ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ СПОРСТМЕНАМИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1 Понятие «мотивация достижения» и «мотивация избегания неудач» в психологической науке
1.2 Характеристика поведения спортсменов, мотивированных на достижение успеха и избегание неудач
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ СПОРСТМЕНАМИ
2.1 Описание методов и схемы построения исследования
2.2 Анализ результатов исследования мотивации достижения и избегания неудач спортсменами
2.3 Результаты корреляционного анализа между переменными…
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время актуальным становится формирование типа личности спортсмена со следующими характеристиками: готовность к риску, личностная ответственность за свои поступки, способность рассчитывать, прежде всего, на свои силы, желание достичь успеха в спортивной деятельности, умение приспосабливаться к изменяющимся условиям. Анализ данной проблемы предполагает сосредоточение внимания на мотивационном компоненте личности спортсмена в процессе построения спортивной карьеры. Одним из важных компонентов данной проблематики является мотивации достижения успеха и избегания неудачи у спортсменов.
Проведенный теоретический анализ проблемы основан на положениях, разрабатываемых в российской и белорусской психологической науке о взаимовлиянии сознания и деятельности, смысловых образований и деятельностных возможностей личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, В.Э. Чудновский и др.). Эти положения обобщены в работах В.Г.Асеева как принцип единства содержательной и динамической сторон мотивации личности, описаны механизмы расхождений и гармонизации содержательной стороны, отражающей желаемые и необходимые для личности результативные характеристики деятельности, и динамической стороны, отражающей функциональные, временные, материальные возможности и трудности соответствующей деятельности.
Теория мотивационной регуляции объясняет, каким образом человек строит свое поведение, регулирует свою деятельность в социальном и психологическом аспектах, оценивая и приводя к единому знаменателю влияние на него бесконечного множества самых различных факторов социальной и физической среды, внутренних условий биологического, функционально-психологического, смыслового характера. Существуют определенные механизмы мотивации, регулирующие и контролирующие реализацию намерения, к которым относятся: рациональные стратегии, самоинструкции, эмоциональные воздействия, контроль ситуации, контроль распределения времени. Разные авторы по-разному смотрят на соотношение между стремлением к успеху и избеганием неудачи, по данным Е.П. Ильина [9, с.75]. Одни ученые считают [11; 13], что это взаимоисключающие полюсы на шкале величин мотива достижения, и если человек ориентирован на успех, то он не испытывает страха перед неудачей, и наоборот. Другие ученые доказывают, что отчетливо выраженное стремление к успеху вполне может сочетаться с не менее сильным страхом неудачи, особенно если она связана для субъекта с какими-либо тяжелыми последствиями [3; 15]. И действительно, имеются данные, что между выраженностью стремления к успеху и избегания неудачи может быть положительная корреляция. Поэтому, скорее всего, речь идет о преобладании у того или иного субъекта стремления к успеху или избеганию неудачи при наличии того и другого. Причем, это преобладание может быть как на высоком, так и на низком уровне выраженности обоих стремлений. Поведение человека мотивировано его потребностью развиваться и улучшаться. В связи с этим, тенденцию актуализации можно охарактеризовать как «желание достичь или завершить что-то, что сделает жизнь человека более разнообразной и удовлетворительной». Потребность достижения можно трактовать как одно из выражений тенденции актуализации. Стремление человека к достижениям является способом совершенствования внутреннего потенциала [4, с.233].
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ СПОРСТМЕНАМИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1 Понятие «мотивация достижения» и «мотивация избегания неудач» в психологической науке
Мотивация занимает ведущее место в структуре поведения личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил, деятельности в целом. Мотивация – побуждение к активности и деятельности субъекта, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. В психологии мотивация обозначает совокупность внешних и внутренних условий, побуждающих субъекта к активности. В социологии мотивация рассматривается как осознаваемая потребность субъекта в достижении определенных благ [2, с.65].
В мотивационном блоке основным является качество мотивации достижения и избегания неудач.
Мотив достижения как устойчивая характеристика личности впервые был выделен Г. Мюрреем и понимался как устойчивое стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь определенного уровня в каком-либо деле. В процессе дальнейших исследований этого мотива такими учеными как Д. Мак-Клелланд и Х.Хекхаузен были выявлены две независимые мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление избежать неудачи [24, с.112].
В отечественной психологии мотивация достижения и избегания неудач, исследовалась такими специалистами, как М. Ш. Магомед-Эминов, Т. В. Корнилова, И.М. Палей, Н. А. Соснина и многими другими.
Мотив достижения показывает, насколько человек стремится к повышению уровня своих возможностей.
Мотив избегания неудачи показывает, насколько человек стремится избежать неудачи.
Н.А. Соснина под мотивацией достижения понимает стремление к успеху в деятельности [19, с.55].
Мотивацию достижения М. Ш. Магомед-Эминов определяет как функциональную систему интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу её осуществления [15, с. 54].
Судьба человека и его положение в обществе во многом зависят от того, доминирует у него мотивация достижения успеха или мотивация избежание неудач. Замечено, что люди, у которых сильнее выражено стремление к достижению успехов добиваются в жизни большего, чем те, у кого оно выражено слабо или отсутствует. Мотив достижения отражает потребность личности всеми доступными средствами избежать неудачи и достичь желаемого результата. Мотивация избегания неудачи рассматривается как выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач, нередко любыми путями и средствами. Для личности, с преобладанием мотивации избегания неудач, главное не допустить ошибки, избежать неудачи, даже ценой сильной трансформации первоначальной, главной цели, её полного или частичного недостижения [14, с.76].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ СПОРСТМЕНАМИ
2.1 Описание методов и схемы построения исследования
Цель исследования: выявить соотношение мотивации достижения и избегания неудач спортсменами.
Гипотеза исследования: соотношение мотивации достижения и избегания неудач спортсменами проявляется в обратно пропорциональной взаимосвязи.
Описание процедуры исследования:
1. Подбор методов и методик, релевантных поставленной цели и задачам исследования.
2. Формирование выборки испытуемых, инструктирование и проведение психодиагностических методик.
3. Определение выраженности мотивации достижения и избегания неудач у спортсменов.
4. Проведение корреляционного анализа и на его основе выявление соотношения мотивации достижения и избегания неудач спортсменами.
Описание выборочной совокупности: в исследовании приняли участие 30 спортсменов, занимающихся легкой атлетикой и вольной борьбой. Возраст испытуемых от 17 до 19 лет, что соответствует юношескому периоду возрастного развития. Половой состав выборки: 15 юношей и 15 девушек.
База исследования: УО «Минское городское училище олимпийского резерва».
Методы исследования. В представленной работе были использованы общенаучные методы анализа и обобщения, психодиагностические методы (тестирование с использованием методик «Ценностные ориентации» М. Рокич, «Мотивация к успеху» Т. Эллерс, «Мотивация к избеганию неудач» Т. Эллерс, «Мотивация достижения и избегания неудач» А. Мехрабиана) методы статистической обработки данных (метод ранговой корреляции Ч. Спирмена). Метод ранговой корреляции Ч. Спирмена используется для оценки взаимосвязи между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Критерий является непараметрическим. Расчеты производились с использованием программы «Статистика».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мотивация достижения определяется как функциональная система интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующая процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу её осуществления. Под мотивацией достижения понимается стремление к успеху в деятельности. Мотив избегания неудачи показывает, насколько человек стремится избежать неудачи. Данные мотивы разнонаправлены, однако включены в общую структуру мотивации личности. У каждого человека может быть в той или иной степени выражена мотивация достижения или избегания неудачи.
Поведение спортсменов, мотивированных на достижение успеха характеризуется уверенностью в себе, в своих силах, ответственностью, инициативностью и активностью. Спортсменов отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность. Поведение спортсменов, мотивированных на избегание неудачи, обычно отличается повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий.
С целью выявления соотношения мотивации достижения и избегания неудач спортсменами было проведено исследование. Гипотеза исследования: соотношение мотивации достижения и избегания неудач спортсменами проявляется в обратно пропорциональной взаимосвязи. В исследовании приняли участие 30 спортсменов, занимающихся легкой атлетикой и вольной борьбой. Возраст испытуемых от 17 до 19 лет, что соответствует юношескому периоду возрастного развития. Применялись следующие психодиагностические методкики: «Ценностные ориентации» М. Рокич, «Мотивация к успеху» Т. Эллерс, «Мотивация к избеганию неудач» Т.Эллерс, «Мотивация достижения и избегания неудач» А. Мехрабиана).
По итогам диагностики было подсчитано, что у 17 спортсменов (57%) доминирует мотивация достижения успеха, у 7 (23%) доминирует мотивация избегания неудач, часть спортсменов 6 человек (20%) можно отнести к промежуточной группе, в которой отсутствует выраженная мотивационная направленность на достижения или избегание неудачи.
У спортсменов, ориентированных на достижения среди терминальных ценностей самые высокие ранговые места занимают следующие ценности-цели: здоровье (физическое и психическое); материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни). У спортсменов, ориентированных на избегание неудачи среди терминальных ценностей самые высокие ранговые места занимают следующие ценности-цели: здоровье (физическое и психическое); материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); интересная работа; развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей).
1. Алексеев А.А. Психагогика: союз практической психогигиены и психологии: учебное пособие для институтов физической культуры/ А.Алексеев. – Ростов н/д : «Феникс», 2004. – 192с.
2. Анцыферова, Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Вопросы психологии. – 2003. - №1. – С.65-69.
3. Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. – СПб. : Питер, 2003. – 312 с.
4. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М. : Приори, 1990. – 412 с.
5. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб заведений / Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.П. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 228 с.
6. Елисеев, О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / Под ред. В.Н.Панферова. – Псков : Издательство Псковского областного института усовершенствования учителей, 2014.- 280 с.
7. Еливанова, Е.П. Ценностные ориентации личности как предмет социально – философского исследования: Автореф. дис… канд.филос.наук. – Москва, 2004. – 175с.
8. Заика, В.М. Влияние психологической подготовки на надежность спортивной деятельности / В.М. Заика // Мир спорта. – 2006. – № 1. – С.17-20.45
9. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П.Ильин. — СПб. : Издательство «Питер», 2000. — 512 с.
10. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Е.П Ильин. – М. : Проспкт, 2007. – 287 с.
11. Ковалев, А.В. Субъектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и к миру / А. В. Ковалев // Мир психологии. – 2005. - № 3. – С.13-19.
12. Коломейцев, Ю.А. Социальная психология спорта: учеб.-метод, пособие / Ю.А. Коломейцев. – Мн. :БГПУ, 2004. – 292с.
13. Кондратьева, М.В. Некоторые проблемы формирования ценностных ориентаций и мотивации достижения в студенческом возрасте / М.В.Кондратьева // Наука и образование. – 2011. – № 4. – С.44-52.
14. Личность. Культура. Этнос: Современная психологическая антропология / Под ред. А.А. Белика. – М. : Смысл, 2001. – 256 с.
15. Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы. Авто.реф. дис. Докт. Психол. наук. – М. : Изд-во МГУ, 1987. – 112 с.
16. Психологические тесты / Под ред. А. Н. Карелина. – М. : Приор, 1997. – 345 с.
17. Родионов, А.В. Психология физического воспитания и спорта / А.В. Родионов. – М. : Приори,, 2004 -136 с.
18. Современная психология / Под редакцией В.Н. Дружинина. – М. : ИНФРА-М, 1999. – 363 с.
19. Соснина, Н.А. Самовоспитание мотивации достижения в спортивной деятельности / Н.А. Соснина // Мир спорта. – 2007. – № 3. – С.54-57.
20. Станбулова, Н.В. Психология спортивной карьеры: учебник для институтов физической культуры./ Н.В. Станбулова. – М. : Речь, 2005. – 163с.
21. Степанский, В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности // Вопросы психологии. – 2001. – № 6. – с. 64-75.
22. Уэйнберг, Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры: учебник для вузов/ Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд ; пер. Г. Гончаренко. – Киев : Олимпийская литература, 2001 . – 335с.
23. Уэйнберг, Р.С. Спортивная психология: учебник для вузов / Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд. - М. : Физкультура и спорт, 2005. – 338 с.
24. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. – СПб. : Речь, 2001. – 240 с.
25. Яковук, Т.И. Меняющаяся молодежь в меняющемся обществе / Т.И. Яковук, Е.М. Бабосов. – Брест : БГТУ, 2013. – 354 с.