ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1 Проблема изучения оптической дисграфии у учащихся общеобразовательной школы
1.2 Методические основы организации коррекционной работы по преодолению оптической дисграфии у учащихся общеобразовательной школы
ГЛАВА 2 ВЫЯВЛЕНИЕ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 2-Х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1 Методика и организация эмпирического исследования специфических ошибок письма учащихся 2-х классов общеобразовательной школы
2.2 Результаты эмпирического исследования специфических ошибок письма учащихся 2-х классов общеобразовательной школы
ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 2-Х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ПУНКТА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
3.1 Программа игр и упражнений по преодолению оптической дисграфии у учащихся 2-х классов общеобразовательной школы в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи
3.2 Рекомендации для учителей по преодолению оптической дисграфии у учащихся 2-х классов общеобразовательной школы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р. И. Лалаева, В. А. Ковшиков, И. Н. Садовникова, И. Н. Ефименкова, А. Н. Корнев и др.) предлагают различные методики коррекционной работы.
Дети с нарушениями речевого развития на сегодняшний день составляют самую большую группу – их количество достигает 80% от общего количества детей.
Многочисленные проблемы со здоровьем у современных детей младшего школьного возраста, проблемы, связанные с недостаточностью или неравномерностью развития у них высших психических функций, обеспечивающих готовность к овладению письменной речью, как правило, приводят к увеличению распространенности детской дисграфии. Что доставляет дискомфорт не только учащимся и их родителям, но и педагогам.
Такие понятия, как минимальная мозговая дисфункция, психический инфантилизм, церебрастения, гиперактивность, синдром дефицита внимания, психическая депривация, школьная дезадаптация и возможные другие расстройства, прочно вошли в практику дефектолога. Наличие таких нарушений впоследствии приводит к увеличению количества детей, испытывающих трудности при обучении в школе. Результаты многочисленных исследований показывают, что в последнее время количество неуспевающих школьников, в число которых входят и дети с дисграфией, превышает 30% от общего числа учащихся в целом и составляет от 15% до 40% всех учащихся начальных классов. Кроме того, специалисты отмечают, что необходимого уровня готовности к школьному обучению к шестилетнему возрасту достигают менее 50% детей.
Исследователи в данной области также констатируют резкое усложнение структуры отклонений в развитии детей, значительное увеличение так называемых сочетанных нарушений у различных категорий детей, появление новых форм отклонений и несформированности определенных сфер психического развития ребенка. Усложняется и дифференциальная диагностика в отношении пограничных случаев отклонений в развитии. Именно эти проблемы в целом обусловливают необходимость расширения представлений специалистов о детской дисграфии и изучения ее с позиции современных знаний из разных областей науки и свидетельствует об актуальности выбора.
Нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, могут вызвать вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка. Дисграфия также влечет за собой трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.
Актуальность исследования заключается в том, что при оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторной координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Использование в работе материалов пособий позволит учителю-дефектологу в течение года провести эффективную коррекционную работу и поможет отследить динамику состояния письменной речи ребенка.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1 Проблема изучения оптической дисграфии у учащихся общеобразовательной школы
В настоящее время в начальной школе значительно возросло количество учащихся с разными видами дисграфии. Проблема нарушения письма является одной из самых актуальных для школьного обучения. Дисграфия является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на первых этапах обучения, а на более поздних – дети не умеют писать сочинения и изложения.
В литературе термин «дисграфия» трактуют по-разному. В педагогической литературе Л. С. Волкова раскрывает следующее определение: дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв; искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме. Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой (неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти внимания, психическими нарушениями). Неречевые симптомы определяются в этих случаях не характером дисграфии и в связи с этим не включаются в ее симптоматику, а совместно с нарушением письма входят в структуру нервно-психических и речевых расстройств (при алалии, дизартрии, нарушениях речи при умственной отсталости и др.). Дисграфия (как и дислексия) у детей с нормальным интеллектом может вызывать различные отклонения в формировании личности, определенные психические наслоения» [5, c. 48].
Р. И. Лалаева даёт такое определение: «Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма» [11].
И. Н. Садовникова определяет дисграфию, как частичное расстройство письма, где основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, что не связано с нарушением слуха, зрения, снижением интеллекта. Кроме того, автор отмечает также, что основными симптомами дисграфии являются специфические (т.е. не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения [21].
А. Н. Корнев называет дисграфией стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха [9].
В каком возрасте и на каком этапе школьного обучения можно диагностировать дисграфию у ребёнка, нет единого мнения. Поэтому разделение понятий «затруднения в овладении письмом» и «дисграфия» Е. А. Логинова понимает стойкое нарушение процесса реализации письма на этапе школьного обучения, когда овладение техникой письма считается завершенным [14].
Для выяснения причин дисграфии мы решили обратиться к исследованиям А. Н. Корнева.
ГЛАВА 2 ВЫЯВЛЕНИЕ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 2-Х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1 Методика и организация эмпирического исследования специфических ошибок письма учащихся 2-х классов общеобразовательной школы
Проявления разных видов дисграфии и ее причинная обусловленность у учащихся младших классов изучаются прежде всего в процессе индивидуального обследования детей. Причинная обусловленность дисграфии рассматривается с точки зрения сформированности у ребенка тех операций, которые необходимы для овладения грамотой, то есть фонетическим принципом письма.
В ходе обследования, помимо изучения школьных тетрадей, детям предлагалось выполнить письменные задания в присутствии логопеда, чтобы иметь возможность видеть сам процесс их выполнения и степень имеющихся у ребенка затруднений, колебаний. Этот момент обследования особенно важен, поскольку в большинстве случаев наблюдается резко выраженное различие в качестве выполнения учащимися классных и домашних работ.
Цель исследования: выявить специфические ошибки письма у учащихся 2-х классов общеобразовательной школы.
В исследовании принимало участие 20 учащихся 2 классов (Приложение А).
Для исследования особенностей письменной речи учащихся использовался раздел методики Л.С.Цветковой, Т.В. Ахутиной и Н.М.Пылаевой, направленный на проверку письменной речи [23]. Она состоит из двух серий, каждая из серии рассматривает возможные ошибки у детей.
Первая серия: исследует предпосылки письменной речи. Она включает пробы на языковой и звукобуквенный анализ, требующие определить количество слов в предложении, количество слогов и звуков в слове.
Инструкция для ребенка: необходимо ответить на вопросы:
сколько слов в предложении «около дома росла береза»?
какое второе слово в этом предложении?
сколько слогов в слове «рак»?
сколько слогов в слове «машина»?
какой третий слог в слове «машина»?
сколько звуков в слове «рак»?
сколько звуков в слове «шапка»?
ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 2-Х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ПУНКТА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
3.1 Программа игр и упражнений по преодолению оптической дисграфии у учащихся 2-х классов общеобразовательной школы в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Коррекционная работа при данном виде дисграфии направлена на закрепление связи между звуком и буквой, развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений. Проводятся упражнения и игры по различению цвета, формы, величины предметов: «Разложи ленточки от самой длинной до самой короткой», «Назови цвет предметов», «Посчитай, сколько на рисунке треугольников», «Назови перечеркнутые рисунки», «Узнай наложенные рисунки», «Чем отличаются 2 картинки?», а также игры, развивающие пространственные представления: «Кто стоит справа от девочки, слева от зайца, и т.д.», «Кто живет над белкой, под синицей» и т.д [23].
Нами представлены игры и упражнения по дифференциации наиболее часто смешиваемых рукописных букв: о – а, и – у, п - т, х – ж, б – д, л – м, и - ш. Упражнения и игры можно использовать выборочно (в зависимости от нарушения) как в групповой, так и в индивидуальной работе с детьми с оптической дисграфией и дислексией [7].
Также нами были выбраны направления игр и упражнений:
1.Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного.
Игра «Будь внимательным»
Назвать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник), сопоставить предметы с геометрическими формами с помощью линий.
Назвать в окружающей обстановке похожие предметы.
Упражнение «Назови предметы»
Назвать предметы, наложенные друг на друга (рисунок).
Игра «Узнай меня»
Узнать предметы по части (предметные картинки с учетом лексических тем, на которых изображены части предметов, например, носик у чайника, крышка у кастрюли).
1. Азова, О. И. Дизорфография: монография / О. И. Азова. – М. : 6 ТЦ «Сфера», 2015. – 368 с.
2. Ахутина, Т. В. Нейропсихологический подход к изучению трудностей письма и чтения / Т. В. Ахутина // Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения: материалы II Междунар. конф. Рос. ассоциации дислексии. – М. : Изд-во Моск. соц. - гуманит. ин-та, 2006. – С. 14-23.
3. Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Т. В. Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции : учеб. пособие / под общ. ред. О. Б. Иншаковой. – Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2001. – С. 7-20.
4. Баль, Н. Н. Обследование чтения и письма у младших школьников / Н. Н. Баль, И. А. Захарченя // Учебно-методическое пособие. – Минск: Ураджай, 2001. – 74 с.
5. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова; под ред. Н. Н. Шаховской Учебник для вузов. 3-е изд. – М. : Владос, 2012. – 364 c.
6. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов / Л. Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 1991. – 224 с.
7. Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии, М., Генезис, 2007, - 216 с.
8. Иншакова, О. Б. Лонгитюдный анализ проявлений дисграфии у учащихся начальной школы / О. Б. Иншакова // Специальное образование. – М. : Изд-во Моск. соц.- гуманит. ин-та, 2017. – № 3, 47 с.
9. Иншакова, О. Б. Проблемные вопросы изучения нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ / О. Б. Иншакова, А. Г. Иншакова // Практическая психология и логопедия. – М. : Изд-во Моск. соц.- гуманит. ин-та, 2013. – № 1-2. – С. 37-41.
10. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. – СПб. : Речь, 2013. – 330 с.
11. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушения нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова // Библиотека логопеда – М. : Изд-во Союз, 2003. - 224 с.
12. Лалаева, Р. И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей / Р. И. Лалаева // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: материалы 1 Междунар. конф. Рос. ассоциации дислексии. – М. : Изд-во МСГИ, 2014. – 296 с.
13. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников. – СПб., 2001.
14. Левина, Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 311 с.
15. Левина, Р. Е. Связь орфографических затруднений у младших школьников с особенностями их речевого развития / Р. Е. Левина // Тезисы докл. 3-й науч. сессии по дефектологии. – М. : 1960. – С. 139-142.
16. Логинова, Е. А. Дизорфография и ее проявления в письме учащихся / Е. А. Логинова, О. В. Елецкая // Школьный логопед. – М. : Изд-во Моск. соц.- гуманит. ин-та, 2015. – № 4 (7). – С. 5-8.
17. Логинова, Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Е. А. Логинова; под ред. Л. С. Волковой. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - 208 с.
18. Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г. Дисграфия. Исправление ошибок на письме. – М., 2004. – 126 с.
19. Мазанова, Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е. В. Мазанова – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2006. – 88 с.
20. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М.,2006.
21. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма. – 1997. – 63 с.
22. Памонова, Л. Г. Предупреждение и преодоление дизорфографии у детей с общим недоразвитием речи: учеб. пособие / Л. Г. Памонова. – СПб. : ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – 140 с.
23. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с
24. Поваляева, М. А. Психология детства и педагогика. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования / М. А. Поваляева - М. : Феникс, 2006 – 158 с.
25. Прищепова, И. В. Дизорфография младших школьников: учеб. пособие / И. В. Прищепова. – СПб. : КАРО, 2013. – 240 с.
26. Ромусник, М. Н. Комплексный подход в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / М. Н. Ромусник // Логопед в детском саду. – 2006. – № 1. – С. 39 – 43.
27. Садовникова, И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников / И. Н. Садовникова. – М. : Просвещение, 1983. – 111 с.
28. Садовникова, И. Н. Нарушения письма и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова – М. : Изд-во Моск. соц.- гуманит. ин-та, 2006. – 240 с.
29. Сафонова, О. В. Коррекционно-педагогическая работа по активизации речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Сафонова // Логопед в детском саду. – 2006. – № 6. – С. 48 – 53.
30. Сергеева, Е. Е. Профилактика дисграфии и дислексии у детей с ОНР - это обучение и воспитание в коррекционной группе / Е. Е. Сергеева // Логопедия сегодня. – 2008. – № 2. – С. 52 – 64.
31. Спирова, Л. Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма / Л. Ф. Спирова // Хрестоматия по логопедии. – М. : ВЛАДОС, 2001 – 221 с.
32. Чиркина, Г. В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, пути их преодоления и предупреждения: автореф. канд. пед. наук / Чиркина Г. В. – М. : Изд-во Моск. соц.- гуманит. ин-та, 2011. – 18 с.
33. Чиркина, Г. В. Нарушения речи у детей / Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева. – М. : Изд-во Моск. соц.- гуманит. ин-та, 2005 – 159 с.