Унитарное предприятие как субъект предпринимательской деятельности Диссертация
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диссертация
на тему: «Унитарное предприятие как субъект предпринимательской деятельности»
по дисциплине: «Хозяйственное право»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
343.00 BYN
Унитарное предприятие как субъект предпринимательской деятельности
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Хозяйственное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
Поделиться
Введение
1 Понятие и признаки унитарных предприятий как субъектов предпринимательской деятельности
1.1 Унитарное предприятие: понятие, сущность
1.2 Признаки унитарного предприятия
2 Виды унитарных предприятий
2.1 Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения
2.2 Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления
3 Правовой статус унитарных предприятий как субъектов предпринимательской деятельности
3.1 Порядок создания, легитимация и регистрация унитарных предприятий
3.2 Учредительные органы и органы управления
3.3 Правосубъектность унитарных предприятий
3.4 Прекращение деятельности унитарного предприятия
Заключение
Список использованных источников
Введение
Развитие института юридического лица тесно связано с быстрым ростом рыночной экономики. Поскольку товарно-денежные отношения часто требуют объединения значительных материальных средств, отдельные граждане, как правило, не способны самостоятельно участвовать в этих отношениях. Только объединив капиталы многих хозяйствующих субъектов можно ставить и решать большие задачи. Эта особенность рыночных товарно-денежных отношений обусловила участие в ней субъектов, действующих на рынке как самостоятельные хозяйствующие субъекты, называемые юридическими лицами. Именно институт юридического лица стал правовой формой концентрации капиталов.
Унитарные предприятия как юридические лица являются важнейшими субъектами хозяйствования, участвующими в рыночных отношениях. Унитарные предприятия вносят большой вклад в экономику страны. Этим фактом обусловлена актуальность выбранной темы для диссертации. Несмотря на то, что унитарные предприятия являются юридическими лицами, они имеют ряд особенностей в осуществлении своей деятельности.
Учитывая постоянный интерес к унитарному предприятию в организационно-правовой форме, можно сказать, что на сегодняшний день это одна из самых популярных форм коммерческих организаций, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Унитарные предприятия – это особый вид коммерческих организаций.
Как унитарные предприятия, имеющие право хозяйственного ведения, так и казенные предприятия осуществляют коммерческую деятельность на базе чужого имущества. Этим они отличаются от юридических лиц, которые являются собственниками имущества, находящегося в их компетенции. С этим связана и специфика унитарных предприятий.
Правовое положение унитарных предприятий определяется законодательством об унитарных предприятиях – в первую очередь Гражданским кодексом Республики Беларусь, а также Указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Правительства Республики Беларусь. Опубликованные и проектируемые правовые акты в области законодательства об унитарных предприятиях определяют общие правовые, экономические и социальные основы организации унитарных предприятий в условиях развития рыночных отношений.
Вместе с тем законодательство в области унитарных предприятий направлено на обеспечение свободы предприятий, определяет права и ответственность при осуществлении хозяйственной деятельности, регулирует отношения унитарных предприятий с другими коммерческими и некоммерческими организациями, органами государственного управления.
Унитарные предприятия как юридические лица являются важнейшими субъектами хозяйствования, участвующими в рыночных отношениях. Унитарные предприятия вносят большой вклад в экономику страны. В связи с этим в последнее время унитарным предприятиям уделяется большое внимание, и об этом свидетельствуют имеющиеся теоретические и практические достижения в гражданском законодательстве.
Объект исследования: правоотношения, возникшие в процессе создания, реорганизации и прекращения деятельности унитарного предприятия как субъекта предпринимательской деятельности в Республике Беларусь.
Предметом настоящего исследования являются нормы гражданского законодательства, регулирующие понятие и сущность правового положения унитарного предприятия в Республике Беларусь, а также статьи периодических изданий и научная литература.
Цель работы: провести комплексный научный анализ понятия, сущности, правового положения унитарного предприятия, а также особенностей положения унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Задачи исследования:
– рассмотреть понятие и сущность унитарного предприятия;
– исследовать признаки унитарного предприятия;
– охарактеризовать унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;
– проанализировать положение унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления;
– изучить порядок создания, легитимация и регистрация унитарных предприятий;
– рассмотреть учредительные органы и органы управления;
– проанализировать правосубъектность унитарных предприятий;
– исследовать порядок прекращения деятельности унитарного предприятия.
