Введение
1 Историография и источники
2 Смутное время 1671-1711 гг. и «Великая революция 1711 г»
3 Переходный период 1711-1730 гг. Изменения в административно-управленческом аппарате Египта и в его фактическом статусе в Османской империи
4 Расцвет мамлюкского государства в период правления Ибрагима Кетходы (1744-1754 гг.)
5 Правление Али-бея, его внутренняя и внешняя политика. Начало борьбы с Портой и её итоги
6 Кризис 80-х – начало 90-х годов 18 в.: расцвет в Египте исламского фундаментализма, возвращение в страну турецких властей и последствия их деятельности
Заключение
Список использованных источников
Введение
Египет являлся одной из провинций Османской империи, которая управлялась губернатором-пашой, имевшим резиденцию в Каире. Учитывая стабильную экономическую обстановку в провинции, султаны Османской империи использовали мамлюков в создаваемой ими военной и гражданской администрации. Османизация египетской административно-политической системы не ликвидировала мамлюкскую военно-политическую и административную организацию в Египте, а утилизировала её, создав в этой сфере своеобразный мамлюкско-османский кондоминиум – совместное господство. Остатки, разгромленных мамлюков либо влились в состав османских воинских частей, либо сформировали самостоятельные воинские формирования, которые использовались как вспомогательные войска под османским командованием. Мамлюки вошли в состав османской администрации, обеспечивая преемственность с предшествующим периодом и накапливая силы для политического реванша. Это дало возможность мамлюкским высшим чиновникам-беям установить к концу 17 в. контроль над страной.
История османского Египта есть история повторяющихся конфликтов между членами военных объединений и между ними и представителями Порты в Египте, конфликтов, в центре которых лежало стремление к контролю над правительственной иерархией и источниками богатства или доходов.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что развитие мамлюкского эмирата Египта конца 17 и 18 вв. оказало существенное влияние на дальнейшую историческую судьбу этой крупнейшей арабской провинции Османской империи. Изучение рассматриваемой в курсовой работе проблематики позволяет уточнить оценку характера мамлюкского эмирата, сложившегося в Египте в последний период его истории. Изучение мамлюкского эмирата в Египте конца 17-18 вв. даёт возможность прояснить пути дальнейшего развития египетского общества, почему мамлюкская элита оказалась неспособной проводить модернизацию страны и сошла с исторической сцены.
1 Историография и источники
Ответы на задачи, поставленные в курсовой работе, потребовали обращения к широкому кругу научной литературы. В отечественной науке специальных исследований, посвященных новой истории арабских стран, не существовало, поэтому до середины 20 в. история Египта 17-18 вв. оставалась в отечественной историографии своего рода «белым пятном». В последние десятилетия, благодаря исследованиям отечественных арабистов, прежде всего Ф.М. Ацамба, Е.И. Зеленева, М.С. Мейера, С.А. Кириллиной, Т.Ю. Кобищанова, А.А. Куделина, М.Ю. Илюшиной, В.Е. Смирнова, Е.А. Прусской и др. этот пробел можно считать в значительной степени заполненным. Вместе с тем появление в поле зрения исследователей новых источников по истории Египта 17-18 в. позволяет вновь обратиться связанной с ней проблематике, значительно расширив ее объем и содержание.
В трудах известного отечественного арабиста Ф.М. Ацамба представлен широкий спектр вопросов, связанных с развитием египетского общества в османский период. В книге «Религия и власть: ислам в Османском Египте (XVIII - первая четверть XIX в.)» [2] он совместно с С.А. Кириллиной анализирует религиозную ситуацию в Османском Египте в период с 18 по первую четверть 19 в.
В кандидатской диссертации М.Ю. Илюшиной «Мамлюкский политический режим в Египте в XVIII веке (1711-1798 гг.): основные направления внутренней и внешней политики» [3] рассматриваются вопросы, связанные с формированием мамлюкского политического режима, созданного в османском Египте мамлюкскими беями, а также основные направления мамлюкской внутренней и внешней политики в период с 1711 по 1798 гг.
В статье А.А. Куделина «Организация власти в османском Египте: механизм взаимодействия внутри треугольника «Мамлюки-Оджаки-Османская администрация» (середина XVI – середина XVIII в.)» [5] на материале арабо-османских хроник рассматриваются вопросы участия мамлюкской элиты в управлении провинцией, функции египетского войска, противостояние двух важнейших мамлюкских группировок – Касимийя и Факарийя, а также политическая жизнь Османского Египта 17 - середины 18 в., ключевую роль в которой играло взаимодействие между мамлюкской элитой, верхушкой военных корпусов (оджаков) и османской администрацией.
А.А. Куделин в статье «Борьба за власть в османском Египте начала XVIII в. в отражении арабо-османских хроник» [6] рассматривает борьбу за власть в политической элите Османского Египта начала 18 в., в результате которой лидеры мамлюкских группировок сумели поставить эту провинцию Османской империи под свой контроль, оттеснив на второй план османскую администрацию, выявляет основные тенденции политической жизни Египетского пашалыка в начале 18 в. путём историко-текстологического анализа хроник ал-Джабарти, Йусуфа ал-Маллавани.
2 Смутное время 1671-1711 гг. и «Великая революция 1711 г.»
Эпоха «смутного времени» (1671-1711 гг.) была наполнена непрерывными междоусобными столкновениями различных военно-политических группировок, которые заканчивались возвышением очередной военной клики, массовыми репрессиями в отношении сторонников поверженной «партии», а также заменой чиновников, занимавших важные государственные должности, на угодных новым властям.
Противоборства проходили на фоне серьезного экономического и структурного кризиса. В период Смутного времени (фитны) хозяйственной жизни Египта был нанесен большой ущерб, который негативно сказывался на уровне и качестве жизни населения страны. Катастрофический рост цен и постоянный дефицит были реалиями повседневной жизни двух поколений египтян. Из-за жестокостей, сопровождающих сбор налогов, бесчисленных дополнительных поборов, частых конфискаций вьючных животных деревни опустошались, посевы забрасывались. Ал-Джабарти писал: «Пока Мурад-бей находился в этой деревне, кашифы его носились по селениям, собирая произвольно учреждённые им налоги. Он исключил возможность какого бы то ни было заступничества. Рассеявшись по деревням, его уполномоченные требовали уплаты обложения. Если они получали всё сполна, то требовали возмещения путевых издержек, если и их погашали, то требовали повторной оплаты, - и всё это в короткое время. В случае же неуплаты они сжигали селение дотла, предварительно полностью его ограбив» [1,с.154].
Развитие торговли и ремесла тормозилось отсутствием у купечества и ремесленников уверенности в возможности пользоваться своими доходами. Грабёж и всяческие ухищрения при вымогательстве денег были главной двигательной пружиной мамлюкской администрации.
Периодически в стране наступал настоящий голод, когда дефицит продуктов привел к их продаже нелегально по ценам, значительно превышающим их рыночную стоимость. Народ во всех бедах обвинял богачей и продажных чиновников. Недовольное население устраивало беспорядочные сборища у правительственных канцелярий, которые часто перерастали в голодные бунты, в ходе которых толпы людей громили государственные склады с продовольствием и зерном. В стране царил хаос, борьба за власть принимала всё более жёсткие формы, а османские губернаторы были поставлены в положение наблюдателей, от которых требовали лишь признавать власть победителя [2,с. 14-15].
3 Переходный период 1711-1730 гг. Изменения в административно-управленческом аппарате Египта и в его фактическом статусе в Османской империи
После событий 1711 г., которые также называют «Великой революцией 1711 г.», мамлюки взяли в свои руки власть в Египте. Они начали строительство новой египетской государственности, которая осуществлялась в ходе сложной и жестокой борьбы за власть.
Вражда между беями «дома» Касымия дестабилизировала положение в оджаках. Корпус Мутафаррика раскололся надвое. Шесть офицеров из «партии» Черкеса выступили против тех, кто поддерживал Исмаил-бея. В апреле 1723 г. в оджаке вспыхнуло восстание, но Исмаил-бей взял ситуацию под контроль. Шестеро зачинщиков были выведены из Мутафаррика и распределены по другим корпусам. В течение двух лет Исмаил-бей ибн Иваз-бей успешно противодействовал Мухаммад-бею Черкесу и Мухаммад-бею ибн Абу Шанабу [12]. В 1724 г. Исмаил-бей был убит в результате нападения, организованного Зу-ль-Факаром и Мухаммадом Черкесом. Вместе с Исмаил-беем погиб верный мамлюк его отца Исмаил-бей Джирджа. Оба были похоронены рядом с могилой Ридван-бея Абу Шавариба, одного из основателей «дома» Касымийя. За сравнительно недолгий период пребывания у власти (с 1717 по 1724 г.), прерванный вынужденным изгнанием, Исмаил-бей сумел в значительной степени объединить и восстановить силы обескровленных братоубийственной борьбой мамлюков. Зу-ль-Факар, убийца Исмаил-бея, получил звание санджак-бея и был назначен кашифом провинции аль-Мануфия. Он последовательно уничтожал ближайших соратников Исмаил-бея ибн Иваз-бея.
Чаша весов стала клониться в сторону фикаритов. Их успеху в немалой степени содействовало возвышение мамлюкского дома Каздоглия, основатель которого Мустафа эль-Каздоглу ещё в период Смутного времени бросил вызов другим мамлюкским домам, установив тесные связи с войсковыми старшинами.
История противостояния Факария и Касымия закончилась в 1730 г. В один из вечеров месяца рамадан группа мамлюков Касымия, скрывавшихся в городе, пробралась в дом Зу-ль-Факара. Глава «дома» Факария был убит. Спустя пять дней вдали от Каира, так и не дождавшись известия о смерти ненавистного соперника, погиб Мухаммад Черкес. Отряд мамлюков Факария оттеснил Черкеса и его сторонников к самому берегу Нила. Отступавшие бросились в реку, и Мухаммад Черкес утонул. Мамлюки Зу-ль-Факара разгромили остатки Касымия. Этот «дом» прекратил своё существование.
4 Расцвет мамлюкского государства в период правления Ибрагима Кетходы (1744-1754 гг.)
После 1730 г. отмечается стабилизация экономического положения Египта. В течение почти полувека население страны не испытывало нужды в товарах. В период с 1737 г. по 1783 гг. сохранялся устойчивый уровень цен. Наблюдалось их повышение, что, однако, являлось следствием падения стоимости самих денег из-за несовершенства османской хозяйственной системы, а египетские власти не находили путей по ее модернизации.
Периодом наивысшего расцвета Египта под управлением мамлюков стало правление Ибрагима Кетходы (1744-1754 гг.), являвшегося главой дома Каздоглия, имевшего поддержку янычарского корпуса. Власть в его руках оказалась после очередного военного переворота, имевшего место в 1744 г. Ее он вплоть до августа 1747 г. делил с еще пятью другими организаторов переворота, но, решив стать единоличным правителем Египа, он жестоко с ними расправился. После этого он в июле 1748 г., подавил мятеж Хусейн-бея, вставшего на защиту пятерых других организаторов переворота.
Его партнером стал Ридван-бей из корпуса азабов, возглавлявший менее значительную группировку ал-Джалфийя. Роли в этом дуумвирате были распределены весьма четко: Ридван-бей был «молчаливым партнёром» Ибрагима. Каждый, кто хотел добиться какого-либо высокого положения в Египте, должен был сначала сделать «подарок» Ибрагиму Кетходе, а затем Ридван-бею в размере 1/3 от подношения, полученного его влиятельным союзником [5].
Ибрагим Кетхода и Ридван-бей сами не являлись мамлюкскими беями, они получили власть не благодаря месту в мамлюкской иерархии, а из-за принадлежности к элите оджаков. Оба они активно занимались покупкой мамлюков и возводили их в ранг беев. Правление дуумвирата Ибрагима Кетходы и Ридван-бея – последняя стадия перед переходом власти от элиты оджаков к мамлюкским беям. Ридван-бей был вынужден сделать беями не своих мамлюков, а мамлюков Ибрагим Кетходы.
Правление Ибрагима Кетходы носило диктаторский характер. Население было обложено тяжелой данью, общество было пронизано шпионами, малейшее неповиновение каралось смертью. Правитель испытывал страх перед насильственной смертью, поэтому предпринимал всевозможные меры безопасности, чтобы не пасть от руки изменника. Например, в столице имелось несколько дворцов, и никто не мог точно знать, в каком из них он останется на ночь.
5 Правление Али-бея, его внутренняя и внешняя политика. Начало борьбы с Портой и её итоги
В Каире развернулась ожесточённая борьба за власть между различными группировками правящего дома Каздоглия. После нескольких лет борьбы победу одержал значительный правитель из египетских мамлюков Али-бей по прозвищу Аль-Кабир («Большой», «Великий»), который в 1760 г. был провозглашён главой бейликата с титулом «шейх аль-балад» [18, с. 193].
Новый правитель страны был достаточно молод (29 лет), он был выходцем из семьи православного священника, по происхождению абхаз. В юном возрасте он был похищен и перевезен в Египет, где уже получил образование в доме Ибрагима Кетходы. В 1749 г. Али стал кяшифома спустя пять лет - беем.
Представители иностранных государств отмечали его ум и отвагу в сочетании с коварством и жестокостью к врагам. Вокруг Али-бея в Каире сложилась группа его соратников, сплотилась разделявших его честолюбивые замыслы. В эту группу вошли мамлюки кавказского происхождения, а также христиане, среди которых особенно выделялся венецианец Карло Розетта и группа униатов из Сирии.
На протяжении 60-х годов 18 в. проводил в жизнь политику, направленную на установление своей неограниченной власти в стране. Первые годы правления Али-бея прошли в борьбе с бедуинами и мятежными мамлюкскими беями. Конкурирующие мамлюкские кланы несколько раз отстраняли его от власти. В марте 1766 г. ему пришлось бежать из Каира, но уже в сентябре 1767 г. он вновь вернулся в столицу, где восстановил свое лидерство в бейликате. Спустя два года Али-бей укрепил свое положенеиие в стране, расправившись с оппозицией. [9, с.417]. По воспоминаниям хрониста Абд ар-Джабарти, «Али-бей изгнал свыше двадцати эмиров из окружения Абд Рахмана. Эта высылка расчистила поле действий для Али-бея и его приближенных, они воспрянули: стало усиливаться и разрастаться чинимое ими зло, что продолжается вплоть до наших дней» [1, с.35].
Али-бея отличали такие качество как способность к предательство, причем даже близких сподвижников, беспощадность, что разительно выделяло его на фоне других претендентов на власть в Египте. Его иногда называли Али-джин, что означает Али-демон, а за счет своего роста и физической силы он получил прозвище «Раздвигающий облака» [18, с.194].
Борьба между мамлюкскими беями проходила на уровне дворцов и практически никак не влияла на повседневную жизнь Египта. В городской и сельской местности сохранялся порядок. Стихийные бедствия сохранялись, но тем не менее страна переживала экономический подъем.
6 Кризис 80-х – начало 90-х годов 18 в.: расцвет в Египте исламского фундаментализма, возвращение в страну турецких властей и последствия их деятельности
После смерти Али-бея власть в стране перешла в руки Мухаммед-бея Абу аз-Захаба (1773- 1775). Мухаммад-бей сделал успешную карьеру, а в 1768 г. стал одним из самых влиятельных и сильных мамлюков в Египте. Он начал формирование своего «дома», используя все возможности, чтобы пополнить личную казну. Предпринимательская активность Абу-аз-Захаба создала ему экономическую базу для укрепления политических позиций. Опираясь на приобретенное финансовое влияние, Абу-аз-Захаб в 1772 г. вынудил Али-бея покинуть страну и фактически стал лидером бейликата [21]. Он не только возобновил выплату ежегодной дани Османской империи, но и пообещал великому везирю вернуть долги за предыдущие три года, принял в Каире нового пашу, присланного из Стамбула. Торжественное вступление в должность Халиль-паша состоялось 8 июня 1773 г., но его власть носила чисто номинальный характер. У паши не оставалось ни одного козыря в сложной политической игре против мамлюков, и он не вмешивался в их дела. Трагическая гибель Мухаммада-бея Абу-аз-Захаба в 1775 г. ознаменовала конец короткого периода внутренней стабильности в Египте.
После кончины Мухаммад-бея Абу-аз-Захаба управление Египтом оказалось в руках Ибрахим-бея, ставшего шайх ал-баладом, и его соправителя – Мурад-бея. Годы их правления характеризуются крайней политической нестабильностью в связи с практически безостановочной борьбой за власть друг с другом и с другими претендентами. И Ибрахим-бей, и Мурад-бей стремились увеличению своих доходов. По этой причине они сократили или прекратили выплачивать дань Стамбулу, отчисления Священным городам, содержание улама, а также оплачивать деньги за обеспечение безопасности хаджа бедуинским племенам. В дополнение к этому Мурад-бей постоянно собирал все новые чрезвычайные налоги с сельских жителей Нижнего Египта, где его власть была наиболее сильной [22].
Благосклонность к христианам и по-прежнему сильное влияние сирийцев-униатов вызывали раздражение у мусульман. После русско-турецкой войны 1768-1774 гг. в Египте, как и в других странах Арабского Востока, начался бурный расцвет исламского фундаментализма.
Заключение
В новой обстановке, сложившейся в 17 в., мамлюки вернули себе ведущие позиции в стране, реализуя, свои политические и экономические устремления, практически бесконтрольно. В 1711 г. в результате «Великой революции» мамлюкам удалось временно установить свою власть в Египте. Они продолжали формально признавать верховную власть османских султанов, но при этом наместники султана (паши) фактически были лишены властных полномочий. На протяжении первой половины 18 в. османские наместники пытались эпизодически вмешиваться в политическую борьбу в Османском Египте, но паши не ставили своей целью восстановить прямое османское правление, а всего лишь стремились повлиять на исход борьбы в египетской политической элите.
Политическая жизнь в османском Египте со второй половины 17 в. и до 30-х годов 18 в. характеризуется постоянной борьбой между мамлюкскими «домами» Факария и Касымия. К концу первой трети 18 в. изнурённые почти столетним противостоянием «дома» Факария и Касымия ослабили друг друга настолько, что открыли путь к власти более мелким мамлюкским «домам», не имевшим в других условиях шансов на победу.
Формирование бейликата, значительное укрепление власти мамлюков в Египте и выдвижение на лидирующие позиции «дома» Каздугли – военно-политического объединения, не имевшего достойных конкурентов ни в османской, ни в мамлюкской среде, создавало предпосылки для объединения Египта под властью сильного и независимого от Высокой Порты правителя. Правление Али-бея было кульминацией мамлюкского политического режима, который, используя механизм бейликата, установил в стране режим единоличной диктатуры с опорой на военно-административные методы управления. Утверждение мамлюков в качестве верховной военной, политической и экономической силы в Египте свидетельствовало о наступившем изменении баланса социальных сил в пользу местного населения и ослабления всех форм зависимости от Османской империи.
1. Абд ар-Рахман ал-Джабарти. Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий: в 3 т./ Абд ар-Рахман ал-Джабарти; пер. с араб., предисл. и примеч. Х.И. Кильберг.- М.: Наука, 1978. – Т.2. Египет в канун экспедиции Бонапарта (1776-1798). – 496с.
2. Ацамба, Ф.М. Религия и власть: ислам в Османском Египте (XVIII- первая четверть XIX)./ Ф.М. Ацамба, С.А. Кириллина. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1996. – 160с.
3. Илюшина, М.Ю. Мамлюкский политический режим в Египте в XVIII веке (1711-1798 гг.) : основные направлении внутренней и внешней политики: автореферат / М.Ю. Илюшина.- [ Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://konf.x-pdf.ru/18politologiya/296531-1.
4. Ал-Маллавани Йусуф аш-шахир би Ибн ал-Вакил. Туфхат ал-ахбаб би ман малака Миср мин ал-мулук ва-н-нувваб (Подарок друзьям [со сведениями] о тех, кто правил Египтом из царей и наместников). Тахкик ад-дуктур Абд ар-Рахим Абд ар-Рахман Абд ар-Рахим: Наср, 1998.
5. Куделин, А.А. Организация власти в Османском Египте: механизм взаимодействия внутри треугольника «Мамлюки-Оджаки-Османская администрация» (XVI - середина XVIII в.) /А.А. Куделин //Вестник Московского ун-та. – Сер. 13. Востоковедение. – 2009. – №2. – С. 21-37.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-vlasti-v-osmanskom-egipte-mehanizm-vzaimodeystviya-vnutri-treugolnika-mamlyuki-odzhaki-osmanskaya-administratsiya-xvi.
6. Куделин, А.А. Борьба за власть в османском Египте начала XVIII в. в отражении арабо-османских хроник: / А.А. Куделин. –[Электронный ресурс]. -Режим доступа:https:https://cyberleninka.ru/article/n/borba-za-vlast-v-osmanskom-egipte-nachala-xviii-v-v-otrazhenii-arabo-osmanskih-hronik.
7. Куделин, А.А. Взаимодействие центра и периферии. Порта и египетский пашалык (XVI-XVIII вв.) А.А. Куделин //Взаимодействие мировых цивилизаций: история и современность: сборник статей участников 9 Московской науч. конференции, 23 мая 2008 г. – М.: РУДН, 2008. – С. 110-128.
8. Гарри, А. История Египта/А. Гарри. – [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://history.wikireading.ru/239419.
9. История Востока: в 6 т. - М. - Восточная литература. – 2000. -Т. 3. Восток на рубеже Средневековья и Нового времени XVI-XVIII вв.– 696с.
10. Всемирная история: в 6-ти т. – М.: Наука, 2013.- Т.4. Мир в XVIII веке – 254с.
11. Гринин, Л.В. Политические процессы в Османском Египте XVI-XVIII вв. и теория развития государства /Л.В. Гринин.- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/.
12. Илюшина, М.Ю. Политический кризис в Египте в начале XVIII в. между мамлюкскими «Домами» Факария и Касимия в Египте / М.Ю. Илюшина //Вестник С.-Петерб. ун-та - Сер. 9. – 2008. – Вып. 4 (ч.1.) - С. 112-123.
13. Смирнов, В.Е. Роль военной организации в формировании и развитии социально-политической структуры османского Египта:XVI-XVIIIвв. :автореферат /В.Е. Смирнов.- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004252301.pdf.
14. Кобищанов, Т.Ю. Русские мамлюки в Османском Египте / Т.Ю. Кобищанов // Вестник Московского ун-та. – Сер. 13. Востоковедение. – 2008. – №2. – С.47-59.
15. Хотко С.Х. Черкесские мамлюки/ С.Х. Хотко. – Майкоп: Адыгейское респ. кн. изд.,1993.-[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://apsnyteka.org/1622-khotko_s_tcherkesskie_mamliuki.html.
16. Зеленев, Е.И. Государственное управление Египтом и Сирией в османский период в XVI -начале XX в.: принципы и основные тенденции: автореферат /Е.И. Зеленев. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/.
17. Ацамба, Ф.М. Система административного управления Египетской провинции Османской империи (XVII-XVIIIвв.)./Ф.М. Ацамба. - [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://yandex.by/search/?clid=9582&text.
18. Зеленев, Е.И. Египет: Средние века. Новое время/ Е.И. Зеленин. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. – 340с.
19. Зеленев, Е.И. Мусульманский Египет: учеб. пособие / Е.И. Зеленев. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. – 370с.
20. Вольней К.Ф. Путешествие в Сирию, Египет в 1783, 1784 и 1785.(Volney C.-F. Voyage en Syrie et en Égypte, pendant les années 1783, 1784 et 1785. – 2 vol. – Paris, 1785, 1787.
