ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СЛУЖЕБНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
1.1 Понятие и характеристики служебного коллектива
1.2 Сущность социально-психологического климата
1.3 Факторы социально-психологического климата
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СЛУЖЕБНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
2.1 Организация и проведение исследования
2.2 Анализ полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы обусловлена запросами практики, отражающие усиливающуюся тенденцию в настоящее время к смещению акцентов на психологический фон и межличностные отношения в профессиональной деятельности. Сегодня особое значение приобретают проблемы эффективности деятельности различных учреждений, функционирования внутри коллектива благоприятного социально-психологического климата.
Важность изучения особенностей социально-психологического климата в трудовом коллективе связана с тем, что ему принадлежит значительная роль в формировании и развитии трудового коллектива, повышении его сплоченности. Социально-психологический климат выступает также в качестве основного показателям эффективности работы трудового коллектива, продуктивности профессиональной деятельности.
Благоприятная атмосфера в трудовом коллективе не только оказывает положительное влияние на результаты его совместной целенаправленной деятельности, но и способствует развитию личностного потенциала каждого сотрудника, состояния у них удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Социально-психологический климат способствует повышению мотивации персонала, удовлетворенности трудом, готовности к сотрудничеству с руководством, заинтересованности в достижении высоких результатов труда и приверженности целям и ценностям организации.
Важнейшим фактором, воздействующим на социально-психологический климат служебного коллектива, является совокупность индивидуально- психологических и характерологических особенностей каждого из его членов. Это интересы и стремления, черты характера и свойства нервной системы, настроение, установки на сотрудничество и дружелюбие, трудовая активность, психологическая совместимость.
Сквозь призму этих личностных особенностей человека преломляются все влияния на него как производственного, так и непроизводственного характера. Отношения человека к данным влияниям, выражаемые в его личных мнениях и настроениях, а также в поведении, представляют собой его индивидуальный вклад в формирование социально-психологического климата коллектива.
В связи с вышеизложенным, актуальным становится изучение особенностей социально-психологического климата в служебном коллективе.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СЛУЖЕБНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
1.1 Понятие и характеристики служебного коллектива
В процессе совместного труда люди прямо или косвенно связаны между собой, вступают в определенные отношения, объединяются в группы, образующие коллектив. Под коллективом понимается группа людей, объединенная общими целями и сходными мотивами совместной деятельности, которые находятся в рамках общественно значимых, профессиональных интересов [3, с. 126].
По определению А.Г. Андреевой, коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности вместе с развитием коллектива [1, с. 152]. Согласно А.В. Петровскому, коллектив представляет собой группу, в которой межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности [16, с. 51].
А.В. Петровский рассматривал коллектив как совокупность трех слов: первый слой представлен непосредственными контактами между людьми, основанными на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; на втором слое такие отношения опосредуются характером совместной деятельности; третий слой предполагает развитие отношений, которые основываются на принятии всеми членами группы единых целей групповой совместной деятельности. Этот слой представляет собой высший уровень развития группы, которая можно назвать коллективом [16, с. 90].
По мнению А.Л. Журавлева, служебный коллектив характеризуется следующими чертами:
– совместная деятельность;
– общая направленность на социально значимые и личностно важные цели;
– взаимосвязанность и взаимозависимость членов группы;
– активность как способность выступать единым целым по отношению к другим социальным объектам или по отношение к себе самой;
– высокая сплоченность и благоприятные дружеские отношения между членами коллектива;
Выводы
Теоретический анализ литературы позволяет сделать следующие выводы:
1. Служебный коллектив – это малая группа, предполагающая особые межличностные отношения между ее членами, обусловленные общей значимой целью и совместной деятельностью. Коллектив характеризуется такими чертами как взаимосвязанность и взаимозависимость членов группы; активность как способность выступать единым целым по отношению к другим социальным объектам или по отношение к себе самой; способность группы к саморефлексии. Основными социально-психологическими характеристиками коллектива являются: ценностно-ориентационное единство, интегрированность, структурированность, организованность, мотивированность, сработанность, сплоченность, групповая самоидентичность.
2. Социально-психологический климат коллектива можно рассматривать в качестве: совокупности социально-психологических характеристик коллектива; преобладающего устойчивого психологического настрой коллектива; характера взаимоотношений в коллективе; интегральной характеристики состояния коллектива. Социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических ресурсов. Социально-психологический климат группы может быть доброжелательным и недоброжелательным, устойчивым и менее устойчивым, положительным и отрицательным, здоровым и нездоровым.
3. На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды. Факторы макросреды (глобальной и локальной) являются тем общественным фоном, на котором выстраиваются и развиваются отношения между членами коллектива. Факторы микросреды представляют собой поле повседневной деятельности людей, материальное и духовное окружение личности в ближайшем окружении, семейной и профессиональной сферах, организации. Факторы социально-психологического климата могут быть объективными и субъективными. Важнейшим психологическим фактором, воздействующим на климат коллектива, является совокупность индивидуально-психологических особенностей ее членов.
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СЛУЖЕБНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
2.1 Организация и проведение исследования
База и выборка исследования: исследование проходило на базе ЧТУП «ЗападХимТорг». Всего в исследовании приняли участие 20 сотрудников организации. Возраст испытуемых составляет от 25 до 40 лет.
Цель исследования: выявить особенности социально-психологического климата в служебном коллективе.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки;
2) исследование социально-психологического климата в служебном коллективе посредством тестирования;
3) обработка данных, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Для достижения цели были поставлены следующие эмпирические задачи:
1. Выявить уровень и характеристики психологического климата в служебном коллективе.
2. Определить характерологические особенности сотрудников организации.
3. Выявить взаимосвязь между характеристиками социально-психологического климата и типом темперамента у сотрудников организации.
Гипотеза исследования: существует связь между характеристиками социально-психологического климата и типом темперамента у сотрудников организации.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Для достижения цели были подобраны следующие методики:
1. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидлера.
Назначение методики: выявление уровня и особенностей психологического климата в коллективе сотрудников. В основе лежит метод семантического дифференциала. Испытуемым предлагается оценить в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного теоретического и эмпирического исследования особенностей социально-психологического климата в служебном коллективе можно сделать следующие выводы:
1. Служебный коллектив – это малая группа, предполагающая особые межличностные отношения между ее членами, обусловленные общей значимой целью и совместной деятельностью. Коллектив характеризуется такими чертами как взаимосвязанность и взаимозависимость членов группы; активность как способность выступать единым целым по отношению к другим социальным объектам или по отношение к себе самой; способность группы к саморефлексии. Основными социально-психологическими характеристиками коллектива являются: ценностно-ориентационное единство, интегрированность, структурированность, организованность, мотивированность, сработанность, сплоченность, групповая самоидентичность.
2. Социально-психологический климат коллектива можно рассматривать в качестве: совокупности социально-психологических характеристик коллектива; преобладающего устойчивого психологического настрой коллектива; характера взаимоотношений в коллективе; интегральной характеристики состояния коллектива. Социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических ресурсов. Социально-психологический климат группы может быть доброжелательным и недоброжелательным, устойчивым и менее устойчивым, положительным и отрицательным, здоровым и нездоровым. На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды. Факторы макросреды (глобальной и локальной) являются тем общественным фоном, на котором выстраиваются и развиваются отношения между членами коллектива. Факторы микросреды представляют собой поле повседневной деятельности людей, материальное и духовное окружение личности в ближайшем окружении, семейной и профессиональной сферах, организации. Факторы социально-психологического климата могут быть объективными и субъективными. Важнейшим психологическим фактором, воздействующим на климат коллектива, является совокупность индивидуально-психологических особенностей ее членов.
1. Андреева, Г.М Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 384 с.
2. Банайтис, Н.Г. Исследование социально-психологического климата трудового коллектива / Н.Г. Банайтис // Таврический научный обозреватель. – 2015. – № 4. – С. 14-19.
3. Бороздина, Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. – М.: ИПФРА-М, 2006. – 224 с.
4. Будаева, Э.В. Влияние социально-психологического климата на межличностные отношения в трудовом коллективе / Э.В. Будаева // Вестник Бурятского гос. ун-та. – 2015. – № 1. – С. 92-94.
5. Волгач, Г.А. Анализ психологии коллектива как целостного субъекта в контексте становления групповой самоидентичности / Г.А. Волгач // Современная наука: проблемы и перспективы развития. – 2017. – № 1. – С. 68-73.
6. Галеева, Л.В. Факторы, определяющие социально-психологический климат / Л.В. Галеева // Вестник Совета молодых ученых Челябиснкой области. – 2016. – № 1. – С. 36-42
7. Ермолаева, Е.В. Благоприятный социально-психологический климат в коллективе как условие эффективной работы / Е.В. Ермолаева, Л.А. Павлова // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2015. – № 3. – С. 50–52.
8. Журавлев, А.Л. Психология совместной деятельности / А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – 640 с.
9. Зародина, В.В. Социально-психологический климат в организации и его влияние на эффективность профессиональной деятельности / В.В. Зародина // Молодой ученый. – 2017. – № 2. – С. 696-698.
10. Зарубина, Е.В. Морально-психологический климат как элемент организационной культуры / Е.В. Зарубина// Аграрное образование и наука. – 2017. – № 1. – С. 10-12.
11. Коломинский, Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. – М.: Изд-во: АСТ, 2010. – 448 с.
12. Короткина, Е.Д. Сравнительный анализ социально-психологических характеристик коллектива и команды / Е.Д. Короткина // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. – 2009. – Вып. 2 . – С. 213-219.
13. Кричевский, Р.Л. Социальная психология малой группы / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 318 с.
14. Немцова, Е.С. Взаимосвязь социально-психологического климата и работоспособности коллектива / Е.С. Немцова // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 2. – С. 21-25.
15. Никитин, Б.Р. Психология трудового коллектива / Б.Р. Никитин // Вклад молодой науки в национальную экономику России: материалы междунар. научно-практ. конференции (г. Самара, 2014 г.). – Самара, 2014. – С. 141-144.
16. Петровский, А.В. Сплоченность как ценностно-ориентационное единство / А.В. Петровский, В.В. Шпалинский. – М.: Просвещение, 1990. – 373 с.
17. Попова, Л.Г. Влияние социально-психологического климата на деятельность организации / Л.Г. Попова, Н.А. Захаревич // Век качества. – 2017. – № 1. – С. 110-121.
18. Почебут, Л.Г. Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. – СПБ: Речь, 2000. – 452 с.
19. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология / А.Л. Свенцицкий – М.: Изд-во Проспект, 2004. – 336 с.
20. Сидоренко, А.В. Групповая сплоченность как фактор повышения эффективности деятельности коллектива / А.В. Сидоренко, Е.И. Старкова, Е.А. Антошкина // Концепт. – 2017. – Т. 39. – С. 111-115.
21. Уварова, М.В. Исторический аспект формирования понятия «коллектив» в педагогике и социальной психологии / М.В. Уварова // Альманах современной науки и образования. – 2008. – № 10-2. – С. 177-180.
22. Чегринцова, С.В. Влияние социально-психологического климата на производительность труда работников / С.В. Чегринцова // Экономика, социология и право. – 2015. – № 1. – С. 165-167.
23. Черепкова, Н.В. Социально-психологический климат как неотъемлемая часть трудового процесса в коллективе / Н.В. Черепкова, С.А. Чугункин // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2011. – № 1. – Т. 1. – С. 45-48.
24. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство / Э. Шейн. – СПб.: Питер, 2002. – 336 с.
25. Шепель В.М. Эффективный менеджмент: мыслить по-русски / В.М. Шепель. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 384 с.