Основными методами исследования были выбраны общенаучные методы анализа и синтеза. С учетом этого в работе представлены наиболее характерные и существенные признаки рассматриваемых вопросов. В работе также нашли применение сравнительно-правовой, логический, исторический и формально-юридический методы.
Нормативную основу работы составили Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК) и иные нормативные правовые акты, в том числе нормы законодательства зарубежных стран.
В качестве теоретической основы использованы научные труды отечественных и российских ученых таких, как Н.Н. Артюшенко, Т.В. Бадейко, Е.В. Богданов, В.А. Витушко, А.В. Каравай, Д.А. Колбасин, Л.А. Кулис, В.В. Подгруша, М.М. Рассолов, О.А. Серова, Е.А. Суханов и некоторых других.
1 Понятие и признаки унитарных предприятий как субъектов предпринимательской деятельности
1.1 Унитарное предприятие: понятие, сущность
Унитарное предприятие является юридическим лицом, поэтому целесообразно привести понятие юридического лица. Данное определение содержится в п.1 ст.44 ГК Республики Беларусь: «юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несёт самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде» [1].
Все юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие в зависимости от цели их деятельности.
Коммерческие юридические лица преследуют цель получения прибыли как основного результата предпринимательской деятельности и (или) распределения полученной прибыли между ее учредителями (участниками).
Некоммерческие юридические лица имеют иные цели, не связанные с предпринимательской деятельностью. Они могут заниматься предпринимательской деятельностью только в том случае, если это необходимо для достижения их уставных целей и соответствует этим целям, и они могут распределять полученную прибыль между своими участниками [1].
Унитарное предприятие – коммерческая организация, в которой собственник не имеет права собственности на принадлежащее ему имущество [1]. Имущество предприятия неделимо и не может быть распределено между вкладчиками (паями, долями), в том числе и между работниками предприятия.
Видно, что юридическое лицо – это организация, то есть объединение лиц нельзя назвать юридическим лицом.
Чтобы объединение лиц стало юридическим лицом, юридическое лицо должно быть:
1) организационная сплоченность;
2) отдельное имущество;
3) самостоятельно отвечать по всем своим обязательствам своим имуществом;
4) выступать от своего имени в гражданском обороте и в любом суде [2, с.43].
Организационное единство предполагает наличие внутренней структуры организации, системы органов управления.
Унитарное предприятие имеет единую организационную структуру, то есть внутреннюю структуру, определяющую структурные подразделения юридического лица и их подчинение единому руководящему органу.
Имущественная дискриминация юридического лица означает, что его имущество отделено от имущества его учредителей (участников) и имущества всех физических, юридических лиц, государства и административно-территориальных единиц. Согласно пункту 2 статьи 113 ГК имущество унитарного предприятия может принадлежать на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, которое относится к категории его ограниченных вещных прав [1].
Право распоряжения имуществом в этом случае имеет некоторые ограничения. Основным ограничением распоряжения имуществом является то, что предприятие не может распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника.
В юридической литературе отмечается, что такое согласие должно быть дано на заключение каждой сделки с целью распоряжения недвижимым имуществом. Распоряжаться движимым имуществом предприятие может по своему усмотрению, за исключением случаев, установленных законодательством и собственником имущества. Таким образом, собственник имущества предприятия может регулировать распоряжение (и в том числе движимое имущество) запретом или распоряжением. В частности, он может учесть в уставе предприятия, что предприятие может распоряжаться отдельным движимым имуществом только с его согласия [3, с.74].
Обратим внимание на особенности возникновения права хозяйственного ведения. Право хозяйственного ведения, в отношении которого собственником принято решение о присоединении к унитарному предприятию, возникает у этого предприятия, если законодательством не установлено отдельного правила.
ГК также определяет право собственника имущества на получение части прибыли от его использования. Это право вытекает из факта признания коммерческой организацией, основной целью деятельности которой является получение и (или) распределение прибыли между участниками (в отношении предприятия – получение части прибыли собственника имущества) [4, с.58].
В соответствии с пунктом 1 статьи 115 ГК в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь об унитарных предприятиях, решением Правительства Республики Беларусь на базе имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, может быть создано предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие) [1].
Государственное предприятие, на праве оперативного управления которым закреплено имущество, осуществляет в установленном законодательством порядке в отношении закрепленного за ним имущества в соответствии с целями своей деятельности, поручениями собственника и назначением имущества право владения, пользования и распоряжения им.
2 Виды унитарных предприятий
2.1 Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения
Право собственности предполагает, что собственник несет бремя хранения собственного имущества. С давних пор люди изобретают способы уменьшить вес того или иного груза или избавиться от него полностью. Для этой цели служит ряд правовых институтов, определяющих механизмы управления имуществом, не являющимся собственностью на право собственности. К ним относятся право оперативного управления и право хозяйственного управления.
Движущей силой, способствовавшей созданию исследуемых институтов, стала «доктрина права собственности с разделенным управлением», которая начала набирать популярность в первой половине двадцатого века [21, с. 67].
В связи с этим следует согласиться с тем, что смысл отнесения собственником того или иного имущественного комплекса к субъекту ограниченного вещного права заключается в стремлении собственника передать все трудности выпуска имущества в хозяйственный оборот другому субъекту. Когда эта концепция прямо или косвенно была создана цивилизацией как конструкция оперативного управления, возникла необходимость осуществления прав собственника непосредственно от своего имени как средства спасения государства, ставшего собственником основного имущества в стране. Это положение повлекло бы за собой как серьезные юридические проблемы, так и чрезвычайное увеличение расходов на управление и другие неблагоприятные экономические последствия [21, с.67].
Именно вышеупомянутая доктрина стала отправной точкой для рассмотрения права оперативного управления, а затем права хозяйственного управления (полного).
Реформы, проведенные на рубеже 80-90-х годов, позволили использовать эти правовые институты для управления не только общественной собственностью, но и имуществом частных собственников, в том числе и граждан. Стали появляться предприятия общественных организаций, частные предприятия. Каждый имел возможность создать свое собственное предприятие [22, с.109].
В тот период наряду с другими ее участниками в гражданском обороте стала активно выступать казна общественных институтов, то есть самого государства. Таким образом, следует признать, что с начала 90-х годов центр тяжести стал существенным универсальным механизмом управления как правом хозяйственного ведения (полного), так и правом оперативного управления с реализацией (реализацией) прав собственности конкретного (т. е. государства), независимо от того, кому принадлежит чужое имущество собственника [22, с.109].
Отличительным признаком права хозяйственного ведения является то, что оно может возникнуть на основе односторонних действий субъекта «вышестоящего» вещного права (вещного права учредителя). Так, по общему правилу субъект права хозяйственного ведения может быть создан как собственником имущества, так и другим субъектом права хозяйственного ведения. Последний в этом случае может быть назван обладателем права на главную вещь, так как факт и условия существования созданного им унитарного предприятия или предприятия определяются его волей.
Указанные односторонние действия за право хозяйственного ведения в качестве вещи для обособления собственного имущества являются единственным основанием их возникновения. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Государственные предприятия создаются по решению Правительства Республики Беларусь [1].
Здесь проявляется существенная и отличительная особенность права хозяйственного ведения как ограниченного вещного права. Он не столько обременяет собственника имущества, сколько позволяет ему добиваться общественно полезных целей через управление его собственностью. Право на решение задач, поставленных собственником этих прав, проявляется также в свободе собственника ликвидировать по своему усмотрению субъекта права хозяйственного ведения и восстановить первоначальный объем своих прав на принадлежащее ему имущество, вернуть имущество в казну.
Обеспечение стабильного, долгосрочного выполнения функций унитарными предприятиями и ведомствами, на которые возложен собственник, достигается путем очередного существенного отличия права хозяйственного ведения от других вещных прав. Он делает максимально возможным для своего субъекта объем прав на конкретный объект права для данного субъекта как право собственности для собственника [23, с.15].
Возможность быть носителем этих прав, как и права собственности, является неотъемлемой составной частью правовой собственности юридического лица. Следует признать, что фактически (с экономической точки зрения) хозяйственное управление является собственностью соответствующих лиц, поскольку эти институты являются вещными правами на собственное имущество организации.
Право хозяйственного ведения – это особый вид ограниченных вещных прав. Так же, как право собственности является основой деятельности других юридических лиц, а также всех физических лиц, если собственник ограничен в своих правах только законом, то субъекты права хозяйственного ведения на праве собственности еще в той или иной степени ограничены самим собственником [23, с. 16].
3 Правовой статус унитарных предприятий как субъектов предпринимательской деятельности
3.1 Порядок создания, легитимация и регистрация унитарных предприятий
Для его создания необходима инициатива и воля его учредителей. Унитарные предприятия – это особый вид коммерческих организаций. Специфика этих сведений хозяйствующих субъектов гражданско-правовых отношений состоит в том, что их имущество находится соответственно в государственной собственности или собственности физического лица и принадлежит предприятию только на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Эта особенность определяет метод обучения, присущий только унитарным предприятиям – распорядительный порядок образования [34, с.55].
Распорядительный способ характеризуется тем, что юридическое лицо создается (создается) на основании распоряжения собственника имущества или его уполномоченного органа.
Для формы распоряжения юридическим лицом характерны следующие этапы.
1. Обоснование необходимости создания нового юридического лица и издание нормативного правового акта уполномоченным органом государства. Например, уполномоченные органы государства решают, что создание на территории Республики Беларусь какого-то конкретного предприятия будет способствовать оздоровлению экономики. На основании решения издается нормативный акт, регламентирующий создание данного предприятия [35, с. 106].
2. Организационная работа. На этом этапе осуществляется выделение средств, открытие счетов для финансирования работ, подбор персонала, подготовка проектно-сметной документации.
Руководитель будущего унитарного предприятия назначается собственником имущества или уполномоченным собственником органом и подотчетен ему.
3. Подготовка и утверждение устава, подготовка учредительных документов, в которых должны быть отражены специфика и характер деятельности юридического лица [35, с.106].
Учредительным документом, на основании которого унитарное предприятие имеет право вести хозяйство, является его устав, утвержденный учредителем унитарного предприятия. Устав государственного предприятия утверждается Правительством Республики Беларусь.
Устав разрабатывается и утверждается его учредителями. Разработка устава унитарного предприятия осуществляется в соответствии с типовым или типовым уставом унитарного предприятия [1].
Размер уставного фонда унитарного предприятия определяется его учредителями, но этот фонд не может быть меньше суммы, установленной законодательством об унитарных предприятиях.
Уставный фонд унитарного предприятия – это обеспечение кредиторов выполнением обязательств предприятия. Поэтому, если учредитель унитарного предприятия принимает решение о сокращении уставного фонда, унитарное предприятие должно уведомить об этом своих кредиторов в письменной форме. В таких случаях кредитор предприятия может потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, которое должно предприятие, и возмещения убытков.
Создание, реорганизация и ликвидация унитарных предприятий, ведомств и государственных объединений регламентируются Гражданским Кодексом Республики Беларусь, Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 года № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) хозяйствующих субъектов», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2004 года № 913 «О порядке создания, реорганизации унитарных предприятий, предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, и признания утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Беларусь» и т.д. [36, с.24].
Унитарные предприятия, находящиеся в республиканской собственности, создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению республиканских органов государственного управления, государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь.
Решение о создании унитарных предприятий республики, дочерних унитарных предприятий принимается с учетом потребностей экономики страны в выпуске товаров, оказании услуг в этих унитарных предприятиях, дочерних унитарных предприятиях, выполнении работ с учетом возможности их реализации на внутреннем и внешнем рынках [37].
Республиканское унитарное предприятие может быть создано в следующих случаях:
– использование имущества, приватизация которого запрещена;
– осуществление деятельности в целях решения социальных вопросов, включая обеспечение продовольственной безопасности государства;
– осуществление научной и научно-технической деятельности в областях, связанных с обеспечением безопасности Республики Беларусь;
– разработка и производство отдельных видов продукции, находящихся в сфере интересов Республики Беларусь и обеспечивающих безопасность Республики Беларусь, в том числе изъятой из оборота или ограниченных возможностей;
– осуществление деятельности, предусмотренной законодательством только для унитарных предприятий [38, с.59].
Частные унитарные предприятия регистрируются по заявительному принципу.
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
На сегодняшний день правовое регулирование деятельности предприятий базируется в основном на общих положениях, содержащихся в ГК.
В литературе неоднократно подчеркивалась необходимость более детального регулирования и регулирования соответствующих отношений. Отсутствие нормативно-правовой базы делает унитарное предприятие одной из сложнейших коммерческих организаций, как с точки зрения науки, так и практики. Таким образом, имущество унитарного предприятия принадлежит одновременно учредителю и унитарному предприятию.
Унитарное предприятие учреждается по решению собственника его имущества. Единственным учредительным документом унитарного предприятия является Устав. Унитарное предприятие самостоятельно определяет размер своего уставного фонда.
Для государственной регистрации унитарного предприятия в администрацию района или Исполнительный Комитет по месту нахождения унитарного предприятия подается заявление установленной формы, устав в двух экземплярах, диск с электронной версией Устава и квитанция об уплате государственной пошлины.
Унитарные предприятия-это особый вид коммерческих организаций. Как унитарные предприятия, имеющие право хозяйственного ведения, так и государственные предприятия осуществляют коммерческую деятельность на базе чужого имущества. Этим они отличаются от юридических лиц, которые являются собственниками имущества, находящегося в их компетенции. С этим связана и специфика унитарных предприятий.
Правовое положение унитарных предприятий определяется законодательством об унитарных предприятиях – декретами, Указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Правительства Республики Беларусь.
Законодательство в области унитарных предприятий направлено на обеспечение свободы предприятий, определяет права и ответственность при осуществлении хозяйственной деятельности, регулирует отношения унитарных предприятий с другими коммерческими и некоммерческими организациями, с органами государственного управления.
Следует также отметить, что Институт юридического лица постоянно развивается в сфере гражданского права. Необходимость совершенствования и развития связана с выходом на рынок. В условиях проявления рыночных отношений интерес к изучению и проектированию понятия юридического лица как унитарного предприятия приобрел особое значение.
Ведь для правильного разрешения вопросов и споров, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе их взаимодействия, требуется понимание сущности унитарного предприятия, четкое правовое регулирование деятельности унитарных предприятий.
Рост интереса к унитарным предприятиям как юридическим лицам в гражданском праве обусловлен перестройкой внешнеэкономических связей, а также созданием совместных предприятий с участием иностранных партнеров.
Органом управления унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником имущества и подотчетный ему.
Собственник имущества унитарного предприятия, на праве хозяйственного ведения, не несет ответственности по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. При недостаточности имущества по обязательствам государственного предприятия Республика Беларусь несет дополнительную ответственность.
Управление унитарным предприятием может осуществляться несколькими способами, т.к. законодательство четко этот момент не определяет:
1) исполнительным органом унитарного предприятия является руководитель – физическое лицо, назначаемое собственником;
2) функции руководителя выполняет непосредственно собственник имущества – физическое лицо;
3) руководителем может быть назначена другая коммерческая организация (управляющая организация) по решению собственника.
Регистрация, прекращение деятельности унитарного предприятия, как и других видов субъектов хозяйствования, определяется Положениями Декрета Президента Республики Беларусь №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».
Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования определены, например, документы, которые необходимо подавать в регистрирующий орган. Также определены регистрирующие органы для определенных субъектов хозяйствования, сроки регистрации.
Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования регламентируется процедура ликвидации унитарного предприятия как одного из видов коммерческих организаций. Указанным Положением определяются случаи и способы ликвидации, этапы ликвидации, сроки, необходимые для ликвидации организации документы, которые нужно подавать в регистрирующий орган и др.
К преимуществам частного унитарного предприятия следует отнести:
– возможность собственника единолично учреждать частное унитарное предприятие;
– возможность нахождения частного унитарного предприятия в жилом помещении (квартира, жилой дом) учредителя. Однако осуществление производственной деятельности в таком помещении запрещено без перевода его в нежилое;
1 Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года : принят Палатой представителей 28 октября 1998 года : одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2020.
2 Кулис, Л. А. Хозяйственное право: курс лекций для студентов всех специальностей / Л. А. Кулис. – Минск: БГТУ, 2011. – 148 с.
3 Каравай, А.В. Гражданское право Республики Беларусь: в 3 т. / А.В. Каравай [и др.]. – Т.1. – Минск: Амалфея, 2017. – 611 с.
4 Витушко, В. А. Курс гражданского права: общая часть в 2 томах. Т.1: научно-практическое пособие / В.А. Витушко. – Мн.: БГЭУ, 2014. – 414 с.
5 Бондаренко, Н.Л. Гражданское право. Общая часть: ответы на экзаменац. вопр. / Н.Л. Бондаренко. – 7-е изд., перераб. – Минск: ТетраСистемс, 2017. – 160 с.