21. Илюшина, М.Ю. Вакфы и вакуфная собственность в Египте второй половины XVIII в. по материалам Д. Креселиуса /М.Ю. Илюшина // Вестник С.-Петерб. ун-та. - Сер. 9. – 2008. – Вып. 3. Ч.1 – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/.
22. Куделин, А. А. Эволюция социально-политических институтов Османского Египта : XVII - первая половина XVIII в. : автореферат / Куделин А. А.- Москва, 2010.-[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/.
23. Куделин, А.А. Социально-политический облик улемов Египта XVII-XVIII./А.А. Куделин. -[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-politicheskiy-oblik-ulemov.
24. Кириллина, С.А. Ислам в Османской Египте в XVIII – первой трети XIX в.: социально-политические и идеологические функции: автореферат /С.А. Кириллина . – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/.
25. Абд ар-Рахман ал-Джабарти. Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий: в 3 т. / Абд ар-Рахман ал-Джабарти; пер. с араб., предисл. и примеч. Х.И. Кильберг.- М.: Наука, 1962. – Т.1.Египет в период экспедиции Бонапарта (1798-1801). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://na5ballov.pro/lib/azia/4001-al-dzhabarti-abd-ar-rahman-egipet-v-period-ekspedicii-bonaparta-1798-1801.html.
26. Мейер, М.С. Османская империя в XVIII веке. Черты структурного кризиса /М.С. Мейер – М.: Наука, 1991, - 261с.
27. Губер, А.А. Новая история стран Азии и Африки: учебник / А.А. Губер, Г.Ф. Ким, А.Н. Хейфец. – М.: Наука, 1975. – 543с.
28. Ланда, Р.Г. История арабских стран: учебник /Р.Г. Ланда.-М.: Восточный институт, 2005. – 320с.
29. Новая история стран Азии и Африки XVI-XIX века: учебник: в 3-х ч. – М. – ВЛАДОС, 2004. – Ч. 3.– 511с.
30. Олдридж, Дж. Каир: биография города /Дж. Олдридж. – М.: Молодая гвардия, 1970. – 304с.
31. Илюшина, М.Ю. Письменные источники по изучению мамлюкского феномена в Египте в османский период (XVI-XVIII вв.) / М.Ю. Илюшина //Вестник С.-Петерб. ун-та. - Сер. 13. – 2009.- Вып. 1. – С. 76-93.
32. Аксенова, А.А. Французские и русские путешественники в Египте в конце XVIII- начале XIXв. / А.А. Аксенова –[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/.
33. Прусская, Е.А. Египет в сочинениях французских путешественников К.-Э.Савари и К.-Ф. Вольнея в конце XVIIIв. / Е.А. Прусская // Вопросы истории. -2012. - №1. – С.111-112.
34. Прусская Е. А.Образ Востока в представлениях французов накануне и во время экспедиции Бонапарта в Египет: автореферат /Е.А. Прусская.-[Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.dissercat.com/content/obraz-vostoka-v-predsta.
35. Прусская, Е.А. Французская экспедиция в Египет 1798-1801 гг.: взаимное восприятие двух цивилизаций. – М.: РОССПЭН, 2016. – 183с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/2017-01-023.
36. Нибур К. Описания путешествий в Аравию и окружающие страны (Reisebeschreibung nach Arabien und anderen umliegenden Landern). Vol. I-II. Copenhagen, 1774, 1778. 505 s. – [ Электронный ресурс].- Режим доступа:https://slovaronline.com/browse/8a2876c2-fbce-3d1d-95db-5e44d717b33d/.
37. Савари, К.- Э. Письма о Египте («Les lettres sur l'Egypte»). – 1 vol. – Paris, 1785–1786. – P. 11–12 [version électronique].
38. Странствования Василия Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747 гг. – СПб.: Православное палестинское общество, по подлинной рукописи под ред. Н. Барсукова. – Часть 1-2. 1885-1886. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty.