ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «социальные переживания» в психолого-педагогической литературе
1.2 Формирование социальных переживаний у детей дошкольного возраста в норме
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Особенности социальных переживаний у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
2.2 Дидактические игры и упражнения для развития социальных переживаний у детей дошкольного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время взрослые все больше занимаются физическим и познавательным развитием детей. И довольно часто упускают сензитивность дошкольного возраста в эмоциональном развитии детей, которое тесно связано с личностным развитием ребенка, его психологическим благополучием и успехом в социуме.
Данный вопрос становится все более актуальным в связи с увеличением интереса к практическому интеллекту, который включает в себя социальный и эмоциональный интеллект. Ученые пришли к выводу, что человек с развитым эмоциональным и социальным интеллектом более успешен в общении, что влияет на успехи в игровой деятельности, в учебе, профессии. Следствием недостатков развития социальных переживаний в дошкольном возрасте могут стать затруднения в распознавании и описывании собственных социальных переживаний и социальных переживаний окружающих их людей, трудности выражения социальных переживаний социально приемлемым способом. Все эти факторы могут вызывать конфликтные ситуации внутри детской группы, внутриличностные проблемы, которые выражаются в тревожности, гиперреактивности, застенчивости, агрессивности, замкнутости и т.д., что в целом затрудняет социализацию как в дошкольном возраст, так и на более поздних этапах развития.
Формирование социальных переживаний у детей с интеллектуальной недостаточностью является одной из актуальных проблем в педагогике и психологии. Социальные переживания являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка.
Проблема развития социальных переживаний, их роли в возникновении мотивов, как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее сложных проблем, поскольку дает представление об общих закономерностях развития психики детей. Педагогическое значение правильного понимания этой проблемы состоит в том, что социальные переживания играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения деятельностью.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «социальные переживания» в психолого-педагогической литературе
Прежде чем перейти к рассмотрению понятия «социальные переживания», представим специфику понятия «переживания».
Переживание является традиционным понятием, выражающим психические явления человека, а всякое психическое явление представлены чувствами, волей, памятью, мышлением, представлениями, и конечно, тем, что оно непосредственно испытывается субъектом, дано ему, что и обуславливает понятие переживание [5].
Следовательно, переживание в психологии понимается как непосредственная внутренняя субъективная данность психического явления в отличие от его содержания психических процессов.
В исследованиях М.А. Галагузовой переживаниям человека уделялось огромное значение, именно им был введен термин «значащих переживаний», а также попытка представить их как «преимущественный предмет психологии» [13].
Главное в работах Ф. В. Бассина заключается, в наметившемся, хотя явно не сформулированном переводе к «экономической» точке зрения на переживание, к усмотрению за поверхностью феноменально ощущаемого потока переживания проделываемой им работы, производящей реальные и жизненно важные, значимые изменения сознания человека. Если бы такой переход удалось проделать строго и систематически, мы бы имели единую теорию переживания, объединяющую переживание-созерцание и переживание-деятельность в едином представлении [31].
Переживания рассматриваются как невозможность создания ситуации для удовлетворения жизненных необходимостей человека.
Переживание - это преодоление определенного барьера в процессе восстановительной работы жизненных позиций.
Переживания рассматриваются как деятельность, в процессе которой происходит соотношение субъекта с миром и решающим его реальные жизненные проблемы [34].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Особенности социальных переживаний у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Эмоциональное развитие ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями имеет свои характерные особенности. Проявление социальных переживаний зависит от возраста ребенка, глубины и качественной уникальности структуры расстройства и, конечно же, от социальной среды, в которой он развивается [19].
Дети дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью реагируют на похвалу, одобрение, порицание. Они отличают нежные и недовольные интонации. Они не выражают свои социальные переживания устно, но показывают свое отношение к человеку, касаясь, улыбаясь и глядя на его лицо. В то же время некоторые дети произносят отдельные звуковые комбинации, или простые слова (мама, ляля, любу), которые не всегда звучат правильно. Дети с явным удовольствием играют в примитивные игры со взрослыми, сопровождая их в определенной степени звукоподражанием или «детскими» словами.
Старшие дошкольники с интеллектуальной недостаточностью более адекватно понимают свое окружение. Они лучше, чем дети младшего возраста, они говорят на языке и выражают свои социальные переживания не только с помощью криков или поведения, но также и говорят, что им нравится или не нравится. Они пытаются в устной форме объяснить, что им нужна та или иная игрушка, привлекательная для них. Эти дети любят слушать выразительно читаемые эмоционально окрашенные простые тексты, доступные для их понимания. Выражения лица, жесты и словесные реакции выражают сочувствие хорошим героям и негативное отношение к плохим. В ситуации, которая им понятна, дошкольники способны сопереживать, эмоционально реагировать на обстоятельства, в которых оказывается другой человек. Как правило, дети с ограниченными интеллектуальными возможностями проявляют ярко выраженное позитивное отношение к своим близким. Они любят своих родителей и опекунов и обнаруживают это очевидно [19]. В процессе наблюдения за детьми становится все более очевидным сохранение социальных переживаний этих детей по сравнению с интеллектуальной. В этом случае незрелость личности ребенка с нарушениями интеллекта, прежде всего в связи с особенностями развития его потребностей и интеллекта, проявляется в большом количестве характеристик его социальных переживаний. Во-первых, чувства ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями недостаточно дифференцированы. Во-вторых, чувства часто неадекватны, несоразмерны влиянию внешнего мира в их динамике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной психологии понятие «социальные переживания» рассматривается как многогранное образование, включающее собственно социальные переживания, эмоциональный тон, социальные переживания, эмоциональные свойства личности. В эмоциональной сфере принято выделять пять основных групп социальных переживаний: собственно социальные переживания, чувства, аффекты, настроения и стресс. Социальные переживания представляют собой длительные состояния, которые характеризуются отчетливо выраженным ситуационным характером, выражая оценочное личностное отношение к актуальным или будущим ситуациям, к собственной деятельности. Социальные переживания выполняют оценивающую, побудительную и регулятивную функции. Социальные переживания зависят от качества и интенсивности актуальной потребности индивидом и оценки, которую он дает возможности ее удовлетворения. Субъективное переживание социальных переживаний предполагает их осознание, которое помогает установить определенную степень контроля над эмоциональным процессом.
Социальные переживания появляются у человека до его рождения. К.В. Шулейкина обнаружила, что эмоциональные реакции удовольствия и неудовольствия наблюдаются уже у пяти-шестимесячного плода. К. Изард, Ю.А. Макаренко и другие психологи обнаружили, что в ходе онтогенеза развитие основных эмоций, а также знаний о них формируется с предубеждением по сравнению со вторичными эмоциями. Даже дети двух-трех лет не только понимают состояние страха и радости, но и могут произвольно воспроизводить их. С возрастом развиваются положительные эмоции. Момент удовольствия в детских играх смещается по мере развития ребенка: удовольствие ребенка возникает в момент получения желаемого результата. На следующем этапе развития удовольствие дает не только результат, но и сам процесс игры. На третьем этапе дети старшего возраста испытывают ожидание удовольствия в начале игровой деятельности.
1 Андреева, И.Н. Азбука эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. – 288 с.
2 Анохин, П.К. Эмоции / П.К. Анохин. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 288 с.
3 Балуева, О.В. Значение телесных ощущений для понимания собственных эмоций / О.В. Балуева, Ю.Е. Кравченко, С.И. Карташов // Культурно-историческая психология. – 2015. – Т. 11, № 2. – С. 28–37.
4 Барсукова, Ж.А. Общая психология. Эмоции и мотивация / Ж.А. Барсукова. – Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2017. – 136 с.
5 Божович, Л.И. Социальное развитие личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Хрестоматия по социальной педагогике. – Мозырь: «Белый ветер», 1998. – С. 87-92.
6 Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – М.: Смысл, 2004. – 544 с.
7 Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав. - М., 1990.- 144 c.
8 Будина, И.А. Подходы к изучению эмоциональных особенностей в отечественной и зарубежной литературе / И.А. Будина // Научный альманах. – 2016. – № 10. – С. 448–451.
9 Вайнштейн, Л.А. Общая психология / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов. – Минск: Современная школа, 2009. – 512 с.
10 Васильев, И.А. Место и роль эмоций в психологической системе / И.А. Васильев // Вестник Московского ун-та. – 2008. – № 2. – С. 113–116.
11 Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 220 с.
12 Винникотт, Д.В. Семья и развитие личности / Д.В. Винникотт. - Екатеринбург: «ЛИТУР», 2004. – 400 с.
13 Галагузова, М.А. Социальная педагогика / М.А. Галагузова. Курс лекций. - М., ВЛАДОС, 2000.- 416 с.
14 Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. - М., 1987. – 175 с.
15 Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика / С.Ю. Головин. - Мн.: Харвест, 2003. - 976 с.
16 Иванов, В.Н. Социальные технологии в современном мире. - М., 1997.- 196 с.
17 Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб.: Питер, 2002. – 521 с.
18 Ильин, Е.Л. Эмоции и чувства / Е.Л. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
19 Калмыкова, Е. А. Психология лиц с умственной отсталостью: Учебно-методическое пособие / Е. А. Калмыкова. – Курск : Курск. гос. ун-т, 2007. – 121 с.
20 Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев // Психология эмоций. - М.: Московский университет, 1993. – С. 56-64.
21 Лупиногина, Е.Н. Эмоциональная сфера личности как предмет психолого-педагогического исследования / Е.Н. Лупиногина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2009. – № 5. – С. 23–28.
22 Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями: книга для родителей / А. Р. Маллер. - М. : Педагогика-Пресс, 1996. – 76 с.
23 Немов, Р.С. Основы психологического консультирования / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 395 с.
24 Первичко, Е.И. Стратегии регуляции эмоций: процессуальная модель Дж. Гросса и культурно-деятельностный подход / Е.И. Первичко // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4. – С. 13–22.
25 Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер. с польского В.К. Вилюнаса. – М.: Смысл, 2002. – 394 с.
26 Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
27 Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дефектология» / С. Я. Рубинштейн. – М. : Просвещение, 1986. – 192 с.
28 Саенко, Ю.В. Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями / Ю.В. Саенко. – СПб.: Речь, 2010. – 238 с.
29 Сытько, М. В. Эмоциональная привязанность в структуре значимых отношений личности / М.В. Сытько // Молодой ученый. - 2011. - №. 11. - С. 119—122.
30 Телицына, Е.Л. О понятиях «эмоция» и «чувства» в научной литературе / Е.Л. Телицына // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-3. – С. 445–446.
31 Технология социальной работы. Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. Зайнышева И.Г.- М., 2002.-240 с.
32 Торопова, И.В. Феноменология эмоций / И.В. Торопова // Общество и право. – 2006. – № 4 (14). – С. 91–92.
33 Хвойницкая В.Ч. Развитие социальных переживаний у детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста / В.Ч. Хвойницкая, В.Л. Тучковская // Вестник МГИРО. – 2017. – №2 (30). – С. 90-96.
34 Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада / А.В. Запорожец и др., под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
35 Юсупов, П.Р. Психология мотивации и эмоций в норме и патологии: учеб. пособие / П.Р. Юсупов. – Барнаул : АлтГУ, 2017. – 452 с.