ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Психологическая характеристика стилей управления
1.2 Характеристика личностных особенностей, определяющих профессиональную успешность руководителя
1.3 Гендерные различия стилей руководства
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Функционирование организации зависит от эффективности управленческой деятельности, поэтому роль руководителя в организации чрезвычайно важна. Ученые связывают эффективность деятельности организации с использованием определенного стиля руководства в управлении, которое зависит от многих факторов. Основную роль играют такие факторы, как взаимоотношения между подчиненными и руководством, структурированные задачи, степень авторитета руководителя, личные качества руководителя и подчиненных, влияние внешней среды, полнота информации, качество информационных потоков, согласованность корпоративных целей и задач подчиненных, степень мотивации подчиненных.
Широкий круг вопросов, связанных с определением природы руководства и лидерства рассмотрены в работах отечественных и зарубежных ученых. Среди них работы таких исследователей как Г. Блейк, Е. Кузьмин, Г. Дидковский, П.Г. Гордиенко А. Журавлев, В. Рубахин, И. Волков, Ю. Емельянов, Д. МакГрегор, И. Шинон, Т. Колларик, Г. Юкл, в которых ученые раскрывают сущность понятия «стиль руководства», виды стилей руководства, подходы к их выбору.
Огромное влияние на качество межличностных отношений в коллективе работников играет личность руководителя и его стиль управления. Особое значение имеет способность понимать своих подчиненных, терпимость, принятие различных ценностей, убеждений и взглядов. Понятие «стиль управления» охватывает субъективно-психологические характеристики руководителя и направлен на достижение поставленной задачи.
Знание стиля управления позволяет решить проблему профессиональной пригодности административного резерва. Менеджеру сложно выработать такой стиль деятельности, который мог бы удовлетворить всех членов его подчиненной команды. Осознание человеком причин и закономерностей своего поведения может кардинально изменить его отношение к производственным ситуациям. Понимание возможного разнообразия причин и способов управления, четкое и гибкое видение проблем делают менеджера более свободным, а его деятельность – более успешной. Но независимо от его стиля, настоящий лидер, что бы он ни делал или ни говорил, имеет возможность продвигать других на самый высокий уровень достижений; он также дает им свободу и возможность для дальнейшего роста. Каждый менеджер в управленческой деятельности выполняет свои служебные обязанности в определенном, характерном стиле работы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Психологическая характеристика стилей управления
Одним из наиболее интересных и изученных вопросов в области лидерства и лидерства является стиль управления. Наиболее плодотворно в этом направлении работал известный немецкий психолог К. Левин. Объектом изучения К. Левина стали группы детей-подростков (мальчики 11-12 лет), которые под руководством взрослых изготавливали маски из папье-маше. По логике экспериментов они были разделены на три группы. Каждую группу возглавлял взрослый, который демонстрировал разные стили руководства.
Основываясь на результатах своих экспериментов и выявленных закономерностях, Левин охарактеризовал каждый из этих классических стилей управления: авторитарный, демократический и «коварный». В литературе эти стили называются по-разному: авторитарный – директивный, коварный – анархический, нейтральный, формальный, разрешительный, либеральный. При раскрытии содержания каждого из этих стилей мы будем использовать следующие понятия: «авторитарный», «демократический» и «либеральный» [11, с. 26].
К. Левин и его сотрудники, основываясь на своих экспериментах, установили, что наиболее подходящим стилем руководства для данной конкретной ситуации является демократический. Во-первых, этот стиль создает более благоприятную атмосферу и способствует более активному вовлечению членов группы в совместную деятельность. Во-вторых, при таком стиле лидерства, группа характеризуется наибольшим удовлетворением, стремлением к творчеству. И, наконец, в-третьих, этот стиль обеспечивает наиболее позитивные отношения между лидером и группой.
В авторитарном стиле руководства группа делала больше работы, чем в демократическом, но имела меньше мотивации, оригинальности и дружелюбия. Таким группам не хватало группового мышления и они были более агрессивными. Она дистанцировалась как по отношению к лидеру, так и по отношению к другим членам группы. Были признаки большего угнетения и тревоги, зависимого и послушного поведения. По сравнению с демократическим стилем руководства, при либеральном стиле уменьшился объем работы, снизилось ее качество, проявилось больше игры, в опросах было зафиксировано предпочтение демократическому лидеру. На основе исследования К. Левин дал примерное описание каждого стиля и его целесообразности [22, с. 32].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Организация и методы исследования
Целью курсовой работы является проанализировать процесс влияния стиля руководителя на эффективность деятельности организации. Для осуществления цели работы было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в несколько этапов.
На первоначальном этапе исследования осуществлялся анализ научной и специальной психологической литературы по теме исследования. На втором этапе исследования осуществлялся сбор эмпирических данных для проведения исследования. На заключительном этапе проводился анализ и интерпретация полученных результатов исследования, формулировались выводы исходя из полученных результатов.
Выборка: в исследовании принимало участие 30 женщин-руководителей, которые были разделены на две группы:
– контрольная группа – 15 человек (женщины в возрасте 21-35 лет);
– экспериментальная группа – 15 человек (женщины в возрасте 36-55 лет).
Средний возраст испытуемых женщин-руководителей составил 34 года.
Для проведения исследования использовались следующие методики: методика определения стиля руководства трудовым коллективом В.П. Захарова и А.Л. Журавлева.
Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В.П. Захарова и А.Л. Журавлева [14]. Данная методика разработана В.П. Захаровым на основе опросника А.Л. Журавлева, который имеет 27 групп утверждений. В основе данной методики лежит 16 групп утверждений, которые отражают разнообразные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика предназначена для определения стиля руководства трудовым коллективом. Порядок тестирования описан в инструкции. Текст методики представлен в Приложении А.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существует много взглядов на стили руководства. Однако не существует универсального, лучшего, который бы вел к максимальной эффективности организации. Поэтому задание руководителя найти такие рычаги управления, которые бы создали наиэффективнейший стиль, пригодный для конкретной ситуации. Для достижения оптимальных результатов необходимо стремиться адекватно, оценивать ситуацию, творчески анализировать объективные ограничения и субъективные возможности их преодоления, прогнозировать последствия принимаемых решений, реально оценивать возможности подчиненных, как руководителей, так и исполнителей, опираться на тот стиль управления, который следует из психологических и личных характеристик руководителя.
Профессиональный руководитель, как и профессионал в любой другой области, понимает определенные принципы, выполняет определенные задачи и поддерживает определенные планки стандартов. Совокупность этих элементов и делает руководителя профессионалом. Высокий профессионализм, в свою очередь, зиждется на совокупности личностных черт, позволяющих руководителю достичь максимального профессионального роста и профессиональной самореализации. Современный руководитель любой организации должен обладать следующими психологическими качествами: адаптационная мобильность, контрастность, стрессоустойчивость, доминантность и др.
Многие зарубежные исследования, не обнаруживают различия между мужчинами и женщинами в эффективности руководства, но выявляют ситуационную специфику его проявлений. Женщины выбирают ориентированное на отношения руководство, поскольку по природе более эмоциональны, а мужчины демонстрируют ориентацию на задачу. Мужской стиль более эффективен либо в структурированных ситуациях и при решении простых задач, либо в ситуациях с высокой степенью неопределенности, а женский стиль дает наибольшую эффективность в рутинных условиях. Женщинам больше присущ стиль в руководстве, основанный на вознаграждающих и эмпатийных стратегиях, в то время как мужчины – сторонники принуждающего и экспертного стилей. Женщины-руководители в процессе принятия решений используют и чаще опираются на «ситуативное», а мужчины на «диспозиционное» управление. Действительно имеются существенные особенности управленческой деятельности женщин-руководителей. Установленных научных данных о половых различиях в психологической сфере не так уж и много: характеристики познавательной, мотивационной и этической сфер.
1. Авилова, Н. А. Этика деловых отношений / Н. А. Авилова. – М. : Курск, 2004. – 57 с.
2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. – М., 2009. – С.54.
3. Бабаева, Л. В. Женщины в бизнесе / Л. В. Бабаева, А. Е. Чирикова // Социол.исслед. – 2007. – №3 – С.76-77.
4. Бойко, В. В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В. В. Бойко, А. Г. Ковалев, В. Н. Панферов. – М. : Мысль, 2013. – 207 с.
5. Быченко, Т. М. Демократический стиль управления организацией / Т. М. Быченко. – Саратов : СГАУ, 2009. – 127 с.
6. Грошев, И. В. Как принимают решения женщины и мужчины руководители / И. В. Грошев // ЭКО, 2006. – №4. – С. 16-23.
7. Дорошенко, В. Ю. Психология и этика делового общения / В. Ю. Дорошенко, Л. И. Зотова, В. Н. Лавриненко и др.; Под ред. В. Н. Лавриненко. –2-е изд., перераб. и доп. – М. : Культура и спорт, 2007. – 279 с.
8. Епифанцев, С. Н. Социология и психология управления / Под ред. Епифанцева С. Н. – М.: Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 241 с.
9. Журавлев, А. Л. Влияние фактора пола на стиль руководства производственным коллективом / А. Л. Журавле, В. А. Хащенко, Н. Н. Хащенко // Социально-психологические резервы повышения эффективности деятельности трудового коллектива. – М. : ИПАН, 2009. – С.41-47.
10. Ильин, Е. П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты / Е .П. Ильин // Вопросы психологии. – 2014. – №6. – С. 66.
11. Колоскова, М. Внутренний имидж руководителя компании / М. Колоскова // Научно-практический журнал Персонал-микс. – 2008. – №6. – С. 48.
12. Кондрашов, В. А. Этика. Эстетика: учеб. пособие для студ.вузов / Отв. ред. Ю. С. Борцов. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 508 с.
13. Корель, Л.В. Бизнес-леди. Новые возможности или новые ограничения?// ЭКО, 2008. – №7. – С. 32-35.
14. Михайлова, М. В. Гендерные особенности лидерства в управлении современной организацией / М. В. Михайлова // Проблемы социально-экономической устойчивости региона. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. – Пенза РИО ПГСХА, 2009. – 62 с.
15. Ревина, М. А. Гендерная идентификация в управленческой деятельности / М. А. Ревина. – М., 2011. – 98 с.
16. Самарцева, О. Особенности женского менеджмента / О. Самарцева, Т. Фомина // Российское предпринимательство: стратегия, власть, менеджмент. – М. : ИСИ РАН. – 2000. – С. 79.
17. Самыгин, С. И. Психология управления / С.И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. – М., Р/н/Д: 2005. – 345 с.
18. Сидоренко, Е. П. Межличностные взаимодействия / Е. П. Сидоренко. – М. : Речь, 2006. – 259 с.
19. Силласте, Г. Социально-психологический облик россиянок / Г. Силласте // Мужчина и женщина: меняющиеся образы и роли: Третья Международная гендерная конференция. – М, 2007. – 49 с.
20. Турецкая, Г. В. Социально-психологические типы деловой активности женщин / Г. В. Турецкая. – М., 2009. – 121 с.
21. Фрей, К., Кюмбель, Б. Как женщине развить в себе качества руководителя Женщина - начальник / под ред. Шепелин О.М. – М. : Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2011. – 154 с.
22. Чирикова, А. Е. Женщина во главе фирмы / А. Е. Чирикова. – М. : Институт Социологии РАН, 2008. – С. 55.
23. Чирикова, А. Е. Женщины и мужчины как топ-менеждеры российских компаний / А. Е. Чирикова // Социологические исследования. – 2003. – №1. – С.22-23.