Становление и развитие судебной системы Республики Беларусь Диссертация
ГГУ им. Ф. Скорины (Гомельский государственный университет)
Диссертация
на тему: «Становление и развитие судебной системы Республики Беларусь»
по дисциплине: «Теория и история государства и права»
2023
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
343.00 BYN
Становление и развитие судебной системы Республики Беларусь
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Теория и история государства и права
Работа защищена на оценку "9" без доработок
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 61.
Поделиться
Перечень условных обозначений
Общая характеристика работы
Введение
1 Становление и развитие судебной системы Беларуси в советский период
1.1 Становление и развитие судебной системы БССР в 1917-1941 годах
1.2 Эволюция судебной системы БССР в послевоенный период
2 Развитие судебной системы период обретения Республикой Беларусь независимости
2.1 Развитие судебной системы в постсоветский период
2.2 Реформа судебной системы 1 января 2014 года и ее значение
3 Современное состояние судебной системы в Республике Беларусь
3.1 Понятие и отличительные признаки судебной системы Республики Беларусь
3.2 Правое регулирование судебной системы Республики Беларусь
3.3 Направления совершенствования судебной системы Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Перечень условных обозначений
БССР – Белорусская Советская Социалистическая Республика;
ВЦИК – Всероссийский центральный исполнительный комитет;
ГПК Республики Беларусь – Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь;
КоАП – Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;
ПИКоАП – Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;
СССР – Союз Советских Социалистических Республик;
УПК Республики Беларусь – Уголовный процессуальный кодекс Республики Беларусь;
ХПК Республики Беларусь – Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь;
ЦИК БССР – Центральный Исполнительный Комитет Белорусской Советской Социалистической Республики;
в. – век;
г. – год;
п. – пункт;
ст. – статья.
Общая характеристика работы
Общая характеристика работы
Диссертационное исследование: __ страницы, _ использованных источников.
Ключевые слова: судебная власть, судебная система, суд, реформа судебной системы, Конституционный Суд Республики Беларусь, суды общей юрисдикции.
Актуальность исследования заключается в том, что со второй половины 90-х годов в Республике Беларусь начался процесс коренного обновления судебной власти, ее демократизации. Из орудия репрессий и придатка правящей бюрократии суд превращается в инструмент защиты прав человека – неотъемлемый институт правового государства. Однако не все задачи по реформированию судебной власти и исследованию ее основных принципов, стоявшие перед государством в начале прошлого десятилетия, решены на сегодняшний день. Не достаточно четко разработаны задачи и цели суда в современном законодательстве: имеются некоторые различия и неточности в определении основополагающих его задач в различных ветвях судебной власти. Аналогичным образом обстоит ситуация и с функциями судебной власти, к классификации которых до сих пор нет конкретного подхода.
Объект исследования: общественные отношения, формирующиеся в процессе становления и развития судебной системы Республики Беларусь.
Предмет исследования: нормы права, регламентирующие отношения по созданию и организации органов судебной власти в Республике Беларусь, учебные пособия и статьи в периодических изданиях по теме исследования.
Цель исследования: комплексный и всесторонний анализ основных этапов становления и развития судебной системы Республики Беларусь, а также выявление направлений совершенствования судебной системы Республики Беларусь на современном этапе.
Методы исследования: общенаучный метод познания, специальные методы научного исследования, традиционно-правовой метод, системно-структурный метод, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, комплексного исследования.
Научная новизна исследования: в результате проведения комплексного исследования теоретических и эмпирических материалов, изучения нормативных источников получено целостное представление об организации судебной системы в Республике Беларусь и на их основе сформулировано направления ее совершенствования на современном этапе.
Практическая значимость исследования: полученные результаты могут быть использованы в правотворческой и правоприменительной деятельности, в учебном процессе.
Результаты, полученные в ходе исследования: происходящие в настоящее время процессы реформирования судебной системы оказывают существенное влияние на правовую науку и юридическое образование. Соответствующим отраслевым процессуальным наукам предстоит осмыслить все законодательные новеллы в области осуществления правосудия и укрепления судебной власти в качестве самостоятельной ветви власти, опыт зарубежных стран, содействовать дальнейшему развитию гражданского и уголовного процесса в современных условиях.
Современная система судов в Республике Беларусь стремится к развитию и совершенствованию, а принципы правосудия продолжают оставаться ориентирами для судебных органов. Однако, как и в любой правовой системе, судебная власть должна поддерживаться сильными институтами и обеспечиваться уважением к принципам правового государства.
Судебная система Республики Беларусь представляет собой важный институт, обеспечивающий стабильность и справедливость в обществе, и ее роль подчеркнута как историческими этапами развития, так и современными конституционными принципами. Она играет ключевую роль в обеспечении справедливости, защите прав и свобод граждан. Ее развитие и функционирование направлены на обеспечение эффективного правосудия в интересах общества. Она стремится к постоянному развитию и совершенствованию, сохраняя принципы правосудия как ориентиры для судебных органов.
Судебная власть нуждается в повышении независимости конституционного контроля, что обусловлено интеграцией равной публичной власти в классический треугольник законодательных, административных и судебных институтов. Последствия – возрастает риск незаконного вмешательства в судебные процедуры со стороны законодательных и исполнительных органов. Ситуация с арбитражными судами, особенно судами общей юрисдикции, иная. Эти судебные системы не имеют прямого отношения к политико-региональной и административно-региональной системам страны. На национальном уровне должны быть предоставлены определенные гарантии независимости судей в федеральной судебной системе. К ним относятся: множественность личностей лиц, участвующих в процессе назначения судей.
Введение
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день судебная власть выступает самостоятельной ветвью государственной власти. В советский период, особенно на раннем его этапе, данная идея, как правило, отвергалась. Ведущее место занимала репрессивная функция суда, суд фактически выступал звеном государственного аппарата, приспособленного, в первую очередь, к подавлению. Практически ничего не упоминалось о правозащитной функции суда. Только в результате провозглашения идеи правового государства, с признанием в Конституции Республики Беларусь судебной власти в качестве самостоятельной и независимой ветви государственной власти, стала создаваться определенная теоретическая база, находящая отражение в законодательстве.
Неотъемлемой составляющей правового государства является реальная независимость судебной власти. Однако данная проблема острая, и не только в нашей стране, она стара как мир.
В правовом демократическом государстве бытует правило, в соответствии с котором как само государство, так и объединения граждан, и отдельные свободные личности должны соотносить свои поступки с правом. Однако столкновения их интересов, различное понимание права неизбежны, что приводит к правовым конфликтам. Принятие законов представительными органами, исполнение данных законов исполнительной властью сами по себе не позволяют избежать такие конфликты и обеспечить неукоснительное соблюдение права всеми его субъектами, то есть обеспечить правопорядок. Данную задачу выполняют суды, выступающий независимым звеном государственной власти, которое своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость. Основной задачей судебной власти считается охрана прав и свобод человека, которая требует демократизации судебного процесса и практического внедрения в жизнь права граждан на судебное обжалование действий должностных лиц. Судебная власть приобретает по-настоящему универсальный характер, поскольку она становится участником выполнения всех функций государства, одновременно обретая независимость по отношению к другим ветвям власти. Правовое государство направлено в сторону исполнительной власти, из которой возникает главная угроза правам и свободам. Данная угроза уравновешивается законодательной властью, которая принимает демократические законы, а также судами, которые, применяя право, по существу контролируют исполнительную власть. Независимая судебная власть становится ядром правового государства и конституционализма, главной гарантии свободы народа.
Актуальность данного исследования заключается в том, что со второй половины 90-х годов в Республике Беларусь начался процесс коренного обновления судебной власти, ее демократизации. Из орудия репрессий и придатка правящей бюрократии суд превращается в инструмент защиты прав человека – неотъемлемый институт правового государства. Однако не все задачи по реформированию судебной власти и исследованию ее основных принципов, стоявшие перед государством в начале прошлого десятилетия, решены на сегодняшний день. Не достаточно четко разработаны задачи и цели суда в современном законодательстве: имеются некоторые различия и неточности в определении основополагающих его задач в различных ветвях судебной власти. Аналогичным образом обстоит ситуация и с функциями судебной власти, к классификации которых до сих пор нет конкретного подхода.
Объект исследования – общественные отношения, формирующиеся в процессе становления и развития судебной системы Республики Беларусь.
Предмет исследования – нормы права, регламентирующие отношения по созданию и организации органов судебной власти в Республике Беларусь, учебные пособия и статьи в периодических изданиях по теме исследования.
Цель исследования – комплексный и всесторонний анализ основных этапов становления и развития судебной системы Республики Беларусь, а также выявление направлений совершенствования судебной системы Республики Беларусь на современном этапе.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть этапы становления и развития судебной системы БССР в 1917-1941 годах;
проследить эволюцию судебной системы БССР в послевоенный период;
исследовать последовательность развития судебной системы в постсоветский период;
охарактеризовать реформу судебной системы 1 января 2014 года и определить ее значение;
раскрыть понятие и отличительные признаки судебной системы Республики Беларусь;
изучить основы правого регулирования судебной системы Республики Беларусь;
выявить направления совершенствования судебной системы Республики Беларусь.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования были использованы такие методы, как общенаучный метод познания, специальные методы научного исследования, традиционно-правовой метод, системно-структурный метод, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, комплексного исследования.
Правовую основу исследования составили: Конституция Республики Беларусь, Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Закон Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», а также другие нормативные правовые акты Республики Беларусь.
[...]
[...]
1 Становление и развитие судебной системы Беларуси в советский период
1.1 Становление и развитие судебной системы БССР в 1917-1941 годах
Судебная система нашей страны прошла сложный, противоречивый путь развития, тесно связанный с историей государства, частью которого она являлась и является. Можно выделить несколько этапов в истории судебной системы, первый из которых охватывает 1917-1921 гг. Это были годы революционного слома, упразднения старой судебной системы и создания нового советского суда.
История белорусской судебной системы неразрывно связана с историей Беларуси. На всех этапах основания Беларуси суды выполняли функции государства посредством отправления правосудия. Влияние российского законодательства на правоприменительную практику всегда было велико. Поэтому автор считает, что необходимо рассмотреть историю становления судебной системы Республики Беларусь с 1864 г.
Нужно отметить, что в дореволюционной России действовала в то время достаточно прогрессивная судебная система, введенная судебными уставами 1864 г. Они декларировали такие демократические принципы и институты как несменяемость судей, их независимость от администрации, выборность мирового суда, учредили суд присяжных заседателей, институт адвокатуры и др. Действовали местные и общие суды. К первым относились волостные суды, мировые суды и съезды мировых судей, ко вторым – окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат с его многочисленными департаментами. Функционировали также специализированные суды (коммерческие, детские суды, церковные, военные и т.д.) [1, c. 78].
Новая власть считала необходимым полностью упразднить старую судебную систему как составную часть аппарата угнетения и подавления трудящихся.
В Беларуси, как и в центре России, на Украине и в других государствах, процесс революционного слома существовавшей судебной системы начался с первых дней Октябрьской революции. На местах по инициативе трудящихся под руководством большевиков стали создаваться новые суды, которые и были первым шагом в организации советской судебной системы на новых пролетарских основах.
Исходным правовым документом Советской власти в области судебного строительства явился Декрет Совнаркома РСФСР о суде от 24 ноября (7 декабря) 1917 г., который в последующих нормативных актах именовался Декретом о суде № 1. Его значение заключалось в том, что, законодательно закрепив упразднение старой судебной системы, он предусмотрел организацию новых советских судов на таких демократических началах как выборность судей, участие в судебном разбирательстве заседателей, коллегиальность, гласность процесса и др.
Сразу же после обнародования Декрета началось создание местных судов и революционных трибуналов, предусмотренных указанным Декретом. Первые учреждались для рассмотрения отнесенных к их подсудности гражданских дел и дел об общеуголовных преступлениях, вторые – для рассмотрения дел о контрреволюционных и иных особо опасных для Советского государства преступлениях и являлись чрезвычайными (исключительными) судами.
Позднее, в соответствии с Декретом о суде № 2, изданным 7 марта 1918 г. были образованы окружные народные суды, рассматривавшие дела, превышавшие подсудность местного народного суда. Предусмотренные этим декретом областные народные суды и Верховный судебный контроль созданы не были.
В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции получают широкое распространение революционные трибуналы различных видов и наименований. Неслучайно эти годы иногда называют годами трибунальной юстиции. Действовали следующие основные виды этой юстиции:
− губернские революционные трибуналы во главе с Кассационным трибуналом при ВЦИК и Верховный революционный трибунал при ВЦИК;
− революционные военные трибуналы во главе с Революционным военным трибуналом при Революционном военном совете республики;
− революционные военные железнодорожные трибуналы – с Главным военным железнодорожным трибуналом при народном комиссариате путей сообщения [2, c. 23].
После образования БССР в январе 1919 г. в республике наряду с народными судами функционировали Минский, Витебский и Могилевский революционные трибуналы. В Литовско-Белорусской республике, созданной в феврале 1919 г. действовали Революционные военные трибуналы Беллитармии и Западного фронта. В декабре 1920 г. был учрежден Революционный трибунал Беларуси и Кассационный трибунал при ЦИК БССР. Осенью 1922 г. они были упразднены и на их основе образованы Высший и Высший кассационный суды республики.
Таким образом, для первого периода истории советского суда характерна организационная раздвоенность судебной системы, которая включала наряду с общими и чрезвычайные (исключительные) суды.
Второй период истории советского суда в Беларуси – это 1922-1935 г. г. В связи с переходом к новой экономической политике после окончания гражданской войны республика приступила к восстановлению народного хозяйства. В целях укрепления законности и развития советской демократии в БССР были осуществлены меры, имевшие общественно-политическое значение.
[...]
2 Развитие судебной системы период обретения Республикой Беларусь независимости
2.1 Развитие судебной системы в постсоветский период
При определении направлений дальнейшего совершенствования деятельности и развития единой системы судов общей юрисдикции Республики Беларусь необходимо учитывать исторический опыт становления институтов судебной власти в период, начало которому было положено обретением нашей страной государственного суверенитета.
С обретением Республикой Беларусь национального суверенитета был взят курс на построение демократической страны с верховенством закона. В то же время выбор способа формирования института судебной власти неизбежен. Судебная власть является общепризнанным компонентом верховенства права. Посредством независимого и беспристрастного отправления правосудия суды обязаны обеспечивать реализацию предусмотренных законом возможностей граждан и юридических лиц по защите своих прав и законных интересов в суде. Выбор национальной судебной модели должен учитывать особенности национального административно-территориального устройства, установленные законы и национальные традиции, а также обеспечивать, чтобы судебная система была максимально приближена к населению, включая вопросы транспортного удобства.
В наследство от СССР нам досталась трехзвенная система общих судов, соответствующая административно-территориальному делению страны, во главе с Верховным Судом, сложившаяся к началу 60-х годов прошлого века и не подвергавшаяся серьезным реформам вплоть до распада СССР. Законодательство советского периода не знало понятия «хозяйственное правосудие». Прообразом существующих хозяйственных судов считаются коммерческие суды, основанные в Российской империи в 1832 году и просуществовавшие до 1917 года.с развитием экономических отношений в послеоктябрьский период этот орган возродился и к 1931 году принял форму государственного арбитража (впоследствии ведомственных арбитражей). Суды первой инстанции как специализированная ветвь судебной власти были созданы в 1991 г. [18, c. 10].
Первым программным документом, определяющим пути развития судебной системы нашей страны, стала Концепция судебно-правовой реформы, утвержденная Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 23 апреля 1992 г. (далее – Концепция). Ею было задано в целом верное стратегическое направление по формированию в Республике Беларусь независимых и мощных институтов судебной власти как неотъемлемой части правового государства [19].
Данная концепция предусматривает создание системы, гарантирующей независимость судей при отправлении правосудия; освобождение суда от некоторых необычных функций в процессуальной деятельности при одновременном развитии принципа конфронтации во всех видах процедур; и проведение серьезных реформ судебной системы и судебных процедур в соответствии с Законодательством Российской Федерации. территориальные и профессиональные конституционные принципы судебной системы. Создатели данной концепции стремятся максимально приблизить ситуацию в судебной сфере Республики Беларусь к мировым стандартам. На многие положения этой концепции большое влияние оказал процесс, имевший место на ранних этапах обретения Республикой Беларусь национального суверенитета, сопровождавшийся изменением политических приоритетов и процессом полной реорганизации государственного аппарата, унаследованного от советского периода.
Рассматривая Концепцию как комплексный программный документ, нельзя не отметить, что далеко не все ее положения в последующем реализовывались и реализуются в первозданном виде. Это обусловлено реальными темпами общего социально-экономического развития страны; вызовами, которые ставят на повестку дня современные реалии; результатами постоянного системного анализа и прогноза как позитивных, так и негативных последствий предполагаемых и проводимых реформ [20].
В частности, пришлось отказаться от предусмотренного Концепцией перехода к четырехзвенному построению системы общих судов за счет возврата к мировым судам; создания межрегиональных судебных округов; введения суда присяжных.
Анализ реальных возможностей развития судебной системы, негативный прогноз предполагаемых последствий решительной ломки исторически сложившейся системы судоустройства побудили к поиску более прагматичных и взвешенных подходов к реформированию судебной системы.
Так, принятый в январе 1995 г. Закон Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» был еще в значительной степени ориентирован на Концепцию. Однако уже в 1996 г. в новой редакции Конституции Республики Беларусь, принятой на общереспубликанском референдуме, были принципиально изменены подходы к построению судебной системы, обеспечено ее единство. В состав органов судебной власти был включен Конституционный Суд, скорректированы его полномочия, уточнены компетенция и подходы к построению системы хозяйственных судов.
Этот период характеризуется значительным расширением судебной юрисдикции, а следовательно, увеличением количества юрисдикций: это связано как с развитием гражданского оборота, так и с ежегодным ростом преступности. Серьезной проблемой является материально-техническое обеспечение суда; истинное и своевременное исполнение решений суда, особенно в части имущественных взысканий. Уровень текучести кадров в системе очень высок. Сложившаяся ситуация объективно требует всестороннего рассмотрения и решения накопившихся проблем.
[...]
3 Современное состояние судебной системы в Республике Беларусь
3.1 Понятие и отличительные признаки судебной системы Республики Беларусь
Судебной власти в Республике Беларусь принадлежит особая роль в государственном механизме разделения властей. Судебная власть есть одна из ветвей власти, и только суд осуществляет правосудие.
Никакая власть, в том числе и законодательная, не должна вторгаться в разрешение судебных дел. Никакая сила не должна оказывать ни малейшего воздействия на судебное разбирательство. Судебная власть должна быть абсолютно независимой от других властей.
Под судебной властью следует понимать систему независимых государственных органов – судов, призванных от имени государства осуществлять правосудие, разрешать в судебных заведениях правовые споры и конфликты. В понятие судебной власти входит также совокупность тех ответственных властных полномочий, которыми наделен суд в целях восстановления нарушенного права и справедливости, применения мер государственного принуждения к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы, в том числе и мер уголовного наказания к преступникам. Судебная власть осуществляется только судом. Без суда не может быть правосудия, нет и не может быть судебной власти [37, с. 116].
Судебная власть – это принадлежащая судам возможность на основе права влиять на конфликтные общественные отношения в целях всесторонней и всеобъемлющей защиты субъективных прав, свобод и законных интересов [38, с. 25].
Судебная власть отличается независимостью, самостоятельностью и обособленностью от других ветвей власти. Ее функции заключаются в осуществлении правосудия на основе принципов, которые служат основой для всей судебной системы. Принципы правосудия ориентированы на обеспечение объективности и справедливости в судебном процессе.
На сегодняшний день совокупность судов, осуществляющих судебную власть, составляет систему судебной власти. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.
Судебная система Республики Беларусь – это совокупность всех судов, которые действуют на территории Республики Беларусь и осуществляют правосудие.
Судебная система Республики Беларусь представляет собой важный компонент государственного механизма, обеспечивающего правосудие на территории страны. В ходе исторического развития белорусской судебной системы выявлены ключевые этапы, начиная с периода Русской Правды и заканчивая современным этапом.
В Республике Беларусь правосудие осуществляется исключительно судами. Судебная система Республики Беларусь закреплена в ст. 5 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.
Так, судебную систему Республики Беларусь составляют:
1) Конституционный Суд Республики Беларусь – орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;
2) суды общей юрисдикции, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и иных форм судопроизводства, предусмотренных законом [24].
Система судов общей юрисдикции строится на принципах территориальности и специализации. Образование чрезвычайных судов запрещается.
Конституционный Суд Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, областной (Минский городской) суд, экономический суд области (города Минска) являются юридическими лицами.
Рассмотрение Конституционного суда Республики Беларусь как единицы судебной власти позволит понять сущность его деятельности, ту важность, которую он в себе несет и его ценность для судебной системы в целом.
Главной целью деятельность Конституционного суда Республики Беларусь является контроль за соответствием принимаемых нормативных актов Конституции страны, как базису его законодательства. Именно конституционный контроль обеспечивает верховенство Конституции, что в свою очередь характеризует государство, как правовое. Так как если нормативные акты меняются по желанию субъектов власти – такое государство не может претендовать на звание правого. Конституционный контроль, осуществляемый Конституционным судом, распространяется на только на нормативные акты, но и на действия представителей власти [39, c. 54].
Когда в государстве установлено верховенство права – то Конституционный суд является инструментом, позволяющим не допустить, либо предотвратить и устранить недостатки законодательства и его исполнения различными субъектами права. Такой подход предпочтителен как для государства, так и для его граждан.
Конституционный суд имеет не только контролирующие, но и проверяющие функции. Противоречия в законодательстве могут возникать, как и до принятия Конституции, так и после. В таких случаях конституционный суд проверяет соответствие как действующих, так и не вступивших в силу нормативных актов.
Конституционный Суд отмечает, что по делам, рассмотренным за истекший период, неконституционными признавались нормативные акты, принятые не только до введения в действие Конституции Республики Беларусь, но и после ее принятия.
[...]
Заключение
На основании проведенного исследования, а также согласно поставленным задачам можно сделать некоторые выводы.
Судебная система Беларуси прошла сложный и противоречивый путь развития, который тесно связан с ее прошлой и нынешней национальной историей. В истории судебной системы есть несколько этапов, первый из которых охватывает 1917-1921 годы. Это была эпоха краха революции, старая судебная система была упразднена и был создан новый советский суд.
Первый период истории советских судов характеризовался раздвоением организации судебной системы, которая включала суды общей юрисдикции и чрезвычайные (исключительные) суды.
Вторым периодом истории белорусского советского суда были 1922-1935 гг. В связи с переходом к новой экономической политике после окончания гражданской войны Республика приступила к восстановлению народного хозяйства. В целях укрепления верховенства закона и развития советской демократии в БССР были осуществлены меры социально-политического значения.
Третьим периодом в истории Белорусского советского суда были 1936-1957 годы, предвоенные, военные и первые послевоенные годы, связанные с ликвидацией последствий культа личности Сталина.
Четвертым периодом истории суда БССР были 1958-1976 гг. В эти годы, в соответствии с законом от 11 февраля 1957 года «Об отнесении к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов», были приняты Основы законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик.
Новой вехой в развитии суда и всех правоохранительных органов ознаменовалось принятие Конституции СССР в 1977 году и Конституции БССР в 1978 г. Они разработали конституционные основы правосудия и впервые предложили специальные положения об адвокатах и государственном арбитраже. Все предыдущее законодательство о судебной системе и судебных процедурах, надзоре со стороны прокуратуры, гласности и т.д.
С 1986 по 1991 гг., в процессе партийной реформы, расширения демократии и открытости, а также установления верховенства закона, в стране начался процесс правовой реформы, направленный на повышение роли судов, усиление гарантий судебных процедур и совершенствование деятельности всей судебной системы.
Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь в 1990-х годах прошла в целом успешно. Она оказала существенное положительное влияние на судебную систему в стране. В частности, данная система была освобождена от множества несвойственных ей функций, в ней появились новые суды (Хозяйственные и Конституционный). Были кардинально изменены основные принципы построения судебной системы (как и принципы правосудия вообще). Благодаря всему этому судебная власть в Республике Беларусь вышла на совершенно новый уровень эффективности. Фактически, судебная система в независимой Беларуси стала неотъемлемой частью нового, демократического и правового белорусского государства. Следовательно, реформирование судебной системы Беларуси в 90-х годах прошлого века очень сильно и положительно повлияло и на развитие гражданского общества в Республике Беларусь.
Продолжающийся процесс реформирования судебной системы оказал значительное влияние на юридическую науку и юридическое образование. Соответствующие отделы процессуальной науки должны будут разобраться во всех законодательных новшествах в судебной сфере и укрепить судебную власть как независимое ведомство правительства, изучить зарубежный опыт и внести свой вклад в дальнейшее развитие гражданского и уголовного судопроизводства в современных условиях.
Современная судебная система Республики Беларусь стремится развиваться и совершенствоваться, и принципы судопроизводства остаются руководящими принципами деятельности судебных органов. Однако, как и любая правовая система, судебная система должна опираться на сильные институты и уважение принципов верховенства права.
Рассмотренное понятие судебной системы Республики Беларусь представляет собой важный элемент государственного механизма, обеспечивающего правосудие на территории страны. Судебная власть функционирует на основе принципов независимости, самостоятельности и обособленности, а ее главной целью является осуществление правосудия.
Современная система судов, объединяющая суды общей юрисдикции, экономические суды и Конституционный Суд, строится на принципах территориальности и специализации. Признание роли судебной власти в конституционных актах, особенно в Декларации о государственном суверенитете, является важным шагом в развитии судебной системы.
Судебная система Республики Беларусь представляет собой важный институт, обеспечивающий стабильность и справедливость в обществе, и ее роль подчеркнута как историческими этапами развития, так и современными конституционными принципами. Она играет ключевую роль в обеспечении справедливости, защите прав и свобод граждан. Ее развитие и функционирование направлены на обеспечение эффективного правосудия в интересах общества. Она стремится к постоянному развитию и совершенствованию, сохраняя принципы правосудия как ориентиры для судебных органов.
[...]
1 Куприн, Н. Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России (XIX век) / Н. Я. Куприн. – М., Издательство МГУ, 1980. – 230 с.
2 Филипчик, Р. И. Историко-правовые аспекты возникновения и развития права на судебную защиту в процессе эволюции судебной власти в Беларуси / Р. И. Филипчик // Вестн. Высшего Конституционного Суда Респ. Беларусь. – 2004. – № 2. – С. 22-29.
3 Мартинович, И. И. Суд и правосудие в БССР / И. И. Мартинович, Е.Ф. Плюта. – Минск : Изд-во БГУ, 1977. – 166 с.
4 Вішнеўскі, А. Ф. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі ў дакументах і матэрыялах: са старажытных часоў да нашых дзён: вучэб. дапам. / А. Ф. Вішнеўскі, Я. А. Юхо; пад рэд. А. Ф. Вішнеўскага. – Мінск: Акадэмія МУС, 1998. – 311 с.
5 Исаев, И. А. История государства и права России: Учебное пособие / И. А. Исаев. – М., Юрист, 1996. – 368 с.
6 Рыженкова, Ю. Н. Этапы развития белорусской судебной системы / Ю. Н. Рыженкова // Теоретико-методологические и прикладные аспекты государственного управления: сборник материалов V Международного форума молодых управленцев, Минск, 26–27 апреля 2023 года / Под общей редакцией О.Н. Солдатовой. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2023. – С. 112-114.
7 Виленский, Б. В. Судебная реформа и контрреформа в России / Б. В. Виленский. – Саратов, 1969. – 169 с.
8 Кочурко, Ю. В. Становление и развитие судебной власти на территории Беларуси: исторический и правовой аспекты / Ю. В. Кочурко // Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук. – 2017. – № 1. – С. 113-118.
9 Юшков, С. В. История государства и права СССР / С. В. Юшков. – М., 1961. – Ч. 1. – 249 с.
10 Развитие судебной власти в Республике Беларусь : Материалы международного круглого стола, Минск, 20 апреля 2017 года. – Минск: Белорусский государственный университет, 2017. – 125 с.
11 Демичев, Д. М. Конституционное право: учеб. пособие / Д. М. Демичев. – Минск: Выш. шк., 2004. – 351 с.
12 Василевич, Г. А. Конституция Республики Беларусь (научно-практический комментарий) / Г. А. Василевич. – Мн.: «Право и экономика», 2000. – 488 с.
13 Данилевич, А. А. Судоустройство / А. А. Данилевич, И. И. Мартинович. – Минск: Амалфея, 2002. – 480 с.
14 Халипов, В. Ф. Энциклопедия власти / В. Ф. Халипов. – М.: Юрист, 2005. – 568 с.
15 Российское законодательство Х-ХХ вв. В 9 т., т.8, Судебная реформа. – М., Юридическая литература, 1991. – 450 с.
16 Бибило, В. Н. Судоустройство в Республике Беларусь / В. Н. Библо. – Минск: Право и экономика, 2000. – 384 с.
17 Борико, С. В. Судоустройство: учебник / С. В. Борико. – Мн.: «Амалфея», 2000. – 304 с.
18 Калинкович, В. Л. О становлении и развитии судебной власти независимой Беларуси / В. Л. Калинкович // Право.by : научно-практический журнал / учредитель Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, Кафедра ЮНЕСКО по информационным технологиям и праву. – 2016. – № 3. – С. 9-15.
19 О Концепции судебно-правовой реформы [Электронный ресурс]: постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 23 апреля 1992 г. №1611-XII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
20 История белорусского правосудия // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://court.gov.by/ru/justice_rb/history/.
21 Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь, 11 января 1999 г. № 238-З [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 10 декабря 1998 г.: одобрен Советом Республики 18 декабря 1998 г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 284-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
22 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, 16 июля 1999 г. № 295-З [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 24 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 26 ноября 1998 г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 286-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
23 Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь, 15 декабря 1998 г. № 219-З [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 11 ноября 1998: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 284-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
24 Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, 29 июня 2006 г. № 139-З [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 31 мая 2006 г. : одобр. Советом Респ. 16 июня 2006 г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 285-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
25 Об обеспечении гласности при осуществлении правосудия и о распространении информации о деятельности судов [Электронный ресурс]: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20 декабря 2013 г. №11 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.09.2023 г.) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
26 О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Декрет Президента Республики Беларусь № 6: в ред. Закона Республики Беларусь от 7 апреля 2023 г. № 261-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
27 Жуйков, В. М. Судебная реформа в прошлом и в настоящем / В. М. Жуйков. – М.: Статут: РАП, 2007. – 415 с.
28 Беленькая А. А. Реформирование судебной системы Республики Беларусь / Беленькая А. А., Бобчик Д. В. // Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов / Белорусский государственный университет, Факультет международных отношений. – 2015. – Вып. 14. – С. 48-49
29 О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. №529: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 11 сентября 2023 г. № 283 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
30 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 530: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2019 г. № 77 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
31 23 июля 2008 г. в Национальном пресс-центре состоялась пресс-конференция Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь П.П.Миклашевича, посвященная принятию Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kc.gov.by/document-7273?ysclid=lr8ydav824738895817. – Дата доступа: 10.02.2024.
32 О конституционном судопроизводстве [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 г. №124-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 284-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
33 Федотов, О. Реформа судебной системы в традициях «косметического ремонта» / О. Федотов // Белорусский ежегодник. – 2014. – № 2. – С. 51-60.
34 Корень, Т. А. Реформы судебной системы в Республике Беларусь: тенденции и закономерности / Т. А. Корень // Государство и право: актуальные проблемы формирования правового сознания: сборник статей II Международной научно-практической конференции, Могилев, 30 ноября 2018 года. – Могилев: Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2019. – С. 42-43.
35 Толкин, Ю. Ю. Судебная реформа в Республике Беларусь: история, значение и последствия / Ю. Ю. Толкин // Проблемы становления гражданского общества: сборник статей IX Международной научной студенческой конференции, Иркутск, 19 марта 2021 года. Том Часть I. – Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Университет прокуратуры Российской Федерации», 2021. – С. 102-106.
36 Прокопенко, Ю.В. Реформирование судебной системы Республики Беларусь. Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 и Указам Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 529, № 530 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://normativka.by/social/12-12-2013/?ysclid=lr8w4b167q829285381.
37 Дробязко, С. Г. Судебная реформа, судебная власть и суверенитет права в условиях формирования правового государства / С. Г. Дробязко // Судебно-правовая реформа : концепция и пути ее реализации в Республике Беларусь : материалы Респ. науч.-практ. конф., 26–28 фев. 1992 г.) / под ред. И. И. Басецкого. – Минск : Верховный Совет Республики Беларуси, 1992. – С. 115-117.
38 Богданов, Е. В. Правосудие как форма осуществления судебной власти: дис. канд. юрид. наук: 12.00.11 / Е. В. Богданов. – Минск, 2003. – 114 с.
39 Черкасова, Е. В. Судоустройство в Республике Беларусь: учебно-методическое пособие / Е. В. Черкасова. – Минск: Изд-во МИУ, 2003. – 215 с.
40 Позднякова, В. В. Актуальные проблемы формирования высококвалифицированных кадров для судебной системы Республики Беларусь / В. В. Позднякова, Д. А. Пушкин // Проблемы устойчивого развития регионов Республики Беларусь и сопредельных стран : сборник материалов Х Международной научно-практической конференции, Могилев, 13-14 мая 2021 года. – Могилев: Могилевский государственный университетимени А. А. Кулешова, 2021. – С. 174-177.
41 Об изменении кодексов по вопросам судоустройства и статуса судей [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 17 июля 2023 г., № 285-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
42 Конституция Республики Беларусь 1994 года [Электронный ресурс]: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г., 17 окт. 2004 г. и 27 фев. 2022 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
43 Миклашевич, П. П. Совершенствование правовой основы конституционного судопроизводства в Республике Беларусь / П. П. Миклашевич // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. – 2016. – № 2. – С. 3-13.
44 Ефремова, Н. А. Судоустройство: учебно-методический комплекс / Н. А. Ефремова, В. О. Климова. – Минск: Изд-во МИУ, 2008. – 140 с.
45 Судебная система Республики Беларусь // Национальный правовой Интернет портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/gosudarstvo-i-pravo/sude bnaya - sistema / sudebnaya - sistema - respubliki - belarus/. – Дата доступа: 10.02.2024.
46 О государственной службе: [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 1 июня 2022 г., № 175-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 3 января 2024 г. № 336-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
47 Никитин, А. Г. Конституционная реформа как вектор развития государства в современном мире (на примере России, Беларуси и Казахстана) / А. Г. Никитин, А. Ю. Виноградова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. – 2023. – № 1(52). – С. 13-21.
48 Киям, Д. А. Ф. О направлениях совершенствования судебной власти в Республике Беларусь / Д. А. Ф. Киям // Актуальные проблемы правовых, экономических и гуманитарных наук: материалы XIII Международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и студентов. В 2-х частях, Минск, 20 апреля 2023 года. – Минск: Учреждение образования "БИП – Университет права и социально-информационных технологий", 2023. – С. 248-250.
49 Матюк, В. В. Формирование экономически эффективного судопроизводства в Республике Беларусь / В. В. Матюк, А. С. Смирнова // Эпоха науки. – 2020. – № 21. – С. 97-103.
50 Главной задачей всех последних преобразований и реформ в судебной системе является переход ее на новый уровень качества и оперативности [Электронный ресурс]. – Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь. – Режим доступа: http://court.gov.by/ru/justice/press_office/aee6f23ad56762d3.html.
Работа защищена на оценку "9" без доработок
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 61.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты