normativka.by/lib/document/14982/sid/5b647934f93546 3dbb499aea3d6c5bcb.
2. Каменков, В. С. История развития законодательства о банкротстве в России и Беларуси / В. С. Каменков // Безопасность бизнеса. – 2009. – № 3. – С. 39 – 43.
3. Байнев, В. Ф. Эволюция и проблемы развития института банкротства в Республике Беларусь / В. Ф. Байнев, Т. С. Силюк // Белорусский экон. журн. – 2014. – № 1. – С. 65–70.
4. Об экономической несостоятельности (банкротстве): Закон Респ. Беларусь, 13 июля 2012 г., № 415-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
5. Климов, В. А. Изменения в законодательстве о банкротстве / В. А. Климов // Юрисконсульт.by. – 2013. – № 2. – Режим доступа: https://normativka.by/lib/document/29544/sid/5b647934f935463dbb499aea3d6c5bcb.
6. Договор о Евразийском экономическом союзе» (подписан в г. Астане 29.05.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/GetFile/00012015081700 22?type=pdf.
7. О несостоятельности (банкротстве) : Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_39331/.
8. О банкротстве (несостоятельности): Закон Киргизской Республики от 15 октября 1997 года №74 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/574.
9. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Минске 22.01.1993) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5942/.
10. О банкротстве : Закон Республики Армения от 22.01.2007 № ЗР-51 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=66146.
11. О реабилитации и банкротстве : Закон Республики Казахстан от 7 марта 2014 года № 176-V [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31518958.
12. Регламент № 2015/848 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О процедурах банкротства (новая редакция)» (принят в г. Страсбурге 20.05.2015) [Электронный ресурс] // СПС Гарант. – Режим доступа: http://base.garant.ru/71364282/.
13. Авдеев, В. В. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: учебник / В. В. Авдеев, А. В. Ананько, В. А. Витушко. – Минск : Книжный дом, 2014. – 365 с.
14. Асипков, В. С. Законодательство о банкротстве в Республике Беларусь и практика его применения / В. С. Асипков // Марийский юрид. вестн. – 2016. – № 2 (17). – С. 95 – 98.
15. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000. – Минск, 2020.
16. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. № 219-З: принят Палатой представителей 11 ноября 1998 г. : одобр. Советом Республики 26 ноября 1998 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 . – Минск, 2020.
17. Черновалов, А. В. Прогнозирование экономической несостоятельности действующих предприятий / А. В. Черновалов, А. А. Шевчук // ЭКОВЕСТ. – 2014. – № 1. – С. 15–17.
18. Колпин, Л. Г. Финансы предприятий: учеб. / Л. Г. Колпин. – Минск: Выш. школа, 2013. – 336 с.
19. Карякина, О. А. Финансы : курс лекций / О. А. Корякина, Н. А. Прокопович. – Минск : Академия управления при Президенте Респ. Беларусь, 2015. – 176 с.
20. Куницкая, О. М. Хозяйственное право : учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы студентов / О. М. Куницкая, О. А. Мазур. – Барановичи: РИО БарГУ, 2018. – 200 с.
21. Мухачев, И. Ю. Понятие несостоятельности и банкротства / И. Ю. Мухачев, А.А. Пахаруков // Вестн. Иркутской государственной экон. акад. – 2019. – № 3. – С. 91 – 96.
22. Шимов, В. Н. Роль института банкротства в реализации конкурентной стратегии национальной экономики / В. Н. Шимов, А. А. Быков // Белорусский экон. журн. – 2015. – № 1. – С. 82–90.
23. Смольский, А. П. Проведение финансово-экономического анализа и экспертизы при банкротстве должника: нормативно-правовое регулирование и практика / А. П. Смольский // Журн. «Планово-экономический отдел». – 2014. – № 7. – Режим доступа: https://normativka.by/lib/document/40037/sid/5b 647934f935463dbb499aea3d6c5bcb.
24. Смольский, А. П. Причины банкротства и развитие кризисных явлений на предприятии / А. П. Смольский // Журн. «Планово-экономический отдел». – 2013. – № 5. – Режим доступа: https://normativka.by/lib/document/ 31692/sid/5b647934f935463dbb499aea3d6c5bcb.
25. Мазур, О. А. Хозяйственное право: курс лекций / О. А. Мазур. – Барановичи: РИО БарГУ, 2018. – 330 с.
26. Васильев, Е. А. Банкротство и несостоятельность: соотношение понятий / Е. А. Васильев // Право и жизнь. – 2015. – № 29. – С. 54–59.
27. Об утверждении Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования : постановление Министерства финансов Респ. Беларусь и Министерства экономики Респ. Беларусь, 27 дек. 2011 г., № 140/206 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 . – Минск, 2020.
28. Швед, Ю. Этапы процедуры банкротства должника. Этап 1. Защитный период / Ю. Швед // Бухгалтер.by. – 2020. – № 10. – Режим доступа: https://normativka.by/lib/document/15082/sid/f6b3607ab2a94dfcb7b57 5753eb6ba4b.
29. Янович, З. Н. Самые распространенные случаи возвращения заявлений о банкротстве / З. Н. Янович // Юрисконсульт.by. – 2020. – № 5. – Режим доступа: https://normativka.by/lib/document/50692/sid/5b647934f935463db b499aea3d6c5bcb.
30. Банкротство [Электронный ресурс] // Верховный Суд Респ. Беларусь. – 2020. – Режим доступа: http://court.by/online-help/bankr_inf/about_bankr/.
31. Паращенко, В. Н. Хозяйственное право Республики Беларусь. Особенная часть: учеб. пособие / В. Н. Паращенко. – Минск: ПолиБиг, 2009. – 340 с.
32. Швед, Ю. Этапы процедуры банкротства должника. Этап 2. Конкурсное производство / Ю. Швед // Бухгалтер.by. – 2020. – № 10. – Режим доступа: https://normativka.by/lib/document/15094/sid/430971fbb7a54aa58d02 b1be888618e5.
33. Юн, Г. Б. Конкурсное производство : учеб.-практ. пособие / Г. Б. Юн, Ю. А. Воронова, В. В. Григорьев. – М.: Дело, 2015. – 432 с.
34. Полуэктов, М. Способы защиты интересов должника и кредиторов в законодательстве о несостоятельности (банкротстве) / М. Полуэктов // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
35. Протасеня, Ю. Е. Развитие регулирования экономической несостоятельности (банкротства) в Республике Беларусь / Ю. Е. Протасеня // Новости науки и технологий. – 2014. – № 3–4 (30–31). – С. 57–60.
36. Швед, Ю. Этапы процедуры банкротства должника. Этап 6. Мировое соглашение / Ю. Швед // Бухгалтер.by. – 2020. – № 10. – Режим доступа: https://normativka.by/lib/document/15465/sid/5279e645f05c46f78e4 20032df7a8d92.
37. Черновалов, А. В. Институт банкротства в Республике Беларусь: история возникновения и проблемы развития / А. В. Черновалов // Белорусский экон. журн. – 2015. –№ 1. – С.102–112.
38. Круглова, Н. Ю. Хозяйственное право: учебное пособие / Н. Ю. Круглова. – М.: НОРМА, 2017. – 608 с.
39. Соколов, П. Ответственность контролирующих лиц организации-должника при банкротстве / П. Соколов // Корпоративный юрист. – 2016. – № 11. – С. 14-19.
40. Климов, В. А. Ответственность лиц, контролирующих должника, в процедуре банкротства юридических лиц / В. А. Климов // Юрисконсульт.by. – 2020. – № 12. – Режим доступа: https://normativka.by/lib/document/28065/sid/5b6 47934f935463dbb499aea3d6c5bcb.
41. Николаев, А. Р. Субсидиарная ответственность контролирующих должника лиц / А. Р. Николаев // Право: история, теория, практика: материалы междунар. науч. конф. – СПб.: Реноме, 2017. – С. 88–91.
42. Беркович, Н. Фиктивная ответственность за фиктивное банкротство / Н. Беркович // Законность. – 2016. – № 1. – С. 19–21.
43 Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
44. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г : одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
45. Валуева, С. И. Гражданско-правовая ответственность руководителя предприятия / С. И. Валуева // Промышленно-торговое право. – 2016. – № 3. – С. 30–33.
46. Валуева, С. И. Субсидиарная ответственность: подводный риф банкротства / С. И. Валуева // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
47. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г., одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
48. Мадудин, Н. Д. Привлечение к субсидиарной ответственности руководителя должника – гарантия защиты прав и законных интересов кредиторов / Н. Д. Мадудин // Юрисконсульт.by. – 2020. – № 8. – Режим доступа: https://normativka.by/lib/document/52663/sid/60130501274b441a9e1aa9 bc344ee789.
49. Горонков, М. П. Право на деловой риск и субсидиарная ответственность руководителя / М. П. Горонков // Промышленно-торговое право. – 2017. – № 8. – С. 22-25.
50. Соколова, Е. А. Субсидиарная ответственность по долгам организации-банкрота / Е. А. Соколова // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
51. О некоторых вопросах применения субсидиарной ответственности: постановление Пленума Высш. Хоз. Суда Респ. Беларусь, 27 окт. 2006 г., № 11 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 84.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты