1 Теоретический анализ литературы по проблеме взаимосвязи эмоционального интеллекта и ценностных ориентаций у детей подросткового возраста
1.1 Психологические особенности подросткового возраста
1.2 Понятие ценностных ориентаций
1.3 Особенности развития ценностных ориентаций у подростков
2 Эмпирическое исследование связи эмоционального интеллекта и ценностных ориентаций подростков
2.1 Организация и методы исследования связи эмоционального интеллекта и ценностных ориентаций подростков
2.2 Анализ и описание результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
1 Теоретический анализ литературы по проблеме взаимосвязи эмоционального интеллекта и ценностных ориентаций у детей подросткового возраста
1.1 Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст представляет собой период развития человека, который охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет, совпадая с обучением детей в средних классах школы [1, с. 71].
Психологические особенности подросткового возраста рассматриваются как кризисные и связанные с перестройкой в основных сферах: телесной, психологической и социальной. На телесном уровне происходят значительные гормональные изменения, связанные с половым созреванием. На социальном уровне рассматриваются особенности положения подростка в системе отношений, реконструируются отношения с родителями и сверстниками. На психологическом уровне подростковый возраст характеризуется интенсивным становлением самосознания, рефлексии, Я-концепции [2, с. 107].
В подростковом возрасте происходит преобразование социальной ситуации развития личности. Ее особенность заключается в том, что подросток находится в положении между взрослым и ребенком – сильное желание стать взрослым определяет многие особенности его поведения. Преобладающее влияние семьи сменяет влияние группы сверстников, которая выступает в качестве источника референтных норм поведения и получения статуса. С появлением чувства взрослости подросток стремится отстоять свою независимость [3, с. 379].
В подростковом возрасте изменяется внутренняя позиция подростка: происходит смена направленности на мир к направленности на себя. У подростка формируются новые ценностные ориентации, система убеждений. По мнению В.С. Мухиной, в подростковом возрасте происходит объективное изменение социального положения ребенка: возникают новые отношения с семьей, сверстниками, учителями, а также расширяется поле деятельности [1, с. 210].
На протяжении подросткового возраста отмечается постепенное формирование новой субъективной реальности, преобразующей представления ребенка о себе и о других. Становление психосоциальной идентичности как основа подросткового самосознания проходит через решение трех задач: осознание временной протяженности своего «Я» (совокупность детского прошлого и проекцию себя в будущем); осознание себя как отдельного от интериоризированных родительских образов; осуществление совокупности выборов, обеспечивающих цельность личности (профессиональное самоопределение, половая поляризация, нравственные установки) [4, с. 194].
2 Эмпирическое исследование связи эмоционального интеллекта и ценностных ориентаций подростков
2.1 Организация и методы исследования связи эмоционального интеллекта и ценностных ориентаций подростков
Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №1 г. Бреста». Всего в исследовании приняли участие 70 учащихся 7-8 классов в возрасте 13-14 лет.
Цель эмпирического исследования: выявить связь эмоционального интеллекта и ценностных ориентаций подростков.
Гипотеза исследования: существует связь эмоционального интеллекта и ценностных ориентаций подростков.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение эмоционального интеллекта и ценностных ориентаций подростков с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов исследования, формулирование выводов.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ научной литературы); методы эмпирического исследования (тестирование), количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Методики исследования:
1. Методика «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла.
Цель: выявление уровня эмоционального интеллекта, способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.
Опросник включает 30 утверждений и содержит 5 шкал: эмоциональная осведомленность; управление своими эмоциями; самомотивация; эмпатия; распознавание эмоций других людей.
Испытуемым предлагается оценить ряд утверждений по степени того, насколько точно они отражают разные стороны их жизни (от -3 до +3 баллов). Обработка данных осуществляется с помощью ключа.
Критерии оценки уровня компонентов эмоционального интеллекта: 14 и более баллов – высокий; 8-13 баллов – средний; 7 и менее баллов – низкий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что подростковый возраст предоставляет собой возрастной период, который характеризуется изменением социальной ситуации развития, интенсивным развитием гормональных и телесных изменений, когнитивной и эмоционально-волевой сфер, представляет собой сенситивный период формирования ценностных ориентаций. В современной психологии ценностные ориентации рассматриваются как ядро структуры личности, убеждения человека, глубокие и постоянные принципы поведения, определяющие ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности.
В подростковом возрасте происходит активное развитие личности и нравственной сферы, формируются ценностные ориентации и выбираются способы их достижения, которыми подростки начинаются руководствоваться в поведении. В этот период изменяется система ценностей, которая является еще недостаточно иерархизированной.
В подростковом возрасте происходит формирование эмоционального интеллекта – сочетания когнитивных способностей и личностных характеристик, отражающих способность понимать и истолковывать собственные эмоции и эмоции других. Эмоциональный интеллект подростков связан с их эмоциональным благополучием, с когнитивными процессами понимания и осмысления эмоций, контролем поведения и адаптивным поведением.
В результате эмпирического исследования установлено, что большинство подростков обладают низким уровнем эмоционального интеллекта. У них слабо развита способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и применять эту информацию для направления мышления и действий. Подростки не способны широко использовать эмоции в своей жизни, выражать с помощью них отношение к себе и к окружающим, слабо умеют их распознавать и регулировать. Большая часть подростков обладает умеренной развитой эмоциональной осведомленностью, умеренными способностями к управлению своими эмоциями, низкой самомотивацией, низкой эмпатией, слабо развитыми способностями к распознаванию эмоций других людей. Подростки обладают слабо развитым межличностных эмоциональным интеллектом, умеренно развитым внутриличностным эмоциональным интеллектом, умеренно развитыми способностями к пониманию и управлению своими эмоциями, слабо развитыми способностями к пониманию и управлению чужими эмоциями, слабо развитым контролем надо собственной экспрессией.
1. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2008. – 456 с.
2. Буслаева, Е. Н. Особенности развития личности современных подростков / Е. Н. Буслаева, Ю. Г. Астахова // Европейские исследования. –2015. – № 10. – С. 107–112.
3. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект пресс, 2001. – 460 с.
4. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис / Пер. с англ. – М. : Флинта, 2006. – 342 с.
5. Рапацкий, Б. И. Рефлексия как один из механизмов развития личности подростков / Б. И. Рапацкий // Гуманитарный вектор. – 2014. – № 1. – С. 74-79.
6. Мирюгина, С. В. Психологические особенности общения подростков / С. В. Мирюгина // Новая наука : Стратегии и векторы развития. – 2017. – № 2. – С. 58-62.
7. Новгородцева, А. П. Внутренние конфликты подросткового возраста / А. П. Новгородцева // Культурно-историческая психология. – 2006. – № 3. – С. 38-50.
8. Щербина, О. А. Взаимосвязь тревожности, социометрического статуса и самооценки младших подростков / О. А. Щербина // Вестник Оренбургского гос. университета. – 2018. – № 3. – С. 108-112.
9. Белоусова, Е. Л. Нравственное воспитание современных подростков в условиях системы дополнительного образования / Е. Л. Белоусова, Н.А. Ложникова // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 2. – С. 270–277.
10. Гизатуллина, Э. Р. Индикаторы нравственного развития личности в подростковом возрасте / Э. Р. Гизатуллина // Стратегии и тенденции современного образования. – 2014. – № 1. – С. 29–33.
11. Далгатов, М. М. Проблема личностных ценностей и ценностных ориентаций в психологических исследованиях / М. М. Далгатов, А. Г. Джамалудинова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2013. – № 3. – С. 18-22.
12. Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие : опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. – 1996. – № 4. – С. 36–42.
13. Петрова, Э. Ценностные ориентации студентов / Э. Петрова, В. Д. Господинов // Молодежь и наука : актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2016. – № 1. – С. 143-146.
14. Евдокимова, Т. Теоретико-методологические основания изучения ценностных ориентаций / Т. Евдокимова // Вестник РГГУ. – 2018. – № 1. – С. 65-75.
15. Толкач, И. Ф. Ценностные ориентации современных студентов / И. Ф. Толкач // Переработка и управление качеством сельскохозяйственной продукции : сборник статей научно-практической конференции. – Минск: БГАТУ, 2017. – С. 476-478.
16 Хлудеева, И. В. Влияние ценностных ориентаций на развитие личности / И. В. Хлудеева // Вестник Кемеровского гос. ун-а. – 2012. – № 20. – С. 178-182.
17. Шевченко, Я. Ю. Гендерные особенности ценностных ориентаций студентов ВУЗа / Я. Ю. Шевченко // Концепт. – 2013. – № 7 (23). – С. 1-6.
18. Нагоева, Л. Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен / Л. Х. Нагоева // Новые технологии. – 2011. – № 4. – С. 76-79.
19. Панченко, С. А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С. А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95 – 99.
20. Церковникова, Н. Г. Деформация морально-нравственного самосознания как одна из причин девиантного поведения подростков / Н. Г. Церковникова // Образование и наука. – 2004. – № 5. – С. 61–65.
21. Ловпаче, Ф. Г. Особенности эмоциональной сферы подростков с девиантным поведением / Ф. Г. Ловпаче, З. З. Мамышева // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2015. –№ 2. – С. 100-106.
22. Овчарова, Р. В. Развитие нравственной сферы личности подростка: монография / Р. В. Овчарова, Э. Р. Гизатуллина. – Курган : Изд-во Курганского государственного университета, 2011. – 147 с.
23. Полкознина, Л. Г. Ценностные ориентации подростков «группы риска» школьной и социальной дезадаптации : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Л. Г. Полкознина. – СПб., 2009. – 18 с.
24. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. – М.: «АСТ МОСКВА», 2013. – 478 с.
25. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 29–36.
26. Александрова, А. А. Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта у подростков / А. А. Александрова, Т. В. Гудкова // Молодой ученый. – 2013. – № 5. – С. 617-622.
27. Иванова, Е. С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте / Е. С. Иванова // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. – № 6. – С. 37-41.
28. Камышникова, Л. Д. Структура эмоционального интеллекта в контексте социальных ситуаций : автореф…дис. канд. психол. наук / Л. Д. Камышникова. – М., 2012. – 28 с.
29. Ветрова, И. И. Развитие контроля поведения, совладания и психологических защит в подростковом возрасте : автореф. дис. … психол. наук / И. И. Ветрова. – М., 2011. – 25 с.
30. Давыдова, Ю. В. Гендерный аспект изучения эмоционального интеллекта подростков / Ю. В. Давыдова // Вестник РУДН. – 2010. – № 4. – С. 113-118.
31. Андреева, И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С. 57-65.