Введение
1 Проблема «воли» и волевая регуляции в психологической науке
2 Условия и факторы, влияющие на развитие волевой регуляции
3 Развитие воли и её возрастные особенности
Заключение
Список использованных источников
Введение
Понятием «воля» оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. В толковом словаре Ожегова воля трактуется «как способность осуществлять поставленные перед собой цели». В античности в европейской культуре представление о воле, как неотъемлемой части психической жизни человека, в корне отличалось от возобладавшего в настоящее время. Так, Сократ сравнивал волю с направлением (в смысле действия) полета стрелы, понимая под этим неоспоримый факт, что стреле все равно суждено сорваться с тетивы, но воля позволяет ей это сделать лишь тогда, когда верно выбрана цель. Философы школы Платона определяли волю как «целеустремленность, соединенную с правильным рассуждением; благоразумное стремление; разумное естественное стремление». Зенон противопоставлял волю желанию. Греческие философы приписывали воле в основном сдерживающую роль. В их понимании воля выполняла скорее роль внутренней цензуры, чем являлась творческим агентом.
Современный человек должен уметь принимать решения, нести за них ответственность, обладать высокой активностью, настойчивостью, уметь преодолевать внутренние и внешние барьеры, которые препятствуют достижению поставленной цели. Волевые качества являются важными составляющими волевой сферы для успеха в жизни.
Современное представление о воле обогатилось за счет приписывания этому понятию дополнительных характеристик. В современном философском понимании воля стала неотделима от действия. Современная психиатрия рассматривает волю как психический процесс, заключающийся в способности к активной планомерной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека.
Проблема воли в настоящее время в психологии изучается достаточно активно, несмотря на то, что данные аспекты изучаются и пользуются интересом исследователей еще с 18-19 вв.
В регуляции своего поведения человек использует не только эмоции, но и воля – психический процесс, свойство сознания человека, которое позволяет ему сознательно управлять своими эмоциями и поступками. Волю часто рассматривают как способность человека к выбору вида и способа его деятельности, а также внутренних усилий, которые необходимы для осуществления этой деятельности. Волю также рассматривают как особый специфический акт, который нельзя просто свести к сознанию или же деятельности как таковой. В процессе осуществления волевого действия, человек противостоит влиянию актуальных потребностей, а также импульсивных желаний.
Актуальность исследования волевых процессов человека связана с ее непосредственной направленностью на изучение у человека способности к саморегуляции, самоизменению, овладению и контролю над собственным поведением, преодолению трудностей в деятельности.
1 Проблема «воли» и волевая регуляции в психологической науке
Согласно многочисленным исследованиям и мнению различных авторов, эмоционально-волевая сфера личности, как таковая, включает в себя два взаимосвязанных понятия. Одним из таких понятий являются чувства и эмоции человека, а другое понятие в данном дуэте – воля. Всем живым организмам свойственны такие механизмы отражения действительности и реакции на них. Эмоции и воля обычно выражаются непосредственно во внутренних переживаниях человека, однако могут выражаться и в физических составляющих (позы, мимика, жесты, частота сердцебиения, нарушения дыхания).
Воля проявляется непосредственно в сознательной саморегуляции поведения. Воля представляет собой преднамеренную активизацию деятельностной активности индивида для того, чтобы достигнуть своих целей. Если говорить более обобщенно, то воля представляет собой способность человека к самодетерминации и саморегуляции [1].
Воля представляет собой особую форму активности человека, которая направлена непосредственно на достижение цели, поставленной человеком сознательно, с допущением преодоления различных препятствий в процессе ее достижения. Волевое усилие – это сознательная актуализация и мобилизация всех сил человека, таких как интеллектуальных, моральных, физических и других.
При наличии некоторых важнейших факторов, можно говорить о том, что присутствует волевое поведение личности. Эти факторы мы можем определить следующим образом:
1) различные цели с различными побуждениями;
2) различного рода барьеры и препятствия на пути достижения целей.
Один из важных компонентов в волевом действии — осознание непосредственной ценности поставленной цели.
Содержание понятия воли мы будем рассматривать непосредственно в комплексе следующих понятий: воля-сознание-активность. Воля – активная и сознательная часть поведения личности, она представляет собой внутреннюю активность, в связи с тем, что человек выбирает самостоятельно цели, пути их достижения, мотивы и стремления. Все решения в данном случае принимаются человеком сознательно. Однако, несмотря на такой подход, нельзя полностью сводить понимание воли к понятию активности [2].
Сознание, так же как и воля представляет собой самостоятельный психический процесс. В процессе работы воля и сознание не проникают друг в друга, однако тесно взаимодействуют. В процессе того, как работает психика, сознание не может превратиться в волю, хотя оно может являться важным признаком появления воли. Сознание в процессе работы сознанием и остается, а также оно контролирует выполнение функций воли.
2 Условия и факторы, влияющие на развитие волевой регуляции
Волевая регуляция поведения человека осуществляется в разных направлениях. В первую очередь, это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, затем сознательный контроль человека своего поведения и развитие волевых качеств личности. Эти процессы начинают свои действия тогда, когда ребенок овладевает речью и начинает эффективно ею управлять.
Все эти направления развития воли укрепляют механизмы волевой регуляции и поднимают развитие воли на новый уровень. В формировании волевых качеств развитие воли представляется как переход от первичных к вторичным и третичным волевым качествам.
Рассмотрим еще одно направление развития воли. Человек осознанно ставит перед собой сложные задачи, которые требуют приложения значительных волевых усилий, с каждым разом усложняя задачи, тем самым развивая волевые качества.
Развитие воли связано с их мотивационной и нравственной сферой. Важнейшим аспектом в воспитании воли у детей является произвольная регуляция деятельности, в которую включены мотивы и ценности. Входящая в волевую регуляцию мотивация становится осознанной, а поступки приобретают произвольный характер, это действие определяется на произвольном построении мотивов, где на первое место ставится нравственное побуждение, которое, в случае успешной деятельности дает человеку моральное удовлетворение.
Невозможно воспитывать волю ребенка отдельно от психологического развития, так как у детей становление волевой регуляции связано с умственным развитием.
Важную роль в воспитании воли выполняют игры, причем каждая игра привносит свой определенный вклад в развитие произвольного процесса. Первые игры, которые влияют на развитие ребенка, являются игры с предметами, они формируют произвольную регуляцию действий.
Сюжетно-ролевые игры закрепляют у ребенка необходимые волевые качества личности. Управлением поступками «занимаются» коллективные игры.
Воля также контролирует процессы торможения и возбуждения, если это необходимо. Благодаря процессам, человек регулирует свою деятельность и поведение в трудных ситуациях. Так, например, если тревожное состояние, которое направлено на торможение функции ыоли, проявляется часто, то оно становится волевым свойством или качеством личности.
Побудительная и тормозная функции воли носят положительный и отрицательный характер. Побудительная функция направлена на преодоление внешних и внутренних трудностей. Тормозная функция же препятствует преодолению трудностей.
3 Развитие воли и её возрастные особенности
Представим развитие воли на разных возрастных этапах.
Представим специфику воли и волевых качеств в младшем школьном возрасте.
Поступление детей в школу является важнейшим этапом развития воли и произвольного поведения. Воля младшего школьника развивается преимущественно под воздействием учебной деятельности, новых требований, которые ему предъявляются.
Согласно Л.И. Божович, возрастной особенностью младшего школьника является недостаточность воли: учащийся начальной школы еще не способен в достаточной степени длительное время преследовать намеченную цель, упорно преодолевая трудности и препятствия. При какой-либо неудаче ребенок может потерять веру в свои возможности [14, с. 184].
С поступлением в школу проявление волевых действий преимущественно обусловлено инструкциями и контролем взрослых. Однако, со временем волевое поведение начинает направляться собственными потребностями и мотивами учащегося. Младшие школьники отличаются сильной внушаемостью и совершают действия с ориентацией на сверстников, по указу авторитетного взрослого. Зачастую младшим школьниками свойственно проявлять волевую активность только для того, чтобы исполнить волю окружающих и получить выгоду (одобрение, расположение к себе). В поведении некоторых младших школьников еще сохраняются аспекты непроизвольности и бывают ситуации, когда они не могут противостоять удовлетворению сиюминутных желаний [15, с. 88].
Возрастные особенности волевых качеств первоклассников проявляются в специфике структуры их волевого акта:
– первое звено самостоятельно протекающего волевого акта характеризуется быстрой постановкой и частой сменой целей, недостаточной их осознанностью и сильным эмоциональным переживанием;
– звено осмысливания способов действия имеет сокращенный вид; зачастую отмечается прямой переход от постановки цели к ее реализации;
– для звена исполнения цели характерны стремительность и прерывистость течения, причиной чего является неустойчивость сосредоточенности первоклассников, неумение четко планировать волевые действия, различать основные и второстепенные цели;
– последнее звено волевого акта, представленное осмысливанием уже совершенного действия, проявляется в эмоциональном переживании результата своей деятельности, а также в желании получить оценку взрослых [7, с. 178].
К началу обучения в школе у ребенка в центре психического развития находится развитие произвольности. В учебной деятельности развивается произвольность познавательных процессов – произвольного внимания, памяти и т.д. В условиях школы у младших школьников формируется способность управлять собственных поведением, умение выполнять требования вопреки своим желаниям.
Заключение
В основе любого волевого действия лежит осознание его цели, а также мотива, который с этой целью связан. Если же цель и мотив осознаются человеком достаточно ясно, то такое стремление к цели обычно называют желанием. Однако, не всякое стремление к цели может носить осознанный характер. В зависимости от того, насколько человеком осознаются свои потребности, их разделяют на желания и влечения. Желания обычно является осознанным, в то время как влечение представляет собой нечто смутное и неясное. Не каждое желание человека может привести к конкретному действию. До того, как желание превращается в конкретный мотив и в дальнейшем в цель, они тщательно оценивается человеком. Желание также не всегда сразу претворяется человеком в жизнь. Иногда может возникнуть ситуация, в которой у человека появляются несколько несвязанных желаний, и встает вопрос о том, какое из них в первую очередь реализовывать. Когда у человека происходит столкновение нескольких желаний одновременно, он находится в определенном психическом состоянии, которое называется борьбой мотивов. Исполнение решения обычно связано с определенным сроком, который обозначается во времени. В ситуации же когда непосредственное исполнение решения откладывается на неопределенный срок, то в таком случае необходимо говорить о намерении исполнить данное решение. На заключительном этапе может происходить двоякая ситуация: волевое действие либо проявляется в активном внешнем действии, либо же происходит сознательная задержка действия (такое проявление обычно называют внутренним волевым действием).
Рассматривая исполнительный этап волевого действия, важно отметить его сложную структуру. Исполнение решения обычно связано с определенным сроком, который обозначается во времени. В ситуации же когда непосредственное исполнение решения откладывается на неопределенный срок, то в таком случае необходимо говорить о намерении исполнить данное решение. Намерение – это внутренняя подготовка человека по исполнению отложенного действия, оно представляет собой направленность на достижение цели, которая зафиксирована решением.
На заключительном этапе может происходить двоякая ситуация: волевое действие либо проявляется в активном внешнем действии, либо же происходит сознательная задержка действия (такое проявление обычно называют внутренним волевым действием).
1. Давыдова, А.Н. Опыт экспериментального исследования волевых проявлений у детей раннего возраста / А.Н. Давыдова //Ученые записки ЛГУ. -Серия философских наук. -1956. - № 214. - С. 29-44.
2. Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности у детей дошкольного возраста. Детская психология / Е.О. Смирнова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. – 336 с.
3. Беритов, И. С. О происхождении произвольных движений у высших позвоночных животных / И.С. Беритов // Третье научное совещание по эволюционной физиологии, посвященное памяти академика Л. А. Орбели. Л., 1961. – С. 24-25.
4. Комогоркин, В.А. Экспериментальные исследования волевой регуляции слабовольных учащихся / В.А. Комогоркин // Экспериментальные исследования волевой регуляции. Рязань.: РПТИ. - 1986. - С. 12-15.
5. Абраменко, В. И. Взаимоотношения в коллективе и развитие волевых черт характера школьников-подростков / В.И. Абраменко // Проблемы психологии воли. - Рязань. - 1974. – С. 16-18.
6. Акатов, Л. И. Экспериментальное исследование группового волевого усилия: Автореф. дис… канд. наук / Л.И. Акатов. - М., 1971. – 22 с.
7. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.
8. Аллахвердов, В. М. Опыт теоретической психологии / В.М. Аллахвердов. - СПб., 1993. – 325 с.
9. Агафонов, Т. И. О волевых проявлениях личности в затрудненных условиях / Т.И. Агафонов // Вопросы психологии. - 1956. - № 5.
10. Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе / Е.О. Смирнова //Вопросы психологии. - 1990. - № 3. - С. 49 – 58.
11. Дашкевич, О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дисс.докт. психол. наук / О.В. Дашкевич. - М., 1985. – 36 с.
12. Иванников, В. А. Проблема воли в современной психологии / В.А. Иванников. - М., 2006. – 208 с.
13. Акатов, Л. И. Экспериментальное исследование группового волевого усилия: Автореф. дис… канд. наук / Л.И. Акатов. М., 1971.
14. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2008. – 345 с.
15. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста / О.О. Гонина. – М.: Флинта, 2015. – 146 с.
16. Завьялова, Н.Ю. Особенности воли младших школьников / Н.Ю. Завьялова // Образование и воспитание. – 2017. – № 1. – С. 19-21.
17. Поддубская, Г.С. Воспитываем самостоятельность / Г.С. Поддубская // Пачатковая школа. – 2013. – № 8. – С. 63-66.
18. Кузнецова, Д.А. Особенности развития волевых качеств в младшем школьном возрасте / Д.А. Кузнецова // Молодой ученый. – 2018. – № 23. – С. 389-391.
19. Струнина, Н.Н. Волевая регуляция личности в контексте соотношения морали и воли / Н.Н. Струнина // ПГУ. – 2017. – № 11. – С. 105-107.
20. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
21. Щербаков, Е.П. Функциональная структура воли: монография / Е.П. Щербаков. – Омск: Изд-во НОУ ВПО ОмГА, 2015. – 210 с.
22. Моросанова, В.И. Самосознание и саморегуляция поведения / В.И. Моросанова. – М.: Институт психологии РАН, 2007. – 213 с.
23. Быков, А. В. Генезис волевой регуляции / А. В. Быков. — М.: МГУ, 2003. — 452 с.
24. Зобков, А.В. Саморегуляция учебной деятельности: монография / В.А. Зобков. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2013. – 251 с.
25. Психология человека от рождения до смерти / под. ред. А. А. Реана. - СПб: Прайм-Еврознак, 2002. — 683 с.