ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА СПЕЦИФИКУ ИХ ПОНИМАНИЯ
1.1 Проблема понимания речи
1.2 Основные факторы понимания речи
1.3 Особенности формирования умений и навыков понимания грамматической структуры предложений в младшем школьном возрасте
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЛИЯНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СООБЩЕНИЙ НА СПЕЦИФИКУ ИХ ПОНИМАНИЯ
2.1 Организация и проведение эксперимента
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Психолингвистические проблемы речевого развития вызывают большой интерес у исследователей в последние десятилетия. Изучение речевого развития человека необходимо для решения целого ряда теоретических и прикладных проблем лингвистики, психолингвистики и психологии, поэтому данное направление является одним из наиболее актуальных в психолингвистике.
Решение некоторых проблем развития языка связано с исследованием фундаментальных законов формирования личности, со знанием природы и основных законов человеческого мышления. Необходимость комплексного исследования процесса овладения языком продиктована внутренними потребностями развития лингвистической науки, поскольку анализ ранних форм лингвистической деятельности может дать ключ к решению многих вопросов, которые остаются открытыми при изучении явлений развитого языка.
Речное развитие личности определяется двумя моментами - комплексом «активных» речевых навыков, обеспечивающих формирование речи, в единстве с пассивными речевыми навыками, что означает умение воспринимать, понимать и воспроизводить речь [1].
Актуальность исследования определяется необходимостью формирования понимания речи в жизни детей. Понимание речи является одним из основополагающих направлений развития личности ребенка и формирование его социальной позиции в целом. Ребенка необходимо учить речевому пониманию по причине того, что взаимодействие между людьми невозможно без адекватного уровня понимания речи ребенком.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА СПЕЦИФИКУ ИХ ПОНИМАНИЯ
1.1 Проблема понимания речи
Восприятие речи является одним из сложных процессов речевой деятельности. Речевые звуки или знаки и их связи в этом случае не имеют второстепенной функции и не являются сигнальными системами. Восприятие речи является одним из сложных процессов речевой деятельности. Оно включает в себя восприятие звуковой композиции слова, грамматических форм, интонации и других средств языка, выражающих определенное содержание мысли [2].
Восприятие речи, по мнению А.Ю. Артемьевой начинается с идентификации звуков речи (фонем), что в значительной степени зависит от уровня развития фонематического слуха человека. Если человек не отличает похожие фонемы, например, твёрдые согласные звуки от мягких согласных, он не будет точно знать, о чём мы говорим (ср. слова «конь» и «лошадь», «мыло» и «мило»).
Различие между фонемами усложняется тем, что они меняются под влиянием соседних звуков (звук со словом «капитулировать» звучит иначе, чем со словом «становиться») и под влиянием акцента.
Поэтому очень важно уметь различать фонемы как в отдельном звуке, так и в комбинированном. Этот навык необходим как для устной, так и для письменной речи.
Восприятие речи также подразумевает умение отличать отдельные слова от потока речи. Пауза помогает поставить фразу на паузу. Однако при быстром темпе речевые паузы сокращаются, и слушатель выполняет разделение на ряд других отличительных признаков. При быстром темпе речи разделение фраз на отдельные слова иногда затруднено своеобразным слиянием фонем между двумя соседними словами, что приводит к образованию нового слова, а смысл фразы меняется.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЛИЯНИЯ ГРАМАТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СООБЩЕНИЙ НА СПЕЦИФИКУ ИХ ПОНИМАНИЯ
2.1 Организация и проведение эксперимента
Практическое значение данной работы заключается в установлении влияния грамматических особенностей сообщений на специфику их понимания. Целью данного исследования является определение влияния грамматических особенностей сообщений на специфику их понимания.
Гипотеза исследования: понимание сообщений зависит от грамматических особенностей сообщения и эмоционального отношения к конкретному тексту.
Для достижения поставленной цели нами были предложены испытуемым 2 текста. В первом, под названием «Секретик», текст был сухой и не были выделены эмоционально насыщенные конструкции. Во втором тексте были выявлены определенные эмоционально насыщенные конструкции.
Исследование проводилось в ГУО «Средняя школа № 52» г. Минска с учащимися первого и второго класса. В эксперименте приняли участие две девочки из первого класса, 2 мальчика и 3 девочки из второго класса. Возраст испытуемых составлял от 7 до 8 лет.
Для проведения исследования нами была проведена оценка воспринятого текста, а также качественный и количественный анализ смысловых единиц. Для данного исследования, нами были использованы 2 текста: сухой и обозначенный множеством художественных особенностей. Этапы исследования были прописаны выше.
В рамках данного исследования нами было определено как общая предрасположенность детей к восприятию определенного типа текста, а также гендерные особенности данного восприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что актуальность выбранной темы обусловлена тем, Актуальность исследования определяется необходимостью формирования понимания речи в жизни детей. Понимание речи является одним из основополагающих направлений развития личности ребенка и формирование его социальной позиции в целом. Ребенка необходимо учить речевому пониманию по причине того, что взаимодействие между людьми невозможно без адекватного уровня понимания речи ребенком.
Исследованиями в области изучения грамматических форм речи и особенностей их влияния на понимание сообщений, занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить таких как В.Н. Ярцева, В.П. Старинин, А.А. Реформатский, Ю.В. Рожденственский и т.д.
В ходе проведения экспериментального исследования нами были получены следующие результаты:
Текст «Враг», как насыщенный эмоциональными конструкциями, представляет собой наибольший интерес для восприятия данной категории детей. Мальчиками лучше воспринимаются сухие тексты, в то время как девочки более эмоционально воспринимают художественные тексты. Возраст также имеет большое значение, так как дети более старшего возраста показывают результаты лучше.
1. Антонов А.В. Наглядность и понимание текстовой информации. В кн.: Текст: восприятие и обработка. / А.В. Антонов. – М.: Академия, 2016. – С. 3-7.
2. Апухтин В.Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста. Автореферат дис. канд. филол. наук. / В.Б. Апухтин. – М.: Академия, 2017. – 29 с.
3. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. / Е.Ю. Артемьева. – ГЛ.: Изд-во МГУ, 2010. – 127 с.
4. Ахманова О. С. Фонология, морфонология, морфология. / О.С. Ахманова. – М.: Академия, 2016. – 231 с.
5. Баранникова Л. И. Введение в языкознание. / Л.И. Баранникова. – Саратов: Университет, 2013. – 245 с.
6. Богатырева A.T. Возрастные особенности понимания и употребления слов детьми 3-5 лет. Автореферат дисс. канд. психол. наук. / А.Т. Богатырева. – М.: Академия, 2010. – 21 с.
7. Бондарко А. А. Грамматическая категория и контекст. / А.А. Бондарко. – Л.: Университет, 2011. – 224 с.
8. Бондарко. А.В. Грамматическое значение и смысл. / А.В. Бондарко. – Л.: Наука, 2008. – 175 с.
9. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 2012. – 423 с.
10. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. / Н.И. Жинкин. – М.: Наука, 2012. – 157 с.
11. Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения. / И.А. Зимняя. – М.: Академия, 2013. – 356 с.
12. Зимняя И.А. Предметный анализ текста как продукта говорения. В кн.: Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). / И.А. Зимняя. – М.: Наука, 2016. – С. 57-64.
13. Каплан Л.И. Психологический анализ понимания научного текста. / Л.И. Каплан. – М.: Академия, 2013. – С.12
14. Корнилов Ю.К. Психологические проблемы понимания. / Ю.К. Корнилов. –Ярославль, 2009. – 80 с.
15. Кочергина В.А., Введение в языковедение. Основы фонетики-фонологии. Грамматика: Учебн. пособие. - 2-е изд., перераб. / В.А. Кочергина. – М.: Изд-во МГУ, 2011. – 245 с.
16. Общее языкознание. Внутренняя структура языка. / А.М. Тимофеев. – М.: Академия, 2012. – 256 с.
17. Общее языкознание. Методы лингвистических исследований. / В.А. Кочергина. – М.: Университет, 2013. – 278 с.
18. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. / А.М. Пешковский. – М.: Академия, 2018. – 278 с.
19. Пешковскии А. М. Интонация и грамматика / А. М. Щешковский Избранные труды. – М.: Форум, 2009. – 278 с.
20. Реформатский А. А. Агглютинация и фузия как две тенденции грамматического строения слова // Морфологическая типология и проблема классификации языков. Сб. статей. – М.: Мысль, 2016. – 123 с.
21. Реформатский А. А. Введение в языковедение. / А.А. Реформатский. – М.: Академия, 2017. – 239 с.
22. Рождественский Ю. В. Понятие формы слова в истории грамматики китайского языка. / Ю.В. Рождественский – М.: Академия, 2008. – 369 с.
23. Старинин В. П. Структура семитского слова. Прерывистые морфемы. / В.П. Старинин. – М.: Академия, 2013. – 223 с.
24. Ярцева В. Н. Взаимоотношение грамматики и лексики в системе языка// Исследования по общей теории грамматики. Сб. статей. / В.Н. Ярцева. – М.: Академия, 2018. – 228 с.
25. Ярцева В. Н. О взаимосвязи элементов языковой системы // Единицы разных уровней грамматического строя языка и их взаимодействие. Сб. статей. / В.Н. Ярцева. – М.: Академия, 2010. – 278 с.