6 Ваулин, В. Что же собой представляет унитарное предприятие / В. Ваулин // Главный бухгалтер. – 2010. – №17. – С.58–69.
7 Бадейко, Т. В. Гражданское право (общая часть) в вопросах и ответах : учебно-методическое пособие / Т. В. Бадейко. – Минск : БИП-С плюс, 2010. – 72 с.
8 Подгруша, В. В. Гражданское право: Справочник-комментарий / В. В .Подгруша. – Мн. : Кн. дом, 2003. – 831 с.
9 Жукович, С. Унитарные предприятия: общая характеристика и особенности совершения сделок / С. Жукович // Юрист. – 2016. – № 2. – С. 24–26.
10 Лазарчук, Е.А. Гражданское право (общая часть): курс лекций / Е. А. Лазарчук, А. П. Кузьмич. – Горки, 2014. – 390 с.
11 О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2020.
12 Богданов, Е.В. Сущность и ответственность юридического лица / Е.В. Богданов – Государство и право. – 2017. – № 10. – С. 97-109.
13 Колбасин, Д.А. Гражданское право. Общая часть: учеб. пособие / Д.А. Колбасин. – Мн.: Акад. МВД Республики Беларусь, 2014. – 496 с.
14 Суханов. Е.А. Гражданское право. В 2 т. / Е.А. Суханов. – Т.2. – 2-е изд. – М.: Статут, 2017. – 1208 с.
15 Шершеневич, Г.Ф. Учебник русского гражданского права / Г.Ф. Шершеневич. – М.: СПАРК, 1995. – 556 с.
16 Серова, О.А. Теоретико-методологические и практические проблемы классификации юридических лиц современного гражданского права: монография / О.А. Серова. – М.: Юрист, 2017. – 328 с.
17 Сидорчук, И. П. Гражданское право: учеб. пособие / И. П. Сидорчук. – М.: Юрайт, 2014. – 264 с.
18 Артюшенко, Н. Н. Гражданское право. Общая часть: (в схемах и определениях): учебно-методическое пособие / Н. Н. Артюшенко, И. В. Хломко. – Минск : Частный институт управления и предпринимательства, 2011. – 33 с.
19 Трамбачева, Т.Д. Гражданское право [Электронный ресурс] : краткий конспект лекций / Т.Д. Трамбачева // СПС «КонсультантПлюс.Беларусь». – Минск, 2020.
20 Рассолов, М.М. Гражданское право / М. М. Рассолов, П. В. Алекси1, А. Н. Кузбагаров. – Мэ : ЮНИТИ : Закон и право, 2017. – 895 с.
21 Болдырев, В.А. Правовая природа хозяйственного ведения и оперативного управления / В.А. Болдырев // Журнал права. – 2017. – № 7. – С. 67-78.
22 Царев, В. Право самостоятельного распоряжения доходами и имуществом учреждения / В. Царев // Хозяйство и право. – 2019. – № 8. – С. 108–112.
23 Кантор, Н.А. Гражданско-правовые проблемы создания и деятельности юридических лиц, учреждаемых публично-правовыми образованиями: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.03 / Н.А. Кантор. – М.: Норма, 2016. – 32 с.
24 Серова, О.А. Классификация юридических лиц / О.А. Серова. – М: Юрист, 2019. – 232 с.
25 Савина, И.В. Гражданское право. Общая часть / И.В. Савина. – Минск: Академия МВД, 2015. – 383 с.
26 Гражданское право: учебник: в 3т. / Е.Ю. Валявина, И.В. Елисеев [и др.]. – Т.1. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015. – 784 c.
27 Войтович, Г. Основания перехода права собственности на имущество унитарного предприятия к двум и более лицам / Г. Войтович // Юстиция Беларуси. – 2016. – № 4. – С. 75-79.
28 Чигир, В.Ф. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодательства и судебной практики (постатейный): в 3 кн. / В.Ф. Чигир. – Книга 1. – Мн.: Амалфея, 2015. – 1040 с.
29 Фролов, Ю.Н. Проблемы правовой характеристики юридического лица / Ю.Н. Фролов // Правовые акты: социальная обусловленность, качество, применение и совершенствование: материалы междунар. науч.-практ. конф. аспирантов и студентов. – Минск, 2009. – С.196-200.
30 Маньковский, И.А. Юридические лица / И.А. Маньковский. – Минск: Полибиг, 2012. – 220 с.
31 Герваген, Л.Л. Развитие учения о юридическом лице / Л. Л. Герваген. – Санкт-Петербург: Тип. И.Н. Скороходова, 2018. – 91 с.
32 Петров, Д.В. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления / Д.В. Петров. – СПб: Юридический Центр Пресс, 2012. – 361 с.
33 Точилин, В.В. Право оперативного управления и право хозяйственного ведения: особенности правового регулирования: монография / В.В. Точилин – Армавир: Редакционно-издательский центр АГПУ, 2016. – 196 с.
34 Садиков, О.Н. Гражданское право: Учебник. Том I / О.Н.Садиков. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 439 с.
35 Агафонова, Н.Н. Гражданское право. Часть первая: учебник / Н.Н. Агафонова [и др.]. – М.: Юристъ, 2015. – 719 с.
36 Новинский, Д.Ю. Основные особенности государственных казенных учреждений / Д.Ю. Новинский // Юридический справочник руководителя. – 2016. – № 3. – С.22-31.
37 Войтович, Г.И. Вещные права унитарного предприятия [Электронный ресурс] / Г.И. Войтович / СПС «КонсультантПлюс.Беларусь». – Минск, 2020.
38 Пиляева, В.В. Гражданское право в вопросах и ответах: учеб. пособие / В.В. Пиляева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, 2014. – 304 с.
39 Чигир, В.Ф. Юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации) Республики Беларусь / В.Ф. Чигир. – Мн.: Амалфея, 2012. – 320 с.
40 Ваулин, В. Создание унитарного предприятия: с чистого листа: Правовые вопросы / В. Ваулин // Бюллетень норм.-прав. информ. – 2011. – № 32. – С.19-23.
41 Чаленко, А. Унитарное предприятие: правовые возможности реорганизации / А. Чаленко // ЮРИСТ. – 2014. – №11. – С.40-44.
42 Пунько, Т.Н. Гражданское и предпринимательское право [Текст]: курс лекций / Т.Н. Пунько. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2016. – 337 с.
43 Родионова, О.М. Устав юридического лица как правовой акт / О.М. Родионова // Юридический журнал. – 2018. – №6. – С.165-171.
44 Козлова, Н.В. Правосубъектность юридического лица / Н.В. Козлова. – М.: Статут, 2015. – 474 с.
45 Реуцкая, Е.А. Хозяйственное право: курс лекций / Е.А. Реуцкая. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2015. – 324 с.
46 Дерюгина, Т.В., Маликов, Е.Ю. Гражданское право: Учебник: В 4 т. Часть первая: Т. 1 / Т.В. Дерюгина, Е.Ю. Маликов. – М. : Зерцало-М, 2015. – 400 с.
47 Белов, В. А. Гражданское право : в 4 т. / В. А. Белов. – Т.1 – М. : Юрайт, 2018. – 403 с.
48 Гайдук, Ю. Н. Гражданское право (общая часть) : краткое изложение курса / Ю. Н. Гайдук. – 3-е изд. – Минск : Амалфея, 2009. – 134 с.
49 Абрамова, Е.Н., Аверченко, Н.Н. Гражданское право: учебник: в 3-х томах / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко. –Том 1, часть 2. – М.: Статут, 2013. – 491 с.
50 Челышева, Н.Ю. Проблемы определения вещных прав государственных учреждений образования / Н.Ю. Челышева // Право и образование. – 2019. – № 8. – С. 28 – 33.
51 Сидорчук, И. П. Гражданское право (особенная часть): краткое изложение курса / И. П. Сидорчук, Ю. Н. Гайдук. – Минск : Амалфея, 2016. – 342 с.
52 Евецкий, А. А. О юридических лицах / А. А. Евецкий. – Киев: тип. аренд. Д. Повальским, 2016. – 63 с.
53 Мейер, Д.И. Русское гражданское право / Д.И. Мейер. – Изд. 3-е, испр. – СПб. : Издание Николая Тиблина, 2016. – 811 с.
54 Алексеев, С.С. Гражданское право: учебник / С.С. Алексеев, Б.М. Гонгало. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2017. – 528 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты